Слово «хиджра» с языка хинди переводится на западные языки как евнух , интерсекс или гермафродит. Однако большинство хиджра рождаются физиологически мужчинами, но зовут себя женскими именами, одеваются и ведут себя как женщины .
На языке урду это слово считается уничижительным прозвищем, и вместо него используется выражение Khawaja Sara. В Индии используют более старое слово: Kinnear ( Киннар ), которое считается более достойным.
Большинство хиджра считают себя «занана» (на урду это означает «женский, женоподобный», а также – «евнух»), хотя в разных штатах у них есть свои названия.
Хиджра имеют женский облик и одеваются «под женщин»: отпускают длинные волосы, носят сари, украшения, обильно пользуются косметикой, многие представители обладают высоким ростом, иногда низким голосом и мускулистым телом. Хиджра говорят на языках тех народов, среди которых проживают. Но их почти всегда можно узнать по специфической интонации и особому сленгу.
Происхождение сословия хиджра очень древнее. О них есть сведения в тамильской литературе и в «Махабхарате». В одном из эпизодов «Махабхараты» рассказывается, что Арджуна, один из братьев Пандавов, был вынужден скрывать свой пол и превратился в женщину, носил женские одежды и украшения. Скрываясь при дворе царя, он проводил время на женской половине дворца среди царевен и их подружек, обучая их танцам. Хиджры известны в Индии примерно с 1500 года до нашей эры и упомянуты в Камасутре. Им часто приписывали сверхъестественные возможности, что отражено в индуистской мифологии. Бога Шиву часто изображают наполовину мужчиной и женщиной. Кришна, мужское божество, временно принимало вид женщины, чтобы выйти замуж, а бог Вишну с женой Лакшми сливались в единое обоеполое существо.
В наши дни в мночисленую общину хиджра (по разным оценкам от 50 тысяч до 5 миллионов человек) входят гермафродиты, бисексуалы, евнухи, а иногда и люди без сексуальных отклонений. Можно сказать, что хиджра – социальная или религиозно-культовая, с отклонениями от физиологической нормы группа, своего рода каста, имеющая определенный, в целом очень низкий общественный статус, но в то же время пользующаяся специфическим уважением.
В 15-17 веках, пока Индией правила династия Великих Моголов, хиджр часто насильственно кастрировали и делали евнухами. Некоторые члены касты при этом смогли пробиться на высокие посты, становясь юридическими и политическими советниками и высокопоставленными военачальниками. В них влюблялись, про них писали, им посвящали стихи, за ними ухаживали. После падения империи в историю ушли и знаменитые куртизанки тавайф – исполнительницы лирических песен – газелей, и занкха, или хиджра – танцоры и певцы при дворах, судьбы которых часто переплетались.
Известны три вида представителей этой общины. Это хиджра – маскулинного типа, имеющие женскую грудь и женские половые органы, но грубый низкий голос, мощные мышцы, резкие черты лица, хиджра – кастраты (вступившие в общину через соответствующий обряд инициации) и женственные гермафродиты, внешне больше похожие на девушек, они в основном занимаются пением и танцами. В общине могут быть еще и джаакха — у которых даже могут быть жены и дети. Они выполняют в группах хиджра роль аккомпаниаторов во время музыкальных представлениях.
Хиджра – непременные участники многих религиозных праздников, свадебных и родильных обрядовых действий. Но, как и другие «ачхут» – «неприкасаемые», – они не входят в магазины, больницы, гостиницы, другие государственные учреждения. У них почти никогда нет паспортов, они фактически не имеют права голоса на выборах. Более того, неофициально им даже запрещено ездить в общественном транспорте.
В наши дни некоторые хиджра могут сделать операцию по смене пола, но такие случаи редки.
Кастрация называется «nirvan», что означает «перерождение»; её проводят в торжественной обстановке акушерки - даи. Это полное удаление ножом и без анестезии пениса, яичек и мошонки . Крики кастрированных перекрываются звуками труб. Традиционно кастрируют в детстве или подростковом возрасте.
Вот почему мы, хиджры, считаемся богоподобными, поскольку мы испытываем такую боль, которую обычные мужчины и женщины даже не могут себе представить. Мы ближе всех к Всевышнему... В Махабхарате – величайшем индийском эпосе всех времён – нас называют Ардханаришвар: наполовину человек, наполовину бог.
Капила
кастрат-хиджра из Бангладеш
Община хиджра делится на значительно различающиеся в социальном отношении группы и они по-разному зарабатывают себе на жизнь. Хиджры пользуются репутацией людей, владеющих магией.
Высокие группы исполняют танцы, их приглашают на празднование рождения и свадьбу, где они благословляют новорожденного
или молодую чету, поют и танцуют и где получают дары – бадхаи, обычно деньги, сладости, одежду и зерно. Выступления хиджра несут в себе отчетливую символику плодородия. Средние группы поют и пляшут на площадях и рынках, прислуживают в домах, даже работают поварами. В некоторых городах Индии хиджра владеют общественными банями.
Низкие группы исполняют грязную работу по домам, самые нижайшие – воруют, занимаются вымогательством, выпрашивают милостыню у прохожих, пассажиров в поездах, в магазинах.
Ради безопасности уже более сотни лет хиджры собираются в тайные общины. Они разработали для себя сложную систему социальной иерархии, построенную на строгом подчинении учеников гуру. Молодые хиджры живут у гуру, получая питание и безопасность в обмен на работу по дому.
В Индии к хиджрам традиционно относятся с уважением и подозрением. Уважение, потому что считается, что кастрация даёт способность наделять супружеские пары плодородием. Потому молодожёны и беременные женщины часто ищут благословения от кастратов на удачные роды. Именно по этой причине они за вознаграждение посещают свадьбы, чтобы обеспечить плодородие пары, а также при рождении и других церемониях. По примете, если проходящая мимо дома хиджра присела на порог – это приносит в дом радость, процветание.
Недоверие возникает из-за того, что они также считаются способными навести "дурной глаз": если хиджры злятся, они сильно хлопают в ладоши, чтобы напугать людей, потому что хлопки в ладоши напоминают хлопки тел во время полового акта.
Хиджра идентифицируют себя с Шивой – амбивалентной фигурой в индуизме, объединяющим в себе (как и сами хиджра) сексуальность и аскетизм. Богам индуистского пантеона посвящают хиджра свои сексуальные пристрастия, таланты и искусство.
Главный религиозный объект почитания хиджра – Бахучара мата – одна из ипостасей Дурги, богини-матери индуистского пантеона. Хиджра считают себя орудием этой богини, главный храм которой находится в Аллахабаде (штат Гуджарат). Бахучара мата восседает на ваханс – ездовом животном в виде курицы или петуха. Все домохозяйства хиджра имеют алтарь с изображениями этой богини, которой поклоняются ежедневно.
Каждый год в полнолуние, в конце апреля, в деревне Кувагам , в 200 км к югу от Мадраса, проходит большой фестиваль хиджра. Они приезжают, чтобы воссоздать эпизод из Махабхараты . Легенда гласит, что накануне битвы клан Пандавов посоветовался с астрологом . Он предсказал им победу при условии, что они принесут в жертву идеального человека.
Хиджры отождествляют себя с женской формой Кришны и ежегодно приезжают, чтобы отметить это символической свадьбой в храме, посвященном богу Кувагаму , который считается воплощением Иревана .
Хиджра – не единственные представители третьего пола на Земле. Третий пол – не такая и редкость, как это кажется на первый взгляд. Кроме хрестоматийных тайских катоев, которые даже стали объектом масскульта (леди-бойз), третий пол есть, например, на Филиппинах (бакла) и Самоа.
На Самоа лиц третьего пола называют фаафафине. Этой традиции не одна сотня лет. В многодетных «мальчиковых» семьях младшего сына принято одевать и воспитывать «по женскому варианту», чтобы у матери всегда был помощник в хозяйственных делах. Фаафафине также не относят ни к мужскому, ни к женскому полу, они свободно могут заводить отношения как с мужчинами, так и с женщинами. Показательно, что связи между двумя фаафафине осуждаются и считаются гомосексуализмом.
Третий пол издревле существовал и среди почти всех племен североамериканских индейцев, а также у эскимосов. Они получили название бердаши (люди с двумя душами). Это также была отдельная каста среди внутриплеменной иерархии. Считалось, что они обладают особой связью с божествами, а потому на них возлагались ритуальные функции; бердаши обычно были шаманами и знахарями. Как и у фаафафине, сексуальные связи между бердашами были табуированными, связь же мужчин племени с бердашами не считалась чем-то зазорным и не признавалась гомосексуальной.
Стать бердашем мог не каждый юноша. Эта роль была в племенах почетной. На этот путь давала благословение сама богиня Луны, за отказ могла последовать смертная расправа. И если жизнь бердаша в индейском обществе считалась священной, то трусливый воин, склоненный за свое малодушие к исполнению женской роли, презирался племенем и мог быть из него изгнан.
Источник: Сеть