Традиция устанавливать на могилах усопших надгробные памятники зародилась очень давно. Люди всегда верили, что если делать подношения к захоронениям старейшин рода, духи предков будут благосклонны к ним, и племя будет процветать. Традиция увековечивать память умерших возникла тысячелетия назад и до настоящего времени не утратила своей значимости.
Разные по стилистике, но завораживающе прекрасные, эти памятники приковывают внимание, рассказывают истории, вызывают восхищение мастерством скульпторов.
Памятник госпожи Лангханс и ее сынаАвтор этой скульптуры Иоганн Август Наль, в 1751 году находился в Хиндельбанке (Швейцария), работая над созданием гробницы для Иеронима фон Эрлаха.
Скульптор в это время проживал в доме у пастора Георга Лангханса и его жены Марии Магдалены Вебер. В страстную неделю 1751 года жена пастора умерла в возрасте 28 лет во время рождения своего первенца, мальчика, который вскоре после родов тоже умер.
Потрясенный этим горестным событием скульптор, по собственному желанию создал гробницу для матери и ребенка, изобразив тему воскресения.
Гробница была расположена в капелле церкви до 1911 года и была защищена деревянным покрытием, которое приподнимали специально для осмотра скульптуры. Среди посетителей могилы г-жи Лангханс были Гёте, Артур Шопенгауэр, Карл Граф фон Цинцендорф и Альберт Анкер.
В 18 веке многочисленные копии изображения гробницы продавались в качестве сувениров, а так же рисовалось на гравюрах и фарфоровых изделиях.
В 1911 году большая часть церкви была разрушена пожаром, но скульптура пережила катастрофу, от падавших обломков ее защитило деревянное покрытие
Скульптура вырезана из цельного камня и представляет собой разрывающуюся могильную плиту, из под которой Мария Магдалина Лангханс и ее сын смотрят вверх и ребенок протягивает руки к небу. На разломе гробницы можно увидеть символы смерти и герб семьи Лангханс.
Кроме того, присутствуют надписи надписи: «Слушай! Труба зовет, она звучит через могилу / след, мой ребенок скорби, сними свой плащ / вырази своему Спасителю, перед ним бежит смерть и время / И все страдания исчезают в вечном спасении".
"Господи, вот я и дитя, что ты мне дал!
Памятник сердцу Рене де ШалонаВ 1542 году разразилась девятая по счёту итальянская война между Францией и Священной Римской империей. Одним из её эпизодов стала продолжавшаяся больше месяца осада французского города Сен-Дизье войсками императора Карла V, начатая в июле 1544 года. В рядах осаждавших сражался и Рене де Шалон — принц Оранский, штатгальтер Голландии и Зеландии. Эта кампания оказалась для него роковой: уже через неделю после начала осады 25-летний принц был смертельно ранен выстрелом из кулеврины и скончался в присутствии императора.
После смерти Рене де Шалона его сердце и другие внутренности были захоронены в церкви города Бар-ле-Дюк на северо-востоке Франции, а тело было доставлено в город Бреда (Нидерланды). Через три года Анна Лотарингская, супруга покойного, заказала французскому скульптору Лижье Ришье памятник, ставший самой известной работой мастера. Статуя высотой 177 см называется «Памятник сердцу Рене де Шалона», но более известна под именами «Скелет» или «Транзи».
*Транзи (лат. trans — за пределами, ire — идти) представляет собой направление в погребальном искусстве, характерное для позднего средневековья и эпохи Возрождения. Такие надгробия изображают обнажённое или даже гниющее тело усопшего и выполнены очень реалистично. Предполагается, что появление транзи связано с эпидемиями чумы: памятники должны были заставить людей задуматься о бренности тела и мимолётности земной славы.
Легенда гласит, что принц сам распорядился изобразить себя на надгробии в таком виде. Исследователи до сих пор не разгадали все аллегории этого монумента. Прижатая к груди справа рука, вероятно, означает бесстрашие души, а щит, символ рыцарства, говорит о принадлежности покойного к христианскому воинству. В поднятой левой руке статуя держит сердце. Считается, что этот жест символизирует желание покойного передать его то ли Богу, то ли собственной жене. Примечательно, что изначально скелет сжимал в руке красный ларец, в котором лежало настоящее сердце принца. Оно пропало в 1790 году. Тогда ларец заменили на песочные часы, а позже — на выполненное из гипса сердце. В годы Первой мировой войны надгробие хранилось в подвалах Пантеона, а сегодня его можно увидеть в церкви святого Этьена в Бар-ле-Дюке.
Влюбленные из ТеруэляПо легенде, знатные юноша и девушка из испанского города Теруэль были влюблены, но не могли быть вместе, так как юноша был слишком беден. Пообещав отцу девушки, что через шесть лет вернется богатым, юноша отправился странствовать. Снискав славу и богатство, через шесть лет и один день он вернулся на родину, чтобы увидеть, как его возлюбленная выходит замуж за другого. В отчаянии он просил у любимой одного поцелуя, но та отказала ему, ведь уже была женой другого. Влюбленный умер у ее ног. На его похороны девушка пришла в свадебном платье и умерла от горя, обнимая его тело. Эта история так растрогала весь город, что Влюбленных из Теруэля похоронили вместе в соседних саркофагах.
Дело было в XIII веке, слишком давно, и даже в именах есть неопределенность – если с именем девушки - Исабель все более-менее однозначно, то юношу называют то Хуаном, то Диего, а иногда оба эти имени используют одновременно: Хуан-Диего.
В городских архивах хранится судебная запись, подтверждающая реальность произошедшего с Диего и Исабель. А в середине XVI века на территории церкви Сан-Педро были обнаружены мумифицированные останки двух молодых людей, погребенных вместе. Они были перезахоронены у одной из городских часовен.
Позже, в XVII веке, тела снова потревожили, разместив их церкви Сан-Педро и время от времени демонстрируя на публике. Такая традиция существовала вплоть до XX века.
До недавнего времени останки, предположительное принадлежащие Диего и Исабель, выставлялись для показа
А в 1955 году при церкви Сан-Педро был сооружен Мавзолей влюбленных, и скульптор Хуан де Авалос построил мраморные саркофаги, в которых останки нашли упокоение. На крышках из белого камня вытесаны лежащие фигуры девушки и юноши, они протягивают друг к другу руки, но не соприкасаются – ведь в своей земной жизни Исабель была женой другого мужчины.
Мавзолей в Тируээле
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!