Куклы в обрядах русской свадьбы

Описание: Обмен мнениями об эффективности обрядов и методов контакта с духами ( духи стихий, мертвые духи, духи местности и тд)

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3916
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 27 сентября 2023, 1:17

С древности и по недавнее время этим обрядам придавали огромное значение. Ведь свадьба — это некое пограничное состояние для двух молодых людей, которые переходят в новый статус: из юноши и девушки они превращаются в мужчину и женщину, в единое целое, в семью. Да и люди, видимо, не предполагали в будущем разлучаться друг с другом по своей воле, а поэтому направляли все свои усилия на то, чтобы их будущая совместная жизнь была счастливой.
По традиционным русским обычаям — это действо со множеством обрядов, оберегающих молодую пару. Само слово обряд, обряжать означает — соблюдать порядок, приводить что-либо в должный вид. Именно поэтому невесту обряжали, а свадьбу играли и у каждого были свои роли в этом действии, продолжавшимся до нескольких дней.
В свадебных обрядах самым главным считалась инициация новобрачных, а празднества и гулянья были лишь вторичны. Особенно важна эта инициация была для девушки. Ведь мужчина к моменту свадьбы уже проходил свои инициации и был принят в общине как взрослый мужчина, а для женщины день свадьбы и был этим переходом во взрослую жизнь. Большая роль в проведении свадебных обрядов отводилась обережным куклам, которые изготавливались специально к этому дню. Куклы делались на все случаи жизни и праздники, но свадебных насчитывается гораздо больше, что тоже говорит о необыкновенной значимости этого события. Зачем и кем делались такие куклы, постараюсь рассказать. Рассказать то немногое, что сама по крупицам собрала из разных источников, осмыслила и в который раз восхитилась знаниями наших предков.
У каждой из кукол, участвующих в свадебных обрядах было свое особое предназначение.
Незадолго до свадьбы, подруги невесты готовили обрядовую свадебную куклу — ПАРОЧКА, которая чудесна по своему содержанию. Жених и невеста, будущие муж и жена опоясаны одним поясом — нитью жизни. Кукла должна была отвлечь от молодых людей любой негатив и защитить будущих супругов. При изготовлении такой куклы девушками читались определенные заговоры на счастливую супружескую жизнь. Считалось, что чем искреннее пожелания, тем быстрее сами подружки невесты выйдут замуж и их семейная жизнь будет счастливой.
IMG_3456.jpeg

ЗОЛЬНАЯ кукла, которая делалась матерью невесты из золы, передавалась по женской линии, становясь оберегом женщины и имела глубокий смысл — это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла — как бы дух предков, обращённый к потомкам. Кукла, изготовленная из золы своего домашнего очага, имела ритуальное, магическое значение. Являясь частицей родового зольника, она несла в себе идею сохранения рода, умножения потомства. Вручая ее жениху и невесте, родственники приговаривали: «Чтобы дети у вас были хорошие да много». Молодожены с благодарностью принимали священный подарок, бережно хранили его до тех времен, когда у них нарождались и подрастали дети, начинали играть с зольной куклой. Взрослея, они постигали магический смысл простой игрушки, осознавали свою связь с окружающим миром. В Сибири изготавливали особые свадебные куклы. Их шила мать невесты. Во время свадебной церемонии она отрывала от подола большой куклы двух маленьких куколок и передавала их молодожёнам с пожеланием благополучия и чадородия молодой семье. Большая кукла оставалась в её доме. Эта кукла была еще и призвана облегчить матери расставание с дочерью, помогала отпустить ее в новую жизнь. Дочь уходила из своей семьи в семью жениха, то есть как бы умирала в своем роду, чтобы родиться вновь уже в роду мужа.
И действительно, девушка, становившаяся невестой (переставшая быть Вестой), считалась покойницей, существом, находящимся между миром живых и миром мертвых, до тех пор, пока она не становилась женой. Считалось, что только умершие предки способны дать необходимые знания для взросления, и чтобы получить эти знания, необходимо на время уйти в их царство. Об этом говорят обрядовые песни — плачи, которые были как свадебные, так и похоронные, но и в том и в другом случае оплакиваемый совершал переход в иной мир. Одежда соответствовала этому образу — белая (траурная) рубаха с длинными, закрывающими кисти рук, рукавами и традиционное покрывало (саван), превратившееся в современную фату, должно было скрыть взгляд невесты. Кстати, баня для невесты перед свадьбой — не что иное как омовение перед похоронами. Тогда же, на девичнике, подруги расплетали невесте косу, делили волосы на две части, разделяя женскую силу на себя и на будущее потомство. Расставаясь с девичьей красотой, невеста дарила подругам ленту, которую носила в косе.
IMG_3436.jpeg

На девичнике подруги дарили невесте ДЕСЯТИРУЧКУ, а во время свадьбы невесте клали на колени куклу ЗАКРУТКУ. Эта кукла была связана с зарождением, ростом, преумножением. Термины «окручаться», «вертаться», «кручёнка» означают любовную связь. Эти слова связаны с сотворением мира («вить», «вихрь»), с рождением ребёнка («повивальная бабка»).
Жених, будучи человеком взрослым (иначе он не имел право заводить семью), считался принадлежащим к миру живых, а потому его задачей было отправиться в мир мертвых, найти там свою невесту и вернуть ее в мир живых. Подруги невесты не пускали жениха в дом, заявляя, что там лежит мертвец, и чтобы попасть туда, надо правильно назвать все входы и выходы, чтобы они открылись. Этот ритуал превратился, как мы знаем, в требование денежного выкупа. Одинаково одетые подруги требовали у жениха, чтобы тот угадал свою невесту. Жених тоже являлся в дом невесты не один, с ним был дружка, помощник. Он помогал искать невесту. Через плечо у него был повязано вышитое полотенце, символ пути в иной мир (на рушниках опускали гроб в могилу), сейчас превратившееся в синтетическую ленту на плече свидетеля. Полотенцем называли полотнище домотканого холста, концы которого украшали вышитыми или ткаными узорами, в отличии от полотенец, имеющих только бытовое назначение, (их называли утиральниками и они имели скромную вышивку). Для свадебного обряда готовились нарядные полотенца, а особым, расшитым орнаментом полотенцем, жених обвязывал невесте правую руку, за которую выводил ее из родительского дома, им же связывали руки жениха и невесты во время венчания
Когда жених забирал невесту из ее дома, она брала с собой веник — оберег от нечистой силы, которая могла бы удерживать ее от возвращения в мир живых. По дороге весь свадебный поезд заезжал на кладбище, чтобы духи предков не были в обиде, что у них забирают принадлежавшее им совсем недавно. Под дугой лошади, везущей новобрачных, красовались куклы НЕРАЗЛУЧНИКИ. Эти куколки делались матерью жениха или старшей женщиной, имеющей счастливую семью. У кукол, изображающих жениха и невесту — общие руки — символ единой судьбы. Где она располагалась над кроватью и оставалась там красоваться всю жизнь, оберегая семейную пару от несчастий и разлук, от непонимания и ссор. Когда рождался первенец, между куклами подвешивали еще одну маленькую куколку. Отголосок этого обряда виден в традиции советского времени — привязывать куклу на капот свадебной машины. Правда и кукла была совсем не та и зачем это надо, тоже никто уже не знал. Теперь, как и сотни лет назад, можно сделать кукол своими руками и подарить от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться.
После обряда венчания устраивался свадебный пир, на котором молодым не полагалось есть и веселиться. Только на следующее утро молодые, отведав курицы и каравая, присоединялись к гостям. Свадебный каравай — традиционное и обязательное украшение праздничного стола. И здесь использовались обрядовые куколки: в пирог вставлялась рябиновая рогатина, на которой с одной стороны располагалась фигурка жениха, с другой — невеста. Рогатина с куклами обозначала Мировое древо. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, ветвями которого и становились два рода, молодая пара. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чём виделось единение породнившихся семей, а середину пирога отдавали молодым. Подруги зорко следили за тем, чтобы ритуальные фигурки на рогатине не отвернулись друг от друга. Кукла МИРОВОЕ ДРЕВО изготавливалась без сшивания иглой, «чтобы счастье не зашить». После праздника куклы занимали почетное место в доме рядом с другими, хранимыми в семье куклами.
На второй день молодая надевала женскую праздничную одежду (красную поневу, белую рубаху с красной вышивкой, головной убор). Перед гостями являлся заново рожденный человек. Девушка, ставшая женой, меняла не только фамилию, но и имя, в буквальном смысле становясь другим человеком.
IMG_3457.jpeg

Костюм новобрачной. Начало XX в. Воронежская губерния.
IMG_3437.jpeg

Маковский. Русская невеста.
В наше время свадебные обряды окончательно забываются или трансформируются. Конечно, это во многом зависит от образа жизни людей, да и от целей проведения этого действия. Но… еще ездят новобрачные к Вечному огню, еще существует обряд выкупа невесты, еще надевают некоторые невесты длинную, закрывающую лицо, фату, украшают свадебные машины лентами и куклами, а значит, можно вспомнить и переосмыслить эти обряды, понять их древний глубокий смысл, понять важность этого события и влияния его на будущую жизнь семьи. И куклы обязательно в этом помогут.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Обсуждение обрядов деревенской магии и колдовства»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя