Выбор имени

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3912
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 9 августа 2023, 20:34

Возьми пень, дай ему имя, и будет тебе человек», – гласит записанная в XIX веке украинская пословица. Среди болгар бытовало страшное проклятие: «Чтоб ему имени не нашлось», а на северо-западе Польши записано выражение «стереть имя», что значит – «умереть».
Имя у славян считалось важным фактором в жизни человека и его семьи, поэтому в народных традициях выбор имени и само наречение окружены многочисленными правилами. Они сохранялись на протяжении веков, даже когда христианство пустило у славян глубокие корни.
Среди обычаев встречаются и характерные для одного народа, и общие для всех. Например, повсеместно известен запрет давать ребенку имя вора, труса, пьяницы, слабоумного и так далее.

«Без имени ребенок — чертенок»
Такое русское поверье Владимир Даль записал еще в середине XIX века. Схожее убеждение было распространено очень широко, поэтому зачастую имя новорожденному давали до крещения, даже если оно было временным и ребенок носил его только до крестильного обряда. Такой обычай был, к примеру, у сербов, которые могли дать временное имя ласкательное, или, наоборот, отпугивающее смерть и болезнь имя-оберег.
Традиция давать имя до крещения известна и в некоторых частях Украины. Приняв роды, повитуха шла к местному попу узнать имя новорожденного, и затем его сохраняли при крещении.
С «неправильным» именем дети будут плохо расти
Обычной практикой было называть малыша по святцам. Однако в особенных ситуациях или в силу местной традиции от него могли отступать.
Дата рождения, семейная история, живая и умершая родня, планы на будущее, наличие братьев и сестер – на выбор имени влияло множество факторов. И на всякое правило было другое, которое ему противоречило.
Не всегда можно было назвать малыша в честь святого, праздник которого предшествовал его появлению на свет. В южно-польских, украинских и сербских землях считалось, что тогда ребенок не будет расти, а вот если выбрать имя в честь одного из святых, чья память праздновалась в дни, следующие за рождением, то ребенок будет хорошо расти и крепнуть.
Нельзя называть в честь живых родственников.
Назвать ребенка в честь родственника – традиция повсеместная, но и тут были свои правила. Например, почти везде запрещалось давать малышу имя живого старшего родственника, будь то дед, отец или брат.
Считалось, что тогда один из тезок умрет, а вслед за ним и второй. По старым поверьям, «двойники» не могли жить друг без друга, будь то тезки, близнецы или даже люди, родившиеся в один день или месяц (поэтому их имена тоже нельзя использовать).
А вот в честь умерших деда или бабки называли очень часто, особенно первого ребенка. Сына могли назвать в честь отца, если малыш родился после его смерти. Но при этом не следовало называть ребенка именем умершего брата или сестры, чтобы трагедия не повторилась.
При наречении в честь старшего родственника могли следовать особому порядку. На Руси первого сына называли именем деда по отцу, второго – деда по матери, третьего – в честь отца. Девочкам давали имена бабушек и матери в таком же порядке.
В Славонии (историческая область на востоке Хорватии) ребенка могли назвать в честь кума или кумы, деда или бабки, последнего умершего члена семьи, или даже девочку – в честь вышедшей замуж сестры, которая как бы «умерла» для своей семьи.

Имя могло вернуть ребенка к жизни
Больных детей переименовывали, чтобы хворь от них «отвязалась», не нашла. Помешать нечистой силе «навести порчу» можно было, скрыв имя: если колдунья не знает, как назвали малыша, то не сможет ему навредить.
Имя могло даже вернуть ребенка к жизни. Ученые записали такой украинский обряд: если ребенок рождался мертвым или очень слабым, повитуха кричала ему в его ухо разные имена, мужские мальчику и женские девочке. Если ребенок оживал, то ему давали то имя, на каком он очнулся. У русских малыша окликали сначала именами родственников, потом уже другими.

7 способов перехитрить смерть
От святцев отступали в первую очередь тогда, когда в семье дети часто умирали в младенчестве, и требовалось обмануть смерть, болезни и нечистую силу.
У южных славян родители могли долго не давать ребенку имени и называть его просто «девочка» или «мальчик». Считалось, что если имени нет, то смерть не сможет найти малыша.
Другой способ обмануть смерть – внушить ей, что родился не ребенок, а зверь или чертенок, дать малышу защитное имя. Например, сербы могли называть мальчика «Вук», что значит «волк».
Другая группа защитных имен связана с идеей находки или покупки. Смерть должна была поверить, что ребенок не родился в этом доме, а был подобран или куплен (отсюда пошли такие имена, как Найда или Найден).
Смерть забирает живых и, чтобы не привлекать ее внимания, сербы могли называть новорожденного Мртвак, т.е. «мертвый».
Ребенка могли какое-то время называть не его настоящим именем, данным при крещении, а чужим. Этот обычай хорошо известен среди южных славян. При этом мальчика могли звать женским именем, а девочку – мужским. И даже ребенка, родившегося в христианской семье, – мусульманским.
Имя могли скрывать несколько лет (у сербов) или до крестильного обряда (у болгар). В Косово детей иногда называли в честь самого старого человека в округе, чтобы новорожденный жил так же долго.
Проводили «останавливающий» обряд. Однако порой требовалось решить другую проблему: остановить рождение детей одного пола или рождение детей вообще. В таком случае прибегали к так называемым «останавливающим» именам: Стана, Станимирка, Стоян и так далее.
У некоторых народов считалось, что подобное имя может остановить смерть детей в семье. Для этого сербы также проводили особый обряд, все участники которого носили «останавливающие» имена. Эти же люди участвовали в наречении младенца, ткали ему пеленку, к ним же обращались и для лечения малыша.
“Если у женщины рождались одни девочки, она могла дать новорожденной свое имя. Считалось, что тогда у нее наконец родится мальчик.
То же самое – и с мальчиками: сына могли назвать именем живого отца, чтобы следующий ребенок был девочкой.
Скрывали крестное имя. Обычай двойного именования пользовался популярностью не только у древнерусских князей. Владимир Даль свидетельствует, что в ряде губерний Российской империи крестное имя содержалось в тайне, а родители и все остальные звали ребенка другим, данным «по обычаю».
В зависимости от возраста человека называли разными вариантами одного имени: ребенка и совсем юного подростка звали Ванькой, ближе к совершеннолетию – Ванюхой, а совершеннолетнего – Иваном.
_________________

Как давали детям имена на Руси?

Листопад, Кисель, Сорока, Сахар, Друган, Чулок – думаете, это обычные существительные? А вот и нет: еще в самом недалеком (по историческим меркам) прошлом вы бы могли всерьез рассматривать их как имя для своего будущего малыша.
На Древней Руси очень серьезно относились к именам. Считалось, что имя, данное при рождении, влияет на дальнейшую судьбу человека. Кстати, некоторые восточные религии и сейчас полностью разделяют это мнение. До принятия христианства восточные славяне (предки русских, белорусов и украинцев) использовали только личные имена, а вот после Крещения Руси каждый ребенок обретал еще и крестильное имя. Но традиции язычества были крепки – в широком употреблении еще долго оставались имена-прозвища, которые нередко вытесняли имя, данное по святцам.
«Сложились судьбы всех детей по-разному, но имя тоже освещало путь»
Выбирали имена своим наследникам, учитывая любой из следующих факторов:
– По тем жизненным обстоятельствам, при которых ребенок появился на свет. Например, Ждан – это долгожданный ребенок, Вторак и Третьяк – соответственно, второй и третий в семействе, Любава – любимая родителями. По схожим причинам нередко возникали и имена с негативным оттенком – например, Неждан или Ненаш.
– По отличительным признакам характера, которые чадо ярко проявляет – Смеяна, Забава, Будияко, Шумило, Бессон. Кстати, даже самые «резкие», на наш взгляд, имена, вовсе не обязательно имели отрицательный смысл. Так, Бессон – это недремлющий и всегда бодрый. От подобных имен впоследствии произошло большое количество распространенных фамилий, таких, как Бессоновы, Шумейко, или Смеховы.
– Мальчики нередко получали имена в зависимости от времени, и даже от погоды, во время которой они родились. Так появились Суббота и Мороз. А еще наши предки нередко использовали славянские названия месяцев года: так, апрель – Березень, май – Травень, Август – Зарев и т.д.
– Были и сложные имена, в которых родители «зашифровывали» свои пожелания. Самые распространенными элементами таких имен были -слав («славный»), -мир («большой»), и -волод («владеющий», «богатый»). Очень показателен пример имени Ярослав, что означает «яркий», «сильный», «славный своей жизненной силой». Существует и другой вариант перевода – «яр» («сильный», «энергичный», «горячий») + «слав» («слава»). Впоследствии христианская церковь приняла и канонизировала это языческое имя.
– Существовали и, наоборот, неблагозвучные имена – дань суевериям. Некоторые верили, что стоит назвать малыша Некрасом, Нелюбом, Неустроем, Злобой или Тугариным, как все болезни и несчастья отступят, а злые духи «не заинтересуются» чадом. Иногда даже производили такой обряд: родственники по мужской линии выносили Милаву или Златослава из избы, а возвращали уже «Сорокой» или «Гнилозубом». И приговаривали: мол, свой, любимый, ребенок выброшен, а его место занял другой, никому не нужный.
– Еще имена давали, сообразуясь с профессией отца – Дуло или Шуба, его общественным положением – Барышник или Кузнец, национальностью – Карел или Чудин или просто выбирались «слова силы» – Гроза или Правда. Детям давали также имена языческих богов и богинь – Лада, Ярило и т.д.

Среди имен, прочно прижившихся в древней Руси, можно встретить немало заимствованных. Например, варяги, пришедшие в страну в IX веке, обогатили лексикон такими именами как Рюрик («слава» + «сила»), Олег («святой»), Игорь («молодой»). Вообще «чисто славянских» имен сейчас используется не так уж много. В их числе – Глеб, Всеволод, Владимир, Святослав, Ярослав, Ярополк, Изяслав, Ростислав, Мстислав и некоторые другие. Считается, что такой выбор удачен для ребенка, ведь их носили исторические персонажи, известные своими деяниями, и эти имена были впоследствии включены в святцы.

«Радуйтесь, ибо имена ваши написаны на Небесах»
После того, как страна приняла православие в Х веке н.э., наши предки, во время официальной церемонии крещения, стали получать крестильные имена. Так, инициатор Крещения Руси, князь Владимир Святославич (один из прообразов былинного персонажа князя Владимира Красно Солнышко), получил имя Василий. Его сыновья – Борис и Глеб – получили имена Роман и Давид. А его бабушка княгиня Ольга (считающаяся первой русской христианкой), была наречена Еленой.
Как раз в те времена в церкви начинает складываться ономастикон – это набор имен, которые можно давать человеку при крещении. Имя тому или иному младенцу выбирал сам священник по святцам. Это были, как сейчас принято говорить, календарные имена, так как давались они по церковным календарям. Согласно догме, таким образом новорожденный сразу же приобретал своего небесного покровителя – потому что в эти списки вносились только имена святых. Это могли быть имена древнееврейского происхождения, например, Анна и Яков, греческие – Федор и Екатерина, или латинские – Юлий, Галина и даже сирийские и египетские. Постепенно к именам иностранного происхождения начали добавляться и старославянские имена, обладатели которых были канонизированы церковью: например, Святослав, Вячеслав и Ольга.
Поначалу список крестильных имен был не слишком разнообразен (например, Иван – Иоанн встречается в святцах 170 раз). И наши предки, чтоб выделить своих детей из огромного числа других, продолжали по доброй старой традиции давать им «мирские» имена или прозвища. При этом они охотно использовали привычные языческие имена, но, как правило, в уменьшительной форме. Например, до XVII очень популярными именами были Добрыня или Добрила (от Доброслава). Такие имена постоянно использовались в повседневной жизни и ни у кого не вызывали вопросов.
Но уже на рубеже XVII века в связи с коренными преобразованиями в государстве, этот обычай начал уходить в прошлое. И имена вроде Длинная Сабля, Кречет, Щука, Кольцо или Истома стали восприниматься именно как прозвища, не более того.
До Октябрьского переворота 1917 года официальное имя человеку могла давать только церковь, однако сразу после этого события все ограничения были сняты, и воображение граждан СССР разыгралось не на шутку. Очень скоро родились маленькие Кимы (Коммунистический Интернационал Молодежи), Донары (дочь народа), Вилены и Владлены (от «Владимир Ильич Ленин»), появились и другие «чудесные» девчачьи имена, такие как Сталина, Индустриализация и Энергия, подрастали Трудомиры (труд+мир), Тракторы, и даже Военморы (мальчики, названные в честь военно-морского флота). Этот список можно продолжать еще долго.

(источник — сеть)

Вернуться в «Род, семья, дети»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя