Культ предков.

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3916
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 6 февраля 2023, 23:14

Одной из самых древних и распространенных форм религии является обоготворение мертвых. На известных ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам, покойникам из своей семьи, создает особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием К. предков. Это почитание мертвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклоняются не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у живых воспоминания; поклонение более отдаленным предкам характеризует более позднюю эпоху. Такое ограничение поклонения одними непосредственными предками завесит от грубого понимания загробной жизни, какое по плечу первобытному человеку: ему чуждо представление о вечной загробной жизни, его вера в души усопших далека от веры в бессмертие; по его убеждению, покойники живут за гробом не вечно, а только некоторое время. Умершие, в уме их почитателей, не отрешаются вполне от человеческих свойств, живут не новой, а только видоизмененной жизнью; они обитают в своих прежних домах вместе с своими потомками, чувствуют те же потребности, имеют те же заботы, что и до смерти. Обоготворенный предок интересуется своей семьей, покровительствует ей, принимает от нее молитвы и жертвоприношения, продолжает быть владыкой в семье, помогать ее друзьям, вредить врагам и т. п. По особенностям своего состояния, дух предка может это делать с большей силой, чем человек, хотя власть его не безгранична. Его семья нуждается в его помощи, боится его гнева и мести; с другой стороны, и предок нуждается в поклонении живых, для своего спокойствия и удовлетворения потребностей. К. предков является, таким образом, связующим звеном между поколениями в данной семье, делает из нее организованное тело, своего рода церковь, обязанности по отношению к умершим начинаются с самого обряда погребения и проникают всю жизнь потомков, до повседневных мелочей. С усопшим погребают предметы, признаваемые для него необходимыми за гробом — одежды, сосуды, оружие, рабов, жен, коней и пр. Индусы, в продолжение тысячелетий, каждый день приносят предкам «шрадду» из риса, молока, кореньев и плодов, а в известные дни и случаи приносят жертвы, обставленные особыми специальными обрядностями. Древние греки и римляне называли умерших самыми почтительными именами — добрыми, святыми, блаженными божествами; гробницы были храмами этих божеств; на них вырезались надписи «богам-манам» или, у греков, «подземным богам». Перед могилами ставился алтарь для жертвоприношений и приготовления пищи; самые могилы помещались обыкновенно в соседстве дома, недалеко от дверей. В известные дни года на каждую могилу приносили трапезу; первые плоды земли, первые части всего съестного приносились в дар этим родовым богам. Если потомки переставали совершать жертвоприношения духам предков, последние покидали свое мирное жилище, начинали скитаться и беспокоить живых; из блаженных и благосклонных они становились несчастными, злыми гениями, посылая на людей болезни и поражая почву бесплодием; только возобновление жертв, принесение пищи и возлияние вина вновь вводили их в могилу. Такое почитание мертвых обходилось древним грекам и римлянам и обходится в настоящее время индусам и китайцам очень дорого, так что и в древности, и теперь слышатся жалобы на его дороговизну. Особенно велики расходы, сопряженные с К. предков, в Китае. В религии славян, как и других арийцев, было развито верование в новую жизнь человеческой души после смерти, связанное с известным поклонением жертвам. Роды и рожаницы, покровители семей, были обоготворенными предками; русалки и мовки считались душами умерших, которые каждую весну вместе с природой как бы воскресали и с особыми обрядами встречался живыми. В честь русалок устраивались праздники (масляница, семик и др.), игры с переряживанием, приготовлялись определенные кушанья в виде жертвы предкам. Еще до сих пор блины в народе считаются кушаньем для поминовения «родителей»; в некоторых местах выносится в лес горячий хлеб для русалок; огоньки на могилах признаются за блуждающие души. Религия японцев является одним из видов К. предков. Многочисленные дикари поклоняются и в настоящее время предкам. Заботливость о том, чтобы доставить своим умершим крепкое и спокойное жилище, в виде кургана, урны, гроба, целых каменных сооружений и пр., свойственна почти всем дикарям. По всему дикому и варварскому миру с призраками и изображениями умерших родственников разговаривают, советуются, молятся им, кормят и поят их. Гвинейские негры прибегают к ним за помощью во всех испытаниях жизни; во время опасности или бедствия целые толпы их на вершинах холмов или на опушках леса взывают самым жалобным и трогательным тоном к духам предков; больной австралиец убежден, что в него вошел и выедает ему печень какой-нибудь разгневанный дух умершего человека; патагонские знахари пляшут, кричат, барабанят, чтобы выгнать из больного злого духа кого-либо из предков; североамериканский индеец верит, испытав неудачу на охоте, что он пренебрег сделать какое-нибудь приношение духам предков и те послали ему наказание; зулус уверен, что он не должен поступать дурно с братьями, иначе покойный отец нашлет на него болезнь; остяки вырезают из дерева фигуры, изображающие предков, ставят их в юрте и поклоняются им. Так как семье нужно иметь мужское потомство для продолжения К., то брак приобретает религиозное значение и обязательность; безбрачие считается грехом и несчастьем. Из необходимости продолжать К. предков вытекал развод с бесплодной женой, a также обычай бездетных вдов выходить замуж за брата или ближайшего родственника умершего мужа; этим же объясняется легкость усыновления чужеродцев. К. предков является, таким образом, фактором, упрочивающим семью. В К. предков главную роль играют мужчины: они поклоняются, когда живы, им поклоняются, когда они умрут; женщины лишь присутствуют при священнодействиях. Это стоит в тесной связи с главенством отца в семье. Наследственное право многих народов приноровлено, в интересах К., к тому, чтобы имущество умершего закрепить за продолжателем К., а не за иным членом семьи.

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 627 (+635/−8)
Сообщения: 886
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 2 месяца

#2 Clermont » 6 февраля 2023, 23:30

Pixie писал(а):В религии славян, как и других ..

Да, конечно. У славян тоже был культ предков, культ мёртвых.
Под порогом дома держали прах предков, как оберег этого дома. А когда просили защиты духов предков, пращуров, говорили: "чур меня!"
А если посмотреть на археологию, то становится понятно, что загробную жизнь древние славяне представляли похожей на земную, потому в могилу загружали умершему целый "чемодан" вещей. Археологически разные захоронения разных культур Древней Руси, вероятно, говорят о разных религиях разных родов и племён. В Подмосковье несколько тысяч лет назад был даже своеобразный погребальный фэн-шуй, когда умерших хоронили строго по сторонам света. Ведь известно, что в Фатьяновской археологической культуре мужчин хоронили в позе эмбриона строго на правом боку, головой на запад, а женщин- наоборот: хоронили на левом боку головой на восток.
Был на Руси и обряд перемывания костей умерших (отсюда и одноименная поговорка).

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 6019 (+6165/−146)
Сообщения: 23429
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 9 месяцев

#3 solp » 7 февраля 2023, 9:38

Clermont писал(а):что загробную жизнь древние славяне представляли похожей на земную
А так ли это scratch_one-s_head Если так, то хорошо. Жинку себе завести, лучше трех. Домик на берегу реки или озера, камин, вертел для шаурмы. Но говорят что нет там такого unknown

Добавлено спустя 47 секунд:
Clermont писал(а):"чемодан" вещей
побольше закопать чтоб побогаче быть


Вернуться в «Ритуалы на благополучие Рода»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя