8 основных навыков при работе с рунами

Мираслава F
Автор темы
Аватара
Мираслава F
Автор темы
Репутация: 564 (+569/−5)
Сообщения: 552
Зарегистрирован: 6 мая 2016
С нами: 7 лет 11 месяцев

#1 Мираслава » 25 сентября 2017, 15:54

Приступая к работе с рунами, важно понимать, что поверхностный подход даст такой же результат. Только глубокое понимание каждого шага позволит эффективно и успешно работать с рунами.

В Старшей Эдде, в главе «Речи Высокого» (Одина) есть часть, посвященная руническому искусству, вернее – тому, кто его постигает. Этот текст для нас очень важен, так он является прямой инструкцией к работе с рунами, разъяснением основ.

«Руны найдешь
И постигнешь знаки,
Сильнейшие знаки,
Крепчайшие знаки,
Хрофт их окрасил,
А создали боги
И Один их вырезал.»
Речи Высокого, 142
И, основные 8 принципов работы с рунами далее:

«Умеешь ли резать?
Умеешь разгадывать?
Умеешь окрасить?
Умеешь ли спрашивать?
Умеешь молиться
И объекты воздействия готовить?
Умеешь раздать?
Умеешь заклать?»
Речи Высокого, 144

В этих строках перечислены основополагающие сакральные знания, которыми должен обладать эриль (мастер рун).
Некоторые из строк очевидны и значения их понятны:
«Умеешь ли резать?» - здесь речь идет о навыке вырезать руны. Именно вырезать, а не рисовать или писать.
«Умеешь окрасить?» - понятно, что здесь говорится об окрашивании рун кровью в ходе работы и ритуала.
Но многое в тексте остается непонятным. Перевод – поэтический, а слово для каждого навыка одно. И по одному этому слову необходимо понять истинное значение навыка. Чтобы не ошибиться и выяснить, какие умения передавались древним эрилям и что есть руническое искусство по первоисточнику, обратимся к древнеисландскому тексту:

"Veistu hve rista skal?
Veistu hve ráda skal?
Veistu hve fáa skal?
Veistu hve freista skal?
Veistu hve bidja skal?
Veistu hve blóta skal?
Veistu hve senda skal?
Veistu hve sóa skal?"

Итак, обо всем по порядку.

НАВЫК 1: RISTA

«Умеешь ли резать?» Глагол не вызывает сомнений, так как именно слово «резать» относится к рунам и постоянно встречается в древних рунических текстах, на камнях и т.д. Однако, сакральное значение слова «резать» в данном случае обозначает не столько физическое нанесение рунических знаков, сколько подразумевает знание самих рун, их звуковых и семантических соответствий, знание основных нюансов рунического письма и умение составлять хотя бы простейшие рунные формулы.

НАВЫК 2: RADA

«Умеешь разгадывать?» - вот здесь уже появляются вопросы. Казалось бы, речь идет о толковании смысла рун при гадании. Между тем, «разгадывать» - не совсем верный перевод древнеисл. глагола rada. Если посмотреть датские переводы Старшей Эдды, то там используются глаголы tyde «толковать», «разъяснять» и rade «советовать». Внимание: не получать совет, а советовать.
Англоязычные переводы склоняются к глаголу to read «читать». Если обобщить, то несмотря на имеющиеся разногласия, смысл становится ясен – здесь говорится об умении толковать руны при чтении, что означало:
- читать и понимать рунные надписи
- разбирать и анализировать по мере возможности комбинации, которые были созданы другими мастерами.
Представляете, насколько эриль должен чувствовать и знать руны, чтобы разгадать и понять то, что написано/создано другим мастером рун? А это всего лишь один из восьми навыков, что еще раз доказывает: руны – серьезная традиция, которая не терпит поверхностного подхода.

Навык 3: FAA

«Умеешь окрасить?» - здесь лингвисты единогласно заявляют – окрасить. А рунологи знают, что вырезанные руны окрашиваются кровью или специальными красителями. Здесь важно отметить, что вырезать и окрасить – два независимых навыка, рунного мастерства. Обратившись к источникам, мы увидим, что в каких то случаях руны окрашиваются кровью, а в каких-то – другими красителями.

Навык 4: FREISTA

Четвертый навык «Умеешь ли спрашивать?» - наиболее труден для понимания. Начнем с того, что поэтический перевод неточно отражает суть древнеисландского слова freista. Другие переводы Эдды дают более точное толкование. В датском этот навык обозначается как soge «искать», prove «пробовать», male «измерять», «определять». В переводе на норвежский есть глагол freiste «искать», но значение у него схоже с глаголом prove «судить о чем-то», «испытывать». Англоязычные переводы тоже склоняются к to provе, а также к выражению trial the truth – «пытать истину», «делать вывод», «выносить мнение». Если обобщить, то четвертый навык означает умение пытать истину рунами, понимать руническую мантику и уметь ей пользоваться, интерпретировать руны и правильно толковать их советы.

Навык 5: BIDJA

«Умеешь молиться?» Глагол дошел до наших времен: по-шведски bedja, по-датски bede. Его часто переводят как «молиться», однако при переводе данный глагол теряет тонкости смысловой нагрузки, так как в русском языке данный глагол находится в возвратной форме («молитьСЯ»), то есть замкнут на себя. Это значение отлично вяжется с православием, но не объясняет сути навыка. Смысловые оттенки древнеисландского глагола bidja проявляются, когда мы берем английское слово to pray – «молиться», to ask «просить», to evoke «призывать». Итак, пятый навык – умение призвать богов и просить о том, что нам нужно.

Навык 6: BLOTA

Смысл этого слова остался неизменным – «готовить объекты воздействия», в норвежском и датском современных языках слово blote означает «жертвовать». То есть – умение совершать жертвоприношение во время рунного обряда. Многие так и называют – проводить блот такому-то богу.

Навык 7: SENDA

В вышеуказанном переводе звучит как «Умеешь раздать?», что не соответствует реальности. В классическом переводе Эдды написано: «Умеешь раздать – разделить принесенных в жертву животных между присутствующими».
Однако, древнеисландский глагол senda имеет общий корень с глаголом «послать»: английский to send, исландский senda, датский sende, шведский sanda и т.д. Все эти глаголы означают «послать», «отправить». О жертвенных животных ни слова. Правильно будет понимать этот навык как «Умеешь послать?». Тогда встает вопрос – что и кому посылать. Скорее всего, здесь идет речь о навыке отправить руническое заклятье человеку, который находится на расстоянии от эриля. Примеров такого мастерства множество в древних текстах, например, проклятия Эгиля, который тот послал через море конунгу Эйрику и Гуннхильд. То есть, седьмой навык – умение направить действие рунной формулы, става через расстояние.

Навык 8: SOA

В приведенном мной выше переводе этот навык обозначен как «Умеешь заклать?». В древнеисл. глагол soa означает уничтожение чего-либо и не обязательно жертвенным путем. В норвежских переводах Эдды используются слова slette «уничтожать», «остановить».
Скорее всего, речь идет об уничтожении ненужного или неверно вырезанного заклинания и остановке действия рун. Нужно уметь как запустить, так и остановить заклятье. Пример применения этого навыка есть в Саге об Эгиле, где он излечил больную женщину, найдя под ее постелью китовый ус с вырезанными рунами. Он прочел их, соскоблил и бросил в огонь.

Итак, перефразируя в понятные нам слова 8 навыков эриля, необходимых при работе с рунами:

1) резать руны (в том числе, составлять РФ);
2) читать руны (и интерпретировать чужие РФ);
3) окрашивать руны;
4) пытать истину с помощью рун (гадать, диагностировать и толковать);
5) призывать богов и обращаться к ним;
6) приносить объекты воздействия;
7) посылать действие вырезанных РФ на расстояние;
уничтожать руны и останавливать действие РФ.

Khloja F
Аватара
Khloja F
Репутация: 1 (+1/−0)
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 27 сентября 2017
С нами: 6 лет 6 месяцев

#2 Khloja » 29 сентября 2017, 17:24

Мираслава
После такой статьи захотелось больше узнать о рунах... :)

Pixie F
Ученик
Аватара
Pixie F
Ученик
Репутация: 1650 (+1659/−9)
Сообщения: 3873
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#3 Pixie » 30 сентября 2021, 11:35

Если Вы непротив, я бы хотела с вашего же позволения попробовать растолковать (rada) строки несколько… иначе. Я понимаю, что я «ещё не волшебник, я только учусь», потому прошу особо тапками в меня не кидаться, а конструктивной критике буду рада.

Первый текст является, по-видимому, параллелью между древнескандинавскими сказаниями о создании перволюдей Богами и собственно нашим личным взаимодействием с рунами.
Спойлер
Равно как Боги наткнулись на два деревянных ствола, из которых ими были созданы первые люди (вырезание из дерева, вдыхание души, покрытие румянцем, получение крови, дары мыслить, чувствовать и жить), так и мы можем оживить неодушевленное (древесина для будущих рун). То есть нам буквально через Станзы даются бесценные советы, вопрос лишь в том, имеем ли мы достаточно знаний для того, чтобы правильно следовать этим советам, слышать подсказки. Для Одина и его братьев сотворенные ими люди - это практически то же самое, что для нас - созданные нами ожившие (работающие) руны.

Второй текст - в пунктах под строками высказаны варианты реакций читателя на слова автора:

Спойлер
именно поэтому должна сразу отметить, что, как мне кажется, Станзы могут быть интерпретированы как обращение автора к читателю через вопросы «на засыпку» (чтобы задумались, прежде чем лезть в дело). Ведь Хавамал есть ничто иное, как Божественное Откровение (Песнь) Высокого

    ✓︎ Перед читателем стоит вопрос о том, как правильно создавать руны, чтобы они буквально начинали жить (эффективно и правильно, во благо нужному результату работать), с какой стороны подходить;

    ✓︎ Следующий вопрос: насколько много усилий необходимо приложить для того, чтобы, используя те или иные руны или их совокупность, получить необходимый результат; какую именно руну использовать, вопрос о знании и понимании значений каждой руны. Может быть (об этом в следующем пункте), буквально о «выносливости» материала;

    ✓︎ В прямом смысле: из чего должны быть изготовлены руны, знание физических атрибутов рунного алфавита; какой став использовать; в чем различие между рунами; что основное, а что плодоносящее?;

    ✓︎ У Богов было два найденных ими на берегу моря ствола из двух разных деревьев. У нас сейчас вообще уйма материала в открытом доступе; Известно ли читателю, из чего создаются руны? Из одного дерева они вырезали мужчину, из другого - Женщины. Могу ли я определиться с тем, какая руна будет основной, а какая будет «виться вокруг» этой основы и со временем плодоносить (принесёт нужный результат)? То есть, есть ли понимание, что наносится (создаётся, вырезается) первым, а что идёт после?;

    ✓︎ Знание символического значения чисел в работе с рунами;

    ✓︎ Знание о количестве рун в ставе, «понимаю ли я, как правильно составить тот или иной став, (опять же) в каком порядке наносить руны»;

    ✓︎ Осознаю ли я прямую взаимосвязь между качеством и количеством собственных желаний и просьб и качеством и количеством расплаты за них (как в этом мире, так и после жизни - исхожу из личного понимания слов Высокого о том, что, чем меньше мы просим, тем меньше нам за это отвечать после жизни, либо даже в этой - посредством ответственности и тп);

    ✓︎ Что подталкивает меня и что мотивирует? Что заставляет кровь играть в жилах, а румянец - выступать на щеках?

    Вопрос читателю на тему необходимости взвешенного подхода в его просьбах: есть ли понимание того, какими должны быть жертвы, какими они могут оказаться? Символизм самопожертвования, самоотречения в момент опасности, и одновременно хладнокровного и трезвого подхода во всем в северной Традиции играет огромную роль с огромным значением: на какие жертвы я готова пойти ради того, чтобы силы услышали мою просьбу (волю) и проявили по отношению ко мне содействие?

    ✓︎ Вопрос о понимании на тему того, какие дары нести стихийным силам, Богам, природе; какова природа просьба? Какова природа рунного знака или става? Есть ли взаимосвязь?

    ✓︎ Может ли читатель отпустить ситуацию после обращения к рунам?


Ещё только что заметила, что можно сопоставить каждую из строк обоих стихотворений, получив вот такие параллели:

Руны найдешь = умеешь ли резать - вот тебе материал, однако знаешь ли ты, как с ним обращаться и что с ним делать? В какой руке нож держать, знаешь?
И постигнешь знаки - умеешь ли разгадывать - от правильно заданного вопроса зависит эффективность ответа, либо же буквально умеешь ли вникать в смысл, видишь ли то, что перед тобой уже, только не на поверхностном, а на более глубоком уровне. Поймёшь ли все происходящее? Сумеешь трактовать эффективно и корректно
Сильнейшие знаки - умеешь ли окрашивать - сможешь ли ты справиться, либо насколько сильна способность визуализировать и особенно в деталях, либо - достаточно ли у тебя Энергии, чтобы подпитывать ей работу
Крепчайшие знаки - умеешь ли спрашивать - насколько крепка твоя уверенность в просьбе, либо - знаешь ли, к кому, с какой стороны, каким образом и как обращаться со своей просьбой и желанием
Хрофт их окрасил - умеешь ли молиться - насколько крепка твоя вера в ВС, либо - есть ли понимание, к какой Стихие, к какому Богу (понимаю, что далеко не все практики являются сторонниками обращения к Богам во время рунических работ), к какой Силе обращаться с той или иной просьбой-желанием? Ведь у всего есть свой характер, свои черты, свои стихии, зоны ответственности, зоны работы и иные факторы, которые необходимо принимать во внимание
А создали боги - и объекты воздействия готовить - сможешь ли ты стать сотворцом?
И Один их вырезал. - умеешь раздать и заклать - либо напоминание о том, что всё-таки нам ничего не принадлежит, поэтому нужно уметь и отпускать, либо если все вышеперечисленные ступени созидания рун осилены успешно, то тут-то творцами мы и становится, но останавливаться на этом нельзя, поэтому необходима дальнейшая работа, в особенности после остужение желаемого: нужно уметь брать ответственность на себя и помнить, что «что посеем, то и пожнём».

И получается нечто подобное:

Если тебе будут даны знаки свыше, знаешь ли ты, как с ними работать?
Если тебе придёт ответ, сумеешь ли ты его правильно расшифровать?
Волшебные знаки
(руны) вырезаны из сильного и крепкого (в прямом и/или переносном смысле) Древа, а затем окрашены
Спойлер
( обычно в красный цвет, отсюда (или поэтому, но не только поэтому) - кровь; хотя кровь ещё и знак огня (из курсов энергетики), поэтому окрашивание, кровь, румянец могут также символизировать работу с огнём, то есть руны обжигаются)
(143) Одинном знаки созданы для Богов, Даинном - для альвов, Двалинном - для карликов (гномов), Асвидром - для гигантов и всего человечества, И некоторые созданы мной
Спойлер
(явное указание на подразделение по Стихиям, по отношению и тп)
(144) Знай, как читать, умей писать; (каждому делу свое время, либо призыв к грамотности)
Знай, как рисовать, умей доказывать (либо здесь указывается на умение различать вымышленное от истинного; (будь мудрым и не поддавайся лживым убеждениям), либо идёт призыв-указание на необходимость отвечать за сказанное, указывает на умение отстоять свою точку зрения
Знай, как получать, умей отдавать взамен; (будь справедлив)
Знай, как отпускать, умей принимать. (ни за что не цепляйся)
(145) Лучше просить слишком мало, чем предлагать слишком много (не уничижайся).
(Потому что) За все приходится платить (будь готов пожинать, что сеешь)
Лучше не начинать дело, чем растратить себя полностью (не переоценивай свои силы)

Полностью (145) учит нас радоваться и быть благодарными тому, что мы уже имеем, вместо того, чтобы гнаться за неведомым и неизвестным в попытке найти добычу покрупнее, потому что получение того, что мы не имеем, но жаждем, может не оправдать наших ожиданий, и потери могут оказаться слишком велики, чтобы быть счастливыми от победы.

Что ж, готова к тапкам и критике, надеюсь, никакие границы не переступила. Действительно ищу понимания тонкостей СТ и нахождения в работе себя и своего собственного подхода. yes


Вернуться в «Полезное для новичков»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя