САЛЕРНСКИЙ КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ
написанный в четырнадцатом столетии
философом и врачом Арнольдом из Виллановы
Arnoldi de Villanova
REGIMEN SANITATIS SALERNITANUM
adnotavit versibusque
Перевод с латинского и примечания Ю.Ф.Шульца
Школа салернская так королю англичан написала:
Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней,
Тягость забот отгони и считай недостойным сердиться,
Скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным
Бодрствовать после еды, полуденного сна избегая.
Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула
«Королю англичан написала...» — полагают, что адресатом этого послания был Роберт Нормандский, который, возвращаясь из 1-го Крестового похода, останавливался в Салерно для лечения своей раны. Английского трона он так и не занял. К.Зудгоф считает это обращение к английскому королю «выдумкой мистификатора, симпатизировавшего южно-итальянскому Арагону».
«И умеренность в пище...» — школа Салерно следовала в этом отношении традициям античной медицины.
Эпиграмма неизвестного древнегреческого поэта:
«Лишнее все неполезно.
Старинная есть поговорка:
Если не в меру, — и мед
желчью становится нам».
В самом произведении Арнольда об умеренности говорится неоднократно (главы 77, 80).
1
Будешь за этим следить, — проживешь ты долго на свете.
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.
2
Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,
В меру туда и сюда походя, потянись, расправляя
Члены свои, причешись и зубы почисти. Все это
Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.
Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлаждения бойся.
Источников гладь и трава — глазам утешенье;
Утром на горы свой взор обрати, а под вечер — на воды.
3
Кратким пусть будет полуденный сон иль вовсе не будет.
Боль головную, катар, лихорадку и сильную слабость —
Все за полуденный сон ты получишь себе непременно.
4
От накопленья ветров возникают четыре недуга:
Колики, спазмы, водянка, а также головокруженье.
5
Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.
Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.
6
Ты за еду никогда не садись, не узнав, что желудок
Пуст и свободен от пищи, какую ты съел перед этим.
Сам по желанию есть ты получишь тому подтвержденье:
А указанием будет слюны пробежавшая струйка.
7
Персики, яблоки, груши, сыры, молоко, солонина,
Мясо оленье и козье, и заячье мясо и бычье:
Все это черную желчь возбуждает и вредно болящим.
Салернская школа придерживалась теории «гуморальной патологии» (от латинского слова humor — влага, жидкость), согласно которой здоровье или нездоровье зависит от соотношения четырех соков (влаг) тела: светлой желчи, флегмы, крови и черной желчи. С этими четырьмя соками связывалось учение о четырех темпераментах (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик).
8
Свежие яйца, багряные вина, супы пожирнее,
Хлеб из тончайшей муки — доставляют телесную крепость.
9
Сыр молодой, молоко и пшеница полнят и питают,
Бычьи тестикулы также, свинина и мозг всевозможный,
Спелые смоквы и свежие грозди от лоз виноградных.
«Спелые смоквы и свежие грозди...» — у Цельса (О медицине, 11, 18) также отмечается особая питательность винограда и смокв.
10
Пенятся вина по вкусу, по запаху, блеску и цвету.
Доброго хочешь вина — непременны пять признаков эти:
Крепость, краса, аромат, охлажденность и свежесть, конечно.
11
Сладкие белые вина гораздо питательней прочих.
Красного если вина ты когда-нибудь выпьешь не в меру,
То закрепится живот и нарушится голоса звонкость.
12
Рута, чеснок, териак и орех, как и груши, и редька
Противоядием служат от гибель сулящего яда.
Териак — род универсального противоядия. Изобретение его приписывают Андромаху-отцу, придворному врачу императора Нерона.
По свидетельству Квинта Серена Самоника («Медицинская книга», стихи 1065-1067), рута входила в состав противоядия, которое в целях профилактики принимал Понтийский царь Митридат VI Евпатор (121-64 гг. до н. э.):
«Листиков руты дважды по десять и соли крупинку
С парою грецких орехов и столько же смокв округленных;
Все это царь принимал с наступлением дня, запивая
Средство вином...»
13
Воздух да будет прозрачным и годным для жизни, и чистым.
Пусть он заразы не знает и смрадом клоаки не пахнет.
14
Если принятье вина ввечеру для тебя вредоносно,
Пей его в утренний час и послужит оно исцеленьем.
Лучшие вина у нас вызывают и лучшие соки.
Вялость почувствуешь, если вино окажется темным.
Светлым пусть будет оно и созревшим, и тонким, и старым.
Смешанным также с водою, игристым и выпитым в меру.
«Смешанным также с водою...» — обычай смешивать вино с водой был широко распространен еще в Древней Греции. Соотношением вина к воде было 1:3.
15
Пиво не кислым должно, но прозрачным в достаточной мере
Быть, и из зерен отборных, а также, как следует, старым.
Пиво такое, коль выпьешь, не будет обузой желудку.
16
Должен умеренность в пище себе ты назначить весною.
В летний же зной особенный вред от пиршеств чрезмерных.
Осенью будь осторожен с плодами: беда не стряслась бы.
Сколько захочется, — ешь без опаски ты в зимнюю пору.
17
Рута, а с нею шалфей опьянение винное гонят.
Розы добавишь цветок, — и утихнут любовные боли.18
Мучить морская болезнь никого уже больше не сможет,
Если с водою морскою вина перед этим отведать.
19
Соль и шалфей, чеснок и вино, петрушку и перец,
Если смешаешь как надо, то острый получится соус.
Петрушка, которая здесь входит в состав острого соуса, у Цельса фигурирует как ингредиент известного противоядия Митридата (О медицине) V, 23, 3).
20
Быть ты желаешь здоровым, лицо мой чаще и руки:
После еды омовенье несет наслажденье двойное-.
Делает чистыми руки, а зрение делает острым.
21
Хлеб не горячим да будет, а также еще и не черствым,
Квашеным должен и пористым быть, хорошо пропеченным,
В меру соленым; мука пусть хорошая будет для хлеба.
Корку, однако, не ешь, ибо желчь твою высушит корка.
Квашеный хлеб, хорошо пропеченный и в меру соленый,
Чистый, здоровье дает, а иной никуда не годится.
22
Право, баранина хуже свинины, коль вина далеко;
Стоит добавить вина, — медицина она и питанье.
И потроха у свиней хороши, а другие — негодны.
23
Муст послабляет желудок, моче не дает отделяться,
Камни родит, засоряет к тому ж селезенку и печень.
Муст — молодое вино.
24
Вредно весьма запивать то, что ешь за обедом, водою.
Холод возникнет в желудке, а с ним несварение пищи.
«Вредно весьма запивать то, что ешь за обедом, водою» — ср. главу 34.
25
Мясо телячье считать чрезвычайно питательным надо.
26
Курица, горлица, голубь, каплун и скворец — превосходны,
И перепелка, и дрозд, и фазан, и тетерев с ними,
Жавронок, вальдшнеп и зяблик, затем куропатка и ржанка.
27
Мягкие рыбы всегда и размера берутся большого,
Твердые рыбы, напротив, питательней, если поменьше:
Щука и окунь, лосось и форель, и линь, и, конечно,
Также треска, камбала с пескарем, и прочие рыбы.
«И прочие рыбы...» — латинские названия рыб не всегда удается идентифицировать с современными названиями.
28
Если едят искривленных угрей, то едят их живыми, —
Это свидетельство тех, кто постиг исцеленья науку.
Угорь и сыр — вредоносны, коль съешь и при этом не будешь
Часто еду запивать и опять запивать, повторяя.
Вторая строка этой главы повторена в главе 33 (стих 7).
29
Если съедаешь яйцо, жидким пусть оно будет и свежим.
30
Мы заключили, что надо горох и хвалить, и отвергнуть:
Без кожуры он хорош и в достаточной мере полезен,
Но с кожурою — вздувает живот и поэтому вреден.
31
Козье, по мненью врачей, молоко и верблюжье — полезны:
Больше питанья, однако, дает молоко от ослицы,
Больше еще — от коровы и в мере такой же — овечье.
Если ж болит голова в лихорадке, — любое негодно.
32
Масло мягчит, увлажняет и слабит, но без лихорадки.
А простоквашу принять, — то промоет она а очистит.
33
Сыр холодит, засоряет, он грубая, твердая пища.
Сыр вместе с хлебом полезно поесть, но только здоровым.
Коль нездоров человек, сыра с хлебом вкушать не годится.
«Сыр вредоносен», — плохие врачи говорят постоянно,
Но ведь не знают они, почему он является вредным.
Силу от сыра себе обретает инертный желудок, —
Это свидетельство тех, кто постиг исцеленья науку.
34
Следует пить за едою немного, но часто при этом.
Хочешь поменьше болеть, — между блюдами пить не годится.
Чтобы вреда избежать, ты с питья начинай насыщенье;
Яйца вкушаешь, так пей по одной после каждого чаше.
«Следует пить за едою немного...» — ср. афористическую формулу Гиппократа (О пище, 55; Сочинения, т. II, стр. 511): «Влажностьповозка для пищи».
35
Съешь после рыбы орех, сыр бери после мяса. Орешек
Первый полезен, но вреден — второй, а третий — смертелен.
Груши всегда запивай, а орешек лекарство от яда.
Груши нам груша дает, но они без вина ядовиты.
Коль ядовиты они, порицания груша достойна.
Противоядье — вареные груши, сырые — отрава.
Бремя желудку — сырые, вареные — бремя снимают.
Следует груши запить, после яблок — подумать о стуле.
«После яблок — подумать о стуле...» — с этими словами ассоциируется высказывание Цельса (О медицине, II, 24) о яблоках как продукте, легко усваиваемом желудком.
36
Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок они, а ядро — от камней избавляет;
Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод.
Вишни у Цельса (О медицине, II, 24 и II, 29) названы среди продуктов, которые «легко усваиваются желудком и помогают его очищению».
37
И охлаждают, и слабят, и польза немалая — сливы.
38
Персики вместе с вином молодым берутся по праву.
Так существует обычай орех сочетать с виноградом.
Для селезенки не годен изюм, но от кашля и почек.
39
Железы, зоб и нарыв унимают компрессом из смоквы;
Маку добавишь ты к ней, и костей переломы излечишь.
Вшивость и страсть возбудит, но в желаниях самых — помеха.
Мак (Papaver somniferum, L.) — известен как усыпляющее средство еще в глубокой древности. Он был посвящен богине земледелия и злаков Деметре, ибо, по мифу, успокоил ее страдания, вызванные похищением ее дочери Персефоны Аидом, богом подземного царства.
Смоква — фигурирует среди смягчающих средств и у Цельса (О медицине, V, 15).
40
Больше мочи от кизила и более крепкий желудок.
Твердый полезен кизил, но гораздо полезнее — мягкий.
По мнению немецкого переводчика «Салернского кодекса здоровья» Р. Шотта, речь здесь идет о кизиле.
41
Муст вызывает мочу, он немедля вздувает и слабит.
42
Пиво питает обильные соки и силы приносит;
Тело полнит и к тому же способствует кровотворенью,
И вызывает мочу, а живот и мягчит, и вздувает.
43
Уксус слегка холодит, иссушает гораздо сильнее;
Он уменьшает и семя, несет меланхолию, слабость;
Мучает также он жилы сухие, а тучные — сушит.
44
Репа — желудку отрада и ветры выводит наружу.
И вызывает мочу, но и зубы вконец разрушает.
Плохо вареная репа — мучительных схваток причина.
45
Переварить нелегко и усвоить сердце не легче.
То же с желудком, но лучше наружные части желудка.
И в медицине язык превосходной считается пищей.
Легкое так и скользит по кишкам и легко в усвоенье.
Мозг предпочтительней прочих, вне всяких сомнений, куриный.
46
Газов скопленье наружу выводит от фенхеля семя.
Благ от маратра четыре: он яд с лихорадкою гонит
И очищает желудок, а зрение делает острым.
Укроп (Foeniculum, Anethum f.) — был известен еще древним врачам, в частности Цельсу (О медицине, II, 26).
47
Зрение лучше и крепче желудок у нас от аниса.
Сладкий анис, несомненно, и в действии лучше гораздо.
48
Пепел и кровь остановит, и печени пепел отраден;
Мускус — для мозга, для сердца — мускат, селезенке приятен
Каперс, подснежник — желудку, а легким полезна лакрица.
В первой строке главы — spodium — вероятно, жженая слоновая кость или пепел костей крупного рогатого скота.
Мускат — т. е. мускатный орех, известный в медицине с середины XI века.
Каперс упоминает еще Цельс (О медицине, 11, 29) в главе «О продуктах, помогающих очищению желудка».
49
Надо солонку поставить пред теми, кто трапезой занят.
С ядом справляется соль, а невкусное делает вкусным;
Ведь непригодна еда, что без соли на стол подается.
Соль, коль не в меру она, угнетает и зренье, и семя,
И порождает чесотку, и зуд иль озноб причиняет.
50
Нас горячат, укрепляя: соленое, острое, горечь.
Терпкое с крепким и кислым, напротив, несут охлажденье.
Мягкое с жирным и сладким спокойную меру даруют.
51
Чистятся зубы от хлеба с вином, а зренье остреет;
То, чего мало, — растет, уменьшается то, что в избытке.
52
Всем я велю соблюдать им привычную в жизни диету.
В случае крайнем диету лишь только менять допустимо.
Нам Гиппократ говорит, отчего приключается гибель.
Высший закон медицины — диету блюсти неуклонно:
Будет леченье плохим, коль забудешь, леча, о диете.
Сколько, когда, почему, где, как часто и что применимо —
Все это должен предписывать врач, назначая диету.
53
Суп из капусты мягчит, а капуста сама закрепляет;
Если их вместе подать, — подготовят к очистке желудок.
54
Древние медики учат, что мальва живот размягчает;
Корни скобленые мальвы бесспорно способствуют стулу
И помогают при родах, и часто для регул полезны.
«Древние медики учат...» — например Цельс, который указывает, что мальва помогает очищению желудка.
55
Не отрекайтесь от мяты за то, что она не поспешно
Из живота и желудка глистов и червей изгоняет.
«Не отрекайтесь от мяты...» — существуют несколько видов этого лекарственного растения. О каком из них идет здесь речь, — неясно.
56
Умер зачем человек, что шалфея возделывал силу?
Видно, от смерти в садах никакого не сыщешь лекарства.
Нервы шалфей укрепляет и рук унимает дрожанье,
И лихорадку изгнать даже острую он в состоянье.
Ты наш спаситель, шалфей, и помощник, природою данный.
«Видно, от смерти в садах никакого не сыщешь лекарства» — этот стих, входящий также во «Flos medicinae», стал поговоркой.
57
Мускус, лаванда, шалфей и фиалка, расцветшая первой,
Кресс с артемизией также — людей параличных лекарство.
В оригинале сокращение: Nastur. — nasturtium, т. е. кресс. Во втором стихе оригинала слово «athanasia» — Артемизия
58
Руту зовут благородной; ведь зренье она проясняет.
С помощью руты, о муж, обретешь ты зоркость во взоре.
Страсть у мужчин умеряет она, — возбуждает у женщин.
Делает рута воздержным, а разум — и ясным, и быстрым.
Рута вареная всюду надежно от блох избавляет.
О возбуждающем действии руты (правда, без какой-либо дифференциации) говорит и Цельс (О медицине, 11, 32).
59
Кажется, нет у врачей о луке единого мненья.
Как сообщает Гален, для холериков лук не полезен.
Но для флегматиков лук, говорит он, целебное средство.
Лучше всего — для желудка; и цвет у лица превосходный
Тоже от лука. Растертым втирая его, ты сумеешь
Лысой вернуть голове красоту, что утрачена ею.
Лук приложи, — и поможет в леченье собачьих укусов,
С медом и уксусом только его перед тем растирают.
«Как сообщает Гален...» — авторитет Галена в течение Средневековья и эпохи Возрождения [до Парацельса (1493-1541)] был непререкаем
60
Сухость, а также тепло в горчичном зернышке малом;
Яд изгоняет, рождает слезу, а голову чистит.
61
Хмель, как и боль головную, пурпурная гонит фиалка,
Тяжесть снимает она и «падучей» больных исцеляет.
62
Сон посылает больным, прекращает противную рвоту,
Семя крапивное с медом и колики лечит надежно.
Примешься пить это средство, — и кашель запущенный сдастся.
Холод из легких оно изгоняет и язвы из чрева,
Верную помощь дает при различных болезнях суставов.
Здесь подразумевается семя крапивы (Urtica).
63
Грудь очищает от флегмы трава, что зовется иссопом.
Легким полезен иссоп, если с медом он вместе отварен,
И, говорят, что лицу доставляет он цвет превосходный.
«Легким полезен иссоп...» — Цельс в главе «О затруднении дыхания» также отдает должное иссопу (с медовой сытой) как средству, применяемому при указанном страдании.
64
Плющ, если с медом растерт и приложен, полезен при раке;
Выпитый вместе с вином, успокоить он боль в состоянье.
Рвоту обычно он может сдержать и слабый желудок.
Речь в этой главе идет о плюще — Cerefolium (Scandix cerefolia).
65
Для подреберья весьма девясил капуанский полезен.
Если же сок девясила смешаешь ты с соком из руты, —
Средства целебнее их для лечения грыж не отыщешь.
66
Черную желчь изгоняет полей, с вином поглощенный,
И застарелую он, говорят, унимает подагру.
Речь идет о полее — Pulegium.
67
Соком от кресса волос задержать выпадение можно,
Сок этот силу имеет расправиться с болью зубною.
С медом намазанный вместе, от перхоти он исцеляет.
68
Птенчиков ласточка-мать хелидонией лечит ослепших,
Если, как Плиний отметил, у них расцарапаны глазки.
В главе подразумевается хелидония (чистотел) — Chelidonia, или Chelidonium.
69
Ивовый сок, если в уши он залит, червей убивает.
В уксусе если отваришь кору, — сведет бородавки.
Ивовый цвет вместе с соком своим противник зачатья.
Подразумевается ива (Salix).
70
Мнение есть, что шафран придает и отраду, и бодрость;
В члены вливает он силу и печень у нас обновляет.
71
Часто съедаемый, девам порей плодовитость дарует.
Кровотеченье уймешь ты при помощи лука такого.
Речь идет о порее (Porrum), который фигурирует в главе 74.
72
Черный есть перец и он растворенью легко поддается.
Соки он может очистить, способствует пищеваренью.
Белый же перец полезен желудку, при кашле и болях,
Предотвратит он еще и холодный озноб лихорадки.
Перец стал известен на Западе после похода Александра Македонского в Индию (327 г. до н. э.).
73
Спать после пищи принятья и двигаться много — все это
Слух ухудшает и этим во всем с опьянением сходно.
Длительный голод и страх, сотрясение, рвота, паденье,
Холод и хмель — вызывают в ушах ощущение звона.
74
Бани, Венера, вино, перец, дым и чеснок, да и ветер,
С луковкой вместе порей, слезы, боб, чечевица, горчица,
Солнце, сношенья, огонь, пыль, удар острия, напряженье —
Все это — зрения бич, но отсутствие сна — наибольший.
Роза, вербена, укроп, хелидония также и рута —
Все на микстуру идут, от которой зренье остреет.
75
Зубы свои сохранишь, коль порея семян заготовишь.
Не откажись белену вместе с ладаном сжечь благовонным.
Дым заклубится густой и зубную он боль успокоит.
76
Масло, орехи, угри, головы охлажденье, напитки,
Яблоко также сырое у нас порождают охриплость.
77
Бодрствуй, согретое ешь и постись, и усердно работай,
Помни всегда о тепле, в меру пей и полнее дыши ты.
Все это надо блюсти, коль избавиться хочешь от слизи.
В грудь изольется, — тогда эту слизь называют катаром;
В глотку — бронхит, а в носу от нее зарождается насморк.
78
Серу и аурипигмент не забудь сочетать, и добавить
К ним полагается известь, которую с мылом мешают.
Вместе четыре смешай вещества и от средства такого,
Если заполнить четырежды свищ, исцеленье наступит.
79
Пьется вода, если боль от вина началась головная;
Если ж чрезмерно питье, — лихорадка жестокая будет;
Лоб иль макушка когда поражаются жаром болезни,
Надо а лоб, и виска растирать осторожно и часто.
Моют их также вареным пасленом, но только нагретым;
Боль головная, считают, от этого средства проходит.
Как отмечает Р.Шотт, слово оригинала «morella» равнозначно слову «solanum» — сонная одурь, сонная трава. Имеется в виду паслен. Это его название встречается у Цельса (О медицине, II, 33; V, 26, 33) и у Плиния.
80
В летнее время тела от поста иссушаются наши;
В пору любую нам рвота полезна: от влаг вредоносных
Нас избавляет она и желудка излучины моет.
Лето и осень, весна а зима — это года этапы.
Воздух в весеннюю пору пусть будет и теплым и влажным,
Лучшего времени ты не найдешь и для кровопусканья;
В меру услада Венеры весной человеку полезна,
Также движения тела, потенье, очистка желудка,
Бани весной и лекарства надежно тела очищают.
Летний же зной, как известно, тела иссушает, и летом
Преобладает обычно и красная желчь в человеке.
Жидкими блюда пусть будут, а также холодными; надо
Летом Венеру и бани забыть, кровь пускать, но не часто;
Очень полезны покой и питье с соблюдением меры.
81
Сложен любой человек из двухсот девятнадцати вместе
Разных костей, а зубов у него двенадцать плюс двадцать;
Триста, еще шестьдесят и пять кровеносных сосудов.
Интересно, что произведение Гиппократова сборника (О природе костей, 1) дает цифру 91 (с ногтями — 111).
82
В теле находятся нашем четыре различные влаги:
Флегма и светлая желчь, кровь и черная желчь. Воплощенье
Флегма — в воде, а в земле себе черная желчь обретают;
Кровь — это воздух, а светлая желчь в огне воплотилась.
Средневековая гуморальная патология основывалась на учении Гиппократа и Галена. В оригинале сокращения. Три стихотворные строки, составляющие главу, переданы Р.Шоттом шестью немецкими стихами. Нам удалось передать их четырьмя стихами.
83
Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре,
Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый.
Вакх и Венера — услада ему, и еда, и веселье;
С ними он радости полон и речь его сладостно льется.
Склонностью он обладает к наукам любым и способен.
Чтоб ни случилось, — но он не легко распаляется гневом.
Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый,
Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
84
Желчь существует, — она необузданным свойственна людям.
Всех и во всем превзойти человек подобный стремится;
Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив,
Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,
Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.
85
Флегма лишь скудные силы, дает, ширину, малорослость.
Жир порождает она и ленивое крови движенье.
Сну — не занятьям — свои посвящает флегматик досуги.
Лень и сонливость, рассудок тупой и вялость движений.
Всякий флегматик сонлив и ленив, и с обильной слюною,
Тучен он телом и разумом туп, белолицый обычно.
86
Только про черную желчь мы еще ничего не сказали;
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Бодрствуют вечно в трудах и не предан их разум дремоте;
Тверды в намереньях, но лишь опасностей ждут отовсюду.
Жадны, печальны, их зависть грызет, своего не упустят,
Робки, не чужд им обман, а лицо их землистого цвета.
87
Влаги такие известны, что каждому цвет доставляют.
Цвет образуется белый из флегмы в телах. А из крови
Красный; из желчи же красной рождается цвет красноватый,
Черная желчь награждает тела окраскою мрачной;
Смуглого цвета, обычно, в ком желчи подобной избыток
88
Крови излишек — краснеет лицо, а глаза выступают,
Щеки вздуваются, тело чрезмерно тогда тяжелеет;
Пульс отмечается частый и полный, а мягкий, а боли
Сильные, чаще во лбу, и живот от запора страдает.
Жажда, язык иссушен, сновидения полные крови,
Сладость в слюне, но она же и острого привкус содержит.
89
Справа болит, шершавый язык, звон в ушах постоянный
Сон пропадает, а часто и рвота — от желчи избытка;
Сильная жажда и боль в животе, выделенья со слизью,
В сердце уколы, тошнит и желание, есть пропадет,
Пульс же и твердый, и слабый, частит, лихорадочен также.
Горько и сухо во рту, в сновиденьях пылают пожары.
90
В теле, когда переходит границы законные флегма,
Вкуса не чувствует рот, но с обильной слюной — отвращенье;
Воли тогда возникают в желудке, затылке и ребрах,
Пульс незаметный и мягкий, не частый и медленный также.
Следом за ложной дремотой идут о воде сновиденья.
91
Если же в полных телах воцаряется черный осадок,
Жидкою станет моча, пульс же — твердым и темною — кожа.
Чувство тревоги и страх, и печаль. В сновиденьях кошмары.
Мучает кислым отрыжка и то же в слюне ощущенье.
Часто в ушах пораженных иль звон, или свист раздается.
92
Кровопусканья пора лишь в семнадцать лет наступает.
Вскрытие вен изгоняет дух буйства чрезмерного в людях,
Тот, что приходит с вином а обличий имеет немало.
Соков потеря не скоро при том восполняется пищей.
Флеботомия нам взор обостряет, а мысли и разум
Делает ясными, костный наш мозг согревает к тому же,
Чистит кишечник и в норме содержит живот и желудок,
Ясность дает ощущений и сон, тошноту изгоняет,
Голосу, слуху и силам способствует, их укрепляя.
93
Май и сентябрь, и апрель для пускания крови пригодны;
Дни в них под знаком луны и влиянию Гидры подвластны.
Первого месяца — первый, а прочих — последний, тридцатый;
Кровопусканье тогда и гусиное мясо запретны.
Старцу иль юноше, если их вены наполнены кровью,
В месяц любой хорошо прибегнуть к кровопусканью.
Май, сентябрь и апрель — вот месяцы кровопусканий.
Выпустишь кровь в это время и будет тебе долголетье.
«Дни в них под знаком луны» — по мнению Р.Шотта, здесь имеет место магический элемент — гидромантия — предсказание с помощью воды. Месяцы, которые считаются наиболее удобными для флеботомии, с тремя критическими днями (1 — V; 30 — IV; 30 — IX) падают на времена года, когда солнце находится в созвездии «Тельца» и «Весов», т. е. под знаками Зодиака, управляемыми чувственной планетой — Венерой.
Гусь — птица, посвященная богине Венере, поэтому в указанное время есть его мясо запрещено.
Гидра — водяная змея, рожденная нимфой Ехидной, также связана с водой.
94
Хладность натуры, холодная местность и сильные боли;
Если помылся, предался любви, возраст юный иль старый,
Сильная также болезнь, насыщенье питьем и едою,
Если изнежен чрезмерно и слаб, и брезглив твой желудок, —
Все это значит: тебе не показано кровопусканье.
95
Что тебе следует делать, коль вскрыть собираешься вену,
Или при вскрытье самом, или после его завершенья?
Так, умащенье, питье, омовенье, движенье, повязку —
Все это надо блюсти и о каждом как следует помнить.
96
Мрачным веселье несет и смиряет разгневанных также
Флеботомия; влюбленным дойти не дает до безумства.
97
Делай обширный разрез осторожно настолько, чтоб быстро
Пар выходил изобильный и кровь вытекала свободней.
98
Кровопусканье свершив, шесть часов ты бодрствовать должен,
Чтоб испарения сна повредить не сумели бы телу.
Делай разрез неглубокий, чтоб нерв не затронуть разрезом.
Кровопусканье закончив, к еде приступай не тотчас же.
99
Пищу молочную всю избегать ты тщательно должен.
Тот, кому пущена кровь, и напитков пускай избегает.
Вредно холодное все для свершившего кровопусканье.
Надо ему воспретить появляться под облачным небом,
Дух веселится его, если ясен безоблачный воздух
Всякий полезен покой, а движенья весьма вредоносны.
100
Кровь выпускают, во-первых, при сильных и острых болезнях.
В возрасте среднем свершай ты обильное кровопусканье;
Мальчик, однако, и старец пусть выпустят крови немного.
Больше обычного вдвое — весеннее кровопусканье.
101
Справа — весною и летом; зимою и осенью — слева
Кровь выпускают. Очисти ты голову, сердце и ногу,
Печень. Но сердце — весной, печень — летом, а прочее следом.
102
Выпустишь кровь селезенки, — различные блага получишь:
Ведь селезенку и печень, и грудь, подреберье и голос
Флеботомия очистит и боли изгонит из сердца.