Троецыплятница

Описание: Обмен мнениями об эффективности магических техник. Обо всем на тему магии и околомагичные темы.

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2684 (+2688/−4)
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#1 Вълчица » 17 сентября 2022, 13:49

Этот удивительный обряд, впервые приведенный в официальном документе от 1739 года, проводился только в Вятской губернии. Участниками этого действа были курица, женщины и мужчина, переодетый в женщину.

Троецыплятницей, давшей название самобытному празднику, на Руси называли курицу, выведшую три поколения цыплят. Первым это название для обозначения локальной вятской традиции применил уроженец этих мест, видный этнограф Дмитрий Зеленин, поскольку для отправления данного ритуала требовалась именно такая заматеревшая птица.

2.jpg


Сам обряд представлял собой совместную женскую трапезу, главным блюдом которой являлась сваренная в горшочке курица.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


О подобных приношениях языческим богам, практиковавшихся у древних славян, писали арабский путешественник Ибн-Фадлан, византийский император Константин Багрянородный и литератор X века Лев Диакон.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


1.jpg

Троецыплятница. Картина Максима Сухарева

Зарезать курицу-троецыплятницу, которая считалась особью, утратившей способность к воспроизводству здорового потомства, было благим делом, поскольку после ритуального убийства она должна была возродиться в новом молодом обличье.

Принять участие в магическом обряде Троецыплятницы могли исключительно представительницы слабого пола, причем не девицы, а соблюдавшие половую чистоту вдовы, повивальные бабки и «одномужнии» жёны, то есть те, кто лишь однажды выходил замуж.

В этнографическом исследовании Д. Зеленина приводятся слова жительницы Вятской губернии, утверждавшей, что однажды мужчина, пытавшийся тайно подсмотреть за этим обрядом, потерял зрение.

Но, несмотря на это, один мужчина на празднике Троецыплятницы всё же присутствовал. Этот представитель сильного пола олицетворял собой петуха, без которого невозможно продолжение рода. Однако, чтобы скрыть его присутствие на этой сакральной чисто женской церемонии, мужчину маскировали под барышню, повязывая его голову платком по-бабьи.

5.jpg


Чтобы он не мог наблюдать за обрядовыми действиями, ему завязывали глаза шарфом, усаживали отдельно ото всех и угощали всеми блюдами, кроме ритуальной курицы.

Церемония Троецыплятницы проходила в доме давшей обет женщины. Хлопоты, связанные с её проведением, начинались накануне назначенной даты. Согласно традиции, все участвовавшие в празднике дамы должны были пройтись по деревне и, заглядывая в каждый дом, просить у хозяев продукты для трапезы. Это занятие не расценивалось как попрошайничество, а почиталось, как «трудничество, подвиг, который надо принять на себя, чтобы послужить Богу». Именно потому, что обряд Троецыплятницы совершался в складчину, его иначе называли «куричья братчина».

Собрав необходимое количество продуктов, женщины приступали к приготовлению «кануна», другими словами пива и сусла без хмеля.

Непосредственно в день ритуала они начинали заниматься блюдами из куриного мяса. Чтобы забить кур-троецыплятниц, а их могло быть от одной до нескольких штук, приглашали мальчика 8-12 лет, ещё не вступившего в пору полового созревания, а также не замеченного в употреблении матерных слов и курении. Далее тушки ритуальной птицы попадали в руки вдов, из-за гибели мужей потерявших возможность иметь детей, в то время как остальные кушанья готовили прочие допускаемые до обряда женщины.

Разложив на столе столовые приборы, женщины приглашали на трапезу мужчин, которых потчевали селянкой из яиц с печенью, пирогом с говядиной, желудками и сердцами кур, кашей, бульоном, киселем и пивом.

После обеда мужчины вместе с детьми и молодыми девушками покидали дом, в котором оставались только вдовы, повитухи и единожды замужние дамы. Они плотно занавешивали окна, наглухо закрывали двери, зажигали свечу перед иконой, убирали хмельные напитки, рассаживались по старшинству и в полном молчании приступали к проведению обряда, который длился около полутора часов.

Именно в этот момент к столу подавалась сваренная в горшочке ритуальная курица троецыплятница, которую из котелка доставала старшая вдова. Она же руками отламывала голову птице, чтобы передать её по кругу всем присутствовавшим на трапезе женщинам, приобщая их к тайне плодородия.

Далее по кругу пускалась сама курица, от которой каждая женщина отламывала себе кусок, съедала его, а обглоданные, но ни в коем случае не раздробленные или перекусанные кости складывала в тарелку.

Поскольку курица считалась священной пищей, её нельзя было есть при помощи столовых приборов, которые могли нанести вред костям, а значит её будущему перерождению.

После этого раздававшая троецыплятницу женщина начинала собирать оставшиеся кости в специально приготовленный горшочек. Туда же помещали голову, перья и внутренности ритуальной птицы. Затем старшая вдова помещала горшочек на голову и совершала круг по комнате, следом за ней аналогичные действия производили все её сотрапезницы.

В завершение церемонии хозяйка дома перекладывала содержимое горшочка в холщовую ткань и прятала до вечера. Потом участницы магического ритуала молились, мыли руки, полоскали рот и выливали эту воду вместе с куриным бульоном на улице у переднего угла хаты.

После наступления сумерек, женщина исполнившая обет, втайне ото всех отправлялась в лес, к речке или болоту, чтобы в чистом месте захоронить или опустить в воду останки троецыплятницы. По завершении ритуала она произносила ключевые слова:
«Господи! Прими нашу молитву и благослови дом наш».

Согласно версии другого этнографа, хоронить кости троецыплятницы женщины шли все вместе, попеременно неся горшочек на голове. Делали они это, потому что верили в целебную силу останков, и таким образом пытались врачевать головные боли. А для того, чтобы предупредить болезни ног, идти к месту захоронения они должны были как курица — «через ножку».

3.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Вернуться в «Беседка для общения ( вопросы новичков )»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 73 гостя