Насекомые

Pixie F
Topic author
Avatar
Pixie F
Topic author
Reputation: 469 (+471/−2)
Posts: 1208
Joined: 16 Jul 2020
With us: 1 year 10 months

#1by Pixie » 23 Mar 2022, 2:48

Разные виды Н. соотносятся в мифах с разными частями космического пространства, с его зонами (царствами) или их образами. Божья коровка и пчела («божья пчела»), безусловно, могут соотноситься с верхней зоной, с небом (отсюда эпитет «божья»); они же в ряде случаев связаны с верхней частью мирового дерева, с его ветвями и листьями (с кроной). Иногда пчела связана с мировым деревом в целом (в «Старшей Эдде» и особенно в «Младшей Эдде»; в ряде случаев эта связь дана через образ мёда). Ещё чаще пчёлы соотносятся со средней частью мирового дерева (его стволом) и соответственно со средним, земным миром. С нижним миром и нижней частью мирового дерева (корнями), а нередко и с повелителями низа: злыми божествами, духами, демонами и т. п. - связаны вредоносные насекомые - комары, москиты. В образах некоторых Н. подчёркивается связь с нечистой силой; в частности, стрекоза обозначается (в противоположность божьей коровке и др.) как ездовое животное чёрта - «коза (или козёл) чёрта», «конь чёрта» и т. п. [ср. литов. velnio ožys, velnio žirgelis, англ. dragon-fly, букв. «муха дракона», рус. стрекоза при Стри (бог) и коза и т. п.]. Как образ низа Н. функционально сопоставимы с хтоническими животными (змеи, ужи, черви, мыши, бобры, чудовища и т. п.). Тот факт, что разные Н. соотносятся в совокупности со всеми космическими зонами и со всеми тремя частями мирового дерева, находит параллель в мифопоэтическом взгляде на Н. как гибридный образ, составленный из черт (или свойств), присущих животным, живущим в воздухе, на земле (а иногда и под землёй); ср. соответствующие тексты (особенно часто - загадки о Н.) типа: «чорон, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит - воет, падает - землю роет», «Летит по-птичьи, ревёт по-бычьи», «Не рак, не рыба, не зверь, не птица» и т. п. Иногда Н. изображается как посланец бога, которому дана власть над всеми, кроме обитателей моря.
Некоторые ритуальные тексты наглядно демонстрируют функциональные различия между разными видами Н. Один полюс образуют «божьи» пчёлы, которые приносят весну и плодородие. На другом находятся вредоносные Н., созданные в наказание людям и скоту. У многих сибирских народностей (ненцы, селькупы, нганасаны, кеты и др.), как и у ряда североамериканских индейцев, распространён миф о происхождении таких Н. (особенно часто комаров) из искр костра, на котором мифологический герой сжигает злое женское существо (ср. появление комаров из тела Хоседэм, сожжённой на костре у кетов, из тела парнэ у ненцев и т. п.). В связи с этим мотивом находятся и другие, довольно многочисленные версии происхождения Н. (муравьев, мух, москитов, вшей и т. п.) из тела убитого чудовища в результате инцеста между братом и сестрой, а также по воле творца (который иногда посылает Н. на землю с целью научить людей сажать и выращивать культурные растения). В разных мифопоэтических традициях засвидетельствован мотив обращения громовержцем своих детей, подозреваемых в том, что они - результат измены его жены, в Н. или других хтонических животных (змеи, черви, мыши и т. п.) и в растительные образы (грибы, семена и т. п.). У ягнобцев (Таджикистан) отмечено представление о появлении вшей в связи с громом, ср. изображение наказания богом взбунтовавшихся ангелов, превращающихся в Н., скорпионов, саламандр и падающих на скалы (левая часть триптиха И. Босха «Воз сена»).
Идея превращения божественного или человеческого персонажа в Н. повторяется во многих мифологических схемах. Типичным для целого класса мотивов превращения искусного в каком-либо ремесле работника, мастера в Н., сохраняющее соответствующий профессиональный навык, является превращение Афиной ткачихи Арахны в паука; ср. также разные варианты мифа о превращении людей в муравьев, термитов, кузнечиков, цикад и т. п. и превращение Геры (жены громовержца Зевса) в овода, с тем чтобы преследовать Ио, возлюбленную Зевса, превращённую в корову (в более распространённом варианте Гера напускает овода на Ио). Тема метаморфозы возникает и в архаичных представлениях о превращении души человека в бабочку, мотылька и т. п. Вместе с тем бабочки-однодневки, мотыльки и другие эфемериды становятся широко распространёнными символами краткости жизни и счастья. Связь людей с Н., подтверждаемая мотивом превращения, объясняет использование образов некоторых Н. (пчела, оса, муха, комар, паук, муравей и т. п.) в качестве тотемных предков.
Фольклорная, прежде всего сказочная, традиция с разной степенью полноты сохраняет многочисленные мотивы, связанные с Н., - от бесспорно мифопоэтических [превращение мифологического героя или героини в пчелу, муравья (уменьшение размера с целью проникнуть сквозь щель в нужное место - мотив, объединяющий ведийского Индру с Иваном-царевичем, проникающим в виде муравья в Хрустальную гору), муху, комара и др.] через сильно трансформированные и десакрализованные, аллегоризированные вплоть до предельно сниженных профанических вариантов, шуток, анекдотов.
Несомненна роль Н. в ритуале. В Греции святилище Артемиды в Эфесе имитировало улей; сама Артемида связывалась с образом священной пчелы - носительницы высшего плодородия (пчела была и культовым животным Артемиды); жрицы святилища назывались пчёлами (μέλισσαι), жрецы-евнухи - трутнями (εσσήνες); ритуалом руководил царь-пчела (ср. βασιλεύς «царь», и «пчелиная матка», «царица»). Исследования современных учёных (прежде всего К. Леви-Строса) вскрыли ритуальную и мифологическую роль мёда и через него - пчёл, подтверждаемую и давно известными фактами (кормление младенца Зевса молоком козы Амалфеи и мёдом пчёл); ср. также роль пчёл или муравьев в мифологизированной народной медицине. Известны специальные ритуалы отвращения вредоносных Н., которые иногда включали жертвоприношение и (или) обращение к особому божеству - повелителю Н., способному их изгнать (ср. Зевс Апомийос, мушиный бог на древнем Ближнем Востоке). В ряде случаев принимались специальные меры умилостивления демонов и злых духов, в подчинении которых находились Н., читались молитвы и заговоры от Н., совершались магические действия. Изображения некоторых Н. (или даже сами засушенные Н.) нередко использовались как амулеты.
Ещё в неолитическом искусстве встречаются схематические изображения пчелы, бабочки и других Н. в качестве тотемических и апотропеических знаков. Особое значение «энтомологическая метафора», основанная на сближении полярных аспектов бытия (навозный жук-скарабей как «двигатель» солнца), получает в египетской художественной культуре. В античности распространены символы бабочки, скорпиона (соответственно атрибуты Психеи и Меркурия), пчелы (эмблема Эрота, знак поэтического вдохновения и др.), образы мошкары как внесимволического признака лета; в изобразительном искусстве распространены стилизованные изображения Н. (однако последующая традиция возводит к древнегреческому живописцу Апеллесу именно скрупулёзно-иллюзионистическое изображение мухи, якобы привлёкшее даже настоящего паука).
Значительный резонанс в европейской культуре имеют многочисленные энтомологические мотивы Библии (саранча, блохи, мухи - в частности, именование сатаны «царём мух»; ср. Вельзевул). Аллегоризующие образы Н. рассеяны в средневековом богословии и словесности [Григорий Великий в «Моралиях» сравнивает обращённого язычника с кузнечиком-богомолом (mantis religiosa), Данте в «Божественной комедии» уподобляет ангелов пчёлам и т. д.]. В позднесредневековой живописи бабочка («душа») в руках Иисуса-младенца, кузнечик, божья коровка (атрибут богоматери) - одновременно и религиозные символы, и знаки восторженного любования красотой реального мира. Но типичны для этой эпохи и идущие из библейской традиции образы демонических Н. [насекомовидная нечисть в сценах низвержения мятежных ангелов, ада, распятия (вокруг злого разбойника)]. В 16-17 вв. наряду с воспеванием красоты Н. как «ювелирных изделий природы» (стихи П. Ронсара о шершне, муравье, бабочке; образ Юпитера-живописца с бабочкой у итальянского художника Д. Досси; энтомологические иллюстрации-акварели немецкой художницы М. С. Мериан) популярно и смягчённо-негативное отношение к ним (бабочка как эмблема непостоянства, муха - бренности, блоха - мук совести и т. д.). В 17 - нач. 19 вв. приобретает популярность тщательное воспроизведение Н. в натюрмортах-обманках. Типичное уже в античности геральдическое значение Н. сохраняется и в новое время (пчёлы на наполеоновских регалиях), так же как и традиционная эмблематика (куколка бабочки, обозначающая бессмертие, а летящая на огонь мушка - поэтический «эрос» - стереотипы романтического мышления). В литературе второй половины 19 в. Н. нередко становятся подлинными героями метафорического мира, тяготеющего к идее роковой абсурдности бытия (пауки у Ф. М. Достоевского; образ «искательниц вшей» у А. Рембо; вошь - «безжалостный бог» у Лотреамона). Образы гигантских Н. - «властителей мира» переходят в графику (пауки О. Ре-дона, М. В. Добужинского), политическую карикатуру и плакат («паук-капиталист» и др.).
Пристальный интерес к миру Н., аллегорически живописующему взаимоотчуждённость людей, составляет характерный признак модернистской культуры [трансформация героя в чудовище-Н. в «Превращении» Ф. Кафки, в дневниках сопоставлявшего самого себя с Н. (изобразительная параллель к этому - графика Дж. Энсора и А. Кубина); кузнечик в живописи сюрреалистов (М. Эрнст, С. Дали, А. Массой); мухи у Ж. П. Сартра и А. Камю; осы и пчёлы, цикады у О. Мандельштама; энтомологические мотивы у В. Набокова и др.].

(мифы народов мира)

Вълчица
Avatar
Вълчица
Reputation: 1098 (+1100/−2)
Posts: 931
Joined: 27 May 2019
With us: 2 years 11 months

#2by Вълчица » 23 Mar 2022, 15:47

Комары точно исчадье ада lol

Добавлю немного про цикаду. Обнаружила огромное количество непривычных, на мой взгляд украшений, и нашла причину популярности этих насекомых в Китае.

Цикады - китайский символ высокого статуса в традиционном фольклоре. Они горды и величественны, потому что живут на каплях росы и символизируют чистоту, потому что сидят высоко на верхушках деревьев. Предметы старины и произведения искусства, изображающие царственный и благородный головной убор с золотой цикадой с большими глазами, символизируют изысканность и осведомленность о своем окружении. В результате древние китайские проповедники советовали высокопоставленным чиновникам жить как цикада. С древних времен цикады были символом воскрешения, жизни после смерти, духовной реализации и бессмертия.

1.jpg


Насекомое ЦИКАДА относится к самому распространенному на планете типу животных – членистоногим. Длина цикады колеблется от 1 до 5 см. Однако встречаются виды, доходящие до 15 см. Огромные выпуклые глаза, находящиеся по бокам головы и три совсем маленьких между ними позволяют ей вовремя реагировать на приближение врагов.

33.jpg


Жизненный цикл большинства цикад продолжается около 5 лет. Но есть среди них виды, доживающие до 18. Такой цикл жизни не характерен для насекомых. Возможно, этот факт послужил причиной того, что для китайцев цикада стала символом не проходящей молодости и долголетия.

Происхождение этого символа, по-видимому, связано с легендой о цикаде, которая на самом деле была царицей, совершившей во время своего правления много добрых дел. Говорят, что после смерти она родилась вновь в виде цикады. Став цикадой, она не старела физически и жила дольше, чем все остальные насекомые. С тех пор цикада и стала символом нестареющей внешности, олицетворением счастья, долгой жизни и вечной молодости.

Из-за своего увлекательного жизненного цикла только что вылупившиеся цикады падают с веток и зарываются в землю на несколько лет. Когда подходит время, они выходят наружу и превращаются во взрослое насекомое. Китайцы считают, что этот процесс очень напоминает воскрешение из мертвых. Цикады греются на солнце, лазают по деревьям и сбрасывают внешнюю шкуру, чтобы показать себя полностью развитыми насекомыми. Амулеты из нефрита помещали в рот умерших еще со времен династии Хань, чтобы следующее воплощение человека было наиболее удачным.

Позже цикаду стали использовать не только в качестве символа долголетия. Теперь она олицетворяет плодовитость и продолжение рода. Ее часто дарят новобрачным и семейным парам, планирующим пополнение семейства.

В современном Китае цикада пользуется огромной популярностью. Талисман фен-шуй цикада используется и как символ вечной жизни, и как эффективное средство подпитки истощившейся удачи. А способность цикады к “великому возвращению”, по мнению китайцев, помогает снова и снова переживать самые счастливые моменты жизни.

Прекрасно справляется цикада и с функцией защиты. Ношение украшений, выполненных в виде цикады, своевременно предупредит их владельца об опасности, исходящей от приближающегося врага или коварного друга. Известно, что придворные прятали в складках своих мантий нефритовую цикаду. Это защищало их от дворцовых интриг и недоброжелателей. Сегодня цикада продолжает выполнять эту миссию. Многие политики прибегают к ее помощи, чтобы защититься от политических интриг. Размещенная на офисном столе фигурка цикады является своего рода амулетом для защиты и от офисных интриг. Изображение цикады на веточке бамбука служит двойным символом долгой жизни.

Сегодня мир бизнеса требует постоянной защиты от сплетен или злых слов ревнивых коллег, интриг начальства, козней недоброжелателей. Подвеска, выполненная в виде нефритовой цикады, является одним из мощных защитных амулетов от негативных воздействий со стороны коллег, друзей или конкурентов.

22.jpg


Если приобрести амулет не удастся, его сможет заменить пресс-папье, выполненное в виде цикады. Поставьте его на рабочем столе и надежная защита вам обеспечена.

Еще одним замечательным свойством цикады является ее способность громко петь. На Востоке пением цикад наслаждались наравне с пением птиц. Музыку, приводящую в восторг китайцев, издает пара чешуек на груди цикады. Самец цикады без устали стрекочет в течение всего лета, привлекая самку. Пение цикады относится к хорошим знакам и олицетворяет неистощимую энергию.

А еще они их едят pardon
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

solp M
Ученик
Avatar
solp M
Ученик
Reputation: 3408 (+3447/−39)
Posts: 11208
Joined: 12 Jul 2018
With us: 3 years 10 months

#3by solp » 23 Mar 2022, 16:37

А можно обрядово сделать так чтобы в нужное мне окно побольше мух залетело scratch_one-s_head Комары, цикады, тараканы, клещи, клопы - все могут принести пользу scratch_one-s_head

Вълчица
Avatar
Вълчица
Reputation: 1098 (+1100/−2)
Posts: 931
Joined: 27 May 2019
With us: 2 years 11 months

#4by Вълчица » 23 Mar 2022, 16:44

solp wrote:А можно обрядово сделать так чтобы в нужное мне окно побольше мух залетело
Думаю, что вряд ли)) Только если под окном чем-то пахучим намазать (или докинуть чтоб прилипло)
Нескромный вопрос, а для чего?
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Silence F
Avatar
Silence F
Reputation: 187 (+187/−0)
Posts: 365
Joined: 16 Sep 2020
With us: 1 year 8 months

#5by Silence » 23 Mar 2022, 17:34

Ничего не хочу плохого сказать, но не люблю я насекомых. Даже бабочки и те противны bad
Wer will, der kann.

Pixie F
Topic author
Avatar
Pixie F
Topic author
Reputation: 469 (+471/−2)
Posts: 1208
Joined: 16 Jul 2020
With us: 1 year 10 months

#6by Pixie » 23 Mar 2022, 19:08

Цикады - это вообще нечто необыкновенное. То, как они взлетают кучами и потом скидывают с себя на землю свои ошметочки, просто поразительно. Мы ведь этого не замечаем, а оно все на нас падает, и мы это вдыхаем, едим, пьём. Цикл этого происходящего (у некоторых цикад цикл в 23, 25 и тп) лет совпадает с так называемыми местными катаклизмами.


Return to “Обереги, амулеты и талисманы”

Who is online (over the past 180 minutes)

Users browsing this forum: 4 guests