Ариман в зороастризме

Unnr F
Автор темы
Unnr F
Автор темы
Репутация: 6818 (+7011/−193)
Сообщения: 7789
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 7 месяцев

#1 Unnr » 27 ноября 2022, 12:18

Ариман - злой дух в Ранней иранской религии, зороастризме и зорванизме, Повелитель Тьмы и Хаоса, источник человеческого замешательства, разочарования и раздора. Он также известен как Ангра Майнью (злой дух или тёмный дух) и существует в оппозиции к Спента Майнью (добрый дух или светлый дух), также известный как Ахура Мазда и Ормузд

В ранней политеистической персидской религии Ахура Мазда был царём богов и создателем мира, а Ангра Майнью/Ариман, повелитель легионов демонов, его противник. После реформ Зороастра (около 1500-1000 гг. до н. э.), приведших к монотеистической религии зороастризма, Ахура Мазда стал единственным истинным богом, а все остальные божества - эманациями и аватарами его силы, но Ариман оставался источником и воплощением зла.
В какой-то момент в конце истории империи (или намного раньше, по мнению некоторых учёных) возник вопрос о том, как Ариман – и, следовательно, зло – мог существовать в мире, созданном всеблагим, всемогущим божественным существом. На этот вопрос ответил зорванизм (часто называемый еретической сектой зороастризма), который сделал Зорвана, второстепенного бога времени в Ранней иранской религии, верховным существом и Повелителем Бесконечного Времени.

Зорван породил и Ахуру Мазду, и Аримана, и, следовательно, Ахура Мазда не был ответственен за зло; зло было результатом собственного выбора Аримана преследовать противоположность Высшему Добру. Считается, что фигура Аримана, противника божественного добра и зачинщика раздоров, повлияла на создание подобных сверхъестественных сущностей в более поздних религиях, таких как сатана в иудаизме, дьявол в христианстве и Иблис в исламе.
Ариман появляется в зороастрийских текстах без предисловия, как будто аудитория уже должна быть знакома с ним, без сомнения, это пережиток более ранней устной традиции. Поэтому у него нет истории происхождения или развития, и он впервые предстаёт неожиданно и без истории.

Он - демон демонов и обитает в бездне бесконечной тьмы на севере, традиционном доме демонов. Невежество, вредность и беспорядок - это характеристики Аримана. Он может изменить свою внешнюю форму и появиться в виде ящерицы, змеи или юноши. Его цель всегда состоит в том, чтобы уничтожить творение [Ахура Мазды], и с этой целью он следует за работой творца, стремясь испортить её. Как Ахура Мазда создает жизнь, так и Ариман создаёт смерть; для здоровья он создаёт болезнь; для красоты - уродство. Все человеческие беды целиком и полностью связаны с Ариманом.
Небо было шаром, в который Ахура Мазда налил воды, а затем разделил воды землёй и распространил растительность по всей земле. Затем он создал Гаваеводту, Первобытного Быка (также известного как Первобытный Бык), который был так прекрасен, что Ариман убил его. Ариман убил Гаваеводту без всякой причины просто потому, что хотел и потому, что мог. Это событие характеризует все последующие действия Аримана, как и ответ Ахура Мазды.

Ахура Мазда перенёс труп Гаваеводты на Луну, где он был очищен, и из очищенного семени были созданы все животные. Таким образом, Ахура Мазда обратил злодеяние Аримана к положительным преобразованиям. Затем Ахура Мазда создал первого человека, Гайомартана (также известного как Гайомард, Киюмарс), который тоже был красив Ариман убил и его. Солнце очищает семя Гайомартана, и через 40 лет из него вырастает ревень, из которого рождается первая пара – Машья и Машьянаг. Они живут в гармонии с землёй, животными и своим создателем, пока не появляется Ариман и не нашептывает им ложь, говоря, что он их создатель, а Ахура Мазда - обманщик и их враг.

Пара верит в эту ложь, и поэтому грех входит в мир через их сомнения, и их гармония с животными и друг с другом теряется. Они даже не могут зачать ребенка в течение многих лет после своего падения, и когда Машьянаг наконец рожает, они едят детей, потому что они потеряли всякое понимание разума. В конце концов они рожают близнецов, которые продолжают населять землю, но ложь Аримана испортила прежний рай, и люди теперь будут жить в раздоре, в ссоре с животными и друг с другом.

После рождения Гайомартана Ахура Мазда создал огонь в качестве своего последнего аспекта творения, но с вмешательством Аримана и падшей природой человечества теперь должны были быть созданы боги, чтобы помочь людям в жизни и, особенно, помочь им сделать ключевой выбор: следовать путём Ахура Мазды или путём Аримана, поскольку этот выбор определит жизнь каждого человека на земле и после смерти.

Только в XIX веке н. э. было дано объяснение существованию Аримана и решена проблема зла. Немецкий востоковед Мартин Хауг (1827-1876 гг.) предположил, что Ариман на самом деле существовал не как божество, а как разрушительный выброс отрицательной энергии в результате акта творения Ахура Мазды. Это было бы сравнимо с тем, как человек высвобождает определённое количество энергии во время тренировки, если бы эта энергия затем стала разумной. Ариман не был “рождён злом” с точки зрения Хауга, а был просто ещё одной эманацией Ахура Мазды – как и любой другой бог в зороастрийской интерпретации, – за исключением того, что, в отличие от них, он решил творить зло. Таким образом, зло произошло от проявления свободной воли Аримана, а не от акта творения Ахуры Мазды.

Цели Аримана и история Захака

Спойлер
Это предложение было принято зороастрийскими парсами Индии – преданными, которые спасли священные тексты от арабского вторжения мусульман в Иран в 651 году н. э. и вывезли их из страны – и подкреплено историями, касающимися Аримана в этих текстах. Ученый Дж. Дюшен-Гильмен, ссылаясь на зороастрийскую традицию и персидскую традицию, пишет:

Ариман-зло по собственному выбору. “Дело не в том, - говорит он, - что я не могу создать ничего хорошего, но я этого не сделаю". И чтобы доказать это, он создал павлина. (Иранская энциклопедия, Ариман, 8)

Преданность Аримана уничтожению любого добра, продвигаемого Ахура Маздой, была не каким-либо средством достижения цели, а самой целью; уничтожение добра и нарушение порядка на каждом шагу были его единственным интересом. В любой момент он мог бы с такой же лёгкостью использовать свою силу, чтобы возвышать людей, а не уничтожать их, но это его не интересовало, как показано в рассказе о принце – а позже короле – Захаке (также известном как Заххак).

Захак был сыном доброго и справедливого короля по имени Мердас в мифологическое время, когда миром правил великий король Джамшид. Захак был красив и очарователен, но был избалован своим отцом и был слабовольным, ленивым и склонным к тому, чтобы его сбивала с пути дурная компания. Однажды он встретил столь же очаровательного и красивого молодого человека (на самом деле Аримана в облике юноши), и они стали хорошими друзьями. Постепенно Ариман начал намекать, как легко было бы Захаку убить своего отца и стать королём, и, в конце концов, он последовал совету своего нового друга.

После того, как Захак стал королём, его друг исчез как раз в тот момент, когда во дворце был нанят новый повар (снова Ариман). Этот повар мог бы приготовить любую еду в мире, и каждое блюдо было прекраснее предыдущего. Захак хотел вознаградить его и спросил, чего бы он хотел, но повар отказался от каких-либо сокровищ или почестей и попросил только разрешения поцеловать Захака в плечи. Захака согласился, змеи внезапно вырвались из мест, которые целовал повар, и сам повар исчез.

Захак хотел удалить змей, но каждый раз, когда их отрезали, они появлялись снова. К счастью – или так думал Захак – во дворец прибыл новый врач, который был особенно искусен (снова Ариман), и сказал, что у него есть лекарство: единственный способ справиться с проблемой - каждый день кормить змей человеческими мозгами, и, если этого не сделать, змеи съедят мозг самого Захаки.

В это время Джамшид правил миром в полном согласии в течение 300 лет, но Ариман посетил его, тихо шепча на ухо, и – как он сделал давним – давно с самым первым королём, мудрым Йимой - убедил Джамшида, что он не нуждается в богах. Правление Джамшида наполнилось коррупцией, и народ стал страдать, и поэтому, когда Захак выступил против него все потдержали молодого короля. Захак сверг Джамшида, распилил его пополам и занял мировой трон.

Люди были вне себя от радости, пока не обнаружили, что Захак был ещё большим деспотом, чем Джемшид, и, кроме того, ежедневно теряли друзей и родственников, которых приводили во дворец, чтобы убить и накормить змей мозгами. Террор Захака продолжалось до тех пор, пока кузнец Кавех, потерявший 18 сыновей из-за змей Захака, не поднял восстание и не заручился помощью героя Ферейдуна (также известного как Траэтаона), чтобы возглавить народ. Захак был свергнут и оставлен связанным и истекающим кровью в плену, когда Ферейдун восстановил порядок и мир на земле.

Ахура Мазда и Ариман представляют двойственную природу существования, воспринимаемую человеческими существами, – добро и порядок, зло и хаос, – и то, действительно ли Природа/Жизнь содержит эту двойственность, не имеет значения, поскольку её существование, насколько это касается человеческого состояния, обязательно зависит от человеческой интерпретации. Рассматривая Аримана в этом направлении, его происхождение не является тайной, поскольку его, как и Ахура Мазду или любое другое божество, можно понять как создание человеческих существ, пытающихся осмыслить мир, который разочаровывает обнадёживающие ожидания так же часто, как и вознаграждает их.
Изображение
источник Сеть

Вернуться в «Таро Теней»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 37 гостей