В тупиках мистики

Описание: Психология. Тайны подсознания .

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3914
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 8 ноября 2023, 19:26

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Часть 1.

Мистика — понятие многостороннее. Это и религиозно-идеалистические учения всех толков; и вера в сверхъестественные силы, система всевозможных контактов с ними; и наукообразные измышления о потустороннем мире; наконец, это все обыденно-бытовые предрассудки типа веры в гадания на картах, в счастливые, несчастливые приметы и числа, в охранительную силу талисманов и т. д.

Любопытна сама расшифровка слова "мистика". Оно пришло к нам из античности. В Древней Греции оно значило "таинство", "тайна, которую надо скрывать от посторонних". В основе слова лежит глагол "мыин", что дословно переводится: "закрыть рот и глаза", воспринимать что-либо только ушами, не требуя доказательств, не вникая в подробности, не задавая вопросов и, кроме того, не рассказывая другим о том, что услышал. Мистика, мистицизм, основу которых составляла и составляет вера в надприродные силы, были непременным и самым существенным элементом мистерий - религиозных обрядов тайных сообществ у античных народов и народов Древнего Востока. В более поздние времена мистические культы становятся менее замкнутыми, постепенно теряют свою таинственность. Но слово "мистика" по-прежнему ассоциируется с "божественной тайной".

Можно сказать, что мистика, как вера в существование непознаваемых разумом сил, господствующих над человеком, является обязательной и основополагающей частью всех религиозных вероучений. Все вероисповедания, писал В. Д. Бонч-Бруевич, "всегда, во все времена и у всех народов, будь то сектантство, или ортодоксальные религии, или православие, всегда имели и имеют мистическое начало. Именно потому они и религиозные системы, что они мистические".
Однако сказать, что мистика равнозначна религии, нельзя. Мистика в ее широком смысле - понятие более общее, чем религия. Каждое конкретное вероучение - это только как бы часть мистики, ее отдельный элемент. К тому же, мистика и по возрасту гораздо древнее любой религии. Ее первичной формой была магия - чародейство, колдовство первобытного человека, когда тот, к примеру, для удачной охоты брал "счастливую" стрелу, которой он уже убивал животных. Существенное отличие религии от мистики состоит и в том, что религиозные культы, как правило, не засекречиваются, носят открытый характер, а мистики "чистой воды" и в наш век предпочитают раскрывать свои методы и цели только "посвященным".

Мистика пронизывает любое религиозное вероучение, но она же может выступать и в иных, далеких от религии формах. Поэтому ее делят на две разновидности - вероисповедную и вневероисповедную. Скажем, в христианстве существует "семь таинств", они разъясняются богословами с позиции явной мистики; с мистических позиций толкуется догмат об откровении и т. д. Мистическим духом пронизаны такие религиозные секты, как пятидесятничество в христианстве, суфизм в исламе, дзэнбуддизм в буддизме.

Касаясь содержания мистики, нельзя умолчать и о такой ее весьма существенной особенности, как ссылка на научность. В этом вопросе мистицизм идет гораздо дальше своего идейного собрата - религии. Как известно, стремясь сохранить за религией место в нашей жизни, современные богословы уже не выступают открыто против науки. Слишком очевидны для всех научные достижения, чтобы можно было предавать анафеме ученых. В выступлениях религиозных проповедников теперь можно услышать, что религия-де вовсе не противоречит научному знанию, что данные науки находятся в полном соответствии с истинами веры. Истины науки, говорят другие, недостаточны. Существуют еще истины религиозной веры. При этом, чтобы примирить веру и знание, богословы прибегают к помощи старой теории "двойственной истины": допуская существование и веры и знания, они в то же время заявляют, что "вера выше знания", "религия ценнее науки". Если какие-то научные выводы явно противоречат религиозным домыслам, их просто замалчивают.

Материалистическое знание может постигать не более как внешнюю сторону явлений в окружающем нас мире: на иное, мол, оно не способно, тогда как мистики-де исследуют самую сокровенную сущность вещей и явлений, причем это, оказывается, по силам только особым людям - "посвященным" и "просветленным", ибо главный источник познания в мистицизме - божественное откровение... Речь идет об оккультных (латинское "оккультус" - "тайный", "сокровенный") течегиях, представляющих собой религиозно-философский мистицизм, который по сути является высшим разделом мистики, в отличие от примитивной, связанной с бытовыми суевериями. В нем объединяются учения, не только признающие существование в мире недоступных научному исследованию феноменов и сил, но и разрабатываются способы, как устанавливать прямые контакты с силами. Примером может служить тот же спиритизм.
Не включая в себя и грана научности, оккультизм стремится излагать многие свои положения на языке естествознания, объявляет себя точной опытной наукой высшего порядка.

Наше учение и наши знания, говорят оккультисты, находятся на грани между материалистической наукой и религией. С наукой оккультизм сближает стремление проникнуть в суть вещей и человеческого познания, а с религией роднит то, что началом начал и высшим источником познания признаются тот же бог и его откровения. Поэтому магия в любой ее форме в глазах мистиков, по словам Г. В. Плеханова, является гораздо более почтенной и серьезной, нежели естествознание.
Магический способ познания, с точки зрения оккультизма, превосходит научный в том, что магические действия могут открывать человеку не просто научные знания, которые, как известно, всегда относительны и неполны, но и абсолютные истины.

Заметим, что мистика, как понятие, в отличие от ее широкого толкования, часто так и определяется: это возможность непосредственного общения человека со сверхъестественными силами, общения, которое дает нам сверхопытное и сверхчувственное познание. Другими словами, такое объяснение имеет отношение к самой практике мистических связей с потусторонним миром, а эта практика предполагает подавление, отключение нашего сознания, приведение человека в состояние транса и озарения (самогипноз).

Естественно, что, отрицая материалистическое знание, жрецы оккультных наук берут на свое вооружение те явления и загадки человеческой психики, которые еще недостаточно исследованы естествознанием.
Небезынтересно посмотреть, как относились и относятся к вневероисповедной мистике "ревнители истинной веры", руководители церкви, богословы. В разные времена бывало по-разному. Так, в средние века католическая церковь вела жесточайшую борьбу со всеми, кто хотя бы в малейшей степени подозревался в отходе от "священного писания". Среди таких людей-еретиков были и приверженцы магии: колдуны, ворожеи, маги. Всех их церковь отправляла на костер.

На тех же позициях стояло православие. В 1551 году Стоглавый собор русской православной церкви потребовал от церковнослужителей неукоснительно бороться с "волхвованием и чародейством", со всеми, кто причастен к вневероисповедной мистике.

Прошло время, и теперь религия и церковь все больше нуждаются в обновлении, в новых формах и в новых идеях. От прежней нетерпимости, враждебности "князей" церкви к мистикам не осталось практически ничего. Церковники видят ныне в мистицизме надежного союзника в борьбе против научного атеизма, соглашаясь с тем, что сердцем религии является мистика, что ее следует рассматривать как "горячую и животрепещущую кровь в холодных и мертвых сосудах рационализма": "Мистицизм великие услуги должен будет оказать для богословской мысли".

Мистика в глобальном масштабе сейчас переживает своеобразный расцвет. Возрождаются из небытия суеверия прошедших веков; на Западе появилось множество совершенно новых религиозно-мистических сект, которые стремятся воздействовать на неискушенные умы. За увлечением "новыми учениями" стоят недовольство социальными порядками, бездуховность современного капиталистического общества и лежащий в его основе дух наживы.

Главной отличительной чертой подобных мистических течений служат экстравагантность, диковинность, а то и явная грубость "учения". Особенно активно порождают их религиозно-мистические секты Соединенные Штаты Америки. Отсюда они расползаются по всему миру: дает себя знать коммуникабельность современного мира.

В Сан-Франциско (американский штат Калифорния) одна из самых экстравагантных религиозных сект - культ поклонников сатаны, которая на своем пике насчитывала около восьми тысяч членов. Как они себя чувствуют среди своих сограждан? Да совершенно спокойно. Ведь сатана ныне - полноправный герой многих кинобоевиков, модных романов, философских эссе. "Куда идет американское кино? - писала в 1981 году газета итальянских коммунистов "Унита". - В преисподнюю. Дьявол и зло безраздельно господствуют на американских экранах, освещаемые кровавыми отблесками ада".

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

выше, нетрудно сделать вывод: рассказать о мистике во всех ее проявлениях в одной небольшой книге невозможно. Поэтому автор останавливается только на тех ее проявлениях, с которыми мы встречаемся чаще, чем с другими.

(В. Мезенцев «В тупиках мистики»)

Вернуться в «Тайны нашего подсознания»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: Lika2604 и 18 гостей