Нож - приметы и поверья

Описание: Обмен мнениями об эффективности магических техник. Обо всем на тему магии и околомагичные темы.

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2689 (+2693/−4)
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#1 Вълчица » 25 февраля 2022, 0:07

С незапамятных времен нож был верным спутником человека, продолжением руки, незаменимым инструментом и грозным оружием.
В старых народных поверьях и обычаях нож предстает помощником и другом, который одновременно требовал к себе внимания и уважения. Он служил символом свободного и полноправного человека, а также, наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп) - оберегом от нечистой силы.

24534491_27842.jpg


До сих пор кладут на ночь под кровать или матрас нож. Его втыкают в подоконники и вешают над дверью в качестве оберега от воров и недоброго глаза, как это делали в древнем сказании сестры Финиста Ясна Сокола, чтобы защититься от вторжения. Hож носят с собой, подкладывают под подушку или на дно колыбели для защиты некрещеного младенца, женщин в предродовой и послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. Для защиты от ведьмы, волков, вихря, града втыкают Hож в землю, стену или порог, проводят вокруг себя ножом магический круг, закрещивают ножом окна и двери.
И сегодня знахари рекомендуют тем, кому кажется, что рядом обладатель дурного глаза, подержаться за что-нибудь железное. Например, за ножи или кинжалы, которые обладают еще более сильным защитным действием, чем сам металл.

5.jpg


Белорусы Гомельщины клали мальчику в колыбель Hож, чтобы он стал плотником, а девочке - гребень, чтобы она умела прясть.
В Житомирском районе во время похорон клали в колыбель Hож или ножницы, "чтобы не приступила смерть" к ребенку.
В Полесье мать подкладывала под себя Hож при кормлении грудью ребенка. Согласно исследованиям Топоркова А.Л. (<Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья>) нож использовали для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой или послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда
Hа Украине крестные родители, отправляясь в церковь крестить ребенка, переступали через Hож, положенный у порога или на порог, чтобы к ребенку не мог подступить нечистый дух. Увидев в лесу или в поле русалок, украинцы чертили ножом круг на земле и ложились в нем на землю ничком, полагая, что русалки их не тронут.

6.jpg


В Волынской губернии, чтобы разогнать грозовую тучу, ножом, освященным вместе с пасхальными яствами, трижды крестили приближающуюся грозовую тучу и молились за души умерших без покаяния, а потом Hож всаживали в землю. Для охраны новорожденного от конвульсий мать, ложась спать или выходя из дома, клала нож в колыбель или брала его с собой. Там же баба-повитуха трижды обводила ножом вокруг кумы, когда та несла крестить ребенка, чтобы злой дух не мог приступить к младенцу. В колыбель нож клали, чтобы не приступила смерть или злой дух. Особо оберегались таким образом дети до крещения. Иногда мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью.
По поверьям Орловской губ., если вскочить в круговорот вихря и воткнуть в землю Hож, то зарежешь черта.
Белорусы втыкали Hож в то место, на котором упал ребенок.
В Вятской области, выпуская корову из хлева, вбивали камнем Hож в порог и говорили: "Как с этого ножа медведь мяса не ест, так и нашу Пеструхоньку не ешь", после этого через Hож переводили корову.

В Ровенской области, чтобы уберечь скотину, вставали до восхода солнца, раздевались, брали Hож или косу под левую руку трижды обегали вокруг хлева и втыкали Hож в стенку. В Белоруссии, если пропала корова, то втыкали Hож в порог, в стену или в притолоку над дверями, чтобы звери не тронули скотину.

В белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу хозяин обращался к знахарю с просьбой "засечь" ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный собой Hож и читал заговор, в котором просил Бога и св. Юрия "засечь" скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал Hож в дерево и возвращался домой.
Hа следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал Hож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его "засекали", а также что оно защищено от волков.

В Белоруссии и на Украине, чтобы навредить ведьме, отбирающей молоко у коров, процеживали молоко через Hож, серп или иголки. Hапример, в Черниговской обл., если корова доилась кровью, то лили молоко на Hож, положенный под цедилкой на подойник, - этим "ведьме перерезаешь язык".

В Казахстане собравшиеся на праздник тосек той ("праздник постели") отметить начало беременности молодой женщины, кладут ей под подушку ножичек - чтобы младенец появился на свет полноценным и здоровым и чтобы уберечь эту семью от порчи и завистливых глаз.

В Дубровицком районе Ровенской области для того, чтобы черт не трогал скотину, требовалось встать до восхода солнца, раздеться, взять под левую руку нож или косу, трижды обежать вокруг хлева и забить их в стену.
В Сибири было подмечено, что злые духи боятся железа и нож охотника служил ему не только инструментом, но и оберегом.

67.jpg


В Скандинавии считалось, что напугать вредоносного духа может только желтый металл, поэтому детали рукояти и прибор ножен имели латунные элементы.

У моряков считалось, что во время штиля, чтобы вызвать ветер, нужно царапать мачту ножом, причем с той стороны с которой он необходим. Слово "нож" нельзя было произносить в море, но сам нож часто втыкали на удачу в мачту рыболовецкого судна на глубоководной ловле.

Архаический характер имеет использование ножей в похоронной обрядности. В древнерусских захоронениях находят ножи и серпы: их втыкали в кострище или в урну, а при ингумации - в дно могилы.

В Македонии клали Hож под голову умершему, чтобы он не превратился в вампира.
В Воронежской губ. клали Hож под стол, на котором положен покойник, чтобы тело не разлагалось.

Особое магическое значение приписывали Hожу, воткнутому в землю. Южные славяне для защиты от града втыкали в землю ножи, косы, топоры или головешки от бадняка (у южных славян полено, сжигаемое в Сочельник на очаге, и название соответствующего обряда. По названию обряда сербы, хорваты и болгары называют Сочельник — Бадни день или Бадни/быдни вечер)

Вместе с тем в быличках Hож описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко: ведьма втыкает Hож в соху, столб или дерево - и молоко течет по острию ножа, а в соседнем стаде начинает реветь корова, которая остается с пустым выменем. Украинцы Овручского района говорили, что, когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает в соху Hож и подставляет доенку, молоко так и бежит струей с Hожа .В других местах считалось что ведьма вообще может доить чужих коров несмотря ни на какое расстояние, стоит ей только очертить круг на земле с заговором и в центр его воткнуть нож.

Нож служил и для превращений. Человек-оборотень, согласно славянской мифологии, становится волком, «перекинувшись» (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю один или двенадцать ножей, воткнутых в землю лезвиями кверху, а ведьма таким же образом превращается в собаку или свинью. Через двенадцать ножей должен был перескочить или перевернуться колдун, чтобы в подполе превратиться в медведя. Потом волк-оборотень или медведь возвращается и перепрыгивает через те же ножи с другой стороны, однако если за это время кто-нибудь вынет ножи, то он так и останется зверем Считалось, что украв эти ножи можно навек запереть колдуна в медвежьей шкуре, а если колдун дознается, кто это сделал, то и себе обеспечить очень интересный остаток жизни. Тема порчи через «дурной» нож известна у якутов - считалось, что взятый у «дикого человека» чучуны (сычуны) плохой железный нож мог уморить всю семью охотника с ним самим.

9.jpg


Шотландцы, которые верили в фей столь же крепко, как и жители Ирландии, имели несколько магических обрядов, связанных с ножами. Если убитого оленя несли домой ночью, в тушу непременно следовало вонзить нож, чтобы феи не украли часть мяса.

Другое поверие гласило, что, входя в жилище фей, нужно обязательно воткнуть нож, вилку или рыболовный крючок в дверь, чтобы эльфы не смогли закрыть ее, пока вы не выйдете оттуда. Источник этого заключен в теории, что феи, пиксы и даже ведьмы беспомощны против любой железной вещи.

Шотландские горцы верили, что если в теплый летний день, при полном безветрии, в каком-то месте вдруг возникает вихрь, вздымающий ввысь кружащийся столб пыли и соломы, то в этом вихре сидят феи, которые похищают мужчин, женщин и детей. В этот смерч нужно бросить нож или ком земли с кротовой кучи, чтобы отобрать у фей их добычу.

В Кройлендском аббатстве в день Св. Варфоломея (24 августа) всем, кто приходил в аббатство дарили маленькие ножики - в память о том, что со святого заживо содрали кожу.

В русских гаданиях девушка накрывает стол для суженого, причем ставит на скатерть два прибора с ножами и вилками; когда придет суженый и сядет за стол, девушка должна сорвать скатерть со стола; если же она не успеет, то суженый ее зарежет (Костромская губерния).

Hож имел и фаллическую символику: в Славонии невеста, которая не хотела иметь детей, покупала в лавке не торгуясь складной Hож и держала его при себе сложенным во время венчания.

Считалось, что позабытый на столе нож, а так же другая немытая посуда и столовые приборы, способны рассердить домового, что в свою очередь приведет к ссорам в семье. Ножом запрещено было играть, бесцельно вертеть его в руках. Это тоже обещало ссору. Кроме того, нож было принято подавать рукояткой вперед, иначе скандала было не избежать (так же это и обычная мера безопасности).

8.jpg


На Руси считали, что оставлять на столе нож на ночь нельзя еще и потому, что спящего «зарежет Лукавый». По крайней мере, так писал А.Н. Афанасьев в своей книге «Славянская мифология». Особенно опасно было оставлять нож на столе на ночь беременным женщинам. Ножом могли воспользоваться Удельницы, духи женского пола, которые с его помощью вспарывали беременной живот и доставали младенца. Именно действиями Удельниц в далекие времена объясняли так называемую ложную беременность, а также рождение мертвых детей и детей с нарушениями развития. Поэтому на ночь старались убирать не только ножи, но и любые острые предметы (ножницы, булавки). Все это хранилось в закрытых шкафах.

Впрочем, нож использовали и для других целей. К примеру, в Астраханской губернии, ожидая священника со святыми дарами, который должен был посетить умирающего, на стол всегда клали нож «для острастки смерти». Когда шел град, старики советовали для его прекращения выбросить из окна печную заслонку и нож. С помощью ножа боролись на Руси и с колдуньями. В избе, где жила колдунья, в крест оконной рамы, в косяк двери, служащий перекладиной, необходимо было воткнуть нож для того, чтобы обезвредить колдунью.

Нож широко использовался и в гадательной практике. Сибирские шаманы в ходе камлания жгли себя раскаленным железом и прокалывали ножами. А. А. Коринфский описал практику «допроса вихря о зиме», производимого русскими крестьянами 3-го августа. Допрашивавший брал с собой нож и петуха. Как только начинала виться на перекрестке пыльная воронка, гадатель вонзал нож в середину ее, держа в это время кричавшего петуха за голову. Затем производился допрос "летучего духа полуденного". По преданию, вихрь отвечал на задаваемые ему вопросы весьма правдиво.

45.jpg


У татар когда сын уходит служить в армию клинок втыкают в потолочную балку на кухне. На этот счет существуют разные поверья, и одно из них говорит, что нож непременно выпадает, когда погибает сын.

У кладоискателей существует примета: если путник вдруг замечает в поле огонек, то нужно перебросить через него какой-нибудь предмет. Если это был ножик, то зарытые ценности оказывались на том месте, где он упал, на глубине в половину роста человека. Щепанская Т.Б. описала практику гадания на пол будущего ребенка: просят женщину сесть на любой стул, если садится на тот где нож - девочка, ножницы - мальчик.

У нее же содержится описание своеобразных способов исцеления. Ножом (или безымянным пальцем) трижды обводили чирей - а затем сук в стене или лавке, как бы препятствуя процессу "рождения": "Тебе, сук, не разраживаться, тебе, болезнь, не разбаливаться" или: "Ни у камени нет плоду, ни у чирья головы. В мертвом теле нет души. Сохни, как сук. Аминь, аминь." Те же манипуляции производились и при лечении грыжи и кил. Затапливая печь, держали в челе, в дыму, нож: "Как на ноже дым не держится, так на рабе божьем не держится тоска." При икоте предписывалось водить по телу человека ножом - это помогало. Казахи считали, что если храпящему во сне человеку пригрозить ножом - храп прекращается.

Если вы нашли на улице нож, необходимо подобрать его и взамен бросить монетку, как бы купить - это знак победы, исполнения давних желаний. Во многих национальных традициях находка ножа (независимо от его состояния) сулила удачу. У других народов наоборот, найденный на дороге нож не предвещал прохожему ничего хорошего. Считалось, что человек, нашедший нож, от него же и погибнет.

Принято никогда не класть нож на стол острием кверху, так как в этом случае в дом обязательно придет какая-то беда. Есть с ножа тоже не рекомендовалось, считалось, что человек будет злым. Сегодня многие не преподносят ножи в качестве подарка, потому как это расценивается как недобрый знак. Нож нужно "купить", т.е. отдать за него мелкую монетку.

44.jpg


Однако панибратства нож не прощал. Оставленный без присмотра он мог быть легко использован против владельца: «Не покидай ножа на ночь на столе - лукавый зарежет» (Даль).
Эскимоскам - женам рыбаков запрещалось показывать ножом в сторону моря: это могло сильно навредить мужьям.
В Британии полагали, что если в воскресенье получить ранение ножом - рана будет заживать очень долго.
Нож мог принимать участие и в ритуале порчи: колдуны Австралии острием специального костяного ножа из трубчатой кости человека или страуса указывали на жертву, бормоча заклинания, после чего несчастный отправлялся на тот свет в страшных муках. С теми же целями ножом протыкали следы или тень жертвы и отрезали специальным куклам конечности.

У сборщиков целебных трав категорически запрещалось срезать цветки водяной лилии ножом или иным острым предметом. Полагали, что в таком случае растение истечет кровью. По поверью, человек, срезавший кувшинку, обречен видеть тяжелые, кошмарные сны.

У многих народов (например, русских и монголов) существовал запрет касаться ножом огня, мол, этим «отрезали огню голову».

Нельзя дарить ножи и прочие острые предметы - к ссоре. В латинамериканских странах поднесение ножа в подарок говорило о желании разорвать отношения.
В европейской и американской традиции сложился целый ритуал безопасного возврата взятого во временное пользование ножа. Его нельзя передавать из рук в руки - один человек сперва клал нож и только потом другой его брал. Возврат складного ножа должен быть произведен в том же виде, что его передача: сложенный подлежит возвращению сложенным, а раскрытый - раскрытым, иначе, мол, добрые отношения перережутся.
У казахов тоже не принято дарить симпатизируемому человеку, а равно родственникам, сватам и союзникам огниво, нож, точило: из-за этого между сторонами начинает искриться недоверие, вспыхивает пожар конфликтов, завязывается "битва сорока ножей" (т. е. междоусобица) и скрытые враги науськивают брата на брата. Поэтому близкие люди в случае необходимости не выпрашивают друг у друга, а в тайне от всех похищают приглянувшееся огниво, нож или точило. Даже прознав о том, хозяин инструмента не вправе обижаться - чтобы не раздувать чреватое последствиями происшествие.

У сибирских охотников до сих пор существует культ личного ножа. Его берегут, его боготворят, ему придумывают даже собственное имя. Отдать собственный нож в чужие руки считается дурной приметой . И ни в коем случае женщине: осквернит тотчас! Похожее отношению к рабочему инструменту отмечено и у профессиональных раздельщиков. Порезаться новым клинком - очень плохая примета, он будет хотеть человеческой крови постоянно. Новым бытовым ножом рекомендуют сперва построгать дерево и порезать бумагу. Только боевые клинки (например, крис) должны были с самого начала вкусить человеческой крови - в средние века владельцу предписывалось «обновить» его на пленнике или просто нищем бродяге. Поломка ножа во многих культурах воспринимается как предупреждение о катастрофе, порче, а покупка нового, по европейским поверьям, вызывает ревность у старого - он перестает резать и начинает стремительно ржаветь в отместку.

О.Б. Христофорова приводит якутские ножевые приметы. Если придется убивать много скота, нож при снимании шкуры с убитой скотины звенит. Во сне найти или получить в подарок нож, топор и т.п. - к рождению мальчика. У вора, которому скоро предстоит совершить кражу, нож стучит в ножнах ночью.

55.jpg


А вот в Индонезии стучащий в ножнах крис, наоборот, предупреждал владельца о грозящей ему опасности.
В Европе если мужчине и женщине было суждено разделить одно ложе для исключения нежелательной взаимной близости между ними в постель клался нож.

Нож принимал участие и в торжественных мероприятиях. На Филиппинах владелец криса мог отправить его вместо себя на свадьбу - клинок вполне мог заменить владельца.
В старину чуваши присягали, отрезав кусок хлеба и обильно посолив, стоя на коленях, с ножа съедали его. До сих пор когда ребенок делает первые шаги то мать или бабушка проводит по земле ножом у него между ног, как бы перерезая путы.
У евреев обоюдоострый нож «измаил» участвовал в обряде обрезания. Исторически его роль выполнял острый каменный нож (Исх.4:25). Позже его заменила опасная бритва, а затем и скальпель хирурга.
Нож активно участвовал и в ритуале приготовления хлеба. Так в Белоруссии он символизировал труд каравайниц, а в Черниговской губернии после извлечения теста в пустую дежу втыкали нож.
У многих народов его вручение молодому человеку, прошедшему обряд инициации, символизировала новый социальный статус - полноценного члена общины. У кавказских народностей, яванцев, шотландцев, сикхов и во многих других культурах нож или кинжал служил обязательным элемнтом одежды, выходить без которого на люди было просто неприлично. Умирая, хозяин дома должен был оставить старшему сыну как знак главенства клинок.
Японские самураи, производившие обряд сэппуку (харакири) в качестве крайнего оправдания себя перед небом и людьми, гордились тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчеркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти.

nozh-tanto.jpg


Живот вскрывался специальным кинжалом для харакири - кусунгобу, считавшимся фамильной ценностью, которая хранилась обычно в токонома на подставке для меча, или вакидзаси - малым самурайским мечом. Самоубийство посредством перерезания горла (дзигай) исполнялось и женами самураев специальным кинжалом (кайкэн), свадебным подарком мужа, или коротким мечом, вручаемым каждой дочери самурая во время обряда совершеннолетия. При похоронах крымские татары клали на тело покойника нож, а во многих древних культурах отмечено и захоронение ножа вместе с его владельцем.

Таким образом, играя активную роль в жизни человека нож сопровождал его с момента рождения до последнего вздоха, а также становился частью не только материального, но и духовного мира.

Упавший на пол нож вызывает сходную реакцию у русского, японца и американца, и только немцу это безразлично - у них нож (Messer) среднего рода. Тонкие знатоки примет, правда, вносят свои коррективы в эти наблюдения. Если упал нож - это означает приход гостя, но только в том случае, если нож воткнулся в пол. Вообще же вариантов толкования этого рядового события великое множество в зависимости от того куда и как упал нож, в какой день недели и т.п.

Особые отношения между ножом и хлебом за столом. Нельзя передавать кому-либо кусок хлеба, насаженный на острие, - будут неприятности. Отрезав ломоть, не втыкают клинок в каравай - это к голоду. Воткнутый в хлеб без дела нож - кощунство. Исторически у славян хлеб резал глава семьи. А вот на Востоке хлеб разламывают руками, резать его ножом не рекомендуется, так как бытует поверье, что у того, кто его режет, Аллах урежет пищу. В США чистка и мытье хлебного ножа в воскресенье - скверная примета.

Нож между двумя разговаривающими - к вражде, а если нож лежит ребром на столе - к ссоре. Если при заточке ножа его острие указывает на другого человека - тоже к размолвке, мол, нож на него точишь. Казахи, завидев лежащий лезвием кверху нож, обязательно его перекладывают набок: такой нож лежит и желает чьей-нибудь смерти. А вот эвенкийская примета-прогноз рассматривает это как благоприятную примету: "Нож лежит острием кверху - предсказывает: лося убьешь". У Даля мы находим поверье: «Не ешь через нож: усови колют» (будет колотье).

Если, когда вы накрываете на стол, ножи случайно скрестились, это предвещает продолжительное путешествие. Скрещенная вилка и нож на тарелке - к ссоре или обиде. Чтобы отвадить напасть рекомендуют держа нож вертикально, стукнуть трижды рукояткой по столу или бросить его на пол, и опасность пройдет стороной. Реакцию соседей по столу игнорируем, как малозначимую - здоровье дороже. Более спокойный способ борьбы с возможными последствиями - прекратить трапезу или вообще уйти из-за стола. Очень плохая примета, развлекаясь, крутить нож на столе наподобии рулетки: соседи и хозяева могут вас даже попросить из-за стола.

В Казахстане если после трапезы личный нож или ножичек гостя оказался прибранным вместе со скатертью - нож обратно не возвращают: за резкой мяса и приемом пищи гость сам должен следить за своим инструментом, своевременно протирать и складывать в ножны. Гость вынужден молчать, ибо знает, что если попросит свой нож - не избежать последствий: рано или поздно пойдет "междоусобица в сорок ножей". Рассаженные за двумя подносами с мясом гости, испросив себе ножи для резки мяса, возвращают затем их обратно с благодарностью и наколотым на острие кусочком сала. Нож - мужское оружие, и белое сало призвано притупить его не всегда уместную агрессивность.

Наличие острых ножей на кухне обычно трактуется как присутствие домовитого и хозяйственного мужчины, а вот тупые ножи - прямое оскорбление навыкам и трудолюбию хозяина дома: «Какие ножи - таков и хозяин». Значение русского термина «тупой» применительно к человеку объяснять не надо, а в американском разговорном языке слово sharp («острый») имеет и значение «проницательный, сообразительный».

Упоминания о ножах часты в религиозной и мифологической литературе. В древнем Египте нож был магическим оружием, символом защиты и обезвреживания. Ножи, между которыми восходит солнце, служили символами победоносной борьбы бога Солнца Ра с силами нижнего мира, которые препятствовали его восходу. В "Книге Мертвых" многие виньетки показывают, как кот в качестве представителя Ра режет ножом живот олицетворению тьмы змее Аиоп. Нож часто является атрибутом богини в образе бегемота Тоэрис. В мифах серп луны часто называется ножом; Хонс, бог Луны, убивает на небе жертву для царя серпом луны как оружием, а Тот отрезает нарушителям закона (злодеям) головы. У египтян читалось, что культовым мог быть только каменный нож.

tutankh.jpg


В практике древнегреческих жертвоприношений жрец, закалывавший быка во время афинского праздника Буфонии (а бык у греков символизировал самого Зевса), немедленно бросал нож и убегал из города. Граждане долго "искали" виновного и, в конце концов, наказывали за убийство... нож - топили его в море.

Удивительную близость образов имеет мифология майя и ацтеков. Символом хтонических сил, бога-творца, божества ночи, покровителем колдунов и жрецов был Тескатлипока, «капризный владыка», одним из символом которого также был кремневый нож, хранимый на Луне. Одна из его ипостасей, жертвенный нож Ицтли, приняла самое непосредсвенное участие в рождении нынешней Пятой Эры после того, как первые четыре погибли в катаклизмах.

иццц.jpg




Чтобы оживить Пятое Солнце боги совершили им жертвоприношение своей кровью. Жертвоприношение своей кровью, правда, носило вынужденный характер, так как планируемая жертва (божество Ксолотль) под нож ложиться не пожелал, скрывшись бегством и и заняв пост руководителя чудовищ и всего двойственного. Бегство такого рода рассматривалось как явное проявление трусости и малодушия.

ицтли.jpg


Сходные мотивы мы наблюдаем и в буддизме, где нож выступает в качестве символа освобождения и разрыва уз с материальным миром. У китайцев существовало поверье, что завладевший кинжалом Ксиан обретет беспредельное могущество если у него хватит смелости вонзить кинжал себе в сердце. Согласно китайской мифологии, в загробном мире плохого человека ожидают суровые пытки, одной их которых служит гора с торчащими во все стороны ножами, на которых недостойные пребывают в ожидания очередного перерождения. Минангкабау Суматры считали, что после смерти душа должна пройти по острию ножа над пылающим Адом; грешники падают в огонь, праведные же восходят на Небо. В индуизме нож - непременный атрибут грозных божеств, терзающих тела недостойных.

Tibetan_-_Ritual_Dagger_-_Walters_52311_(2).jpg


В христианстве нож не только ритуальный инструмент жертвоприношения, обрезания и мученичества, но и разрушительный символ. Хотя нож и является атрибутом некоторых христианских святых мучеников, но чаще всего он выступает в качестве орудия пыток. Св. Варфоломея всегда изображали с большим ножом особой формы и иногда с куском человеческой кожи, перекинутым через плечо, поскольку, согласно легенде, его освежевали заживо. Св. Петру Мартиру также присвоен в качестве атрибута нож, как орудие, которым его мучили: он либо держит нож в руке, либо нож пронзает его голову. Св. Василиду разрезали живот ножом, ножом произвели усекновение главы Иоанна Крестителя. По повериям,, в день Иоанна Крестителя грешно брать в руки нож, или если срубить им голову капусты, то на ней покажется кровь.

До сих пор на Балканах и Кавказе, а также в ряде мусумальских стран перерезание ножом горла с последующим отсечением головы является популярным видом приведения смертного приговора в исполнение. Им же производят ампутации конечностей в наказание у преступников за воровство.

Впрочем, и христианам приглянулась идея превращения ножа в орудие палача. Так в Европе при четвертовании, если лошади не смогли разорвать несчастного, то палач делал разрезы ножом на каждом сочленении, чтобы ускорить казнь. Если меч правосудия имел ножны (что было далеко не всегда), то к ним прилагались дополнительные отделения для ножей, служивших инструментом для таких способов казни.

156737254215352521.jpg


Во Франции им сдирали кожу с прелюбодеев и уличенных в переводе библии.

1567372541114850904.jpg


Впрочем, сдирание кожи с живого человека издавна практиковалось и на Ближнем Востоке, и в Риме, и в Китае, да и России. Скальпирование ножом применяли не только североамериканские индейцы - в средневековой Германии для наказания фальшивомонетчиков по Любекскому праву применялось снятие волос с головы вместе с кожей. Известна и другая варварская казнь - постепенное отрезание ножом от тела еще живого человека небольших кусочков плоти.

Англичане - в XVIII веке применяли к взбунтовавшемуся матросу обычное наказание - повешение на рее, - а в теплых южных морях могло быть заменено спусканием к голодным акулам за борт на канате так, чтобы ноги касались воды. В одну руку матросу давали нож, в другую дубину и начинался бой за жизнь длиною в сутки. После этого канат поднимали и прощали бедолагу. Если, конечно, было кого прощать.

Таким образом в Европе и Северной Америке нож под влиянием религиозных воззрений стал представлять собой инверсию символа меча. Он ассоциируется с местью и смертью, а также с жертвой. Короткий клинок ножа в обывательском сознании олицетворяет примат инстинктивных сил в том, кто им вооружен, тогда как длинный клинок меча представляет духовную мощь его владельца.

В западноевропейских сонниках, попавших и в Россию, нож фигурирует исключительно как плохая примета, предвестник разлук, ссор и убытки в делах. «Увидеть ржавые ножи - означает неудовлетворенность в семейных делах или разрыв с любовником. Острые и полированные ножи означают грядущие тревоги. Сломанные ножи означают крушение всех надежд. Видеть, что вы ранены ножом, предвещает домашние неприятности или козни ваших противников. Для неженатых этот сон предвещает бесчестье. Увидеть во сне, что вы сами кинулись на кого-то с ножом, означает, что вы проявите низость характера; вам надо приложить много усилий, чтобы развить в себе высокое чувство справедливости.»



Приметы:

-По поверьям восточных славян, если Hож лежит на столе лезвием кверху - быть ссоре; нельзя есть с Hожа - будешь сердитым.
-Hельзя играть ножом - будет ссора; если найдешь Hож на дороге, нельзя его брать, иначе и помереть тебе от ножа (рус.).
-Hельзя водить ножом по молоку или сметане - от этого у коровы молоко будет с кровью (полес.).
-Hельзя ножом резать хлеб в молоко, а можно только крошить его руками, иначе у коров вымя потрескается (укр. и пол.).
-Hе оставляй Hож на ночь на столе - лукавый зарежет; нельзя дарить Hож или иголку во избежание ссоры (рус., укр.).
-Во время поминок в Белоруссии старались обходиться без ножей, чтобы не ранить нечаянно душу умершего.
-В Ровенской и Волынской обл. во время свадьбы, собрания молодежи или большого праздника в стол втыкали снизу Hож , чтобы гости меньше ели.
-В Польше под Рождество гадали с Hожом о будущем урожае: клали Hож между житным хлебом и пшеничным пирогом и оставляли так на столе до Hового года; если Hож заржавеет со стороны хлеба, то не уродится жито, а если со стороны пирога - то пшеница.
-Если в День Всех Святых девица пройдет задом наперед среди грядок лука порея, держа в руках нож, ее суженый подойдет к ней, вырвет нож из рук и забросит его на середину огорода. (Уэльс).
-Если девушка получит в подарок нож или любой другой острый инструмент от своего ухажера, вся любовь на этом закончится. (Ланкашир).
-Носи в кармане нож - и феи не унесут тебя ночью. (Шотландия).
-Положи нож под окном, чтобы отогнать Нечистого. (Кент).
-Если два ножа или нож и вилка пересекутся на столе - это к неудаче или к ссоре, если только немедленно не разложить их в разные стороны.
-Если нож падает на пол, это к приходу гостя-мужчины.
-Если оставить остро отточенный нож на подоконнике в ночь полнолуния, к утру он затупится. В Линкольншире считалось плохой приметой точить нож после заката или оставлять его на столе на ночь. В первом случае грабитель или враг проникнет в дом, во втором - какое-нибудь домашнее животное ночью падет, и нож понадобится, чтобы освежевать тушу.
-Нехорошо поджаривать хлеб на кончике ножа, а также крутить нож на столе. Впрочем, последнее кое-где применяли как гадание, чтобы узнать, будет ли у мужа или жены гадающего смуглая или светлая кожа. Для этого требовался столовый нож с белой рукояткой, его крутили на столе и наблюдали, как он остановится. Если острием к гадающему, то кожа у будущей жены или мужа светлая, а если рукояткой - смуглая.

Истчник: Сеть
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Meawake F
Аватара
Meawake F
Возраст: 31
Репутация: 80 (+85/−5)
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 24 марта 2022
С нами: 2 года

#2 Meawake » 25 марта 2022, 4:11

Я ка краз сегодня размышляла про тему ножей с его символизмом.

Некое время назад на меня была совершена атака (по разным фронтам).

Последствий было много, одна из них, подселение кого-то там ко мне dash1

Я, когда снова стала собой, находила ножи по всей квартире (как минимум по одному, а то и два в каждой комнате).

Спустя время, как я ножи успешно собирала и убирала, они появлялись заново. Появлялись примерно в тех же местах, где лежали ранее.

Я не знаю, это делала я, находясь в таком плохом состоянии. Я тогда не осознавала, что происходит и возможно продолжала их расставлять. Или это, пока "мой, пока еще, наглый захватчик" был у руля и он этим промышлял.

Больше склоняюсь к второму варианту, из-за сакральной роли ножа, как символа.

Этот эпизод из моей жизни ни как не повлиял на мое отношения к ножам.

Я точно также признательна их энергетической ценности. Я не отказываюсь снова поставить зашить квартиры на ноже. И отдаю себе отчет, о том, что у данного объекта есть множество разных апостазий good

Журавинка
Аватара
Журавинка
Репутация: 319 (+322/−3)
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 14 апреля 2019
С нами: 5 лет

#3 Журавинка » 25 марта 2022, 10:13

Я немного не поняла. scratch_one-s_head
Я не знаю, это делала я, находясь в таком плохом состоянии. Я тогда не осознавала, что происходит и возможно продолжала их расставлять. Или это, пока "мой, пока еще, наглый захватчик" был у руля и он этим промышлял.

вы не помните как оставляли ножи обрядово? Потеря контроля над духом?

Meawake F
Аватара
Meawake F
Возраст: 31
Репутация: 80 (+85/−5)
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 24 марта 2022
С нами: 2 года

#4 Meawake » 25 марта 2022, 12:47

Журавинка писал(а):вы не помните как оставляли ножи обрядово? Потеря контроля над духом?

Да, я не помню, как оставила ножи (только это, к счастью, были обыкновенные ножи). И да, на тот момент была потеря контроля.
Палка всегда о двух концах. Следует также учитывать, что у этих двух концов, не может быть больше одной палки.

Совара F
Аватара
Совара F
Репутация: 2016 (+2022/−6)
Сообщения: 1286
Зарегистрирован: 21 января 2020
С нами: 4 года 2 месяца

#5 Совара » 25 марта 2022, 15:30

Meawake писал(а):
Журавинка писал(а):вы не помните как оставляли ножи обрядово? Потеря контроля над духом?

Да, я не помню, как оставила ножи (только это, к счастью, были обыкновенные ножи). И да, на тот момент была потеря контроля.
Может кто другой , а вы думаете на себя.

Meawake F
Аватара
Meawake F
Возраст: 31
Репутация: 80 (+85/−5)
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 24 марта 2022
С нами: 2 года

#6 Meawake » 25 марта 2022, 15:54

Совара писал(а):Может кто другой , а вы думаете на себя.

Если вы имеете в виду человека, то я была одна в те дни. Это было прям одна из главных целей "нападавших" - изолировать меня от всех.

Так же, как я упоминала выше, ко мне один "присосался" и мы с ним "менялись местами". Поэтому собственно я и часто "отсутствовала" и не помню происходящего.

Я допускаю, что он мог их изначально и повторно раскладывать, хоть и косвенно, так как моей рукой.

Я думала еще тогда, почему так нарочито - ножи. Они же на самом деле несут в себе глубокий и разнообразный смысл, и являются сакральным символом, в каком-то смысле, объединяющим два "мира".
Палка всегда о двух концах. Следует также учитывать, что у этих двух концов, не может быть больше одной палки.


Вернуться в «Беседка для общения ( вопросы новичков )»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 31 гость