Колесо Трота и Восемь Праздников (добавление)

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1673 (+1682/−9)
Сообщения: 3922
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 30 сентября 2021, 7:41

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


1) Йольтайд (зимнее солнцестояние).

1AE58F53-EA7D-40D7-8A76-1620E5BADA64.jpeg


Включает в себя Ночь Матери (ночь до Йоля), Ночь Йоля и Ночь Судьбы (13-ая ночь после Йоля). Традиционно считается, что год начинается на Йоль, когда Солнце старого года навсегда заходит за горизонт и на следующее утро встает уже новое Солнце. Этому моменту предшествует Ночь Матери, ночь подготовки к возрождению, ночь очищения и успокоения. Далее, Мир замирает на 12 ночей и, с 13-ой ночью, обретшее силу Солнце продолжает свой путь. Это верхняя точка влияния сил Смерти и богов-асов. Хозяином Йоля считается верховный бог Один.

17C3146B-4673-427D-9973-6BF5DE95C00E.jpeg


Ночь Матери обычно проводится старшей женщиной (в семье) или гитьей (в годорде). Вся подготовка к предстоящему празднику должна закончиться до захода солнца. Подготовка к Йолю, помимо заготовок к пиру, включает в себя чистку дома и очищение человека (например баней). После захода солнца женщина обходит весь дом с лучиной и ставит свечи во все неосвещенные места. После чего люди стараются быстрее лечь спать, поскольку эта ночь считается самой опасной для обычных людей. Один носится со своей Дикой Охотой по небу, души мертвых бродят по улицам, турсы выбираются в Мидгард. Впрочем, некоторые колдуны пользуются такой возможностью пообщаться с потусторонними силами. И не всегда это заканчивается хорошо. Блоты в эту ночь не проводятся.

9A1F178B-9FBB-47B4-B416-18B2544C62FB.jpeg


Ночь Йоля – это центральная по значению ночь в Йольтайде. Она является самой длинной и знаменует момент перехода из одного состояния в другое. Вместе с умирающим и возрождающимся Солнцем, умирает и возрождается человек, оставляя все старой ушедшему году и принимая новое. В это время особенно важно видеть и трактовать знаки; не зря есть поговорка: «как новый год встретишь, так его и проведешь». Ведь момент рождения – самый уязвимый для судьбы человека. В эту ночь клятвы и обещания особенно крепки, предсказания правдивы, а колдовство сильно. Ночь начинается ритуалом, во время которого устраивается большой блот всему пантеону. Обычно ритуальные действия включают в себя сжигание Йольского полена, кусочек от которого хранится до следующего Йоля (от него возжигается новое полено), зажигание колес с восемью спицами и пускание их с горы (символизирует начало нового года), украшение Йольского дерева (обычно ель) и т.д. Продолжает ночь пиром, при этом желательно, чтобы огонь горел всю ночь до рассвета.

11EE2629-603F-4185-9024-E54362443952.jpeg


Двенадцать Ночей символизируют двенадцать месяцев в году. В это время лучше не выполнять никаких работ и обращать внимание на сны и знаки. Никаких ритуалов не проводится.

Ночь Судьбы является окончательным началом нового года и знаменует собой вхождение нового Солнца в полную силу. Иногда проводятся небольшие блоты, закрывающие Йольтайд и устраиваются ритуальные гадания.

FC4BE912-0B18-480A-A041-1651B2ED1CC2.jpeg


2) Дисаблот. В период с 1 по 15 февраля.
Дисаблот (1 февраля).


B8BC2EFF-AE65-433C-9224-0CC77D719E97.jpeg


Промежуточная точка между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Рожденное Солнце начинает набирать свою силу, земля подает первые признаки скорого пробуждения, из-за чего силы Смерти усиливают напор. Но день неумолимо становится все длиннее. Ритуальные действия на Дисаблот обычно включают призывы к пробуждению Земли, Неба, Леса, Реки и т.д. Костром согревается земля, где делают борозды и «сеют» то, что хотят увидеть взошедшим в будущем году (примеры: мудрость, достаток, удача).

89651229-5F01-49B1-8A96-7E78F168432E.jpeg


Слово blot означает жертвоприношение. Таким образом, Дисаблот - жертвоприношение дисам. Дисы - существа женского пола, которых иногда называют "младшими божествами". Они чем-то напоминают норн, Великие Матери, помощницы при родах. Дисаблот это время, когда боги плодородия еще не вернулись, Земля еще не проснулась, но уже появляются первые признаки того, что скоро зима закончится и вновь в Мидгард вернется Жизнь. Можно сказать, что это праздник подготовки к пробуждению.

Спойлер
Дисаблот.
Период с 1 по 15 февраля. Слово блот означает жертвоприношение. Таким образом Дисаблот- жертвоприношение дисам.
Один из восьми основных языческих праздников колеса трота. Это вторая точка годового цикла после Йоля, противоположная точке, которая называется Фрейфакси.
Дисаблотом называлось праздничное жертвоприношение, которое проводилось в дохристианские времена в Скандинавии в честь женских духов и божеств, называемых дисами. Его цель заключалась в повышении грядущего урожая.

Во время, приходящееся на этот праздник, возродившаяся в Йоль природа набирает силу. Все еще свирепствуют зимние холода, но это уже их «последний выход», совсем скоро лед станет таять, и начнется новый урожайный год, когда уже больше потребуется труд физический, чем магический. В «Старшей Эдде» описана история о том, как бог плодородия Фрейр пожелал взять в жены великаншу Герд (которую, как и Эрду, связывают с землей). Вначале она была неприступна, но посланник Фрейра Скирнир сломил ее сопротивление с помощью магии, под напором силы, заложенной в руне Thurisaz. Эта мифологема относится как раз к текущему периоду: Фрейр готов оживить землю своей силой, но «ее сердце сковано льдом», и требуется дополнительная сила, чтобы сломать этот лед. Поэтому в этот день производится ритуальное «вспахивание» земли, ее «вскрытие» для того, чтобы животворные силы проникли внутрь ее.

Праздник называется Дисаблот, поскольку он связан с воззванием к дисам – божествам, подобным норнам, раздающим судьбы. Это женские божества-хранители рода, Великие Матери, мудрые и заботливые. Дисы наиболее тесно связаны с деторождением, они присутствуют и при первом освящении ребенка – наречении имени, «закладывая» в него способности и прочие задатки, дающиеся от рождения, во многом определяющие его дальнейшую судьбу. В смысле жизни общества это период, когда дисы «раздают судьбы» на начавшийся год, когда каждый определяет для себя направления деятельности, строит планы и взывает к дисам с просьбой содействовать в их свершении.

Одним из атрибутов этого праздника является хлеб, испеченный в форме быка. Он символизирует жизненную силу, не знающую преград, заключенную в руне Uruz. Эта сила позволит земле пробудиться от ледяного сна.

Еще один атрибут – вёльси, символическое изображение фаллоса. В древности для этих целей использовали сушеный конский фаллос, но сгодится и вырезанный из дерева. Это символ оплодотворяющей силы Фрейра, символ плодородия, руна Inguz (ее, кстати, можно вырезать на вёльси).

Поездка Скирнира. Старшая Эдда.
Фрейр впервые увидел Герд, он видит прекрасную девушку, которая стоит, закрыв глаза, среди огромных ледяных торосов, прозрачных на вершине и глубоко-синих внизу. Он приближается, и протягивает руку, что бы коснуться белоснежной шёлковой кожи, тёмно-пепельных, словно отлитых из старого серебра, кос, и тяжёлого, льдисто мерцающего ожерелья на её высокой груди. В этот миг девушка открывает глаза. Они — того же цвета, что камни в её ожерелье, того же цвета, что древние льды вокруг неё. И мужчина просыпается, словно выброшенный в явь этим взглядом, полным глубокого, бездонно-синего спокойствия. И, едва проснувшись, понимает, что не будет ему отныне жизни и радости, до тех пор, пока он не найдёт её наяву, и не нарушит этот холодный покой, не превратит торжественную синеву льда в беспечный щебет живой воды.

Просыпайся, королевна, надевай-ка оперенье,
Полетим с тобой в ненастье — тонок лед твоих запястий;
Шелком — твои рукава, королевна, ясным золотом — вышиты перья;
Я смеюсь и взмываю в небо, я и сам в себя не верю…

Подойди ко мне поближе, дай коснуться оперенья,
Каждую ночь я горы вижу, каждое утро теряю зренье;
Шелком — твои рукава, королевна, ясным месяцем — вышито небо,
Унеси и меня, ветер северный, в те края, где боль и небыль . . .

И начинается долгий и полный опасностей и загадок поход за Невестой Бога. За тем самым Льдом (Isa), который есть Семя.

Символический смысл, вкладываемый ныне в праздники годового круга, строится во многом на параллелях между жизнью человека и космическими циклами. Мир тысячелетиями структурировался тем, чем люди жили. Охота, скот, поле. Род, жизнь, смерть. Именно в этих пределах было существенно, что «как внизу, так и вверху». И этими же реалиями, наверное, стоит проверять любую мистериюныне.Народнымиверованиями,сохранившимися обрядами и обычаями, суевериями и гаданиями, пусть даже живем мы в не совсем естественном мире, где картошка в магазинах растёт.
Точнее, именно потому, что этот мир – не совсем естественный и определяется во многом слишком условными ценностями.
Согласно Троту мистерия Дистинга – мистерия сватовства Фрейра к ещё по-зимнему холодной, ещё не любящей деве из рода ётунов, что олицетворено в цикле года первой символической вспашкой промерзшей земли (в викканской традициии рассматривают иногда символизм богини-невесты, иногда символизм матери, кормящей рожденного в Солнцестояние бога-младенца). В жизни же это было время зимних ярмарок в Швеции,
собственно там, на востоке Скандинавии праздник и был известен.

"О празднике упоминается в:
• «Саге о Хервёр и Хейдреке»:
“Жена Хейдрека принесла себя в жертву дисам. (версия H, перевод Т. Ермолаева)
«Kona hans fór sér í dísar sal” (версия H, др.исл.)
«Его жена так разгневалась из-за гибели своего отца, что повесилась в храме дис». (версия R, перевод Т. Ермолаева).
«Kona hans var svá reið eptir fall föður síns, at hún hengdi sik sjálf í dísarsal». (версия R, др.исл.);
• «Саге о Глуме-Убийце» :
«Þar var veisla búin að veturnóttum og gert dísablót og allir skulu þessa minning gera» (др. исл.);
• «Саге об Эгиле» :
«В тот самый вечер на остров Атлей прибыли конунг Эйрик с Гуннхильд. Бард приготовил для них пир. Там должно было быть жертвоприношение дисам и шел пир горой”. (Перевод: С. С. Масловой-Лашанской (гл. I–LVII), В. В. Кошкина (гл. LVIII–LXXXVII) и А. И. Корсуна (стихи).
«Eiríkr konungr ok Gunnhildr kómu þat sama kveld í Atley, ok hafði Bárðr þar búit veizlu móti honum, ok skyldi þar vera dísablót, ok var þar veizla in bezta ok drykkja mikil inni í stofunni” (др.исл);
• «Круге Земном» :
«Однажды во время жертвоприношения дисам Адильс конунг ехал на коне через капище дисы. Вдруг конь споткнулся под ним и упал, а конунг — с него и так ударился головой о камень, что череп треснул и мозги брызнули на камень. Так он погиб. Он умер в Уппсале и был погребен там в кургане. Шведы называли его могущественным конунгом». («Сага об Инглингах», перевод М. И. Стеблин-Каменского):
«Aðils konungr var at dísablóti, ok reið hesti um dísarsalinn; hestrinn drap fótum undir honum ok féll, ok konungr af fram, ok kom höfuð hans á stein, svá at haussinn brotnaði, en heilinn lá á steininum. Þat var hans bani. Hann dó at Uppsölum, ok er þar heygðr; kölluðu Svíar hann ríkan konung»(«Сага об Инглингах», др.исл.)
Gabriel_Turville-Petre соотносит Дисаблот с англосаксонским праздником Mōdraniht, Ночью Матерей. Который приходится примерно на ноябрь.
Праздник дошел до наших дней в виде Дистинга - ежегодной ярмарки в Уппсале, Швеция. В Швеции Дисаблот играл важную социальную и политическую роль. Празднества проходили в конце февраля-начале марта в Старой Уппсале, в это же время проходило большое собрание жителей, называемое Тингом всех шведов.
Исландский историк Снорри Стурлусон, который был хорошо осведомлен о событиях в Швеции и посещал страну в 1219 году, пояснял в «Круге Земном»:
«В Швеции, пока было сильно язычество, был старый обычай, главное жертвоприношение проводилось в феврале в Упсале. Это было жертвоприношение во имя мира и победы короля, и туда стекались люди из всех концов Швеции. Также там проводился Тинг всех шведов, а ярмарки и заключение торговых сделок длились в течение недели. И даже после принятия христианства в Швеции тинги и ярмарки продолжают проводиться там, как и раньше».
Количество отсылок к дисам, начиная с Мерзебургских заклинаний и заканчивая множеством эпизодов в скандинавской мифологии, показывает, что они поклонением этим божествам считалось жизненно необходимым, они были центральным объектом молитв и заклятий на удачу и защиту от врагов во время войны."

6E20D6C9-F71C-4C58-B46A-B0B5ABB3C5F5.jpeg


К сожалению, о нём сохранилось не слишком много сведений, так что суть и обрядность его в Троте достраивались в том числе на материале Имболка. Впрочем, как несложно будет заметить, сходство в народных традициях от Руси до Британии велико, и аналогии более чем правомочны. С учетом широты и основного занятия людей, естественно.
Имболк известен как праздник домашнего очищения (особенно водой и огнем), окота и лактации овец. В Средиземноморье, кстати, примерно тогда же праздновались Луперкалии (те, которые сменил день св.Валенина) – пастушеский праздник, связанный, как водится с плодородием. А вот в Ирландии это было действительно временем начала сева (в отличии от Шотландии, России и Скандинавии).
обязательно пекся хлеб и взбивалось свежее масло – и кусок хлеба с маслом оставляли на маслобойке в жертву Бригитте. Символом плодородия именно в этот праздник является не зерно (и не хлеб), а молоко: его не только пили, его лили на землю и в водоемы, свеженадоенным молоком обрызгивали постели в доме и дверные косяки."

3) Остара. Весеннее равноденствие 20-ых чисел марта.

69EFE1B9-6E07-433C-8943-5C463238C7C6.jpeg


Остара (весеннее равноденствие).
Остара – имя германской богини весны и рассвета. В это время силы Жизни наконец берут верх над силами Смерти, начинается время возвращения ванов и пробуждения земли от зимнего сна (то есть Праздник Остары - это праздник пробуждения природы от зимней спячки, возвращение летнего солнца, тепла и света). Ритуал по возможности проводится на рассвете. Символы Остары – крашеные яйца, блины, куличи, веточки вербы с набухшими почками, подснежники, кролик (а точнее, его мясо), яблоки, круглый хлеб, все, что символизирует солнце (круг) и возвращение сил Жизни. совпадает с празднованием христианской Пасхи и славянской Масленицы, впрочем, смысл этих трёх праздников один. Ритуальные действия на Остару обычно включают в себя сжигание чучела зимы и приветствие восхода солнца разжиганием костра. Уже после ритуала устраиваются кулачные бои (символ борьбы Жизни и Смерти, где Жизнь естественно побеждает) и пиры с крольчатиной и блинами.

4) Вальбург. 30 апреля-1мая. Вальбург (1 мая).

C77C3288-A73E-4759-A100-C881E0B2E438.jpeg


Другое название – майский день, которому предшествует Вальпургиева ночь. Промежуточная точка между весенним равноденствием и летним солнцестоянием. Это время, когда возрождается прекрасный Бальдр, и вместе с ним силы Жизни входят в свою полную силу. Произошло окончательное пробуждение Природы, и теперь начинается время бодрствования.

Обычно проводится два ритуала:

✣︎ В первый, ночной, с 30 апреля на 1 мая, проводится блот и ритуальное избавление от старого в виде сжигания корабликов или стогов сена. Эта традиция связанна с тем, что в этот день обычно избавлялись от сена, оставшегося с зимы, поджигали сухую траву и сжигали старые корабли. В эту ночь силы Тьмы последние часы до рассвета могут ходить по Мидгарду. Ночь гаданий и колдовства.

✣︎✣︎ Утро 1 мая означает начало Лета. В полдень этого дня проводится ритуальный обряд Бальдрблот и устанавливается Майский Шест, символизирующий возрожденного Бальдра плодороднее (неважно, мужское или женское, поэтому шест устанавливают также и в виде Женщины) и одновременно являющийся символом мужеского начала. Майский шест стоит на капище вплоть до праздника Урожая.

5) Мидсаммер. Летнее солнцестояние в 20-ых числах июня.

104C0DC3-AC3D-40BC-AE53-EBA089ACAD0B.jpeg


Мидсаммер - это точка самой середины лета, высшая точка торжества сил Жизни и власти ванов. В этот день Солнце перерождается на подобии перерождения в Йольскую ночь (только на Йоль оно умирает и рождается, а на Мидсаммер как бы «взрывается», доходит до пика). Как и на Йоль, в этот день клятвы и обещания держатся особенно крепко, гадания верны, а колдовство крепко. Ближе к рассвету светлые альвы выходят к рекам и полям и танцуют в утренних сумерках. Проводятся два ритуала: в саму длинную ночь и на следующий день, в полдень. Ночной ритуал подразумевает большой блот всему пантеону, ритуальные прыжки через костер и хороводы, зажигание колеса с восемью спицами, подношение Большой Жертвы (любая особо подготовленная жертва, например, хорошо сделанный кораблик, символизирующий новый боевой корабль). После ночного ритуала – большой пир и бодрствование до рассвета. Собранные в эту ночь травы и корни считаются особенно целебными. Днем Майский Шест украшается цветами и лентами, а в полдень проводится небольшой ритуал встречи полуденного Солнца. В этот день также принято проводить свадебные торжества и ритуалы венчания. Хозяином Мидсаммера считается бог плодородия Фрейр.

Устраиваются ночные гуляния, большие костры. Раньше в этот день, помимо празднования свадебных пиршеств, давались самые крепкие обещания и клятвы, проводились различные посвящения. В эту ночь, хоть она и принадлежит Фрейду, и все же, по аналогии с Йолем, жертвы приносятся всему пантеону, и устраивается огромный пир.

Спойлер
МИДСАММЕР

Вершина лета, летнее Солнцестояние, время наибольшей силы и славы Соль, когда её колесница взлетает к зениту над зелёными полями и рощами, время самых длинных дней, и самых коротких, самых волшебных ночей, приходится на промежуток 20-21 июня. В 2017 году — на 21 июня, астрономический момент Солнцеворота наступает в 7 часов 24 минуты по Московскому времени, при том, что Новолуние в этом году выпадает на 24-25 июня. Впрочем, готовя обряд, стоит вспомнить, что священно всё же время, а не часы, Со-Бытие, а не его маркер (в Швеции, например, празднуют Мидсоммар в ближайшую к 24 июня субботу и т.д.). Более того, в реальной крестьянской жизни середину лета отмечала череда праздников, которая позволяет этнографам говорить о двенадцатидневье, зеркально отражающем двенадцать ночей Йоля , благо в народной традиции оба периода отмечены как время поворота года, близости к Иному миру и опасного колдовства, время максимума и, соответственно, минимума в природном цикле.

Ярко пылающее Солнце, жаркий огонь костров в ночи, таинственные огоньки в непроницаемом мраке леса, будоражащий цвет бузины по утру, медовый запах лугов в жаркий полдень и золотистый аромат липы вечером — вот образы Мидсаммера, наивысшего расцвета и воплощения энергии жизни, когда легче всего прикоснуться — через травы, огонь и воду — к могучим силам. И как за пиком напряжения следует сладкая усталость, за цветением липы — рассыпанные по земле облетевшие «звёздочки» и зелёные шарики завязи на ветках, за безумием экстаза — отдых и будни, так и за самыми ранними рассветами день начнёт потихоньку убывать — вплоть до Йоля с его долгими-долгими ночами. Ещё не скоро, ещё будет и беспощадно палящее августовское солнце, и много работы, и много радости, и щедрая роскошь Урожая... Но высшая точка Колеса Года приходится именно в эти дни, и огненная ладья самого светлого из богов — Бальдра — отчаливает от нашего берега, ибо не в наших силах жить пламенем слишком долго.

Солнцестояние — праздник, очевидно, изначально общий для славян и германцев, по крайней мере в тех регионах, где основным занятием людей было земледелие, а не скотоводство (для кельтского мира, тяготевшего скорее к оси Бельтайн-Самайн, как и к преимущественному разведению скота, есть предположение о влиянии на празднование Литы германских соседей). Здесь и далее в статье праздник «на Ивана Купала» рассматривается именно как праздник Солнцестояния, без учёта расхождения в 13 дней из-за современной его привязки к православному календарю и июлю. Дата его аналога в западной Европе — дня Иоанна (Джона, Иоганна, Яна, Ханса и т.д.) Крестителя — сегодня приходится на 24 июня.
Внешняя сторона обрядности на западе и на востоке, будь то Англия, Скандинавия, Германия, Россия, Польша или Болгария, чрезвычайно схожа. Различие может составлять, пожалуй, соотношение роли огня и воды, некоторые особенности в отголосках древних обрядов жертвоприношений, да большая распространённость Майского Дерева, ставившегося на западе и на Мидсаммер. На востоке, впрочем, ему есть аналоги в виде берёзки Русалий, или малорусского дерева-Марены. Схожи также повсеместно зеленые ветви и венки, очищающее пламя, зажженное трением, и прыжки через него, ночные посиделки у костров, в лесу, в поле и у воды, гадания и сбор трав, первая роса «Иванова дня», исцеляющая разные хвори...

Шведск. Midsommar, англ. Midsummer, исл. Miðsumar, нем. Sommersonnenwende. Далее используются разные варианты названия.
Торжества Летнего Солнцеворота засвидетельствованы у германских народов с древности. Самой ранней записью о них будет, наверное, сохранившийся перечень припасов к празднику для германских частей римской армии, стоявшей в Честерхольме, что датируется концом первого века нашей эры. В средневековых документах немецкое Sonnenwende всегда указывало именно на летнее, а не на зимнее Солнцестояние, подтверждая тем значение этого дня. В начале седьмого века епископ Нойонский (Фландрия) Элигий осуждал устраивавшиеся его паствой 24 июня песнопения и состязания в прыжках. Характерно, что даже когда впоследствии церковь приспособилась к древнему празднику, приучив прихожан освящать в церкви венки и букеты, условный покровитель дня и его легенда в народных обычаях особой роли по-прежнему не играли.
Как и праздник Мая, с которым у него вообще много сходства, Мидсоммар был днём общинных мероприятий и процессий. В Сконе (Швеция) плели венок Мидсоммара изо всех цветов и побегов, что росли в округе, его называли Midsommarskvastar, «венок середины лета». Связанный, его подвешивали на шест, который два мужчины или мальчика несли на плечах. Снизу шеста было бумажное изображение квочки на яйцах. Двух «веночных мальчиков» в процессии вокруг селения сопровождали от шести до двенадцати «веночных девочек». Олаус Магнус в XVI в. писал, что в Швеции народ приходил к Дереву Мидсоммара молиться, чтобы полям была дана сила прорастать. Тогда же клали на поля кресты из листьев, чтобы посевы росли без ущерба от молний, грома или града.

Ещё в Скандинавии варилась в этот день специальная каша — рёмегрот (römegrot), из цельного зерна на сметане и сливках, и к ней делался сыр — большая голова из собранного со всех дворов деревни молока. В Ютландии (Дания) и Сконе парни и девушки дарили друг другу венки в знак расположения. В это время во многих областях Европы выбирали «невесту» (или «невесту» и «жениха», как на Лиго в Латвии), в отличии от Майской королевы — маленькую девочку (или детей). В скандинавских странах для такой пары устраивалась «детская свадьба», только обеты приносились не в вечной любви, а в вечной дружбе. Праздничное шествие проходило по всей деревне, раздавая благословения домам и получая за это угощение.
Обычай Майского Дерева на Мидсоммар более всего и по сей день распространён, пожалуй, в скандинавских странах, где Майстонг (Majstáng) воздвигается в обязательном порядке, обычно на открытой площадке или лужайке, как правило — в качестве праздничного символа всей общины. Майстонг — это шест, сделанный чаще всего из очищенного ствола сосны, с поперечиной у вершины. По концам поперечины подвешиваются венки и гирлянды зелени и цветов. Сам шест обвивается хвойными гирляндами или молодыми берёзовыми ветками. Если не было длинного шеста, то связывали вместе несколько коротких, пока не получится высокая мачта с поперечными сучками, на которые вешали цветы и венки. В установлении и украшении Майского Дерева принимают участие все: мужчины, женщины и дети.

Навершием Майстонга служило в прежние времена чучело петуха, и такой петух был предметом особой гордости деревни. С ним, по старинному поверью, был связан предстоящий урожай. Если жители соседних сёл враждовали между собой и хотели сделать гадость соседу, то считалось, что достаточно украсть петуха с Майского Дерева недругов, чтобы они не получили урожая. В настоящее время вершину Майстонга стали украшать национальным флагом страны или вымпелом.

В Уэльсе, согласно источникам XVI—XVIII вв., летней версией Майского Дерева была берёза («летнее дерево» — у fedwen haf), которую устанавливали на центральной площади деревни в канун дня св. Иоанна (иногда использовался, как и на Май, обтёсанный и украшенный берёзовый ствол), ветки берёзки украшали лентами, гирляндами цветов, возле неё танцевали, её, как и в Скандинавии, пытались выкрасть соседи.
В Зальцбурге (Австрия) 24 июня приносили в церкви молодые берёзки и ёлки. Их, как и весенние обрядовые Майские Деревья, заранее очищали от веток, оставляя лишь верхушку, а ствол искусно закрывали гирляндами, сплетенными из полевых н лесных цветов. После мессы деревья приносили во дворы, где сохраняли до будущего года. В старину таких «украшенных шестов» (Prangstangen, от prangen — «украшать») старались делать как можно больше, так как их число связывали с урожаем. «Они закрепляют зрелость хлеба» или «они наполняют сараи сеном», — говорили в Пинцгау.

В Исландии Мидсумар на переломе первого тысячелетия приходился на время Альтинга. До 1000 г. (год принятия христианства) Альтинг открывался в четверг между 11 и 18 июня (после 1000г. — между 18 и 24м числом) и продолжался две недели, т.е. был к астрономическому Солнцевороту близок. Связь Мидсумара с общественными собраниями сохранилась, как свидетельствует Н.Пенник в «Истории языческой Европы», и на острове Мэн, где парламент (ведущий свою историю ещё от эпохи викингов) каждый год 25 июня собирается на искусственном холме Тингвальд («равнина собраний»).

Также и костёр, одна из основных примет Солнцестояния , изначально должен был быть делом совместным: принимать участие в празднике следовало всем членам общины. Не участвовавших дразнили мальчишки в своих песнях как скряг или штрафовали на два с половиной гроша (например, в Брауншвейге). Если кто-либо не мог по каким-то причинам участвовать в гулянье сполна, он обязан был появиться хотя бы на короткое время и выпить стакан вина. В Лондоне в прошлые века костры разжигались на улицах, и каждый дом вносил свою часть топлива и труда в их устройство. Над украшенными зеленью дверьми лондонских домов всю эту ночь горели лампы. Для них специально изготовлялись из железа подставки, на которых иногда укреплялось сразу по нескольку десятков ламп. Правда, именно в Англии наряду с многочисленными (в каждой деревне и городе) общественными кострами зачастую горели и «частные» — перед домом в городе или на каждом дворе в деревне.
Костру на Мидсамер придавалось троякое значение: огонь был символической связью с силой солнца, он служил защитой и очищением, и, наконец, в этом качестве он был связан с плодородием. Золу от Мидсаммеровского костра раскидывали по полям в Англии и Нидерладах. Головешки из такого костра втыкали в пашни во многих областях Германии, чтобы поля родили. По рассказам одного путешественника XVIII в., кельтское население острова Мейкланд (Оркнейские острова) еще за две недели до дня св. Иоанна начинало заготавливать длинные вязанки вереска. Когда в ночь на 24 июня загорался костер, каждый юноша поджигал одну из приготовленных им вязанок и бегал по полям и вокруг поселка, размахивая ею в воздухе. Фермеры с горящим пучком вереска в руках совершали по ходу солнца обход своих полей и стад. После того как костер догорал, молодые люди прыгали через угасающее пламя.

В Германии и Австрии в зависимости от локального времени празднования, которое, как помним, было или не одномоментным, или связывалось с разными датами, ритуальные костры (реже обвитые соломой шесты, смоляные бочки и пр.) назывались «огни солнцеворота» (Sunnawendfeuer), «огни Вита» (Veitsfeuer, 15 июня), «огни Иоганниса» (Johannisfeuer), «огни Петра» (Petersfeuer, 29 июня), т. е. по имени святых, чья память приходилась на эти дни. В Скандинавии такой костёр назывался Ионсокбол (Jonsokbál) или Санктхансбол (Sankthansbál), тоже по имени христианского покровителя дня: на севере традиционно огонь зажигается в ночь с 23 на 24 июня.
Огонь на Солнцестояние изначально должен был быть зажжен трением («огонь нужды»), позднее, например, в некоторых местностях Скандинавии — от увеличительного стекла. Кое-где для костров Солнцеворота использовались строго определённые породы деревьев или даже кустарников (в отдельных областях Франции и в Валенсии костры складывались, например, из стеблей ежевики), известны костры из девяти (магическое число) пород дерева (в частности, в Уэльсе). В Верхней Австрии (область Хаузрукфиртель) среди собиравших хворост были и ряженые с чернеными лицами и закутанные в зеленые ветки, что вновь напоминает и о Мае, и о Йоле. Костры ставились либо очень высокие (на Карельском перешейке, к примеру, высота такого сложенного башней костра могла достигать 7ми-10ти метров), либо относительно небольшие для прыжков через них и окуривания людей и животных (опять явная аналогия с обычаями Майского Дня). В огонь могли кидать травы, просто для создания дыма (солома, сушеный папоротник, трава или зеленые ветви) или с защитной целью: чеснок (чтобы весь год не подхватить лихорадку), тмин или белую полынь (чтобы поясница во время жатвы не болела) и т.д. Бросали в пламя и сено, пучки колосьев и ржи, ветки плодовых деревьев и т.д., вероятно, как приношение и просьбу о добром урожае.

Костры на Мидсаммер по форме ничем не отличались от костров, зажигаемых в другие праздничные дни: на Масленицу и Пасху; их зажигали преимущественно на возвышенных местах, хотя кое-где, особенно в городах, их жгли на равнине, чаще на рыночной площади перед ратушей. К ним приходили на гулянье, потанцевать, повеселиться, прыгнуть через костёр. Через костры прыгали поодиночке, для очищения, защиты и ради грядущего урожая, и парами, взявшись за руки, в надежде соединить судьбы в браке. В Германии считалось, что если при прыжке парень и девушка не разожмут рук, то их любовь укрепится и в этом же году они справят свадьбу (Верхняя Саксония); если же разожмут руки или платьем заденут за огонь, то это был неблагоприятный знак. В некоторых областях, наоборот, полагали нехорошей приметой, если огонь не задевал подола прыгающей через костер женщины. Считалось, что в таком случае она в текущем году не забеременеет. В Тироле и Штирни парни, прыгая, выкрикивали имя любимой девушки, а девушки говорили:
Sonnawend, Sonnawend,
Dass mich nit's Feuer brennt.
Dass ich bald z'heiraten kum,
Drum tanz ich um.
Солнцеворот, солнцеворот,
чтоб меня не обжёг огонь,
чтоб я могла скоро выйти замуж,
оттого я танцую.

В старину считали, чем выше прыжок, тем лучше будет урожай льна и хлебов. С этим же представлением был связан и старый обычай в Каринтии: молодые женщины в эту ночь прыгали на полях — явный пережиток имитационной магии (то же проделывали и на Масленицу). Аналогичным образом на ночь Мидсоммара в районе Заальфельда (Тюрингия) девушки шли нагими на льняное поле, танцевали вокруг него и валялись на нём «чтобы лен хорошо уродился». По пашне также катались парами, чтобы повысить её плодородие.
Как и на Йоль, на Летнее Солнцестояние помимо костров зажигали «солнечные колёса», смоляные бочки, бросали горящие диски. Например, о таком обычае в городке Конц (Германия), когда горящее колесо спускали с холма в реку и по его ходу гадали об урожае вина, рассказывает Гримм в «Тевтонской мифологии». Связь с солярным культом имел и распространённый среди шотландцев и уэльсцев обычаи катать с гор или крутых обрывов рек колеса, обвитые соломой и зажженные. Иногда при этом гадали: если колесо горело все время, пока катилось, то урожай будет хорошим. Напоминает о солнечном культе и почитании светила обряд, бытовавший на Оркнейских островах ещё в конце XVIII в. На вершине самого высокого холма в приходе разжигали большой костер, и все присутствующие в полном молчании несколько раз обходили его кругом, по движению солнца, начиная обход с востока.

6) Фрейфакси. В период с 1 по 15 августа. Фрейфакси (1 августа).

6A9C145B-422E-494F-8C2B-86570204AC9A.jpeg


Промежуточная точка между летним солнцестоянием и осенним равноденствием. Это время начала сбора урожая, праздник хлеба и меда, а также время подводить итоги лета. Силы Жизни начинают идти на убыль, и земля отдаёт то, что в нее вкладывали в начале лета. Именно в это время собирались Альтинги, общие собрания, на которые съезжались представители всех семей и годордов. На Альтингах решались проблемы государственного масштаба, устраивались суды и торги, заключались сделки и давались клятвы. В наше время Альтинг – это собрание всех Асатруа на несколько дней для общения, знакомств и обмена опытом. Символом Фрейфакси является испеченный хлеб в виде круга, символизирующий Колесо или Солнце, и конь, символ сбора урожая и приближения сил Смерти. Проводятся общие собрания, ярмарки и пиры. Ритуал проводится вечером или на закате. Общий блот сопровождается ритуальным сбором первого урожая и его подношением богам. Смысл этого действия в том, что самое первое всегда отдается в жертву богам, первый колос, первый хлеб, первый глоток и так далее. На Майский Шест вешается испеченный в виде круга хлеб на лентах. Праздник хлеба и меда. Судя по названию главным "лицом" этого праздника является Фрейр.

7) Урожай (осеннее равноденствие). 20-е числа месяца сентября

020CA1DB-3A66-406A-96C3-F24C2263A2DD.jpeg


Праздник окончания сбора урожая. Время, когда силы Жизни уступают силам Смерти, и ваны вновь уступают власти асов. Время отдыха после тяжелого сбора урожая, успокоение. Безрассудное лето закончилось, пришло время глубины и задумчивости. В этот день умирает Бальдр, и Майский Шест с лентами Вальбурга, цветами Мидсаммера и хлебом Фрейфакси сгорает на погребальном костре. Вместе с ним сгорит и все то, что люди хотят оставить. Ритуал проходит на закате, помимо похорон Бальдра в ритуальном порядке показывается изобилие урожая накладыванием его с горкой на поднос так, чтобы не было видно годи, держащего его, после чего устраивается пир.

В этот день Лето начинает уступать место в Мидгарде Зиме. Урожай собран, земля готовится ко сну, приходит время и свои собственные мысли приводить в порядок, собирать "урожай" того что было сделано за лето, готовить себя к зиме. Вообще осень это время раздумий, умиротворенности, спокойствия. На ритуале последний раз обращаются к Ванам, богам плодородия, и, помимо провожания Бальдра, также иногда (для этого) сжигают майский шест.

8) Зимние ночи. В период с 15 октября по 1 ноября. Ночь духов. Начало Дикой Охоты.

487C1EA9-6915-4460-8711-F94EF218ED89.jpeg


Это последний праздник в году перед Йолем. На западе в это время празднуют День Всех Святых. По сути это праздник когда силы Зимы окончательно берут верх над силами Лета. В эту ночь мертвые выходят на улицы, начинается Дикая Охота.

Промежуточная точка между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием. Силы Жизни окончательно отступили, а силы Смерти вошли в полную силу. Солнце дает все меньше тепла и света, а земля начинает укрываться одеялом йотунов, погружаясь в долгий зимний сон. Это время считается самым опасным, так как силы Жизни уже ушли, а спасительный Йоль еще на настал. В это время Один носится с Дикой Охотой по ночному зимнему небу, а мертвые заглядывают в окна домов и их голоса слышны в ночных завываниях ветра. Как живут люди в это время, зависит уже не от природы, а от самого человека и того, что он делал летом и как хорошо трудился. Это время власти асов и их правил. Праздник также совпадает с Хэллоуином и имеет близкое с ним значение: это ночь общения с духами. В ритуале зимних ночей сжигается сноп соломы для того, чтобы короткая вспышка обогрела души пожаловавших предков и ставятся страшные маски со свечами, чтобы отогнать дальше злых духов

✱︎✱︎✱︎✱︎✱︎✱︎✱︎✱︎

Важно отметить, что праздники имеют достаточно четкое строение, два солнцестояния, два равноденствия и четыре "промежуточных" праздника. При этом праздники, которые имеют разницу в полгода, близки по значению. Например, Йоль и Мидсаммер. Оба праздника - это наступление определенного пика, переломный момент, точка максимума. Только на Йоль умирает старый и рождается новый год, а на Мидсаммер этот год достигает своего пика. Вальбург и Зимние Ночи. Оба праздника носят мистический характер, оба праздника можно назвать "Ночь Духов". Только в Вальбург они уходят из Мидгарда, а в Зимние Ночи наоборот.

Спойлер
В 1986 году Ásatrú Free Assembly распадается на два осколка: The Troth и Ásatrú Alliance.

Праздники The Troth состоят из той же восьмерки с измененными названиями, дополненные Торраблотом конца Января (исторически праздник Торри в Исландии) и без Осеннего Равноденствия:

1) Зимнее Солнцестояние - Йоль;
2) Конец Января - Торраблот;
3) 2 Февраля - Дистинг;
4) Весеннее Равноденствие - Остара/Сигблот;
5) Канун Мая - Вальбург;
6) Летнее Солнцестояние - Мидсаммер;
7) 1 Августа - Ламмас/Фрейфакси;
8) 31 октября - Зимние Ночи.

И были введены дни памяти:

9 Января - День Рауда Могучего, замученного Олафом Трюггвасоном за приверженность язычеству;

9 Февраля - День Эйвинда Киннрифи, язычника, зажаренного на углях тем же Олафом Трюггвасоном;

14 Февраля - Праздник Вали, выдвинут альтернативой Дню св. Валентина и Луперкалиям;

28 Марта - День Рагнара Лодброка, полулегендарного предводителя атаки на Париж;

9 Апреля - День Хакона Могучего, ярла Хладира и фактического правителя Норвегии, убитого собственным рабом во время восстания вернувшегося Олафа Трюггвасона. Был ярым язычником, борцом за свободу Норвегии, но вызвал недовольство населения своим распутством;

9 Мая - День Гудрёда из Гудбрандсдалира, чей язык был отрезан Олафом Толстым;

День Эйнхериев - Последний понедельник Мая - религиозный вариант гражданского Дня Поминовения в США в честь всех павших американских воинов;

9 Июня - День Сигурда, т.е. того самого Зигфрида, убийцы Фафнира;

9 Июля - День Унн Мудрой, она же Ауд Мудрая, дочь Кетиля Плосконосого, короля Мэна и Островов. Овдовев, поселилась в Исландии. Была христианкой. По её приказу был возведён крест на холмах, позже названных Крестовыми, и у этого креста она регулярно молилась;

29 Июля - Смерть Олафа Толстого, последнего общехристианского святого и крестителя Норвегии. Наличие этого дня в асатру вызывает недоумение, т.к. 29 июля его же почитают и в христианстве, где принято дни смерти святых делать днями памяти;

9 Августа - День Радбода, Фризского короля. Радбод был язычником и сражался за независимость Фризии против франков - Карла Мартелла и Пипина Короткого (т.е. против деда и отца Карла Великого);

9 Сентября - День Германа (Арминия) из племени херусков, восставшего против Рима и победившего римлян в Битве в Тевтобургском лесу;

Второй понедельник октября - День Лейва Эрикссона и Фрейдис Эриксдоттир, детей Эрика Рыжего и первооткрывателей Америки.
(На эти дни приходится плавающая дата Дня Колумба в США, и американские асатруа обзавелись альтернативой);

28 Октября - День Эрика Рыжего (вдогонку ко Дню Колумба);

9 Ноября - День Сигрид Гордой, на руку которой претендовал Олаф Трюггвасон, требовавший от нее перейти в христианство. На отказ он ответил поощечиной, и Сигрид вышла замуж за его врага, датского короля и развязала войну, в которой погиб Трюгвассон;

День Вейланда (Вёлунда) Кузнеца - героя эддической песни - совпадает с Днем Благодарения в США (четвертый четверг Ноября);

9 Декабря - День Эгиля Скаллагримссона, великого исландского скальда.

В свою очередь The Asatru Alliance имеет свой календарь и зовет его Календарем Рунической Эры. Именно этот календарь по летосчислению отличается от григорианского на 250 лет (2000г, например, у них 2250-й год)

Они отмечают:

1) 3 Января - Заклинание Плуга;
2) 14 Января Торраблот;
3) 2 Февраля Barri, свадьба Фрейра и Герд;
4) Весеннее Равноденствие - Остара;
5) 15 Апреля - Сигблот/Суммарблот, встреча Лета в память о древнеисландском календаре;
6) 30 Апреля - 1 Мая - Вальбург+Майский День;
7) Летнее Солнцестояние - Мидсаммер;
8) 19 Августа - Фрейфакси;
9) Осеннее Равноденствие - Встреча Зимы;
10) 14 октября - Зимние Ночи;
11) 21-22 Декабря - Ночь Матери и Йоль, Рунический Новый Год;
12) 31 Декабря, Двенадцатая Ночь.

Они празднуют те же дни памяти по 9-м числам, дополнив их:

9 Марта - День Оливера Мученика, убитого людьми Олафа Толстого во время тайного приготовления жертвоприношения древним богам;

8 Октября - День Эрика Рыжего;

9 Октября- День Лейва Эрикссона (унификация по 9-м числам, в отличие от приуроченного ко Дню Колумба дню Лейва у The Troth);

Также они отмечают дни Вали, Рагнара, и смерть Олафа Толстого, введены и некоторые другие праздники:

22 Апреля - День Иггдрасиля, он же Международный День Земли;

20 Мая - блот Фригг, истоки неизвестны;

8 Июня - День Линдисфарна, первого набега викингов;

19 Июня - День основания Asatru Alliance;

4 Июля - День Основателей - день основателей современного Асатру.
Является одновременно Днем Независимости США, когда чтят Отцов-основателей Америки;

11 Ноября - День Эйнхериев (День Ветеранов в США, праздник, аналогичный одноименному празднику The Troth, приуроченному к Дню Поминовения в США);

23 Ноября - Праздник Улля. Истоки неизвестны.

В Асатру РФ не приняты дни памяти, общины предпочитают придерживаться 8 основных (и то не все, некоторые отбрасываются за неаутентичностью) + по желанию Торраблот.
Многие западные праздники Асатру неадекватны нашей среде, т.к. мы не отмечаем гражданские праздники США.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Полезное для новичков»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 13 гостей