С древних времен яблоко, как символ, означало очень многое. Яблоко — это и символ здоровья, жизненной силы, молодости, любви, брака, плодородия, знания и мудрости, но и символ греха, обманчивости и смерти. Помимо всего прочего, яблоко олицетворяет долголетие и бессмертие, поэтому в христианской традиции связано с искушением, падением человека и его спасением.
Символ запретного плода является общим для иудаизма, христианства и ислама. Единственное, в исламе больше внимания отдается тому, что на Адаме не было греха, а лишь ошибка, которые допускаются пророками. Возможно это связано с отсутствием первородного греха в иудаизме (и исламе тоже), плюс ко всему когда умирал Адам, он послал сына за элексиром бессмертия (веточкой Древа Жизни), черенок пророс во рту Адама и из выросшего тройного дерева, соорудили крест, на котором Иисус искупил первродный грех, и только после этого Адам смог вновь попасть в рай - в свой Эдем, это если очень кратко. И без царя Соломона опять не обошлось))
Кстати, несмотря на то, что плод, которым Змей искусил Еву в райском саду в Библии не назван (написано просто "плод"), яблоко было первым плодом, на который пал выбор позднейших толкователей Священного Писания. По одной версии, яблоко было заимствовано из той самой классической античной истории о Саде Гесперид и его золотых яблоках (яблоки в мифе о "Яблоке раздора"), по другой — всему «виной» сближение двух латинских существительных: malum (яблоко) и malus (зло).
- Спойлер
- Мидраш Берешит Рабба приводит версии о дереве и его плодах[3]. Рабби Меир сказал: Это была пшеница. Репа (лефет) — два мудреца рабби Ханана бен Ицхак и рабби Шмуэль бен Амии. Рабби Йегуда, сын рабби Илая, сказал: «Плоды древа познания были виноградом, ибо сказано „Виноградины их — ягоды ядовитые, гроздья горькие у них (Дварим 32:32)“ — эти гроздья привели горечь в мир».
Рабби Аба из Акко сказал: «Этрогом было оно, ибо написано: „И увидела женщина, что дерево хорошо для еды“ (Берешит 3:6) — сказал ты: иди и смотри, у какого дерева древесина съедобна, как и плод, и ничего не найдёшь, кроме этрога».
Рабби Йосе сказал: «Смоквами они были: коли не учишь ты одно из другого, то изучи из смысла! Притча о царском сыне, который согрешил с одной служанкой. Когда же узнал царь об этом, выгнал он сына из дворца, и он стучался в двери служанок, но они не принимали его, но та, которая согрешила с ним, открыла свои двери и приняла его. Так, когда первый человек поел с того дерева, Всевышний выгнал его из сада Эдена, и ходил он по всем деревьям, но не принимали они его. А что они говорили ему?»
Сказал рабби Берехья: «Говорили деревья: Вот вор, который обманул Творца своего, вот вор, который похитил знание Господина своего, — об этом написано: „Да не наступит на меня нога высокомерного“ (Тегилим 35:12) — нога, что поднялась на Творца своего; „и рука нечестивых да не изгонит меня“ — не возьмёт от меня листа. Однако смоковница, поскольку поел он от её плодов, открыла двери свои и приняла его — об этом написано: „И сшили листья смоковницы“» (Берешит 3:7).
Рабби Азария, рабби Юдан сын рабби Симона, от имени рабби Йегошуа бен Леви говорят: «Упаси Бог, не открыл Святой, благословен Он, то дерево человеку и не откроет в будущем!»
Понятие "запретный плод" возникло из библейского мифа о древе познания добра и зла, плоды которого б-г запретил есть Адаму и Еве (Бытие, 2, 16-17).
- Спойлер
- согласно Книги Бытия Б-г расположил рай, или иначе, сад Эдем на востоке: «Из Эдема выходила река для орошения сада; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Пишон (Фисон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Прат (Евфрат)» (Быт.2:10-14). В саду он поселил первых людей Адама и Еву. Б-г разрешил им пользоваться всеми плодами растущих в саду деревьев, кроме плодов дерева жизни и дерева познания добра и зла. Видимо этот запрет и распылил воображение Евы, и заставил её задаться «вечным» столь разлагающим общество и вместе с тем двигающим его вперед вопросом «Почему». А тут ещё змей-искуситель, живущий в том же саду рядом с людьми, нашептал Еве мысль что, мол, если она отведает плода с дерева познания, ничего ей за то не будет, но мудростью она достанет б-га. Ева послушалась змея, да ещё уговорила последовать её примеру Адама. Б-г страшно разгневался. Змея он приговорил вечно ползать по земле и быть всеми презираемым, Еву — в муках рожать детей и жить в подчинении мужчине, Адама — бесконечно работать в поте лица в заботе о хлебе насущном. После чего изгнал грешников из рая.
«Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов ва-ра. Правильный перевод сочетания Эц а-Даат — «Древо соединения»: слово даат на иврите означает «соединение», как «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1) — «Веаадам яда эт Хава», плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.
В иудаизме считается, что ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла действовало до субботы — если бы Адам и Ева подождали и вкусили бы от дерева в шаббат, они имели бы силы души отличить добро от зла даже внутри себя.
Согласно Книге Зогар, Дерево познания добра и зла и Древо жизни пребывали вместе в совершенной гармонии до тех пор, пока не пришёл Адам и не разделил их, положив начало злу, что содержалось внутри Дерева познания добра и зла
- Спойлер
- 327. Авраам, Ицхак, Яков и все пророки пробовали плоды Древа познания добра и зла и, вместе с тем, остались живы.
Как известно, это Древо – Древо познания добра и зла – несет смерть: вкусивший от его плодов, умрет от яда, который в них…
Поясним, что Древо познания добра и зла – это нуква дэ ЗА, которую всегда нужно присоединять к остальным сфирот (другим деревьям сада). Только тогда можно есть плоды этого дерева и получать наслаждение познания. Вот почему Авраам, Ицхак, Яков и все пророки могли безболезненно есть плоды Древа познания добра и зла.
Но для тех, кто не присоединяет нукву к ЗА, мужу, а наслаждается исключительно ею самою, она является ангелом смерти. И как сказано, в день, когда поест от самой нуквы, разлучает Творца с Его Шехиной и приговаривается к смерти.
Человека не надо приговаривать к смерти. Исчезновение света – смерть сама по себе. В Торе нет наказаний за какое-то нарушение. Духовная смерть – это потеря связи с Творцом. Этого уровня мы в нашем мире еще должны достичь.
Тот, у кого и раньше не было связи с Творцом, не ощущает ее потери. Мы не называемся мертвыми, потому что не ощущаем жизни духовной, находимся ниже линии «махсома» (границы, разделяющей духовный и материальный мир). Мертвым может называться тот, кто понимал, что жил, ощущал свет Творца, а потом перестал получать Его.
источник Сеть