Информационный век наполнил нашу жизнь многочисленными источниками информации, чем поглотил наше внимание и свободное время.
Чем больше вокруг раздражителей, тем сильнее на их восприятие дробится внимание и тем оно слабее.
А чем оно слабее, тем ниже результаты.
Постоянное расщепление внимания проявляется как рассеянность, неспособность полностью сконцентрировать его на одной задаче, в голове их всегда множество.
Далеко не способствуют сосредоточенности и социальные медиа, которые прочно вошли в нашу жизнь.
Большинство людей не представляют ни одно событие без его фото или видео освещения в виртуальном пространстве.
Нам плохо, когда мы долго не получаем входящих сообщений.
Мы предпочитаем виртуальное пространство прогулкам по парку и даже когда вытаскиваем себя на природу, утыкаемся в гаджеты.
Мы больше интересуемся новостными лентами в соц сетях, чем реальными людьми.
Мы всё больше находимся своим вниманием в цифровом мире, чем в реальном.
В этих условиях не остаётся ничего, кроме как адаптироваться к информационным перегрузкам, научившись управлять своим вниманием, т.к. если этого не сделать, то множественные факторы мешают достигать поставленных целей.
По большому счёту люди делятся на 2 типа -
Хозяева своего внимания - это те, кто научились им управлять, помнить о своих целях, не смотря ни на что выделять главное и придерживаться плана.
И потерянные - те, кого как щепки носит информационным ветром по цифровому океану.
Способность управлять своим вниманием - основной навык для того, чтобы двигаться по жизни в желаемом направлении.
Определяющим элементом в любой структуре стали не совершенство процессоров и ёмкость жёстких дисков, а способность управлять своим вниманием.
Мы теряем концентрацию не потому что этому способствуют внешние факторы, а потому что не обладаем достаточными навыками по управлению вниманием.
Неумение управлять своим вниманием у нас настолько не развита, что необходимость концентрировать внимание отягощает и нам проще отпустить его свободно блуждать.
Например, для того, чтобы научиться управлять своим вниманием при поиске творческих открытий, нужно придерживаться следующего алгоритма:
- Сбор максимального количества информации по интересующему вопросу.
- Выделение и изучение решений.
- Отпустить на некоторое время вопрос, чтобы позволить решению явиться на свет.
Формула получения инсайтов проста - наличие сформулированного результата, отсутствие рамок и регламентов на пути к его достижению и необходимое количество времени для свободного мышления.
Эти компоненты обеспечивают необходимые условия для создания потока творческого процесса, свободного от всех раздражителей - дёргания на проверку почты, соц. сетей и смс время, в котором человек отдаётся свободному размышлению.
Когда внимание бесконтрольно блуждает, то внутреннее состояние перетекает в деструктив.
Дело в том, что отсутствие сконцентрированного фокуса влечёт самопроизвольный переход в контрсозидательный режим функционирования ума.
Это связано с тем, что если сознательно не управлять своим вниманием, то оно естественным путём “скатывается” на проблемные области жизни - конфликты на работе и дома, финансовые и личные проблемы и прочие неприятности, которые вы не можете разрешить и поэтому тревожат.
Концентрация на своих ощущениях отключает мыслемешалку.
Одним из видов такой концентрации - экстремальные виды спорта.
Многие считают что спортсмены-экстремалы банально щекочут себе нервы, разнообразя жизнь такими опасными развлечениями как дайвинг, альпинизм, прыжки с парашютом и т.п.
На самом деле природа этих видов спорта в другом - они требуют абсолютной концентрации, что позволяет отключить непрерывную работу ума и тотально погрузиться в переживание текущего момента.
Минус этого способа “забыться” в том, что как только снимаешь с себя акваланг или парашют, то ум возобновляет свой неустанный труд по перемалыванию всего и вся)
Поэтому стратегическое решение этого вопроса лежит в обучении сознательному управлению вниманием в любых обстоятельствах.
Ещё один способ научиться им управлять - заниматься любимым делом, потому что это вызывает максимальную концентрацию внимания на процессе, что отключает непрерывную работу ума, а это вызывает острое ощущение наслаждения, выход в ощущения тела, его чувства.
И наоборот - рутина, механические повторяющиеся действия, лишённые творчества, выбрасывают нас в ум и отключают от текущего момента.