"Цари" в заговорных текстах

Описание: Обмен мнениями об эффективности магических техник. Обо всем на тему магии и околомагичные темы.

Unnr F
Автор темы
Unnr F
Автор темы
Репутация: 6760 (+6952/−192)
Сообщения: 7758
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#1 Unnr » 21 февраля 2018, 20:41

Часто в заговорах встречается слово "царь". Частенько есть, вопрос, что за царь, кто таков. У нас на форуме тоже такие вопросы были точно, от меня в том числе. Прочитала любопытную статейку на этот счет, в ней нет библиографического списка с именами и спектром деятельности, но на мой скромный взгляд, позволяет лучше понимать структуру самого текста. Так же четко прослеживается тема с соединением ХЭ и Язычества.
Если кому интересно, вот выдержки:

Спойлер
Царь – ‘государь, монарх, верховный правитель России. В одном из текстов Олонецкого сборника 2-й четверти XVII в. царь Михаил Федорович предстает как источник силы и красоты, которые пытается присвоить себе протагонист заговора. В заговорах социальной направленности имярек пытается воздействовать на представителей государства и церкви во главе с царем. В этих текстах цари неизменно занимают первое место в перечислениях светских и церковных властей; царь не индивидуализирован; не назван по имени; к тому же существительное цари часто выступает во множественном числе, хотя речь идет о российской власти, во главе которой стоял самодержец или самодержица.
В заговоре на власть из Олонецкого сборника царь, господарь и великий князь всея Руси упоминается дважды: в первый раз он выступает как источник сакральной красоты, к которой пытается приобщиться протагонист заговора, во второй – как носитель власти, которому он желает понравиться (быть «любым»). В обоих случаях именование царя писано тайнописью (так называемой тарабарщиной). Кроме этого, в обоих случаях за именем царя следует перечисление представителей власти во множественном числе. Первое перечисление открывается словами
цари и князи, что соотносится с именованием Михаила Федоровича царем и князем:

И как свет сей блистаетца и Христос наряжаетца, свет настал и Христос народис(ь), и как падут утренные и вечерние росы на землю и на во(ду), також бы пала красота и лепота дамя и чолноцамя и шесикочо тпяфа Рижаиса Зецомошига шлея Мули. И как дивуютца цари и князи, и власти, и все мужи красным маковым цветам, так бы дивовалис(ь) мне, рабу Божию имярек, и пала б красота красных д(е)виц на меня, раба Божия имярек, и как любы Господу Исусу Христу свои Божии престолы, також бы и яз люб был, раб Божий имярек, кому говориш имярек, д(а)рю, чолноцаму
и шелитору тпяфю имярек влея Мули5 и всем властем, и началом, и вельможам.


Текст относится к тем заговорам на власть, близким неканоническим молитвам, которые разрабатывают пасхальную символику (протагонист заговора уподобляет себя воскресшему Христу; его явление должно вызвать радость всех людей на земле, в том числе царя и других представителей власти). В данном заговоре московский царь оказывается, во-первых, в одном символическом ряду с красными девицами (как и они, царь делится с имяреком своей красотой), а во-вторых – с Иисусом Христом (раб Божий «люб» царю, как Иисусу Христу его Божии престолы).

Другие цари в Олонецком сборнике.
В данном заговоре кулачный боец говорит, что держит свое царство, и тем самым утверждает свою богоизбранность:
Се яз, раб (имярек), хож[у по] сему белому свету, по воды и по земли, молодость свою мычю и царство держу ради кулачного бою... .
В заговоре на почет встречаются цари во множественном числе:
И как не могут жит(и) цари и князи, и бояре, и патриярсе, и митрополиты, и все православныи крестьяне без хлеба и без соли и без пития, так бы не могли без меня, раб(а) Божия имярек, быт(и) на всяком месте по всяк день и по всякой час. Как возрадуются цари и князи, и бояре, и патриярси, и митрополиты, и все православныи крестьяне светлому Христову Воскресению, так бы возрадовалися меня, раба Божия имярек, на всяк день и час.
Великоустюжском сборнике 2-й четверти XVII в. имя российского государя встречается в составе заговора от вражеского оружия. Как и в Олонецком сборнике, оно сопровождается титулом: «царь и государь и великий князь Михаил Федорович всея Руси». Введение в текст имени Михаила Федоровича имеет характер не вполне мотивированной вставки: царь фигурирует в перечислении тех напастей и врагов, от которых желает уберечься протагонист заговора. При этом имярек просит «заступить» его то ли от воеводы русского царя, то ли от самого царя; в любом случае текст свидетельствует о неблагонадежности переписчика по отношению к московским властям. Михаил Федорович выступает в одном ряду с ведунами, ведуньями и вещицами:
Господи, благослови, отче. Святый Михаило и Гаврил, небесным силам воевода, заступите меня, раба Божия имярек, от смерти и от раны мечевые и копейные, и от пушки, и от пищалей, и от пищали, и от сабли, и от железца стрелнаго, и от всяково оружья, и железа, и вязя, и от всяково древа, и от удару мужичья, и от всякия порчи, от ведунов, и от ведунеи, и от вещиц во всяком месте, царя и государя и великого князя Михаила Федоровича всея Руси воеводы, и меня, грешнаго раба Божия имярек, своими крылыми огнеными. Защитите, архистратизи Михаиле и Гавриле, раба своего имярек своима огненыма крылома, отбивайте скифетьры лихую порчю, и ведунов, и ведуниць, и стрелу, и копья, и мечи, и всякое железо, от земля сотворено, как естя отбивали архистратизи ону отпадшую силу, десятой чинь.
В Великоустюжском сборнике Христос множество раз именуется Царем Небесным. Поскольку Христос в народном восприятии сближается с Богом-Отцом, он называется также иногда царем небесным и отцом небесным. Как и земной царь, Царь Небесный окружен многочисленными подданными: ангелами, апостолами, святыми и др. Протагонист заговора просит Царя Небесного и его помощников о защите; например, в одной из молитв «на свадьбу ехати»:
Святый сам Христось, царь небесный и отець небесный, помилуй мя, Господи, тебе ся молю и поклоняюся. И постави, государь, сам Христось царь небесный и отець небесныи, со всеми небесными аггели и с воеводы, с Михаилом архистратигом, булатные вереи, и вставите ж, Господи, врата золотые, и пристави, Господи, к тем вратам. Замкни же ты, апостол Христов Петр, своими тридевятью замки небесными и тот город, и тын булатен, и те врата золотые, и князя молодово со всеми поездными бояры, и постави ж, Господи, у тех врат своих сторожев, небесных сил воевод, и великого Георгия, и святых апостол Петра и Павла, и святых исповедник Гурья, и Самона, и Авива диякона, Кира, Ивана, Флора и Лавра, Козмы и Домьяна.
В нескольких заговорных молитвах Великоустюжского сборника фигурирует мифический царь железный ; он предстает как родитель всякого железа. В других местах аналогичный персонаж именуется муж железный временно защитник от железного оружия. Железный царь может соотноситься с царем небесным, например:
Есть озеро железное, на том озере железном есть царь железный, тем железом отець и мати. И тот царь железной защичивает от всякого железа раба Божия имярек: от стрелы, и от сабли, и от мечя, и от копья, и от топора, и ножа, и от всех детей и приплодов. Помилуй, государь нашь Исусь Христось, помилуй, царь небесный, раба Божия имярек, от всякого железа
Впрочем, в Великоустюжском сборнике царем небесным может именоваться не только Иисус Христос, но и фольклорный персонаж, живущий на небе и владеющий мечом-самосеком:
У святаго царь небесный есть мечь-самосек. И коли яз, раб Божий имярек, возму в свои руки, и мои злые супостаты достанут тем мечем меня, раба Божия имярек, и злые супостаты убьють. Тому мечю от царя небеснаго с [не]беси не схаживати, никому ево не снимывати, и тем мечем злыммоим супостатом ни секати, не калывати, меня, раба Божия имярек, ни убивати.
Царь Сатана. Мир зла в заговорах XVIII в. тоже имеет свою «властную вертикаль», и в этом смысле он симметричен и миру небесному, и устройству Российского государства. В «черных» заговорах царем обычно именовался Сатана. Называя его таким образом, колдун льстил его самолюбию, подтверждал свою покорность и готовность ему служить, а также ставил его на одну ступень с Царем Небесным и царем земным. Например, в «черной книге», конфискованной в 1728 г., многократно повторяется отречение от Христа, Богородицы и Церкви, а верность Сатане подтверждается словами:
...верую в тебя, творца и царя Сатону, и во все дела, и заповеди твои, и хощу быти сообшником твоим и собеседником.
Сатана может иметь семью и именоваться отцом (как Царь Небесный и земной царь) и даже юношей и бесом, например:
И еще я выду и выступлю далече в чистое поле, ис чистого поля поиду к поганому морю, седит наш царь сам сатана со своим зятем Ерзоулом. О еси ты царь юноша бес сатана со своим зятем! Как ты мне дашь и пошлеше своих послуживцев только разжещи и распалити и мне послужити сию рабу имярек тритцать три и един Ерзоул, Ерохъмид, Марвс бес, Крив, Ток да Маток, Котыга да Матыга, Смущало, Зажигало, Разжигало, Потыкало, Тял да Матял, Такуса да Маруса, Лук, Мирулей, Мира- ха, Прочаха, и еще Проданя, Тихия, Сахия и Елизуда и Дагруд и Щирих и все ваше обладательство. Призываю я вас к себе и посылаю я вас к сей рабе имярек, подите вы и послужите и своего цари отца Сатыну спослушайте...
Особенность дьявольской иерархии определяется тем, что царь Сатана может быть окружен множеством адских «князей». Встречаются длинные перечисления его слуг, в перечень которых спорадически попадает и царь Ирод:
Призываю вас, царей черных великих, царь великии Велигер, князь великии Итас, кривой, наболшой, ты же нарицаешся Ирод царь, князь великий диавол Аспид, князь великий диавол Василиск, князь диавол Енарей, князь диавол Семен, князь диавол Индик, князь диавол Халей.
Отождествление Сатаны с царем Иродом характерно для заговоров, например:
На западной стороне живет сам сатана, злой мучитель Ирод царь. Ай же ты, сам сатана, злой Ирод царь...
В услужении у царя Ирода находятся многочисленные бесы:
В чистом поле стоит три и два и един: бес Сава, бес Колдун, бес Асаул, и я сойдусь поближе, отрок (имярек), и поклонюсь пониже: а..... вы тридеветь бесов, три, два и един, бес Сава, бес Колдун, бес Асаул, и как вы служили Ироду царю, и так послужите мне, отроку (имярек)…
Царь лесной.
Свои «цари» есть также в мире народной демонологии. Этот вопрос специально исследовала О. А. Черепанова. Она полагает, что персонажи, именуемые царями, занимают «положение, промежуточное между богами, правителями и духами-хозяевами... К богам они приближаются по своей мифологической функции: к ним обращаются за прощением, благословением, помощью... Двойственность функции (ее положительный и отрицательный по отношениюк человеку характер) сближает “царей” с персонажами демонологии, духами – хозяева ми лесов, вод и т. п. В ряде случаев величание царем есть форма называния духов-хозяев, особая форма обращения к ним... В других материалах царь – это персонаж высшего ранга в иерархии духов-хозяев. В такой роли прежде всего известны водяной царь и лесной царь». Лесные цари Олонецкого сборника могут быть соотнесены с поверьями о лесном царе, зафиксированными на той же территории в XIX–XX вв. Н. Н. Харузин, который побывал в Пудожском уезде Олонецкой губернии в 1880-х гг., описал местные поверья о лесном и водяном царях; по его наблюдениям, водяной «стоит в тех же отношениях к царю водяному, как простой лесовик к лесному царю. Он так же подведомствен ему. Но понятие о лесном царе гораздо определеннее, чем представление о царе водяном». К лесовику или лесному царю обращались при пропаже скота или болезни, приключившейся в лесу; при этом шли в лес или на перекресток, произносили заговор и оставляли яйцо. По сообщению современного исследователя Заонежья, если пропадал скот, то считалось, что его взял «не местный леший, а глава их – “царь лесной”. Его следовало заклинать именами “царей земного, водяного и небесного”» . Если хотели узнать, отчего заболел человек, то шли в лес и писали челобитную царю Мусайлу:
Бью челом тебе, царь Государь, на сего праведнаго леса , что он спортил, а не ведаю за что, а будет ты не справишь, царь Мусайла, сего раба (имрек), и я иду к Мос[кве], стану бить челом на тебя царю Государю, и подойдут с Москвы стрелцов два приказу, с Новагорода приказ, с Азова Донских казаков два приказу, и как не избавишь человека сего (имрек) почтеннаго, и вас высекут в пень.
Цари в мире природных стихий.
Среди природных стихий с «царским» началом связывается гроза (и, соответственно, туча, гром, молния). Например, в северно-русской «Молитве от нечистого духа», Царь Небесный производит грозу с помощью Святого Духа:
...спустил истинный Господь, Саваоф Бог, Спас Иисус Христос, Сын Божий, Царь Небес- ный, свое Божие великое милосердие, от престола Господня святый Дух, царя грома и царицу молонию: царь гром грянул, царица молония огненное пламя спустила, молния осветила, раскакались и разбежались всякие нечистые духи …Поднимаетца царь грозная туча, и под грозною тучею мечетца царь гром, царица молния.
В заговорах встречается также иногда огненный царь. Некоторые контексты позволяют предполагать, что так именуется солнце, например:
На русской и на немецкой земли есть огнянной царь, высушил реки и езера и мелкия источницы...

В рукописи из Пермской губернии фигурируют «цари ветрам»: Под «праведным лесом» здесь подразумевается леший, хозяин леса. О подобных обращениях к лешему:
На море на окияне, на острове на буяне, стоят три дуба зеленых, под темя тремя дубам зеленым цари ветрам, цари вихорям, цари царевичам, короли королевичам, а я, раб Божий, подойду поклонюся, вашей верой приложуся...
Для пастушеских заговоров характерен образ царя Огня. К нему обращаются с просьбой отогнать от скота всякого зверя и нечистую силу:
И что несть на земли Огонь царь, Агонь царь – всем царем царь, от меня, раба Божия (имярек), от моего милаго жывота, от крестьянского скота, зжет и палит всякого зверя...
И есть зеленой огонь в море, всем огням царь, жжет и палит отпадшую нечистую силу дияволов, еретиков и колдунов и всех людей; так бы их от моего стада скота жгло и палило…

Царь муравей. В пастушеских заговорах встречаются царь Мураш, царь муравей или муравьиный царь:
Господь Бог Саваоф, исполнь небо, и землю, и царя мураша. Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, Иоанн Златоуст, как вы крестили истиннаго Христа, и святую воду, и царя мураша, батюшко Господь Бог Саваоф, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, Иоанн Златоуст, благословите мурашева гнезда взять, и его плоду, и детей его. И батюшко царь мураш, благослови своего гнезда взять, и своих детей, и своего плоду, и того древа, у коего ты гнездо и дом свой имееш. И как ты, царь мураш, то дерево и гнездо свое не теряеш, вкруг своего гнезда бьешся и убиваешся, вьешся и увиваешся, так бы у меня, раба Божия имрака, скотинушка, как то лошадушки, короушки, овечушки и свиночки, двое- шорстна, и троешорстна, и об одной шорске вкруг своего гнезда и своего дому билась и убивалася, вилася и увивалася. И как ты, царь мураш, сколько гнездлив и плодлив, так бы у меня, раба Божия имрака, скотинушка гнездлива и плодлива была, как то лошадушки, короушки, овечушки и свиночки, одношорстна, двоешорстна и троешорстна…
...собираются муравьевы дети со все четыре стороны к всякой ночи к Царю своему Муравью, служат ему и слушают его всегда
...к царю муравному муравьи в муравьище схожаются и збегаются...

Вернуться в «Беседка для общения ( вопросы новичков )»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: Rufus_ed и 100 гостей