Краткий обзор старинных якутских амулетов
КАМЕНЬ СЧАСТЬЯ "ДЬОЛ ТААhА"
Старые люди говорили, что в гнезде орла, особенно в скалистой местности, можно найти кусок кристалла горного хрусталя.
Если его забрать и носить с собой, обернув в шкуру, то камень принесет человеку счастье — только при условии, что он не будет никому его показывать.
До революции в Верхоянье жил очень бедный человек Уйбаан. У него была лишь одна корова и еще двутравая тёлка. Как-то они пошли пастись, и вернулась лишь одна старая корова, а телка пропала. С тяжелым сердцем отправился Уйбаан на поиски. Тяжело идти, одни камни да скалы кругом. Но долго ли, коротко ли Уйбаан нашел тёлку, вернее то, что от неё осталось. Стала она добычей пестрого орла, сидел орёл на туше, пируя. Зло овладело Уйбааном. Он подкрался и в сердцах замахнулся своим походным посохом, чтобы пришибить хищную птицу. Пестрый орел же отпрыгнул и затем поклонился, прямо как человек. Передумал убивать орла Уйбаан . Даже соорудил лабаз, на который водрузил остатки туши тёлки, чтобы орел мог доесть с комфортом. А сам ушел домой. Через какое-то время вечером вышел Уйбаан во двор, и вдруг рядом с ним с небес упал речной окатыш кварцита.
Подобрал камень Уйбаан и посмотрел наверх — над ним кружил пестрый орел. Озадаченный человек пошел к гадателю и толкователю - ырчык - рассказал, как все было, но камень не показывал. Объяснил гадатель, что это орлиный камень счастья, который орёл преподнес Уйбаану в дар. И с тех пор бедный человек начал жить в достатке. В жизни всё само собой стало складываться самым наилучшим образом. А в конце концов Уйбаан даже разбогател.
Хищные птицы во время сытной трапезы заглатывают вместе с пищей острые кусочки камней для лучшего пищеварения, а по прошествии времени могут эти камни отрыгивать. В том числе в своём гнезде или даже во время полета. А так же орлиные маховые перья (куорсун) тоже обладают сильной защитной магической функцией.
ПЕРЬЯ В ГЛИНЕ "ТYYЛЭЭХ БУОР" ИЗ ГНЕЗДА СКОПЫ
В гнезде скопы тоже можно найти амулет богатства ничуть не слабее орлиного хрусталя.
Скопа
Плоский кусочек глины в виде диска с перьями, размером около трех-четырех сантиметров. Если удастся найти такой амулет, то его никому не следует показывать.
В Чачы был в старину такой случай: два бедняка, Ньээм Ньукулай и его младший брат, уговорили шамана покамлать около сухого дерева с гнездом скопы. Затем Николай с братом спилили сухое дерево и, когда оно рухнуло, изучили содержимое гнезда. И нашли комочек слипшихся перьев. Вскоре братья разбогатели.
ГРОМОВОЙ ТОПОР
Это общераспространенное поверье существует и у восточных славян под названием «Топор Перуна».
Якуты находили сосну с разбитой молнией кроной и обязательно растущую на речной террасе на кварцитовом песке. Если покопаться у корней такого дерева (сосны или лиственницы), то в песке нередко можно найти стеклообразный предмет. Будто неровная стеклянная сосулька. Это и есть Громовой топор (этиҥ сүгэтэ). По легенде это фрагмент топора якутского божества грома Сүгэ Тойон, и, поскольку имеет божественное происхождение, он является хорошим средством защиты от демонов Нижнего и Срединнного мира.
Когда молния падает в крону дерева, то разряд уходит в грунт, а если дерево растет на песке бывшей речной террасы, то песок под воздействием электрического разряда превращается в подобие неправильного удлиненного стеклообразного конуса и называется это образование фульгурит.
САТА
Это поверье очень древнее. Его отголоски сохранились у современных тюркских и монгольских народов ещё с древнетюркского времени. Магический камень "яда таш".
В органах животного образуется патология — камень. Например, в результате мочекаменной болезни. Подбирают камень сата, отдаленно напоминающий человеческую фигуру.
Если сата завернуть во что-то и никому, и даже Солнцу не показывать, то он сохранит магическую силу, заключающуюся в способности вызывать сильный ветер примерно на неделю. Сата чаще находят охотники, разделывающий зверя (например, медведя). Потому семидневный сильный ветер считался «ветром, насланным охотниками», которые спасаются таким образом от летней жары и гнуса. Также в качестве сата применяли кисту или водянку под шкурой медведя и саму шкуру медведя, которую стегали пестрым тальниковым прутом.
ДЯТЕЛ И БОГАТЫРЬ-ТРАВА "КYYСТЭЭХ ОТ"
В старину верили, что можно вдруг в одночасье стать силачом или воином, богатырем. Для этого нужно было ранней весной, когда еще бывают крепкие заморозки, найти гнездо дятла (лучше всего крупной самки чёрного дятла, желны (киргил) с птенцами.
Желна
В утреннее время нужно забить отверстие в дупло крепким клином. Внизу под дуплом постелить темную ткань, а лучше кусок кожи или шкуру бросить. Затем возжелавший силы физической прячется в кустах и наблюдает. Спустя время дятел возвращается и пытается продолбить клин, но когда у него это не получается, улетает. Через какое-то время дятел возвращается с травинкой в клюве, быстро расправляется с деревянной затычкой и заходит в гнездо к птенцам. Тут же необходимо подбежать и подобрать травинку, которая выпала из клюва дятла на подстилку. Далее человеку нужно тщательно прожевать траву и проглотить вместе с выделившейся слюной. Слабый борец притом становится непобедимым, хилый человек становится энергичным, а силач — богатырем.
ДЬВОЛЬСКАЯ БАБОЧКА "АБААhЫ YРYМЭЧЧИТЭ"
Заядлые картежники дореволюционных времен считали, что, увидев летучую мышь с золотыми прожилками на крыльях, следовало тут же убить ее.
Снять шкуру, выделать и пришить к воротнику своего камзола, в котором играли в карты. Пришив, следовало произнести: «Эчикийим!» (можно перевести примерно как «моя прееелесть диковинка моя!»),
простите
и далее никогда не будешь проигрывать в карточной игре. Ну разве что только хитрецу с более сильным амулетом для игральных карт. Не зря якуты называют летучую мышь сарыы кынат «кожаные крылья» — это эвфемизм, сохранное слово для того, чтобы не произносить настоящее название этих созданий — абааhы үрүмэччитэ («демоническая/дьявольская бабочка»). Кто еще подарит фартовость в игре на интерес? Только нечто инфернальное.
БАТЫЙА ПРОТИВ НЕЧИСТИ
Отточенное оружие всегда вселяет успокоение. В ХVIII веке ученый Г. Ф. Миллер писал: «Якут не выходит ночью из юрты во двор без пальмы, с помощью которой он может отбиться от всех вражеских нападений, как людей, так и привидений». Это, пожалуй, и вправду очень действенный амулет.
* Батас. Однолезвийное рубяще-колющее оружие ближнего боя. Длина клинка – 50-70см, хвостовика – 25-30 см, рукояти – до 150 см. С одной стороны в верхней части полосы ближе к обуху имеется дол
* Батыйа. Однолезвийное рубяще-колющее оружие ближнего боя. Длина клинка – 30-40 см, ширина в середине – 5-6 см, длина хвостовика – 20-25.