Сушеные головы Тсанста

Описание: Обмен мнениями об эффективности магических техник. Обо всем на тему магии и околомагичные темы.

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2684 (+2688/−4)
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#1 Вълчица » 28 декабря 2020, 16:52

Тсантса — это человеческая голова размером с кулак, которую много столетий подряд изготавливали индейцы из южноамериканского племени хиваро. Маленькая голова поверженного врага была для них не просто главным боевым трофеем, но символом процветания племени, амулетом и даже предметом искусства, ведь «рецепт» приготовления тсантса, индейцы хиваро всегда держали в секрете. Одна из таких голов хранится в Дарвиновском музее.

IMG_8063-683x1024.jpg

Тсантса, хранящаяся в Дарвиновском музее

Около сотни лет этот экспонат хранился в запасниках в закрытом стеклянном колпаке, ключ от которого потерялся еще при первом директоре Дарвиновского музея, Александре Котсе. Но в 2018 году сотрудники музея освободили тсантса из векового заточения с целью исследования подлинности головы. Ведь известно, что в начале XX века из-за популярности подобных экспонатов, в Южной Америке массово изготавливались подделки.

shrunken-head-9.jpg


Традиции отрубания и хранения вражеских голов известны с древности — подобное практиковали и кельты, и древние германцы, но в последние сто лет, этот обычай сохранялся только у примитивных племен Азии, Африки и Южной Америки.
Почему именно голова? Дело в том, что представители многих племен, живущих в гармонии с природой, считают, что душа человека находится именно в голове, и к этой части тела относятся с особым трепетом».

tsa.jpg


Ритуальные манипуляции с головой можно встретить в истории многих народов и племен, причем это не всегда голова врага. Например, в Северной Америке индейцы апачи перед сном клали череп своего предка себе под голову, чтобы увидеть священный сон перед каким-то важным событием, полинезийцы хранили черепа родственников в «домиках мертвых», продолжая общаться с ними и даже кормить, а некоторые папуасы и вовсе хоронили родных прямо в хижинах, а через какое-то время выкапывали черепа и забирали у них нижние челюсти, чтобы носить как браслеты, другие — коптили особенно заслуженных членов племени и также держали дома .Народ фанг в свое время из черепов предков составлял целые реликварии — чем больше черепов на полке, тем выше статус семьи. В редких случаях трофеем была мумифицированная голова, как, например, у племен маори из Новой Зеландии, но вариант, придуманный племенем хиваро — один из самых интересных и жутких одновременно.

Hivaro2-602x1024.jpg

Представители племени хиваро

Племя хиваро (его также называют дживаро и шуар) живет на территории Эквадора. Большая часть индейцев на сегодняшний день цивилизована, но остались отдельные поселения, которые находятся далеко от цивилизации. И, скорее всего, они продолжают поддерживать свою древнюю традицию, которая когда-то, еще в доколумбовой Америке, была гораздо шире, распространяясь на всю юго-западную часть Южной Америки.

Сохранилось очень много ювелирных изделий, резного камня, росписей, текстильных изделий, на которых есть изображения воинов, у которых на поясе или в руках находятся головы противников, в том числе и уменьшенные головы.



До недавнего времени хиваро были невероятно воинственными. 60% мужчин погибали в битвах, остальные — на охоте. Фактически до середины двадцатого века, хиваро жили в условиях постоянного вялотекущего военного конфликта и по сложившимся традициям за каждое убийство отвечали убийством. Кровная месть процветала. Воины совершали набеги на соседние племена, убивали мужчин, захватывали женщин, детей и все богатства: еду и утварь. Сразу после победы, согнав всех плененных женщин под охрану нескольких воинов, хиваро начинали отрезать головы убитых врагов.

04-6.jpg


Делали они это очень аккуратно — кожу головы подрезали чуть ниже шеи, делая что-то похожее на воротник, дальше ее отделяли от мышц шеи и перерезали их, после этого отделяли два верхних позвонка шейного отдела друг от друга и в руках воина оказывалась голова, покрытая мышцами и кожей.

Головы оборачивали листьями, складывали в корзины и покидали разоренную деревню вместе с пленниками и захваченной добычей. Уходили подальше от возможной погони родственников покоренного племени, разбивали лагерь на песчаном берегу реки, и начинали изготавливать тсантса.

Процесс занимал порядка двадцати часов. Прежде всего, голову отделяли от черепа. Для этого ножом (первоначально — бамбуковым, а с приходом европейцев — железным) делали надрез от темени до основания черепа. Дальше круговыми движениями подрезали кожу вокруг глаз, ноздрей и ушных раковин. После этого, стараясь не повредить черты лица, кожу аккуратно снимали как чулок.
Никак не обрабатывая, кожу помещали в кипящую воду и варили около двух часов, не больше, чтобы сохранить волосы.

03-7.jpg


В воду обязательно добавляли мелко нарубленную лиану, растущую в Эквадоре, в ней содержатся дубильные вещества, которые не только помогали предотвратить разложение кожи, но и выполняли роль инсектицида, отпугивая насекомых, которыми тропики очень богаты. После варки кожу вынимали специальной палкой и охлаждали.
Дальше начинались манипуляции по превращению куска кожи в подобие маленькой головы.

Разрез от темени до основания черепа зашивали пальмовым волокном при помощи деревянной иглы, точно так же поступали с веками и ртом, а чтобы сохранить форму губ, их чуть вытягивали вперед, протыкали бамбуковыми или пальмовыми палочками и обматывали шнуром. На последнем этапе ноздри и ушные раковины затыкали кусочками хлопка. Со стороны шеи оставалось отверстие. В результате получалось нечто похожее на мешок, пока слабо напоминающий голову.

Тсантса-ребенка.jpg


Потом из костра, на котором варилась «заготовка», доставали раскаленный камень, подобранный по размеру отверстия шеи, кидали внутрь головы и начинали катать его внутри будущей тсантсы. Этот камень подсушивал кожу изнутри и убирал остатки мышечной и жировой ткани. Как только камень остывал, его вынимали и доставали из костра следующий.

Под действием горячих камней голова уменьшалась, поэтому каждый следующий камень должен был быть меньше предыдущего. Вращая голову, мастер параллельно уже другим камнем разглаживал кожу снаружи, чтобы сохранить черты лица своей жертвы. Иногда правильно «вылепить» лицо помогал шаман, который обладал фотографической памятью. После камней в дело шел горячий песок — его насыпали в уже уменьшенную голову, примерно до половины, и точно такими же движениями перемещали внутри, подсушивая самые мелкие складки.

После того, как голова приобретала нужный вид, в ее верхней части делали прокол, вставляли туда хлопковый шнур и подвешивали на палку на высоту примерно 60 сантиметров над костром. В течение нескольких часов она коптилась, темнея и приобретая структуру очень похожую на дерево.

Сушеная-голова.jpg


После того, как тсантса была готова, воины-мужчины совершали обряд, который сопровождался танцами, имитирующими победу над врагом, изображавшими убийство противника и отрезание голов. В это же время пленные женщины должны были рыдать, оплакивая погибших. Интересный факт: оплакивание было настолько важным элементом праздника, что если по какой-то причине не были захвачены женщины противника, оплакивать каждую тсантса приходилось женщинам из деревни-победителя.

рыжеволосая-тсантса.jpg


После всего этого празднества, когда мужчины совершали еще и возлияние "расширяющими сознание" напитками из местных растений, головы помещали в глиняные кувшины и ставили либо в изголовье спального места воина, либо закапывали под домом.

Хиваро считали, что уменьшая головы врагов, сохраняют в них души, и враги становятся их вечными пленниками, которые будут служить хозяевам даже в загробном мире — так что зашитые веки и рот, удерживали не только песок, но и пленную душу.

05-7.jpg


Иногда, нападая на чью-то деревню, воины хиваро убивали своих родственников, пусть и дальних. В этом случае, по внутренней этике хиваро, голову снимать не полагалось, тем более делать из нее тсантса. Тела этих людей отдавали выжившим членам племени и позволяли похоронить. Однако воин, убивший врага и тем самым совершивший подвиг, не мог остаться без трофея, поэтому имел право сделать имитацию уменьшенной головы, например, из головы ленивца.

Golovy-lenivtsev-602x1024.jpg

Головы ленивцев

Испанские завоеватели впервые познакомились с хиваро в XVI веке. Они же первыми отметили, что племя изготавливает уменьшенные человеческие головы. В испанских рукописях можно найти отдельные свидетельства того, как это происходило. Один из спутников известного конкистадора Франсиско Писарро в 1527 году, описывает эту практику: «Головы мертвых они сохраняют бальзамируя их. После удаления костей черепа через шею, лицо, сохраняющее свою форму, они пропитывают средствами, которые сохраняют плоть или кожу, чтобы она не гнила, а хрящ носа оставался цел, а волосы, а также брови и ресницы остаются прикреплены к плоти. После многочисленных процедур и усыхания головы становились совсем маленькими, такими как у новорожденного ребенка. После того, как они уменьшили голову, они хранят ее в маленьких сундуках, которые у них есть в храме, и она лежит так много лет без гниения. По словам индейцев, это может длиться два или три века. Конечно, это удивительно, и никто никогда этого не видел. И нам показалось, когда мы впервые увидели это, что это головы расы карликов, которые жили в стране, пока мы не узнали правду об этом».

Один из исследователей Перу в 1543 году писал так: «В некоторых храмах, особенно в городах, которые они называют Пасао, на стенах были распяты мужчины и дети, тела или кожа так хорошо мумифицировались, что они не пахли плохо. Видели мы и головы индейцев, которые были уменьшены особыми отварами до размера кулака».

shrunken-head-5.jpg


Европейские поселенцы, путешественники и коллекционеры, желающие получить тсантса в качестве сувенира, создали в то время огромный спрос на военные трофеи хиваро.

Индейцы сначала очень неохотно расставались со своими тсантса, все-таки для них это были священные вещи. Хиваро не нужны были деньги или крепкий европейский алкоголь, но в итоге нашлось то, что перевесило чашу весов — огнестрельное оружие. На рубеже XIX–XX веков одну уменьшенную голову можно было получить в обмен на современную винтовку. Огромный рынок сбыта было сложно насытить — Европу и Северную Америку наводнили подделки.

shrunken-head-8.jpg


В качестве материалов предприимчивые граждане использовали купленные в моргах головы бездомных, головы обезьян и других животных. На государственном уровне этот ритуал, а также продажу и покупку голов, запретили в 1920-1930-х годах, но, по слухам, объявления о продаже индейских трофеев можно было встретить в европейских газетах и в 1950-х. Интерес к этим сувенирам не иссякал и после запрета, особенно у богатых коллекционеров, которые, как говорят, держали на своих стенах целые коллекции голов, поэтому были даже попытки перевести это на промышленную основу в другие страны.

shrunken-head-7.jpg


Некоторые выходцы из Эквадора, например, метисы, которые имели некоторое представление о методах изготовления уменьшенных голов, уезжали в Африку и при поддержке криминала начинали массовое изготовление подделок, поэтому на черном рынке нередко можно было встретить головы африканцев, а иногда и европейцев.

В 2012 году один журнал опубликовал историю, якобы основанную на реальных событиях. Она произошла в 1970-х с немецким юристом, который в одном из магазинов Гамбурга обнаружил уменьшенную голову собственного сына, пропавшего в Африке. Он выкупил голову и, конечно, обратился в полицию, которая ничем помочь не смогла. Тогда за дело взялся частный детектив и поддельные тсантса привели его в Банги — столицу Североафриканской Республики. К слову, в то время страной правил один из самых кровавых диктаторов в истории — Жан Бедель Бокасса (Бокасса I), который имел привычку держать в холодильнике части тел и внутренние органы своих врагов (часто убитых им лично) и даже слыл каннибалом. Неудивительно, что именно в этой стране обосновались торговцы головами.

Bokassa_colored.png

Жан Бедель Бокасса

Пообщавшись с местными жителями и приезжими европейцами-бизнесменами, сыщик выяснил, что в городе действует целый синдикат по производству и торговле головами, а главным «головоделом» является эквадорец, владеющий технологией. В ход шли и умершие своей смертью, и жертвы криминальных разборок, и похищенные белые горе-бизнесмены. Какой смертью умер детектив остается только догадываться. Между тем, тсантса, которые приезжали в Европу из Банги, через какое-то время начинали гнить — работающий на бандитов эквадорец, может, и знал «рецепт», но не все растения, которые использовали хиваро, можно было найти в Африке.

shrunken-head-6.jpeg


Сохранилась уникальная документальная пленка польского путешественника Эдмунда Белявского, который в 1961 году вместе с командой отправился в джунгли Амазонки, на которой запечатлен полный ритуал изготовления тсантса и последующий обряд. Экспедиция, которая была рассчитана на шесть месяцев, растянулась на три года. За время путешествия часть отснятых материалов и оборудования была к сожалению утеряна.
На основе этих кадров в 2009 г. американский писатель и путешественник Пирс Джиббсон снял для канала National Geographic документальный фильм "Амазония: зловещий ритуал". Подробнее об этом фильме в соответствующей теме: viewtopic.php?f=223&t=5221&p=114073#p114073

Что же касается главного вопроса — жива ли традиция обезглавливания врагов у хиваро, и изготовления тсантса, то на него Джиббсон однозначно ответить не смог.

И простите, не удержалась)) pardon

"Как дела у мамы?"
...

"Она отлично выглядит."




Источник: сеть, интервью сотрудника Дарвиновского музея Д. Милосердова, на основе работы американского этнографа и антрополога Мэтью Уильям Стирлинга «Исторический и этнографический материал об индейцах Дживаро» 1933 года (экспедиция 1928-1930 годов)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Alleshtina
Аватара
Alleshtina
Репутация: 3876 (+3916/−40)
Сообщения: 3115
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#2 Alleshtina » 28 декабря 2020, 21:10

Вълчица писал(а):И простите, не удержалась))

"Как дела у мамы?"
...

"Она отлично выглядит."
подобная голова была и в фильме Гари Потер. В автобусе для магов попавших в беду
Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за правое дело

Кузнец счастья M
Аватара
Кузнец счастья M
Репутация: 37 (+52/−15)
Сообщения: 949
Зарегистрирован: 30 мая 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#3 Кузнец счастья » 29 декабря 2020, 13:22

Вълчица писал(а):на которой запечатлен полный ритуал
В комментариях пишут что нельзя посторонним человекам показывать ритуалы. Почему тех человеков смотреть пустили?


Вернуться в «Беседка для общения ( вопросы новичков )»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 96 гостей