Брюшные дыхания (цигун)

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1673 (+1682/−9)
Сообщения: 3922
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 30 марта 2023, 7:55

Цигун – одна из самых известных во всём мире Даосских практик. Как и в любой другой восточной практике дыхание в Цигун – основа всех основ. Именно посредством дыхания практики управляют потоками энергии Ци.
Цигун насчитывает несколько десятков дыхательных упражнений, каждое из которых создаёт определённую циркуляцию Ци в организме. Даосские практики дыхания называются Туна (выплёвывание мутного, набирание чистого). Один из ключевых типов дыхания в Цигун – это брюшное дыхание или дыхание животом.

Первый тип брюшного дыхания – естественное брюшное дыхание (прямое или обратное). Тип дыхания животом, в процессе которого нет необходимости концентрировать внимание на движении энергии Ци. Этот тип дыхания используют на начальных стадиях упражнений, чтобы расслабиться и войти в состояние покоя ума. Даже опытные практики начинают свою тренировку с вводного цикла естественного брюшного дыхания.

Второй тип брюшного дыхания – глубокое брюшное дыхание. Этот тип дыхания животом выполняется постепенно, по мере углубления и замедления естественного брюшного дыхания. При этом обязательно нужно помнить о принципах продвижения энергии Ци по всему организму – делать это нужно посредством собственной воли и контролируемого выброса силы, когда это необходимо.

Дыхание в Цигун в основном осуществляется при помощи движений живота – втягивания либо выпячивания. Каждый из двух типов брюшного дыхания можно разделить на два вида – прямое брюшное дыхание (Шунь Фу Хуси) и обратное брюшное дыхание (Ни Фу Хуси).

Прямое брюшное дыхание – наиболее распространённый вид дыхания в Цигун. При таком дыхании за счёт опускания диафрагмы на вдохе живот выпячивается вперёд, создавая вакуум в лёгких и увеличивая объём вдыхаемого воздуха. На выдохе диафрагма поднимается, а живот подтягивается внутрь к позвоночнику.
Обратное брюшное дыхание по технике выполнения прямо противоположно прямому брюшному дыханию. При вдохе брюшная стенка подтягивается к позвоночнику, напрягая мышцы живота, с выдохом передняя брюшная стенка выпячивается вперёд, а диафрагма опускается.
Этот вид дыхания очень важен с точки зрения движения энергии Ци, поскольку, втягивая живот на выдохе, практикующий вынуждает Ци совершить кругооборот по каналам Цзинь Ло (система каналов которые обеспечивают циркуляцию Ци в организме человека).

Чаще всего обратное дыхание используют в комплексах «Небесного круговорота» и в старых школах Тайцзицюань (вид Ушу)

!!! Нельзя выполнять брюшное дыхание в течение 1-2 часов после еды.

Техника выполнения:

1. Встаньте прямо, положите обе руки на живот (средний Даньтянь), одна на другую. Мужчины кладут правую руку на левую, женщины — левую на правую.
2. Сделайте медленный выдох и немного согните ноги в коленях так, чтобы колени оказались над пальцами ног.
3. Одновременно с выдохом перемещайте кончик языка от задней поверхности зубов верхней челюсти к задней поверхности зубов нижней челюсти.
4. Так же на выдохе нажмите руками на Даньтянь, помогая диафрагме подниматься, а животу проваливаться внутрь.
5. После выдоха кратко задержите дыхание.
6. После задержки сделайте вдох носом, поднимая язык к верхнему ряду зубов и раздувая живот. В конце вдоха выпрямите ноги, но не напрягайте их.

Это один дыхательный цикл. Перед началом любого комплекса Цигун выполняют три таких дыхательных цикла.
Так же это дыхательное упражнение можно практиковать и без дальнейшего выполнения упражнений из Цигун, например, когда вы устали или у вас сбилось дыхание во время физической работы, а также рано утром или перед сном. В этом случае его повторяют 10-16 раз. Считается, что такое дыхание активирует каналы Цзинь Ло и разогревает область среднего и нижнего Даньтянь.

Дополнительные техники дыхания животом в цигун

Тунби Хусифа – дыхание с задержками
Задержки дыхания выполняются как при прямом, так и при обратном дыхании животом. Задержки могут быть весьма продолжительными и достигать нескольких минут. Различные способы задержек дыхания в процессе дыхания животом используют во время медитации и при выполнении комплексов упражнений для нормализации обмена веществ.

Биху Поуси – вдох носом, выдох носом
Такой тип дыхания так же применяется как при прямом, так и при обратном дыхании. Его используют для лечения дыхательных путей.

Дыхание малого Небесного круговорота
Малый Небесный круговорот предполагает мысленную концентрацию внимания на прохождении Ци по малому Небесному кругу. Движение энергии Ци начинается в точке промежности, затем внимание и энергия Ци идут вверх по спине от позвоночника до макушки, а после опускается от макушки вниз посередине лба, носу, подбородку, горлу, груди, животу, возвращаясь в точку промежности. Этот тип дыхания является основным типом дыхания в практике статичных позиций высшей сложности. Также его используют для лечения нервной системы.

Латентное дыхание Цянь Хусифа
Этот тип дыхания возникаем сам после практики брюшного дыхания. После выполнения прямого или обратного брюшного дыхания дыхание замедляется и утончается, становится нитевидным. Со стороны может казаться, что человек перестал дышать. Такое дыхание используют в стрессовой ситуации для стабилизации психики и обновления физических и психических сил, поскольку во время такого дыхания организм отдыхает лучше всего.

Истинное дыхание Чжэньсифа
Истинное дыхание – цель всех даосских дыхательных систем Туна. Даосы говорят: «когда прекращается обыденное дыхание, начинается истинное дыхание».
По сути это дыхание является продолжением латентного дыхания на более высоком уровне практики. В процессе истинного дыхания количество дыхательных циклов значительно уменьшается. Японские учёные доказали, что истинное дыхание соответствует древнему эмбриональному дыханию из системы Даоинь, когда дыхание обычным способом совсем прекращается.

«Овладевший эмбриональным дыханием может дышать, не пользуясь ни ртом, ни носом, подобно человеку, находящемуся в утробе матери». Гэ Хун (китайский даосский учёный и алхимик, знаменитый своими энциклопедическими трактатами, 283-343 гг).

Добавлено спустя 3 минуты 49 секунд:
Даосское искусство «бессмертный журавль и чудесная черепаха»

223D9322-B37D-4E65-8960-8A2AF6A5D4B8.jpeg

(道家仙术仙鹤灵龟法)

О функции искусства «выплевывания старого и вбирания нового» (туна) в старых книгах говорится: «с помощью сердечного внимания, которое собрано внутри даньтянь, сначала делается вдох, затем выдох. При сборе сотня каналов закрываются, а при выдохе раскрываются. Дыхание то удаляется, то появляется и тогда каналы пронизаны, а ци-кровь свободно обращаются. Сотня болезней тела исчезают сами собой». Также говорится: «если сердечное внимание долго восседает в даньтянь и охраняет его, внутри даньтянь рождаются ци и кровь. Ци-кровь достигают полноты и изобилия, тело становится крепким и здоровым, а болезни пропадают».

Искусство туна является особенным методом дыхания, увеличивающим во много раз функцию «главного стержня дыхания» — жизнедеятельности легких. Практикуя искусство туна можно улучшить кровообращение и состояние кожи, наладить метаболизм, устранить болезни. После короткого времени тренировки, в даньтянь может появиться ощущение тепла, что является свидетельством соединения духа и ци.

Методы туна «бессмертного журавля и чудесной черепахи» можно тренировать стоя, сидя или лежа. Методы крайне просты в овладении и занимают мало времени. Лучшим временем для выполнения является утро. Упражнения выполняются при хороших окружающих условиях. Эти методы получены из южной школы Даосизма. Практикующие методы нэйдань, посредством искусства «черепахи и журавля» могут ускорить процесс внутренней работы и получить пользу для здоровья тела. На первых этапах тренировки этого метода человек может привести к согласию дыхание. При продолжительной тренировке с помощью этого метода можно выявить «истинное зародышевое дыхание» тайси и восполнить жизненную силу тела. Практикующие внутренние стили ушу, такие, как Тайцзицюань, Синьицюань или Багуачжан практикуя этот метод могут лучше понять природу внутренней силы и увеличить способности.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1673 (+1682/−9)
Сообщения: 3922
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#2 Pixie » 30 марта 2023, 8:58

Подготовительные и завершающие упражнения для дыхания цигун. Непрерывное дыхание.

Подготовительные упражнения следует делать непосредственно перед основной практикой (перед дыханием). Времени они занимают немного, а польза от них большая — эффективность последующей дыхательной практики значительно возрастает.

1) Массаж ушей ладонями (иньский массаж ушей).
Рекомендуемое количество повторений массажных движений — не менее 12-ти.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

2)Освобождение ручных иньских каналов.
Глаза открыты, руки на бёдрах чуть выше колен ладонями вниз (иньская позиция рук). внимание держать на ладонях. Такое неподвижное сидение выполнять не менее 3-х минут.

3) Упражнение в положении сидя для воздействия на нижнюю часть живота, расположенную над половыми органами (это не зона нижнего Дань-Тяня, расположенного ниже пупа, а лобковая зона, расположенная значительно ниже). Это пражнение является непревзойдённым и наиболее эффективным методом сублимации сексуальной энергии и профилактики нарушений кровообращения и циркуляции энергии в области половых органов. Особенно большую ценность это упражнение имеет в периоды длительного полового воздержания. Упражнение делается без согласования с дыханием, руки сложены «ладонь в ладонь» у нижней части живота. Лучше всего во время выполнения упражнения вообще не обращать никакого внимания на процесс дыхания.
Упражнение заключается в намеренном плавном втягивании нижней части живота (лобковой зоны, расположенной непосредственно над половыми органами) с последующим, столь же плавным отпусканием и расслаблением этой зоны.
Упражнение не должно выполняться в резкой «рывковой» манере, но должно выполняться плавно и процессуально. Идеальной моделью, на которую следует ориентироваться при выполнении этого упражнения, является тягуче-непрерывное перемещение дождевого червя.
Когда упражнение выполняется в положении сидя, втягивание — отпускание должны быть центрированы относительно нижней части живота, где и следует держать своё внимание на протяжении всего упражнения.
Втягивание не должно быть чрезмерным. Эта рекомендация особенно важна для лиц с повышенным давлением, а также для тех, у кого имеются серьёзные проблемы в этой области (с простатой у мужчин, с яичниками у женщин). Ни в коем случае не делать упражнение через боль, также не следует делать это упражнение в больших объёмах без согласования с наставником. В противном случае вы можете заполучить сильное и малоприятное обострение. Таким образом, лучше воздержаться от полного «стопроцентного» втягивания, лучше всего слегка «недовтянуть». Также рекомендуется воздерживаться от объёмов практики, превышающих рекомендованное количество повторений. Настоятельно рекомендую не делать более 36 повторений (считая: втянуть-отпустить — раз, втянуть-отпустить — два и так далее). Нормативная база выглядит следующим образом: 12 повторений — ленивый минимум, 24 повторения — стандарт, 36 повторений — безопасный максимум. Это упражнение является сильнодействующим и требует осторожного и уважительного к себе отношения. Следует начинать с минимальных 12 повторений и увеличивать их число очень постепенно, не более, чем по 3 повторения в неделю.
Профилактический и лечебный эффект этого упражнения является уникальным. Поясняющая метафора полезного воздействия упражнения — грязная губка в проточной воде. Сжимаем эту губку, затем отпускаем, снова сжимаем, снова отпускаем. Упражнение обеспечивает полноценный внутренний массаж соответствующих органов и при подобных заболеваниях является просто незаменимым.

Завершающие упражнения.
Большие объёмы практики даосского дыхания могут привести к проблемам с нижним отделом позвоночника и болям в пояснично-крестцовой зоне вплоть до тяжёлого обострения по радикулитному типу. Во избежание подобных неприятностей, прежде всего, при выполнении даосского дыхания нельзя забывать о накатывании позвоночника вперёд в конце каждого выдоха.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Для профилактики таких обострений по завершении дыхательной практики нужно выполнить два следующих упражнения:
1) Крокодил, ноги расставлены.
Это упражнение дано в комплексе на позвоночник для даосского круга, а также показано в видеоуроках для даосского круга. Рекомендуемое количество повторений не менее 12-ти (считая: раз влево, два вправо и так далее).
2) Локти-колени.
Упражнение оказывает благотворное влияние на весь позвоночник и особенно полезно для устранения лордозного провала. Кроме того, упражнение «Локти-колени» важно регулярно выполнять во избежание появления выпуклого даосского животика, который, при больших объёмах практики парадоксального дыхания, появляется из-за расслабления мышц живота во время выдоха.

Положение тела

В принципе, дыхательная практика может выполняться в различных позициях тела. Однако, как самый простой, весьма удобный и, в то же самое время, вполне эффективный вариант, предлагается использование положения сидя на низкой скамье или банкетке со скрещёнными ногами при открытых глазах.
Скамья или банкетка должны быть высотой примерно в 30-33 см. Обычный стул не годится — слишком высоко. В этой позе мы сидим с прямым позвоночником и скрещёнными ногами. Позвоночник слегка наклонён вперёд. Он не должен быть согнут вперёд, как удилище под нагрузкой, а именно накренён вперёд, сохраняя своё прямое положение. Правильная постановка головы имеет большое значение, ибо обеспечивает беспрепятственное прохождение энергии через заднюю поверхность шеи и затылок. Заключается она в следующем. Подбородок надо взять «на себя» и слегка опустить вниз. При этом происходит мягкое вытягивание вверх шейного отдела позвоночника (исходное положение головы, из которого мы начинаем вдох и в которое мы возвращаемся после завершения выдоха). Для правильной постановки головы в исходном положении следует избегать как запрокидывания головы назад, так и её свешивания вперёд. Для этого подбородок нужно взять «на себя» и слегка опустить вниз. При этом происходит мягкое вытягивание вверх шейного отдела позвоночника.
Следует также иметь в виду, что правильная постановка головы невозможна, если вы ссутулились. Плечи необходимо держать расправленными. Колени должны быть полноценно раздвинуты в стороны, что возможно только при хорошем расслаблении в области тазобедренных суставов.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Во время дыхательной практики глаза следует держать открытыми, что облегчает прохождение энергии по позвоночнику и всем янским каналам.
Правильная постановка позвоночника во время дыхательной или медитативной практики имеет исключительно важное значение. Поэтому можно установить большое зеркало, расположив его сбоку от вас (лучше с левой стороны), чтобы во время практики периодически поглядывать в зеркало и проверять правильность постановки позвоночника. Позвоночник должен быть прямым и умеренно накренённым вперёд. Заваливание позвоночника назад является неприемлемым.

Положение рук
Наилучшая позиция рук — янская, при которой руки сложены на нижней части живота (на лобковой зоне). Руки сложены на животе, ладонная поверхность одной руки накладывается на тыльную поверхность другой руки (янская позиция рук). При этом пальцы рук не переплетаются, кончики больших пальцев не соприкасаются. Правая рука расположена снаружи, а левая — внутри. Ладонная сторона правой руки накладывается на тыльную сторону левой руки. В свою очередь, ладонная сторона левой руки прилегает к животу в области ниже пупа. Такая позиция рук благоприятствует активизации ручных янских каналов и является энергонаполняющей. При переходе к этой позиции тело начинает разогреваться и возникает состояние спокойствия и эмоционального благополучия, состояние своеобразной эмоциональной «сытости».

Положение языка
В многочисленных пособиях и руководствах по медитации, как правило, рекомендуется Набхи-мудра — постоянное удерживание языка слегка прижатым к нёбу. Прижатие языка к нёбу немедленно активизирует область межбровья и запускает энергетическую циркуляцию по обратному кругу. Поэтому для даосского круга Набхи-мудра (языковое замыкание энергетического контура) не годится.

Техника даосского парадоксального дыхания (полного дыхания даосского круга)
В этом методе дыхательной практики задержка дыхания после вдоха отсутствует.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Метод полного дыхания даосского круга (задержка после вдоха и после выдоха отсутствует).
Непрерывное дыхание — это такая разновидность дыхательной практики, при которой задержки дыхания вообще отсутствуют (отсутствует как задержка после вдоха, так и задержка после выдоха). Вдох «бесшовно» переходит в выдох, а выдох, так же «бесшовно» переходит во вдох. Весь процесс дыхания, как вдох, так и выдох, выполняется только через нос. Техника даосского парадоксального дыхания полностью соответствует древнему методическому правилу: «Один раз Инь, один раз Ян — таков Дао-Путь» и полноценно прорабатывает всю микрокосмическую орбиту.

а) Первая половина вдоха.
Во время вдоха (в первой его половине) грудная клетка и верхняя часть живота наполняются и расширяются (диафрагму не обманешь). Специально это акцентировать и особо усердствовать не надо, всё происходит естественным образом.

б) Вторая половина вдоха и его завершение.
В это время подбородок плавно опускается, а низ живота и половая сфера втягиваются. При этом выполняется полное опускание подбородка с прижатием его к яремной ямке (полноценная Джаландхара бандха).

Вдох не следует выполнять полностью, до предела. Лучше всего слегка «недовдохнуть». При правильном выполнении в конце вдоха всегда должен оставаться небольшой запас. Это означает, что при желании мы могли бы ещё вдохнуть, однако останавливаемся, сделав вдох только на 90-95%. Наконец, вдох выполняется мягко, плавно и неспешно, но не допуская каких-либо напряжений в дыхательной системе, не допуская «одышливости», т. е. состояния кислородной задолженности, при котором возникает желание отдышаться. То же самое можно сказать и про втягивание нижней части живота и половой сферы (нижняя бандха). Оно также не должно быть максимальным. Лучше всего слегка «недовтянуть». Нельзя выполнять в режиме грубого, рывкового усилия.
Бандхи всегда выполняются мягко, неспешно, процессуально и без чрезмерного втягивающего усилия.

в) Фаза выдоха.
Во время выдоха голова плавно поднимается, возвращаясь в исходное положение, а низ живота расслабляется и естественным образом выпячивается. Внимание движется по передней поверхности тела сверху вниз, до нижней части живота.

Накатывание позвоночника вперёд выполняется в самом конце выдоха. Оно должно быть мягким, плавным и умеренным. Если после накатывания вы испытываете дискомфорт и напряжение в теле — значит наклон оказался чрезмерным. В процессе накатывания весь позвоночный столб, начиная от копчика, плавно подаётся вперёд. Позвоночник должен сохранять прямое положение. Прямое — вовсе не означает — вертикальное. Он не сгибается, а именно накреняется вперёд как единая прямая линия, идущая от копчика до затылка. Для сравнения представьте себе разницу между удилищем, согнутым дугою под нагрузкой и накренённым телеграфным столбом.

Неудобство и нарушение равновесия во время накатывания позвоночника вперёд могут возникать даже при вполне умеренном, оптимальном наклоне. Возможны две причины такого неудобства. Первая — проблемы с поясничным отделом позвоночника (боли в пояснице, избыточное напряжение мышц в этой области). Как правило эти проблемы связаны с хроническим дефектом осанки, так называемым «лордозным провалом».

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Вторая причина возникновения дискомфорта и нарушения равновесия при накатывании позвоночника вперёд аключается в том, что удобное сидение невозможно, если ступни скрещённых ног слишком приближены к себе. В этом случае при наклоне вперёд нарушается равновесие и возникает ненужное напряжение в теле. Чтобы этого избежать, нужно всего лишь слегка выдвинуть ступни вперёд.

Сознательно и намеренно выполняется только накатывание позвоночника вперёд. А вот возвращение позвоночника назад специально делать не надо. Оно происходит само собой, естественным образом, на фазе нижнего втягивания (т. е. в конце вдоха). Так что, никакой необходимости в намеренном возвращении позвоночника нет. Как показывает практика, он сам возвращается в исходное положение.

При переходе от выдоха к вдоху вполне возможна небольшая (1-2 секунды, не более) «технологическая» остановка дыхания. Именно «технологическая», в отличие от «методической». Это значит, что специально и намеренно задержку дыхания мы не делаем, но небольшая остановка дыхания, обеспечивающая более мягкий и удобный переход от выдоха к вдоху вполне допускается. При этом, непрерывность дыхания и непрерывность внимания практически не нарушаются, поскольку именно в это время как раз завершается процесс накатывания позвоночника. Следует иметь в виду, что чрезмерная озабоченность идеальной «бесшовностью» дыхательной практики может помешать и внести в практику излишнее напряжение.

Работа внимания при выполнении полного дыхания даосского круга.
На фазе вдоха внимание следует держать на «ниточке вдоха», то есть на медленном и непрерывном процессе вдоха. На фазе выдоха внимание следует держать на «ниточке выдоха», то есть на медленном и непрерывном процессе выдоха. Работа внимания по определённым траекториям (по ходу энергетических каналов) возможна, но не обязательна. Лучше всего во время вдоха просто осознавать сам процесс вдоха, а во время выдоха осознавать процесс выдоха. Со временем практикующий начнёт воспринимать реальное движение энергопотоков на той или иной фазе дыхательного цикла и тогда ему нужно будет только сопровождать своим вниманием реально существующее и реально воспринимаемое движение энергии в собственном теле. Эта техника для продвинутых учеников, которые чувствуют энергетику. У них внимание само так движется. Но пока такой чувствительности нет, лучше держать внимание на самом дыхании (на «ниточке» вдоха и выдоха), не заморачиваясь никакими траекториями внутри тела.

Избыток информации может быть столь же нежелательным, как и её недостаток. С теоретической точки зрения это может быть чрезвычайно ценная информация, однако в методическом руководстве по дыхательной практике она уже будет излишней. Работа внимания по каналам является неоправданным усложнением, отвлекающим от восприятия реальных процессов, происходящих как на телесном, так и на энергетическом уровнях. Кроме того, она создаёт в психике ненужное напряжение и приводит к быстрому утомлению. Дыхание без поканальной работы внимания намного удобнее и методически предпочтительнее на начальных этапах в частности.

О правильном режиме дыхания и главных принципах дыхательной практики.

Весь дыхательный процесс выполняется мягко, неспешно, процессуально и без чрезмерного старания. Идеальная модель, которой нужно следовать в этой практике — это тягуче-непрерывное движение ползущего земляного червя.

В йогической Пранаяме всегда задаются нормативы — на столько-то счётов вдох, на столько-то счётов выдох, на столько-то счётов задержка дыхания. Все же лучше следовать не нормативам, а принципам правильного дыхания, главнейшим из которых является уважительное сотрудничество с собственным телом, как говорят даосы, следование естественности.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Дыхательный режим должен быть естественным для занимающегося, а стало быть, сугубо индивидуальным.
Главным и имеющим фундаментальное значение является принцип постепенного увеличения продолжительности дыхательного цикла. Практикующий должен стараться дышать медленно. Во время дыхательной практики должна сохраняться установка на постепенное замедление дыхания. Дыхание должно быть медленным, плавным и процессуальным. Для практически здорового начинающего частота дыхания составляет примерно 3-4 дыхания в минуту. Для людей пожилых и ослабленных — примерно 5-6 дыханий в минуту. По мере естественного развития дыхательной практики, общая продолжительность дыхательного цикла должна постепенно увеличиваться, а частота дыханий уменьшаться. Сначала до 2-х дыханий в минуту, а у продвинутых учеников до 1 дыхания в минуту и реже.
Принцип посильности и комфортности дыхательной практики. В своём старании дышать медленно, не следует переходить ту границу, за которой возникает напряжение в дыхательной системе. Дыхание должно оставаться комфортным для занимающегося, без признаков одышливости (потребности отдышаться) и без учащённого сердцебиения.
Замедление дыхания должно происходить естественным, а не насильственным образом. Спешить с этим не надо. Следует именно «взращивать» дыхательную практику, а для этого наше дыхание должно быть посильным, умеренным. Оно ни в коем случае не должно вызывать перенапряжения и одышливости, не должно выходить за пределы комфортной зоны. При соблюдении этих условий, дыхательная практика не будет опасной для практикующего даже при больших объёмах занятий.
Как видим, первый и второй принципы являются противоположными по своей направленности, а следовательно, взаимодополняющими. Их можно суммировать в общей рекомендации дышать как можно более медленно, но без одышливости и перенапряжения.
Принцип медитативности (сохранения состояния осознанности в процессе дыхания). Восточные мастера дали нам золотое правило: «Делать и думать одно.» Во время дыхательной практики необходимо его соблюдать и не отвлекаться ни на что постороннее.
Принцип постепенного увеличения нагрузки. Начинать дыхательную практику следует с небольших объёмов и постепенно увеличивать.

О соотношении продолжительности вдоха и выдоха во время дыхательной практики.
На Востоке (в Индии, Китае, Тибете) единого мнения нет. Одни мастера рекомендуют делать более продолжительным вдох, другие — выдох, третьи настаивают на одинаковой продолжительности вдоха и выдоха. Наверное, наилучшей и оптимальной одинаковую продолжительность вдоха и выдоха во время дыхательной практики. Однако, это не означает, что во время практики мы должны намеренным образом пытаться выравнивать продолжительность вдоха и выдоха.
Лучше всего просто практиковать Непрерывное Дыхание (НД). Это такой режим дыхания при котором вообще отсутствуют какие-либо задержки дыхания. Нет ни задержки после вдоха, ни задержки после выдоха. При Непрерывном Дыхании медленный и плавный вдох бесшовно переходит в выдох, а выдох — столь же бесшовно переходит во вдох. При длительной практике такого Непрерывного Дыхания соотношение между продолжительностью вдоха и выдоха будет самоестественно выравниваться и постепенно приближаться к оптимальной пропорции fifty-fifty. Так что, если вы практикуете НД, специально стараться уравновешивать продолжительность вдоха и выдоха не нужно — постепенно само выровняется. Всегда предпочтительнее сотрудничать с телом и не навязывать ему чуждый режим дыхания.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Этот метод дыхательной практики никоим образом не является чьим-то личным запатентованным изобретением. Это один из традиционных методов китайского дыхательного цигун (у них разных методов дыхания не меньше, чем в индийской Пранаяме).
Если Вы практикуете Непрерывное Дыхание, то нет никакой необходимости специально выравнивать продолжительность вдоха и выдоха. Важно просто соблюдать режим непрерывности. Со временем не только будет увеличиваться общая продолжительность дыхательного цикла, но также самоестественно будет выравниваться продолжительность вдоха и продолжительность выдоха.

О стиле выполнения дыхательных упражнений.

Важно знать, что существуют два, сильно отличающихся по своему воздействию, индивидуальных стиля осуществления дыхательной практики. Их можно обозначить как успокаивающий и активизирующий.

Активизирующий стиль дыхательной практики отличается внутренней установкой на усилие самопреодоления. Дыхательная практика воспринимается как работа и предполагается, что чем больше напряженного усилия будет вложено в эту работу, тем более она будет продуктивной. Естественно, этот стиль отражает личностные особенности практикующего. Он присущ людям активным, деятельным, привыкшим к мобилизации волевых ресурсов с тем, чтобы преодолевать препятствия. Такой человек предрасположен к решению любых проблем посредством мобилизации, прежде всего, энергетических ресурсов, в значительно меньшей степени — информационных. Это деятель, не созерцатель. Недостатком такого подхода к жизни в целом и к дыхательной практике в частности, является чрезмерная опора на силовые методы, на мобилизацию энергии и достижение результата посредством напряженного усилия. При этом его деятельность не имеет достаточного информационного обеспечения. Применительно к дыхательной практике это означает, что он дышит слишком напряжённо, слишком старательно выполняет втягивание живота. Режим дыхания у него чрезмерно нагрузочный — слишком большая продолжительность дыхательного цикла, слишком медленный вдох и выдох. В процессе дыхания все ресурсы уходят на базовые, так сказать, телесные технические моменты, тогда как тонкая настройка дыхания практически отсутствует.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

В этом и состоит различие между грубым дыханием и тонким дыханием. В первом случае имеет место чисто силовой подход к дыхательной практике, во втором — дыхание рассматривается как процесс тонкой настройки.

Недооценка внутренней работы над расслаблением, сохранением спокойствия и должного медитативного состояния во время дыхательной практики может привести к весьма неприятным последствиям. Напряжённое (силовое) дыхание даёт сильную активизацию восходящих энергопотоков, особенно если оно выполняется при открытых глазах. За полчаса такого напряжённого дыхания можно заполучить сильнейший верхний энергетический перегруз с такими его проявлениями как повышенное давление и головная боль. Если задать слишком напряжённый (непосильно замедленный) режим дыхания, то можно заполучить сильный перегруз по сердцу с такими проявлениями, как учащённое сердцебиение и боли в области сердца.

Успокаивающий стиль дыхательной практики является полной противоположностью активизирующему. Прежде всего, он отличается внутренней психологической установкой практикующего. Дыхательная практика воспринимается не как работа, а как отдых, как возможность расслабиться и восстановить свои силы. Такой стиль присущ людям созерцательным, мало способным к напряжённому усилию и к самопреодолению. В этом случае имеет место чрезмерная расслабленность, обычно проявляющаяся в неспособности сохранять прямое положение позвоночника и сонливости во время дыхательной практики. Таким людям важно обратить особое внимание на правильную постановку позвоночника а также на полноценное втягивание живота и половой сферы. Им следует знать, что то усилие втягивания, с которым они выполняют Дань-Тянь бандху совершенно недостаточно, надо втягивать значительно сильнее. Таким людям также можно порекомендовать выполнять дыхание не при закрытых глазах, а при открытых. Кроме того, им следует заменить психологическую установку относительно дыхательной практики, т. е. настраиваться не на отдых, не на мягкое дыхание в своё удовольствие, а на работу, на усилие самопреодоления.

С методической точки зрения полное дыхание можно использовать либо как основной метод энергомедитативной практики, либо как вспомогательный.

Здесь возможны различные методические варианты:
В первом варианте полное дыхание используется только как вспомогательный метод, предшествующий основной практике — медитации-присутствия или медитации-самонаблюдения. Поэтому рекомендуемый объём дыхания сравнительно невелик и составляет всего 10-15 минут.

Возможен и другой методический вариант — более трудоёмкий, но зато и намного более эффективный. В этом случае полное дыхание используется наравне с медитацией, в качестве основного метода энергомедитативной практики. В этом варианте дыхательная практика, предваряющая дальнейшую медитацию, выполняется уже не по 10-15 минут, а по 30-50 минут. В каждом занятии сначала выполняется дыхательная практика в полноценном объёме (30-50 минут), а затем медитация, также 30-50 минут. Данный вариант предназначен только для ревностных учеников, для тех, кто имеет сильную мотивацию и располагает своим временем. Он требует высокой организованности и самодисциплины, однако получаемые при этом результаты воистину удивительны и превосходят самые смелые ожидания.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться в «Целительство»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 24 гостя
Боты: Bing [Bot]