Узелковые письмена (узелковая письменность)

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 25 июля 2022, 5:24

УЗЕЛКОВЫЕ ПИСЬМЕНА –

46A3701A-E8FC-4B18-91AE-F09946B30181.jpeg


предметные виды передачи сообщений. Их возникновение связано с изобретением нити 7 тыс. лет назад. Первоначально узелковые письмена носили ритуальный или счетно-мнемонический характер. Достигли совершенства в государстве инков и в Китае эпохи Шан (цзе-шен), где, по-видимому, могли фиксировать речь. Узелковое письмо в зачаточном виде бытовало у разных народов (Тибет, Калифорния, Западная и Центральная Африка, о-ва Рюкю, Палау, о. Хайнань). Вполне возможно узелковое письмо было знакомо и на Руси (сравните поговорку о завязывании «узелков на память»). Некоторые исследователи считают узелковым знаком символику русских князей, которая напоминает трезубец (ныне герб Украины). Особые узлы («наузы») русские завязывали на оружие, полагая, что это придаст ему твердость и уничтожит (завяжет) силу оружия противника. Говорят, Стенька Разин умел так навязывать оружие, что его не брали ни пули, ни сабли. Наузы ограждали и от злых чар, но могли послужить и орудием особой порчи - завязке (паралич физических способностей). Евреи приписывали изобретение этой порчи Хаму.

Шайтан завязывает три узла на затылке каждого из вас, когда он засыпает, ударяя по каждому из них и говоря: «Пусть ночь твоя будет долгой, спи же!»
(«Мутхасар Сахих аль-Бухари»).

455AF76A-DA7A-44DD-BEC1-B92EC548EE42.jpeg

Шнуры с узлами - атрибут шаманского культа и культа китайского императора. Напротив, у этрусков узлы изгонялись из царского наряда, поскольку связывались с заупокойным миром (кстати, нити с узелками кипу часто находят в захоронениях инков). Индийский бог смерти Яма (у японцев Эма) также изображался с навешанными вместо одежды узлами.

Отличительный знак членов сикхской секты намдхари - шнур: из белой шерсти с узелками. В тантризме есть ритуал «таттва-дикша», являющийся частью посвящения. Гуру плетет нить из трех жил (белая - творение, красная - сохранение, черная - растворение). На каждой нити девять узлов, а все они символизируют 27 космических принципов материальной природы в теле ученика (садхака). Шнур, как жертву, предают потом огню.

Пифагореизм мыслил числа в виде камешков, разложенных на счетной доске (абаке). Именно от «счета камешками» и произошло слово «калькулятор». Абак - первая в истории вычислительная машина. В Древнем Китае для этих целей применялся «суаньпан» - бусинки, нанизанные на прутки. Г. Гессе в своей знаменитой книге «Игра в бисер» придает абаку философское и даже мистическое звучание.

Фигурное число 10 могло изображаться не камешками, а узелками,которые нередко использовали при счете. Так, персидский царь Дарий предложил ионийским грекам простейший узелковый календарь. А на Соломоновых и Маркизских островах меланезийцы до сих пор используют узлы, петли и раковины каури не только для передачи сообщений, но и для составления мореходных карт.
В рапануйской мифологии (о. Пасхи) живущая на Луне старица Нуахине прядет нити судьбы человеческой. Каждая нить - живое дыхание. Нуахине рвет нить, кончается жизнь человека.

С нитями судьбы скандинавские колдуны отождествляли знаки своего рунического алфавита. Из них соткана норнами незримая ткань истории. Существовал даже особый тип письма - «вязанные руны» для шифровки текста. В «Сказании о Сигурдрифе-валькирии» говорится:

Руны слов ты ведай... Их и вьют, их и ткут, их все сразу сводят.

Или:

Руны горные помни... На ладони их выведи, вей вокруг тела.

Вот другая цитата:

Сии узлы, будто змии,вьются и переплетаются между собой, нечаянно там являя голову, где был недавно хвост, и напротив. И как две природы: главная и низшая, вечная и тленная - все составляют, так и два образа, составляющие символ, по всему священному полю являются, часто переменяя место своей тьму на землю вселяющегося света. («Кольцо» Г.Сковорода)

В «Брихадараньяке-упанишаде» (2.1.19) есть образ паука, сидящего в центре своей паутины, выпускающего и опять поглощающего свои тенета, расходящиеся концентрическими кругами. Паук, ткущий паутину - прообраз вселенского мироздания, да и вообще любой организации и структуры. В мифе индейского племени сиу демиург Суссостинако создает двух первых женщин из пары узлов паутины, существующего изначально мирового паука. Схожие мифы есть и у других народов (например, у океанийцев и негров ашанти).

Только «ночью» наше подлинное Я оживает и встречается с внутренним миром, только в эти часы входит в свои права» разум тела, логос и Логос организма: невидимая мысль, бегущая по нему, соткавшая узор из жил и нервов его, извека ткущая всякую вообще организацию.
«В мире неясного и нерешенного», В. Розанов.

731C8AA2-115C-43E4-AD3B-81485BE9BC3B.jpeg


В эстонской сказке «Волшебные узлы» говорится о нити с тремя узлами. Если развязать первый, стихает буря, второй - ветер приносит странников домой. На третий наложено табу, но запрет нарушается, и течение опять уносит лодку рыбаков далеко в море. У Г.X. Андерсена в «Снежной королеве» лапландка могла связать узлом все семь ветров. Вот стихи из карело-финского эпоса «Калевала»:

Наносил мне песен дождик,
Мне навеял песен ветер,
Принесли морские волны...
Я в один связал клубок их,
И в одну смотал я связку...
И в амбаре под стропила
В медном ларчике их спрятал».

Еще цитата оттуда же:

Вот развязываю узел,
Вот клубочек распускаю,
Запою я песнь из лучших
Из прекраснейших исполню...

Узелково-ракушечное письмо вампум известно по преданиям ирокезов. Вампум - священный талисман, наделенный колдовской силой-орендой. Ею исцелился индейский пророк Гайавата (до этого он был людоедом). Другой вождь ирокезов Деганавида связал «восемь узлов зла» каннибала Атотархо.

2D756F21-B819-48EE-8CC6-6EF5934C300B.jpeg


Нить - ключевой образ мировой мифологии. Представление, что Вселенная устроена не из атомов, а из волокон или «струн» перекочевало и в современную физику. Войлочную структуру мира греческие философы и африканские (бамбара) жрецы. К слову, индийское слово «сутра» (афоризм) буквально переводится как «нить».
Гностики представляли плотский мир неразгаданной загадкой, тесным узилищем, метафора которым узел или печать. Вот один из сакральных стихов иракских мандеев, в котором душа человеческая молит спасителя вынуть ее из тела:

«Утесняема я и томима в мире сем,
В мире, который весь - ночь, ковами исполнен весь,
Узлами завязан весь, печатями запечатан весь -
Узлами без числа, печатями без конца...»

Можно также вспомнить и спасительную «нить Ариадны», и указующий путь клубок «юра» Бабы Яги, и «гордиев узел»...

В русском языке «узел» - это часть механизма, совокупность строений, пересечение железных дорог, внесистемная единица скорости, стоячая волна (в физике), место выхода листа на стебле (в ботанике); «узлы планет» (в астрономии). Наиболее разнообразны узлы в морском деле (см. рис. выше).

1CB770E1-CC05-4276-A311-33220617F171.jpeg


Среди индейцев Северной Америки (ирокезы, гуроны) было распространено предметное письмо вампум (Wampumpeag по-алгонкински «нити с нанизанными на них раковинами»). Из нанизанных на шнуры разноцветных раковин, по принципу мозаики, складывались символические рисунки и абстрактные геометрические орнаменты, также имеющие свое толкование. Например, красный топор на черном фоне - объявление войны; скрещенные темные руки на белом фоне - мирный договор и т.д. Как видно, цвет тоже нес важную смысловую нагрузку: красный - война, черный - угроза, враждебность, белый - мир, счастье, благополучие. С определенным цветом соотносится также какая-либо часть света.

Переплетение шнуров вампум образовывали полосу, которую обычно носили как пояс. Вампум применялся для передачи сообщений, иногда - как украшение или в качестве денег.

В мифологии ирокезов вампум - чудесный талисман, найденный легендарным пророком, вождем Лиги ирокезских племен Гайаватой (Хайонаватой) во время лесных скитаний. (Есть мнение, что Гайавата - реальное историческое лицо, жившее в 14 -16 вв.). С помощью вампум, в которое была заключена животворная магическая сила «оренда» был побежден людоед и колдун Атотархо.

У индейцев Северной Америки была особенно развита символическая живопись, связанная с обрядовостью: у индейцев хопи настенные фрески ритуальных святилищ кива, у навахо разноцветные многофигурные «песчаные рисунки», у племен прерий - гербы-талисманы на щитах, геометрические изображения на бизоньих шкурах, составление пиктографических календарных летописей (сиу, кайова).

Добавлено спустя 7 минут 2 секунды:
Ц3Е-ШЕН - узелковое письмо, применявшееся в древнем Китае династии Шаи-Инь (14-II вв. до н. э.).

Памятников этого письма в отличие от, например, кипу

BAD626F8-0B9E-4709-9052-F57B3621C1BE.jpeg


не сохранилось. На веревке «шен» специальным костяным крюком «си» плелись узлы «цзе».
Цзе-шен упоминается во многих памятниках древнекитайской литературы - «Иц-зин», «Шицзин», «Дао-дэ-Цзин», «Чжуан-цзы».

У Конфуция есть замечание, что его ученик Цзы-Чжан «записывал» высказывания учителя «у себя на поясе».

EA2DFE8B-D5A3-491F-ABDA-6F85F1F049F1.jpeg


Г. Стратанович допускает применение «цзе-шен» для фиксации цифр, событий и «фигур речи» (особых логико-афористических формул, основанных на принципе двоичности).

В Древнем Китае было развито ораторское искусство, и, вполне возможно, существовала бесписьменная (узелковая?) литература. Образ «неграмотного писателя» особо емко отражен Лу Синем в статье «Болтовня постороннего о литературе».

Лу Синь пишет, что «в глубокой древности люди управляли, завязывая узелки на шнурах; мудрецы последующих поколений заменили их иероглифами».

Интересно, что еще Лао-цзы рассматривал цзе-шен как реликт спокойной и справедливой древности: «некоторые только и мечтают, о былом, что хорошо бы вновь вернуться всем к завязыванию узелков на веревках вместо письма» (стих 80).

А другой философ Древнего Китая Чжуан-цзы писал «Излишества в спорах ведут к нагромождению фраз, будто черепицы или узлов на веревке...»

10DBF840-EDE5-4EE3-A42C-8D21EC38E609.jpeg


Целый ряд ассоциаций навевает стихотворение «Вьюнок-ласточник» из сборника «Шицзин»:
Нежные плети вьюнок опустил,
На пояс иглу я под кисть нацепил.
Пусть даже навесил я кисть и иглу,
Но разве с вьюнком я сравниться смогу?

Лишь с виду я тешусь, лишь с виду горжусь,
Но пояса с кистью я в тайне боюсь.
Как витьеват тот листок у вьюнка:
Ему подражает наперстье стрелка.

Пусть даже наперстье стрелка у меня,
Но разве сравнится с ним гибкость цветка?
Лишь с виду я тешусь, лишь с виду горжусь:
Подвесок сплетенных я в тайне страшусь.

Здесь игла - это «си», а пояс с кистью – цзе-шен. Даже такое примитивное письмо, как узелковое, и то автор стихов ценит ниже хитросплетений растительной природы. Юноша страшится узлов, поскольку не достиг еще мастерства в их плетении.

Достоверно известно о цзе-шен, что использовалось оно в делах госуправления. Для записи нужных сведений на шнурах завязывались узлы разной величины или иного цвета. Большой узел означал большое дело или событие, а малый - незначительное.

4781059E-4D47-47D6-857D-B169F7B2C106.jpeg


Заманчиво в этом смысле было бы сопоставить цзе-шен с триграммами, изобретенными Фу-Си. Обе системы счетно-мнемонические с элементами пословичного (затц-шрифта). Возможно, самая древняя книга китайских гаданий «Ицзин» изначально была узелковой.

Не объясняет ли связь триграмм с узелковым письмом и вертикальность записи знаков, и последовательность их нанесения (снизу-вверх).

На китайских рисунках можно видеть, что головной убор императора украшают узелки. Бог смерти буддийского пантеона Яма (Эма) также увешан узелками.

Исследователь А. Лукьянов упоминает о функциональной космографии цзе-шен. Подобно пифагорейцам, древние ученые Китая составляли числовые комплексы из узелков разного цвета в зависимости от четности. Известны две такие системы:

1. «Ту» построена на принципе пятиричности. Этот рисунок

F4F5044A-786D-4601-872C-A98B45C2533E.jpeg


проступил, как повествует легенда, на спине лошади-
дракона, вышедшей из реки Хэ, и называют еще «системой дракона». Здесь ряд нечетных чисел 1-3-7-9 и четная последовательность 2-4-6-8 образуют как бы два охватывающих друг друга вихря (числа 5 и 10) - центры этого «вихря»).

2. «Шу» построена на девятиричном принципе. Этот узор (см.) проявился на панцире черепахи, вышедшей из реки Ло.

882B5BAC-AFBF-4592-84A3-A198355C2037.jpeg


Числа системы «Шу» образуют две полуспирали: четная 2-4-6-8 идет вниз, а нечетная 1-3-7-9 - вверх (число 5 -пересечение противовитков). «Шу» - это и так называемый «магический квадрат», в котором любые три числа, лежащие на прямой линии, дают в сумме постоянную цифру 15.

Системы «Ту» и «Шу» легли в основу «Ицзин» (Книги Пере мен). Создателем цзе-шен принято считать мифического императора Шэнь-Нуна («Божественного земледельца»). Он, как и Фу-Си, был зачат горным духом: у него змеиное тело, бычья голова, нос тигра и только лицо человечье. Сам Шэнь-Нун зеленого цвета.

Логичнее, однако, предположить, что узелковое письмо, как более архаичное, чем иероглифы и триграммы ба-гуа, придумал все-таки Фу-Си. Его имя расшифровывается, как «Устроивший засаду на жертвенных животных».

Узелковое письмо, скорее всего, зародилось в среде охотников и собирателей, чем у земледельцев, чьим покровителем был Шэнь-Нун. Кроме того, именно Фу-Си изобрел сети, которые, как известно, не могли плестись без узлов.

Земледельческая культура явила миру протописьменную пиктографию - триграммы ба-гуа и гадание на стебле тысячелистника. В основе этого уклада, как зародыш явлений, лежат быт и верования охотников (цзе-шен и гадание на бараньих костях).

В 14 в. до н.э. цзе-шен и ба-гуа были заменены иероглифами:

0DA1D52D-FCA0-4098-A66C-95D5E3834D93.jpeg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Обереги, амулеты и талисманы»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 23 гостя