Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды (Публикации 1928 - 1929 гг.)
Якутск: Север-Юг, 1992. — 320 c
В настоящий сборник включены работы известного якутского этнографа и фольклориста Г. В. Ксенофонтова, посвященные шаманству якутов и других народов Сибири, опубликованные в конце 1920-х годов. После репрессий 30-х годов его имя надолго исчезло из историографии Сибири. Исчезло, но не было забыто — вклад Г. В. Ксенофонтова в исследования историко-этнографических и фольклорных проблем, раскрывающих самобытность культур народностей Севера, трудно переоценить.
Книга «Шаманизм. Избранные труды» (1992 г.) создана на основе четырех публикаций Г.В. Ксенофонтова:
- «Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов», 1928;
- «Хрестес. Шаманизм и христианство», 1929;
- «Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме», 1929;
- «Пастушеский быт и мифологические воззрения классического Востока», 1929.
В предисловии к «Легендам» Гавриил Васильевич писал: «Настоящее маленькое собрание сырых материалов представляет выборки из дорожных дневников, которые я вел при совершении отдельных научных поездок по якутам и тунгусам зимою 1925 года, от января по май включительно, и к бурятам Эхирит-Тулгатского аймака в ноябре 1926 года. (…) Все содержание сборника – простая протокольная запись показаний стариков и рядовых якутов, тунгусов и бурят на задаваемые им общие вопросы. Вернее, это были не расспросы и не допросы по детально и заранее измышленным пунктам «ученой программы», но простые беседы на намечаемые мною общие темы»
На основе собранных в 1921-1927 гг. материалов Г.В. Ксенофонтов выделил основные стадии становления шамана. Характерные признаки явления сибирского шаманства сводятся к следующему:
1) наследственность шаманской профессии;
2) наличие родового дерева шамана, где воспитывается его душа;
3) шаманская болезнь – форма призыва предков-шаманов в свой ряд достойного неофита;
4) удаление кандидата в шаманы в глухие места, где он переживает момент «искушения духами»;
5) «рассекание» головы кандидата и «рассечение» его тела на куски на «съедение» духами различных болезней. Обновление тела и освящение его для новой шаманской деятельности;
6) процесс «упуйуу» - обучение или посвящение старым шаманом неофита в секреты профессии. Иногда этот процесс посвящения (фактически инициация) назывался «поднятием тела» воскресшего шамана.
"Шаманское священное дерево
На небесах есть дерево под названием «Ыйык-Мас». Вершина его доходит до девятого неба, окружность его никто не может определить. Начиная от корня до самой верхушки – дерево это покрыто наростами, но ясных ветвей на нем не видно. В этих наростах дерева зарождаются шаманы, шаманки и все те, кто знаком с колдовством и волшебством. Сильные родятся у основания ствола, шаманы полной силы зарождаются у корня дерева, в наросте величиной с небольшой курган.
Но говорят также, что самые большие шаманы воспитываются и укачиваются в нижней стране у злых духов – «Харса-Джабын» (Духи раздора и зла); (там) внизу есть кузнец – Кыдай-Бахсы, у которого предварительно свариваются, закаляются и выходят как кузнецы, так и шаманы. Великие и страшные шаманы множатся от этого источника."
"По рассказам, древние шаманы в период эттэннии – рассекания их тела (бесами) живут, запершись в своем доме, в безлюдной местности.
Рассекание шамана состоит, будто бы, в следующем. Зацепляя железным крючком, разрывают, отделяют все суставы, кости очищают, выскребая мясо и удаляя соки тела. Оба глаза вынимают из впадин и кладут отдельно. По окончании всей этой операции кости снова соединяют и сшивают железными нитками (досл. - железом), а глазное яблоко (досл. – «воду глаза») кладут обратно на место. Только после этого они (бесы) превращают его в шамана."
Гавриил Васи́льевич Ксенофо́нтов (04 (16) января 1888 — 28 августа 1938) — исследователь истории, этнографии и фольклора якутов, а также эвенков и бурят.