Уроборус; Ороборо; Ороборус; Оуреборос; Оороборос < греч. «пожирающий (поглощающий) свой хвост»
Змея (дракон), свернувшаяся в кольцо или восьмерку и заглатывающая свой хвост или, по великолепному выражению Мартинеса Эстрады, «начинающаяся с конца своего хвоста».
Широко распространенный символический образ, указывающий, что в постоянном повторении концу соответствует новое начало, что окончание пути или процесса означает начало нового.
Изображение Змеи, кусающей собственный хвост, впервые обнаружено 1600 лет назад в Египте.
Вместе с уроборосом часто изображаются Альфа и Омега.
Основные значения:
олицетворение вечного движения и циклической природы Вселенной;
создание из уничтожения;
Единство и Бесконечность, не имеющей ни начала, ни конца,
аналог китайской монады (Монада — понятие, обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия) Ян и Инь (Тай-Ки),
цикл смены
дня и ночи,
времен года,
жизнь и (из) смерть(и),
вечное повторение, единство противоположностей;
небо и земля, добро и зло;
«Мой конец — это мое начало»;
отсутствие дифференциации, неделимость;
совокупность всего, изначальное единство, самодостаточность.
«вечное возвращение»,
круговорот времен, гибели мира и нового сотворения, умирания и нового рождения,
Разделяет:
символику «постоянно омолаживающейся змеи»,
созидательный символизм яйца (пространство внутри фигуры),
небесную символику круга;
Античность:
Гераклит сказал, что начало и конец окружности совпадают в одной точке.
«Изначально Целое было подобно яйцу со змеей (рпеита), окружавшей ее, как тесная повязка или кольцо»
Эпикур
В Греции, вероятно, использовался в орфической иконографии как знак смерти и возрождения. Отождествляется с Космическим Яйцом (обвивает его) и эоном — временем существования вселенной.
Гностики видели в нем иллюстрацию
самоподдержания природных циклов, бесконечно совершаемых вновь и вновь,
единства противоположностей,
самой сущности жизни — всеобщую цикличность, включающую в свой оборот все сущее.
Максима «все в одном» или «Все есть одно» иногда сопровождает этот символ.
Его называют также Геракл, что отождествляет его с обращением Солнца.
С движением Солнца связывает этот символ также Макробий.
В Риме — эмблема вечности и атрибут Сатурна и Януса.
Индуизм:
Колесо сансары. Символ латентной энергии, имеет то же значение, что и кундалини.
Змей обвивает черепаху, на которой стоят четыре слона, несущие мир.
Колесо Сансары.
Психология:
Бесконечно возвращаясь к исходной точке уроборос не способен подняться на более высокий духовный уровень, чем напоминает буддийское колесо существования (сансары), бесконечную цепочку перевоплощений.
Порождает сам. себя, сам с собой соединяется в браке, сам себя оплодотворяет и убивает. Символизирует цикл утраты и восстановления целостности, силу, которая вечно сама себя тратит и возобновляет, вечную цикличность, цикличность времени, бесконечность в пространстве, истину и познание в одном лице, соединение двух прародителей, андрогина, первобытные воды, тьму, предшествовавшую творению, замкнутость вселенной в хаосе вод до прихода света, потенциал до его актуализации. Изображения уробороса на надгробиях символизируют бессмертие, вечность и мудрость. Во многих мифах он обнимает собой весь мир и отождествляется с круговым течением вод, окружающих землю. Он может поддерживать мир и его существование, и в то же время, он вносит смерть в жизнь, и жизнь в смерть. Недвижимый внешне, он олицетворяет вечное движение, вечно возвращаясь к самому себе.
В снах: цикличность проявления и обратного поглощения (зацикленность на своих идеях), символ смерти.