Магические практики севернорусских деревень. Том 1 и 2. Адоньева С.Б., Степанов А.В. (сост.)

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2684 (+2688/−4)
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#1 Вълчица » 19 января 2022, 14:34

Адоньева С.Б., Степанов А.В. (сост.) Магические практики севернорусских деревень. Том 1 и 2

3563344.jpg


В 2 т. — СПб.: Пропповский центр, 2020. — 1 том -706 с., 2 том - 570 с. — (Традиционный фольклор в современных записях).

Издание знакомит с магическими и целительскими практиками русской деревни — особым феноменом, по сегодняшний день служащим поддержанию и воспроизводству смыслов и отношений крестьянского жизненного мира.
В первом томе представлены записи, сделанные в Архангельской области,
во втором — в Вологодской.
«Магические практики севернорусских деревень» — труд фольклористов и антропологов, которые записывали заговоры и обереги на в севере европейской части России, самые ранние записи, вошедшие в издание были сделаны в 1978 году, самые поздние — в 2018 г.
В сборнике заговоры представлены не как устойчивый текст, а как описание всей ситуации, как ритуал, где важны не только слова, но и жесты, движения, позы и эмоции говорящего и слушающего. Записи позволяют увидеть место оберегов и заговоров в жизненном мире советской и постсоветской деревни.

ЦИТАТЫ:

Как правильно хоронить человека

Через два часа ходят наряжают. Если мужчина умер — мужчины, если женщина — женщины, человека четыре. Пока домовище не сделано, на лавку ложат, мужчину — на мужскую лавку, женщину — на женскую. Могилу копать не родичи должны. За могилу деньги дают — сколько дадут, их на обед приглашают трапезниками. Хоронили на третий, четвертый день. Родичи должны под гробом проползти, когда его поднимут, чтобы не бояться. <…> Когда хоронят, по могилам не ходят, пока не закопают покойника. Говорят, его все покойники встречают. Чтобы потом не бояться, из могилки надо земли за шиворот положить.

С кладбища идут той же дорогой. Кто упадет, так, говорят, умрет в этом году. Домой придут, руки вымоют, о печку трут обеими сторонами руки: «Вся печаль в печь». Дома сорок дней тряпку да рюмку ложат, чтобы душа ходила ночевать. На сороковой день берут эту тряпочку, рюмку да закопают в могилку, чтобы душа туда ходила. На поминки в деревне всех зовут: «К Афанасию Дмитриевичу на обед, всем домом благодатным». Еда на столе особенная: редька с квасом, рассол, опара, грибы. На девятый день ходят, так крест гладят: здороваются — тыльной стороной ладони, прощаются — лицевой. Заденешь крест, так он услышит.

Чтобы зубы не болели

Сходи на кладбище, погрызи столбик и скажи: «Онемийте так же мои зубы, как у покойного губы». Говорить до трех раз.

Чтобы не тосковать

Быват, если скучаешь по какому человеку, умер либо уехал куда. Ничего не можешь поделать. Так чтоб он больше не виделся тебе — надо на реку ходить, рано утром ходить и поздно вечером, и лицо мыть кулаками, вот этими. <Показывает наружную сторону ладони.>

— Река Пинега, куда ты текешь, бежишь?

— Я теку, бежу в пучину-море.

— Унеси с рабы Божьей Татьяны кручину-горе.

Чтобы комары не кусали

«Комар комара ешьте,

Комар комара грите,

А меня не ворошите.

Комар комару — малина,

А я — горькая рябина».

Чтобы родинок не было

Мне еще тетка посоветовала. Чтобы родинок не было на теле, нужно пойти на луг, где кони валялись в траве, и на том месте поваляться, в траве-то. А у меня родинок-то много было. Вот я пошла в поле за деревню и сделала так, повалялась. И все родинки скоро сошли.

Как лечиться медвежьей головой

<А вот что вы говорили про медвежий череп?>
Это голова медвежья. <Информантка посылает внучку Диану за медвежьей головой.> А вот обкатываешь младенца с этой головы.
«Как на медвежью голову нет ни призору, ни прикосу, так на раба Божьего, кто, нет ни призора, нет ни прикоса». Вот тоже три раза. Да. А вот, например, вот ребенка, ну, например, ты, мама, приведешь сына, и плачет, тоскует. Вот обычно на реку ведут и с корзунков моют.
<С корзунков?>
Да. «Как вода на корзунках не держит, так у рабого Божьего тоска не держись». Вот ведь, вишь, пальцем вот так моешь. <…> Дай сюды, вынимаю, положь на стол <Информантка обращается к внучке, принесшей медвежий череп.>
<Ничего себе!>
Да, вот это медвежий череп.
<О господи, даже страшно трогать>
Да. Медвежий череп. Это детей мою я. Даже вот Римму мыла. Ей тоже черепом мыла. Ее тоже кто-то опризорил, дак я мыла.
<И помогло?>
Помогло, да. Вот так я детей мою этим черепом. Это-ти, девчонки, медвежий череп.
<А как вы из него моете?>
А во, нет, вот так. Так вот так <показывает> раз и так. Это, знашь… Во така медвежья голова. Вот так всех мыла. Да. Бросаешь голову в муравейник. Вот медведь попадет, бросашь голову в муравейник. Муравьи вот это всё объедают. Всё объедят, вот это одно останется.
<А вот почему именно головой?>
А потому что голова, ведь на медведя нет ни призора, нет ни прикоса. Нету ведь. Кто на него позавидует? Таки, так и на ребенка.

Магические практики севернорусских деревень. Том 1.pdf


Магические практики севернорусских деревень. Том 2.pdf
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Вернуться в «Библиотека (эзотерическая литература)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 47 гостей