Символизм могилы и образ бабы-яги

Описание: Обмен мнениями об эффективности магических техник. Обо всем на тему магии и околомагичные темы.

Deva F
Автор темы, Практик
Аватара
Deva F
Автор темы, Практик
Репутация: 16973 (+16992/−19)
Сообщения: 4110
Зарегистрирован: 29 сентября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#1 Deva » 14 августа 2016, 23:56

Нами нынче крепко забыто значение того холмика, который насыпаем мы над могилой близкого человека. «Так принято» – скажем мы – и только. Но холмик этот – продолжение многотысячелетнего символического ряда, который тянется должно быть еще с эпохи палеолита. В огромных мегалитических курганах, насыпавшихся над галерейными гробницами, символ этот проявляется с редкой выразительностью.

Любой курган, любой, даже самый маленький могильный холмик, воспринимался как живот Матери-Земли, беременный новой жизнью. Жизнь, смерть и пища для неолитического земледельца являлись почти тождественными понятиями. Когда древний человек сам начал сеять зерно, перед ним во всей таинственной полноте открылась «жизнь через смерть». Зерно, посеянное в темноту земли, умерев для этого мира (его нельзя уже было использовать в пищу), через определенный срок выходило на свет колосом, который давал новую пищу, и соответственно жизнь тем, кто ел от него, перемалывая зерна, родившиеся от умершего зерна, выпекая из теста хлеб. В зернотерке и печи зерно вновь умирало, но через эту новую смерть, оно давало жизнь и силу человеку, вкушающему хлеб. А когда сам человек умирал, то он также ложился в землю, и те, кто сеяли это «семя», также уповали на всходы жизни. Мать-Сыра-Земля, кормящая человека, принимающая в себе его тело, должна была и его возродить, подобно зерну, к новой жизни, столь же лучшей старой, сколь зрелый полный колос лучше одного, брошенного сеятелем зерна. Образом готовящейся к рождению новой жизни для человека был, понятно, беременный материнский живот. Сначала таинственно в утробе матери вызревает новая жизнь, чтобы потом выйти на свет и обрести свободное существование. Этот замечательный символ, глубоко пережитый уже в палеолите, стал существеннейшим в мегалитической цивилизации. Европейские крестьяне чуть ли не до начала XX века называли снопы и скирды зерновых «Зерновой Матушкой».

Равно и живым дoлжно было не без труда из своего мира для погребальных и ритуальных надобностей входить в глубины материнского чрева. В средневековой Европе долго сохранялось представление, что пройти через пещеру насквозь горы или через сквозное дупло старого дерева – означает заново родиться, а спать в пещере – спать в утробе.

План многих скальных храмов-склепов Мальты, галерейных гробниц Британских островов и французского побережья Атлантики поразительно напоминает человеческую фигуру, нередко – фигуру «толстой дамы». При этом вход в такой храм-гробницу всегда соответствует месту органов размножения в человеческом теле.

Мать умерших продолжает жить в преданиях многих европейских народов. В латышских песнях ее зовут «матерью могилы», «матерью песчаного холмика» (т. е. могильного холма). В ее руках ключи от могилы и она приветствует умерших, вносимых через кладбищенские ворота. Она пляшет на могилах или впереди похоронной процессии. Балтийский фольклор, наверное, самый архаичный в Европе, сохранил интереснейшие черты древнего культа великой богини. Полное изображение включает два круглых глаза, сходящиеся брови и клюв хищной птицы. Ниже изображаются груди и еще ниже закрученой спиралью – лоно богини, принимающее мертвых и рождающее их к новой жизни (см. рис.). Часто это изображение упрощается до «Т-образного» символа. Изображения эти известны с V тысячелетия до Р. Х. в Западной Европе.

Откуда это странное изображение? О. Кроуфорд, посвятивший специальное исследование этой богине, предположил, что образом хищной птицы она наделена из-за обычая выставлять тела умерших на склевывание вплоть до очищения скелета от мягких тканей. Птицы, поедавшие труп, стали символами богини земли и смерти. Находки Дж. Меллартом фресок Чатал Хююка, где как раз изображено поедание громадными грифами обезглавленных человеческих тел, свидетельствуют в пользу существования такого похоронного обычая в неолитическое время. В мегалитических гробницах Оркнейских островов многочисленны находки принесенных в жертву крылатых хищников – белохвостых орлов, воронов, сов. Безусловно, несъедобные и во многих религиях нечистые, эти птицы приносились в жертву в местах захоронений, поскольку они принадлежали «совиноглазой» богине, являлись ее воплощениями. Возможно, круглый, часто напоминающий колесо с втулкой и спицами, глаз богини и связь с ней больших хищных птиц обусловлены и иными символическими уподоблениями, о которых речь пойдет ниже, но связь с плотоядением – саркофагией также совершенно очевидна. Кельты по сей день именуют это существо Old Hag (Олд Хег) от древнекельтского «енгу», созвучного с самоедским «Нга». Так поныне называют богиню смерти зауральские угры. От этого же корня происходит и наша Баба-Яга. Ее обязательный длинный отвисший нос, который «в притолоку врос» – ничто иное, как воспоминание о клюве хищной птицы; ее склонность поедать «добрых молодцев» и «красных девиц», случайно оказавшихся в избушке на курьих ножках, – это саркофагия Матери-Земли, принимающей в себя умерших в превратившейся в избушку могиле, и, наконец, сова или филин, сидящий на плече Яги или на коньке крыши ее избушки – это священная птица «совиноглазой» мегалитической богини. Ирландские крестьяне рассказывают своим детям, что курганы полны камнями, выпавшими из передника Олд Хег Так что древние предания и поверия Европы в причудливо сказочной форме живут и сейчас.

Изображения «совиноглазой богини» встречаются не только при входе в гробницы. Очень часто ее изображения наносились прямо на косточки фаланг пальцев умерших или на каменные палочки, имитирующие форму этой кости. Кажется, люди мегалита старались всеми способами приблизить к своим умершим эту богиню, уповая, что пребывание в ее чреве не продлится вечно.

Ворота кладбища – это вход в ее утробу, последний символ, оставшийся от узкой щели, ведшей в мегалитическую галерейную гробницу. Ключи от могилы – это возможность возрождения, победы над смертью, которая пребывает в руках самой богини смерти, вернее, в ее утробе, ибо она – мать, имеющая рано или поздно, но родить умерших. Танец на могиле, аналогичный знаменитой тандаве Шивы, разрушает смерть.

Иезуиты, проповедовавшие в Литве в XVII-XVIII веках, сообщали, что жмудь продолжает поклоняться Жемине, Матери-Земле, которую считают владычицей мертвых, но одновременно именуют «цветущей» и «проращивающей почки деревьев». «О мать, я исшел из тебя, ты носила меня, нянчила меня и ты примешь меня вновь после смерти моей» – обращались литовцы к Жемине.

Древние прекрасно понимали, что без матери родиться нельзя. Но им также было известно не хуже нашего, что для появления новой жизни одной матери недостаточно. В лоно матери должно попасть семя жизни. И этим семенем являлись сами умершие, вернее то в них, что не подвластно смерти. И не случайно с умершими в могилу клали «круглых идолов»; им возводили менгиры; их в предельно обобщенной форме изображали на стенах гробниц (дольмен Сото, Испания).
Смерть и в эпоху мегалита, видимо, соединялась в умах людей с расставанием, разлучением души и тела. Не случайно так часты в гробницах Северо-Западной Европы стилизованные изображения кораблей, в которых сидят люди. Иногда эти корабли имеют змеиную голову, а змея, змееголовая женщина – излюбленный образ «того», потустороннего, подземного мира, мира мертвых. Текучая, бесформенная стихия воды из всех земных вещей наиболее близко отражала идею неоформленности, хаотичности. Вода казалась противоположностью четко структурированному земному миру, где все имеет определенные, ясно видные очертания. Поэтому вода и соединялась с образом смерти, как переходом из мира тел в мир духов. Но океан небытия умерший должен был благополучно миновать, дабы прийти к новому бытию, а так как водную стихию обитатели прибрежий и островов Атлантики и Средиземного моря издревле научились преодолевать на борту корабля, то и мертвых своих помещали они в корабли, на которых они безопасно пересекут стихию посмертного небытия. Волнообразный орнамент стен гробниц, склонность располагать захоронения на маленьких прибрежных островах или, если это невозможно, на берегах озер – все это попытки отразить пучину смерти, которую, как ни трудно, но необходимо преодолеть.

Однако человек сам по себе, являясь чадом Матери-Земли, уходя в нее, не мог иметь сил пересечь эти страшные воды смерти, поскольку все земное, перстное, подвержено распаду, тлению, хаотизации. В нем самом должно было иметься неистребимое семя жизни, которое обеспечит возрождение по ту сторону смерти. МатьЗемля, хранящая мертвецов в своей утробе, сама не могла дать это семя, но, как и у каждого ребенка, рождающегося на земле, у умершего кроме матери был еще и Великий Отец, неуничтожимый, вечный податель жизни, создатель мира и устроитель вселенной. Именно это семя вселяло надежду на возрождение и человека и всего материального мира. ( источники с сети)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
По всем вопросам диагностики пишите в личные сообщения на сайте.

Dana
Аватара
Dana
Репутация: 635 (+639/−4)
Сообщения: 494
Зарегистрирован: 31 октября 2015
С нами: 8 лет 4 месяца

#2 Dana » 15 августа 2016, 0:07

Deva поняла наконец символизм кладбищенского посвящения, спасибо мой любимый Наставник give_rose
Я девушка тихая, скромная. Обидите- тихо закопаю, скромно отпраздную.

Deva F
Автор темы, Практик
Аватара
Deva F
Автор темы, Практик
Репутация: 16973 (+16992/−19)
Сообщения: 4110
Зарегистрирован: 29 сентября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#3 Deva » 15 августа 2016, 0:47

Символизм. Смерть человеческой судьбы и следующий этап реального обряда - возрождение, совершенно новая жизнь, новые Покровители. А не просто отречение от старого эгрегора.
По всем вопросам диагностики пишите в личные сообщения на сайте.

Dana
Аватара
Dana
Репутация: 635 (+639/−4)
Сообщения: 494
Зарегистрирован: 31 октября 2015
С нами: 8 лет 4 месяца

#4 Dana » 15 августа 2016, 0:56

Уже сообразила, что те кто писал тот обряд посвящения, в реале его не видел и это сетевой развод.
Я девушка тихая, скромная. Обидите- тихо закопаю, скромно отпраздную.

Лампочка
Аватара
Лампочка
Репутация: 1871 (+1881/−10)
Сообщения: 1285
Зарегистрирован: 20 августа 2016
С нами: 7 лет 7 месяцев

#5 Лампочка » 10 сентября 2016, 21:27

Любой курган, любой, даже самый маленький могильный холмик, воспринимался как живот Матери-Земли, беременный новой жизнью. Жизнь, смерть и пища для неолитического земледельца являлись почти тождественными понятиями. Когда древний человек сам начал сеять зерно, перед ним во всей таинственной полноте открылась «жизнь через смерть». Зерно, посеянное в темноту земли, умерев для этого мира (его нельзя уже было использовать в пищу), через определенный срок выходило на свет колосом, который давал новую пищу, и соответственно жизнь тем, кто ел от него, перемалывая зерна, родившиеся от умершего зерна, выпекая из теста хлеб. В зернотерке и печи зерно вновь умирало, но через эту новую смерть, оно давало жизнь и силу человеку, вкушающему хлеб. А когда сам человек умирал, то он также ложился в землю, и те, кто сеяли это «семя», также уповали на всходы жизни. Мать-Сыра-Земля, кормящая человека, принимающая в себе его тело, должна была и его возродить, подобно зерну, к новой жизни, столь же лучшей старой, сколь зрелый полный колос лучше одного, брошенного сеятелем зерна. Образом готовящейся к рождению новой жизни для человека был, понятно, беременный материнский живот. Сначала таинственно в утробе матери вызревает новая жизнь, чтобы потом выйти на свет и обрести свободное существование. Этот замечательный символ, глубоко пережитый уже в палеолите, стал существеннейшим в мегалитической цивилизации. Европейские крестьяне чуть ли не до начала XX века называли снопы и скирды зерновых «Зерновой Матушкой».
получается символизм реинкарнации? Значит верили в рождение заново и жизнь после смерти.

Движение F
Аватара
Движение F
Репутация: 1469 (+1484/−15)
Сообщения: 1324
Зарегистрирован: 11 июня 2017
С нами: 6 лет 9 месяцев

#6 Движение » 29 сентября 2017, 13:00

А женская богиня по всей планете с разными именами почиталась. Интересная статья give_rose

Dobrenija
Аватара
Dobrenija
Репутация: 486 (+499/−13)
Сообщения: 650
Зарегистрирован: 2 июня 2016
С нами: 7 лет 9 месяцев

#7 Dobrenija » 2 октября 2017, 15:48

Deva писал(а):что пройти через пещеру насквозь горы или через сквозное дупло старого дерева – означает заново родиться,
слышала, что есть такая чистка, где больной пролазил трижды через такое дупло. Но тонкостей нигде не нашла.
Огромное спасибо всем тем, кто покинул меня в трудную минуту. Из-за этого я стала гораздо сильнее! Настолько сильнее, что не приведи Силы - вам когда- либо встретиться ещё раз на моем пути.

Мелиса
Аватара
Мелиса
Репутация: 286 (+287/−1)
Сообщения: 352
Зарегистрирован: 6 марта 2019
С нами: 5 лет

#8 Мелиса » 14 июня 2019, 20:02

А какое имеет значение кол-во могил в чистке? Когда в обряде написано не одна могила а три и больше? Это при очень сильном негативе?

Idunn F
Аватара
Idunn F
Репутация: 2246 (+2272/−26)
Сообщения: 2095
Зарегистрирован: 28 марта 2016
С нами: 8 лет

#9 Idunn » 14 июня 2019, 23:55

Мелиса писал(а):А какое имеет значение кол-во могил в чистке? Когда в обряде написано не одна могила а три и больше? Это при очень сильном негативе?
количество могил = количество исполнителей
Via Est Vita

Мелиса
Аватара
Мелиса
Репутация: 286 (+287/−1)
Сообщения: 352
Зарегистрирован: 6 марта 2019
С нами: 5 лет

#10 Мелиса » 27 июня 2019, 20:45

То есть трое мертвых участвуют в чистке? Это не многова то ли будет? shok

Орешек F
Аватара
Орешек F
Репутация: 1846 (+1854/−8)
Сообщения: 1035
Зарегистрирован: 6 июня 2019
С нами: 4 года 9 месяцев

#11 Орешек » 21 апреля 2021, 15:34

Спасибо за статью! Нужная информация. give_rose

Виолета
Аватара
Виолета
Репутация: 4832 (+4854/−22)
Сообщения: 2367
Зарегистрирован: 18 ноября 2015
С нами: 8 лет 4 месяца

#12 Виолета » 29 апреля 2021, 22:21

Выходит захоронение в земле имеет более глубокий символизм для последующего рождения. Вне религий. Тема кремации тогда выглядит скорее как распыл всех тонких тел без возврата. scratch_one-s_head

Поганка
Аватара
Поганка
Репутация: 252 (+252/−0)
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 5 июня 2019
С нами: 4 года 9 месяцев

#13 Поганка » 12 ноября 2021, 20:05

Виолета писал(а):Выходит захоронение в земле имеет более глубокий символизм для последующего рождения. Вне религий. Тема кремации тогда выглядит скорее как распыл всех тонких тел без возврата. scratch_one-s_head
Именно так. good

Игнат M
Аватара
Игнат M
Репутация: 274 (+311/−37)
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 22 января 2016
С нами: 8 лет 2 месяца

#14 Игнат » 17 ноября 2021, 23:02

Поганка писал(а):
Виолета писал(а):Выходит захоронение в земле имеет более глубокий символизм для последующего рождения. Вне религий. Тема кремации тогда выглядит скорее как распыл всех тонких тел без возврата. scratch_one-s_head
Именно так. good
Если закрепится тут в другом теле, то кремация отличный вариант good

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 597 (+605/−8)
Сообщения: 854
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 1 месяц

#15 Clermont » 2 февраля 2023, 11:26

О могильном образе Бабы-яги ещё вот что приходилось слышать:
1) В фольклоре, одна нога у неё костяная, а вторая обычная. Баба-Яга- словно посредник между миром живых и миром мёртвых.
2) Об избушке на курьих ножках. В Дьяковской археологической культуре (Подмосковье несколько тысяч лет назад), а также у лапландцев даже в 19 веке был обычай сооружать деревянные избушки на высоте, свайные дома, когда рубили наполовину высоты два близкостоящих дерева с толстыми стволами, а на их срубленной вершине, на высоте примерно 10-20 метров, сооружали деревянный сарай. Стволы деревьев с корнями напоминали лапы курицы (курьи ножки), а сооружение в целом выглядело как избушка на курьих ножках. У дьяковцев этот сарай "без окон и дверей" выполнял функции дома мёртвых, куда помещали тело умершего(одного или многих). А в русском фольклоре такая избушка стала домом Бабы-Яги.

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23163
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#16 solp » 2 февраля 2023, 15:57

Clermont писал(а):1) В фольклоре, одна нога у неё костяная, а вторая обычная. Баба-Яга- словно посредник между миром живых и миром мёртвых.
Аналогия с Хель?
Clermont писал(а):2) Об избушке на курьих ножках
про это слышал, и то что дверь направлена в лес, т.е. повернись избушка ко мне передом, это значит что-то вроде призыва

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 597 (+605/−8)
Сообщения: 854
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 1 месяц

#17 Clermont » 2 февраля 2023, 17:05

solp писал(а):Аналогия с Хель?

Полагаю, не совсем так, есть отличия между этими образами.
Хель- это царица подземного загробного мира в скандинавской культуре.
А образ Бабы-Яги- это с одной стороны образ лесной богини (очень древний культ, времен матриархата) и ведьмы, а с другой- образ посредницы между миром мёртвых и живых (сродни роли Гермеса Психопомпа у древних греков). Полагаю, это тоже не случайно, что лесная богиня одновременно выполняла и ритуальную роль, что это связано с тем, что в древности лес был одновременно и кладбищем с "домами мёртвых".
Хотя, в эпоху матриархата, несомненно богиней загробного мира и у славян было тоже женское божество, не мужское. Возможно , загробную богиню тогда почитали в образе Змеи. (и у славян и у балтов , даже у индийцев был культ змей(нагов), обиталищем которых считали пещеры и подземный загробный мир). А древнегреческая религия была уверена, что Скиф (родоначальник скифов) произошёл от любви Геракла и Ехидны (полудевушка-полузмея).

solp писал(а):про это слышал, и то что дверь направлена в лес,

Есть разные фольклорные версии. Согласно одной - у Бабы -Яги в избушке на курьих ножках есть дверь.
Согласно другой- там нет ни окон, ни дверей. Второй версии придерживался и Пушкин в "Руслане и Людмиле".

Pixie F
Ученик
Аватара
Pixie F
Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#18 Pixie » 3 февраля 2023, 8:57

Deva писал(а):Символизм. Смерть человеческой судьбы и следующий этап реального обряда - возрождение, совершенно новая жизнь, новые Покровители. А не просто отречение от старого эгрегора.
Ага! Обожаю Вас! Спасибо, поняла!


Вернуться в «Беседка для общения ( вопросы новичков )»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: Rufus_ed и 111 гостей