Изначально и вплоть до наших дней пятиконечная звезда имела смысл оберега и защиты от злых сил, символа, призванного не впустить в дом зло, защитить жильцов от дурных помыслов и чужой негативной энергии. Или же, наоборот, не выпустить зло наружу. Для оберегания жилища в древности пентаграмму наносили на двери, пороги и несущие опоры дома для придания им крепости и долговечности. Оккультная философия Агриппы Создавать пентаграмму следует предельно аккуратно — слева направо, ни в коем случае не допуская прерывающихся или дрожащих линий. Малейший зазор разрушал всю защитную силу символа и позволял нашедшему лазейку злу с удвоенной силой обрушиться на допустившего ошибку. Так, это случилось с печально известным Фаустом в одноименной поэме знаменитого писателя-классика Гете. Помимо этого, в своем титаническом труде «Тайная философия» или же «Оккультная философия», Агриппа Неттесгеймский описал пентаграмму как воплощение личности целого и целостного человека. По мнению этого средневекового ученого, четыре луча звезды символизировали четыре стихии и соответствовали человеческим конечностям — ногам и рукам. Пятая же конечность, голова, совпадала с пятым лучом, являющимся символом духа, управляющим всеми стихиями. Эта трактовка позже принесла Агриппе славу чернокнижника и колдуна. Современный двойственный вид — лучом (вершиной) вверх или лучом (вершиной) вниз, пентаграмма стала иметь только ближе к двадцатому веку. Известный в свое время мистик и оккультист Элифас Леви, коий крайне любил «Оккультную философию» Агриппы, приложил множество усилий, чтобы пентаграмма стала иметь четкое деление на орудие белой магии и на средство черной.
Символ вершиной вверх — это чистота духа, властвующего над миром, а вершиной вниз — знак извращенной человеческой природы и свободы самых темных страстей. Разумеется, для обывателя этот символ так и остается символом сатанизма и рокеров. Но пентаграмма, значение которой менялось на протяжении веков, является чем-то большим, чем просто знаком церкви дьяволопоклонников. В разных эпохах, при разных правителях, религиях и государствах, ее смысл был то положительным, то отрицательным. Тем не менее, маги и ведьмы, а также другие оккультные практики, астрологи и эзотерики всегда были тесно связаны с пятиконечной звездой, вписанной в круг. Что означает пентаграмма сейчас и что значила для наших предков Как уже сказано выше, в современности этот символ распространился повсеместно и имеет главным образом привязку к сатанизму, вызову демонов, оккультным практикам и всем прочим негативным вещам, связанным с магией. История пентаграммы плотно переплетается с историей христианства — католические священники объявили пентаграмму дьявольским символом, необходимым для призыва демонов. Во время разгула инквизиции ее начали именовать «ногой ведьмы» и даром дьявола. С тех пор и по сей день среди обывателей бытует мнение, что только служители сил тьмы носят одежду и украшения с подобными знаками. После шестидесятых годов прошлого века, секс-революции, зарождения культуры рока, пентаграмма — уже не столь стигматизированный символ, но в массовом сознании по-прежнему является атрибутом неформалов и отщепенцев.
Первые изображения пятиконечной звезды датируются три тысячи пятисотым годом до нашей эры. Таблички с выдавленными на глине символами были обнаружены археологами в развалинах древнего города Урук. Считается, что пентаграмма являлась символом Венеры и означала ее движение по небесной траектории. Помимо этого, знак был связан с двумя звездами — Фосфор и Эосфор, Утренней и Вечерней. Стоит отметить, что Люцифер, он же Денница, первоначально именовался Утренней Звездой — вероятно, за подобную связь с Сатаной пентаграмма и была объявлена церковниками дьявольской печатью. То, что обозначает пентаграмма светлые силы, стало уже не совсем важно. В Древнем Египте этот символ связывали с псоглавым Анубисом, богом мертвых. Для египетских мертвецов пентаграмма означает звезды, что не светят в загробном царстве. Порой ее изображали на статуях фараонов и на потолке гробницы.
Наиболее широкую известность пентаграмма получила в Вавилоне как оберег и талисман, защита от зла. Ее чертили не только на жилых домах, как мы уже говорили, но и на магазинах и складах, чтобы защитить товар от вредителей и воров. Помимо этого, применяли пентаграмму как обозначение царской власти, простиравшейся по всем сторонам света. Потому пентаграмма часто использовалась в печатях. По несколько иному толкованию раннешумерские пентаграммы привязаны к богине плодородия и любви Иштар, а также шумерскому загробному миру под названием Дуат. Греческие последователи ученого Пифагора, так называемые пифагорейцы, считали что мир состоит из пяти стихий – огня, воды, воздуха, земли и эфира как связующего элемента. Мы уже говорили об Агриппе, средневековом авторе, который заложил основу современного понимания оккультизма и его символов. Так вот, по его словам, пентаграмма у пифагорейцев служила идеальным отображением их доктрины, была отличительным знаком этого закрытого общества, выросшего на базе школы Пифагора. Евреи же ассоциировали пентаграмму со священными текстами, так называемым Пятикнижием. Оно было получено пророком Моисеем в дар от бога. Александр Македонский, завоевавший половину мира, следовал примеру древних царей. Он применял ее в качестве своей печати. Не обошел и вниманием данный оккультный знак и знаменитый Орден тамплиеров. Император Рима Константин Великий, который сделал христианство государственной религией. И даже один из рыцарей Круглого стола из легенды о короле Артуре использовал этот знак. Племянник Артура, сэр Гавейн носил золотую пентаграмму на своем щите, выкрашенном в красный цвет, как отображение главных добродетелей рыцаря на конце каждой вершины. Этими добродетелями являются благородство, вежливость, целомудрие, отвага и их венец — благочестие.
Пентаграмма в христианстве до приобретения значения ведьминского атрибута была символом Страданий Христовых, поскольку Иисуса распяли с терновым венцом на голове, а также с гвоздями в руках и ногах. Иронично, но отдельные отступники от церковных догм и последователи греческих учений полагали ее символом всемогущего интеллекта. Помимо этого, в раннехристианских учениях то, что значит пентаграмма были и упомянутые ранее муки Христа, и единение с Богом как совершенным существом. По некоторым предположениям, арабские маги применяли пентаграмму пол названием «печать Соломона». Под таким видом европейские оккультные практики средневековой Европы и узнали о ее существовании из арабских гримуаров, привезенных путешественниками с Востока. Следует отметить, что под печатью Соломона понимается одновременно и пентаграмма и похожий символ — гексаграмма, чаще всего связываемая с китайской традицией магии. Современные черты пятиконечная звезда приобретает в эпоху Возрождения при помощи трудов различных исследователей-мистиков. Так, например, пражский алхимик и астролог Тихо Браге в своей книге «Calendarium Naturale Magicum Perpetuum» создал изображение пятиконечной звезды, на вершинах которой изобразил буквы Божественного имени из другого популярного мистического учения — Каббалы. Таким образом, соединив две оккультные традиции, он пополнил виды пентаграмм так называемым «Пентаграмматоном». Упомянутый в первом подзаголовке Элифас Леви приложил руку не только к разделению символов на белые и черные. С его подачи перевернутая пентаграмма стала знаком Станы и Бафомета, являющегося в образе черного козла. Он использовал в изображении Бафомета и обычную звезду вершиной вверх, успешно противореча самому себе. В конце девятнадцатого века автор «Ключа к Черной магии» Станислав де Гуайта опубликовал изображение пентаграммы, по окружности которой на иврите написал имя библейского чудовища «Левиафан», поместив меж лучами «Samael Lilith». Позже, основатель современного сатанизма, предприимчивый американец Ла Вэй сделал это изображение (без последней надписи про Самаэля и Лилит) своей торговой маркой, все права которой защищены законом об авторском праве. Считается, что пентаграмма есть некий символ искупления, воплощенный в чем-то плотском, некоем живом и мыслящем существе. Эта идея лежит в корне всех авраамических, то есть христианских религий — искупительная жертва служит своей смертью делу продолжения жизни следующих поколений. Достаточно вспомнить замену человеческих жертвоприношений крупным и мелким рогатым скотом, которые символизировали людей, отдающих свою жизнь божеству.
Сеть