Эмоции (основные, определения, критерии, нарушения и тп)

Описание: Психология. Тайны подсознания .

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3912
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 12 января 2024, 2:24

Слово эмоции употребляется повсеместно, хотя мал кто может точно сказать, что это такое, откуда они берутся, как влияют на человека, почему частно создают столько проблем и т.п. А на самом деле эмоции составляют основу бессознательного. То есть, фактически, эмоции — и есть бессознательное. Несмотря на это, именно в отношении эмоций у многих формируются своего рода "оцензуренные" представления.
Основными эмоциями называют эмоции, присущие большинству людей, вне зависимости от культурной принадлежности. Считается, что основные эмоции есть у нас с самого рождения. Поначалу они не осознанны, но все люди ощущают и выражают их одинаково.

К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека.
    — Зигмунд Фрейд

Беда эмоций в том, что они находятся на стыке двух наук: физиологии и психологии. Поэтому в определениях подчас много неразберихи: физиологические определения конфликтуют с психологическими, и все начинают буквально не понимать друг друга.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Фактически, эмоции — основные проявления бессознательного, а практический психоанализ— изучение эмоций в том или ином виде.

Эмоции – генерализированные реакции организма, которые могут влиять и на сердцебиение, и на перистальтику кишечника, и на температуру тела, и на многие другие физиологические функции. Поэтому, слово "эмоции", как было упомянуто выше, и значит "потрясение", причем всего организма.

Одним из важнейших компонентов эмоциональных реакций является готовность организма к такому восприятию. Если обратиться к примерам из животного мира, то можно увидеть, что сытая особь никогда не будет эмоционально реагировать на наличие рядом еды. Чтобы проявилось эмоциональное стремление к поглощению пищи, животным необходимо чувство голода (вспомним, что эмоции – продукт бессознательного, а оно живет здесь и сейчас и прогностическими выкладками заниматься не может). Или, например, сексуально незрелая особь не отреагирует на наличие рядом потенциального сексуального раздражителя.

Воздействие (триггер) должно быть актуально, и в зависимости от этой актуальности сила эмоциональных реакций может быть разной: от весьма выраженной до практически нулевой.

Понятие эмоций знакомо всем, все их так или иначе переживали и чувствовали. Поэтому многие считают, что могут эффективно управлять собственными эмоциями.

Представьте себе рыбака на довольно легкой лодочке, который попал в шторм. Волны бушуют, ветер свищет – а рыбак в этот самый момент озадачивается в первую очередь тем, как ему начать управлять самим штормовым морем, сидя в своей лодчонке.

Примерно то же самое происходит, когда эмоции встряхивают весь организм, причем иногда весьма бурно, и могут даже подавлять логику, а человек озадачивается, как ему этими эмоциями управлять?

Реально управлять своими эмоциями практически невозможно, если под этим управлением понимать нечто вроде "вот это я хочу ощущать, а это не хочу". Косвенно силу и выраженность тех или иных ощущений можно снизить, если так или иначе сделать малоактуальным сам раздражитель, вызывающий эти эмоции (триггер). При этом вряд ли можно взять и слету запретить себе ощущать боль, если вас что-то укололо. Можно научиться не демонстрировать те или иные эмоции, но это не то же самое, что и управлять самими ощущениями.

Сильные эмоции действительно могут захлестывать всю психику и явно блокировать логическое мышление, хотя бы потому, что все синапсы перегружены потоком информации, вызванной эмоциональным раздражителем, и банально не хватает ресурсов и места для логических шагов и действий.

Эмоции по длительности и интенсивности можно разделить на несколько определений:
- длительные эмоциональные ощущения и кратковременные
- позитивные и негативные
- сильные и слабые.

IMG_7943.png


Кратковременные слабые эмоции, слабо захватывающие психику — это ощущения (что-то такое есть, и этим можно озаботиться, а можно пережить и идти дальше).
Длительные слабые эмоции – настроение (часто идут фоном).
Кратковременные и сильные эмоции – аффект (вспышка).
Длительные сильные эмоции – чувства или страсть.

Большая разница может быть в силе ощущения и проявления тех или иных эмоций, поэтому по степени проявления не всегда можно судить о степени выраженности эмоциональных переживаний. Иногда у человека выплеск извне гораздо выраженнее самих эмоциональных ощущений. А иногда – наоборот: внешне вроде бы всё в порядке, а внутри — буря и шторм.

Вообще, говоря о "силе и глубине эмоций", необходимо осознавать, что пока еще нет такого динамометра и глубиномера, которым может то и другие однозначно измерить. Многое здесь упирается в субъективные моменты ощущений. Даже сам человек порой не может оценить для себя, насколько сильно он потрясен теми или иными эмоциями.

Если говорить о возможности определения "силы эмоций" в сравнении с ранее испытанными, то это тоже не работает, так как довольно часто эмоции уходят в соматику. Соматизация эмоциональных переживаний эмоций разрушает организм физически, хотя первое время человеку кажется, что стало легче. А вдруг возникшие болезни не осознаются как связанные с эмоциональными переживаниями явления.

В терминологии эмоций много неоднозначностей семантического порядка. Например, понятие "страсть" в русском языке чаще всего имеет негативную коннотацию: будь то страсть любовная или страсть к игре, коллекционированию и т.д. Поэтому страсть обозначает род зависимости.

    "Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть: она как червь во мне жила, изгрызла душу и сожгла".
      — Лермонтов

Хотя де-факто страсть может просто обозначать какое-то довольно сильное и длительное чувство, необязательно приводящее к зависимости как таковой.

В этой области вообще много словесного тумана в том числе и потому, что область эмоций предоставлена больше мастерам художественного слова – режиссёрам, писателям, композиторам и т.п., нежели физиологам, психологам и психотерапевтам.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Переносить на сторону физиологии все тоже не стоит: эмоции – это еще и химия, и с помощью химии на них можно воздействовать.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Все распространенные успокоительные средства (психотропные препараты мягкого действия) действуют по похожему принципу: принял таблетку – и ничего не волнует. Принцип действия любого психотропного препарата — подавить проявление эмоциональных реакций (не дать осуществиться возбуждению ретикулярной формации).
Если сравнивать мозг с компьютером, то ретикулярную формацию можно назвать генератором тактовой частоты этого компьютера. Ретикулярный аппарат задает общий темп и интенсивность работы головного мозга, но от него не зависит то, на что будет направлена мозговая деятельность и эффективность. Так же, как при разгоне процессора компьютер работает на износ, а при торможении еле ворочается, — при торможении работы ретикулярной формации все реакции становятся смазанными, отсроченными, притупленными.
Побочным эффектом практически всех успокоительных является неспособность человека адекватно действовать и замечать важные изменения в окружающем пространстве в стрессовой ситуации, когда важны быстрота реакции и принятия верных решений. Поэтому приём успокоительных может сильно навредить.

Процесс регулирования эмоциональных реакций – дело тонкое. Волшебной пилюли и здесь не существует, так как один и тот же раздражитель по-разному воздействует на разных людей, вызывая различные эмоции или вообще не вызывая никаких.
Одинаковых реакций на один и тот же триггер не дают не то что разные личности, но и даже один и тот же человек может совершенно по-разному реагировать на один и тот же раздражитель, в зависимости от окружающей среды, времени воздействия и иных факторов.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Эмоции — это психические процессы, в которых отражается субъективная оценка человеком ситуации.
С точки зрения психофизиологии под ними подразумевается физиологическая реакция, которая возникает в ответ на значимое событие и проявляется в виде изменений в разных системах человека — нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кожной, а также через выразительные движения тела и мимики, интонации голоса.

Влияние эмоций на повседневную жизнь трудно переоценить:
— человек принимает множество важных решений на основе переживаний страха, ненависти, любви или иных чувств;
— стойкие нарушения эмоционального реагирования ведут к серьезным психическим и физическим расстройствам;
— невозможность испытывать сильные переживания негативно влияет на оба состояния;
— отсутствие ярких и позитивных эмоциональных реакций способно сделать жизнь пресной и породить тяжелый экзистенциальный кризис.

Первые эмоции появляются у людей уже с рождения (оживление у малыша при виде матери, что проявляется в виде улыбки и фокусировки на ее лице). Именно эта реакция является признаком нормативного развития. С каждым годом жизни ребенка его эмоции усложняются и дифференцируются. Например, в два года можно наблюдать страх, гнев, радость, удовольствие, любовь, дистресс (негативная форма стресса), возбуждение. А в пять лет к ним добавятся надежда, разочарование, зависть, стыд, восторг и другие.

В течение ХХ века ученые предлагали несколько концепций для систематизации эмоций. Так, психолог Кэррол Изард создал список из десяти базовых эмоций: радость, интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Широко известной классификацией эмоциональных реакций стала предложенная американским ученым Робертом Плутчиком модель «колесо эмоций»:

IMG_7944.jpeg

IMG_7945.jpeg


Модель иллюстрирует широту диапазона испытываемых человеком эмоций, демонстрируя, как различные переживания могут смешиваться друг с другом. Плутчик сравнивал их взаимодействия с тем, как художник комбинирует основные цвета для создания более широкой гаммы оттенков.

Эмоции можно разделить по нескольким признакам:
— по валентности — положительная или отрицательная направленность:
— интенсивности — сила их проявления;
— стеничности — категория силы действия, есть эмоции стеничные (мобилизующие) и астеничные (истощающие);
— содержанию — значение ситуаций, в которых проявляется определенная эмоция.

Нарушение одного из этих компонентов может свидетельствовать о психическом заболевании.
Если эмоции слишком интенсивны и чрезмерно выражены, то это может быть признаком биполярного аффективного расстройства личности. Если эмоциональное состояние неустойчиво и эмоции человека постоянно меняются, то это может говорить о пограничных расстройствах личности. Бедность в проявлении эмоций или их несоответствие ситуации может быть признаком шизофрении.

Алекситимия — отсутствие эмоциональных реакций.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Алекситимия (от греч. а-lexis-thymos то есть «нет слов для чувств») — это неспособность выражать свои переживания и распознавать чужие. Иногда ее называют эмоциональной глухотой или бесчувственностью.

Человек с алекситимией (алекситимик) плохо распознает свои эмоции. Часто ему сложно отделить их от телесного ощущения, например тревогу от чувства голода. Он испытывает трудности с описанием своих чувств словами, не умеет рассказывать о них другим людям. Воображение человека с алекситимией ограниченно — он плохо представляет себе абстрактные вещи и с трудом фантазирует. Другие люди могут находить его поведение безэмоциональным и странным. Люди с алекситимией интеллектуально сохранны, но понимать собственные чувства им трудно — они словно потеряли к ним доступ. Их эмоциональный мир оказался запертым на замок, и смотреть на него приходится как бы через замочную скважину: что-то видно, но плохо, и непонятно, что именно происходит по ту сторону. Для таких людей решить простые и доступные большинству людей задачи очень трудно, а иногда и невозможно.

В психологии алекситимия рассматривается как личностная характеристика, а не расстройство, хотя некоторые психосоматические или психические проблемы сопровождаются алекситимией.
Алекситимии там нет — это не болезнь, а симптом, одно из проявлений какого-то расстройства. Так же как высокая температура — не болезнь сама по себе, а только симптом какого-то заболевания.

Большинство психологов и психотерапевтов ориентируются на Торонтскую шкалу алекситимии (Toronto Alexithymia Scale). Оценка присутствия проводится по след. критериям:
— Умеет ли человек распознавать свои эмоции. Люди с алекситимией часто не могут понять, что именно они чувствуют — например, не отличают волнение от радости.
— Может ли он отделить какое-то чувство от телесного ощущения. Человек с алекситимией может путать чувство голода с эмоцией.
— Хорошо ли тестируемый умеет описывать то, что чувствует. Человеку с алекситимией не хватает слов, чтобы описать свои и чужие чувства, он в целом мало использует эмоционально окрашенные слова.
— Часто ли он мечтает, фантазирует. Люди с алекситимией обычно относят себя к прагматикам, воображение у них ограниченно.
— Насколько человек склонен к наглядно-действенному мышлению. Люди с алекситимией предпочитают сразу действовать, а не мечтать и говорить.

Люди с алекситимией могут не чувствовать счастья, удовольствия, радости, но хорошо ощущают боль, злость или страх. Возможно, после какой-то психологической травмы они сделали выбор в пользу отрицания в себе некоторых эмоций. Только в результате такого решения оказывается, что негативные переживания (от которых человек думал, что отказывается) никуда не пропали, а вот радость и удовольствие от жизни (от которых отказа не было) исчезли. Еще один типичный пример — человек с алекситимией живет очень ровно и скучно, без перепадов эмоций. Часто такие люди не понимают, чего они хотят, какие у них желания, а про мечты вообще не упоминают.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Тайны нашего подсознания»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 4 гостя