О русских сказках - в новом свете))

Minerva
Автор темы, Практик
Аватара
Minerva
Автор темы, Практик
Репутация: 1570 (+1580/−10)
Сообщения: 961
Зарегистрирован: 19 августа 2016
С нами: 7 лет 7 месяцев

#1 Minerva » 12 марта 2019, 11:15

Подлинный смысл старинных сказок
«Чего только не изображается в них, не говоря уже о главной основной идее почти всех этих сказок, то есть торжества хитрости, направленной к достижению какой-либо своекорыстной цели, в некоторых проводятся олицетворенные возмутительные идеи, как, например, в сказке "Правда и кривда", в которой доказывается, что "правдою на свете мудренно жить, какая нынче правда! За правду в Сибирь угодишь"».
Многие известнейшие сказочники - братья Гримм, Шарль Перро - были, прежде всего, не авторами, а собирателями и переписчиками народных легенд. А творческий компонент их деятельности заключался главным образом в том, что они «сглаживали», первоисточники, адаптируя для детей довольно жестокие истории. Так, сказки братьев Гримм издавались семь раз, и первое издание 1812 года было расценено общественностью, как совершенно неподходящее для детского чтения.Особенно показательна здесь судьба истории о Золушке.
Золушка
Спойлер
Золушка - проститутка shok
Самые ранние прообразы этой истории отсылают нас к Древнему Египту, где Золушка предстает в образе девушки Фодорис, которую похищают пираты и продают в рабство. Там хозяин заставляет ее заниматься проституцией, для чего покупает красивые позолоченные сандалии.

Однажды сандалию Фодорис похищает сокол (которым был египетский бог Гор) и относит фараону, после чего следует влюбленность, примерка и т.д.

В книге Джамбаттисты Базиле «Сказка сказок» - первом в истории европейской литературы сборнике сказочного фольклора - Золушка называется Зезоллой. Она не просто терпит унижения, а борется с ними, ломая злобной мачехе шею крышкой сундука. Однако няня девушки, посоветовшая ей такой радикальный выход, пользуется ситуацией, влюбляет в себя овдовевшего отца и приводит в дом пятерых дочерей, делая положение Зезоллы и вовсе плачевным. Дальше опять следует помощь высших сил, сакраментальная обувь, поиски…

В 1697 году француз Шарль Перро написал каноническую версию - с простым конфликтом, доброй феей, каретой-тыквой и хрустальной туфелькой. И, конечно же, с самым милым из возможных финалом - Золушка «от всего сердца» прощает своих злобных сестер и, став королевой, выдает их за придворных вельмож.
Казалось бы, вот она идиллия - но тут братья Гримм наскребли в закромах немецкого народа вариант посочнее. Особого внимания заслуживает финал, ставший по-настоящему кровавой фантасмагорией. Сестры золушки, желая втиснуться в хрустальную туфельку, отрезают себе части ступни: одна - палец, другая - и вовсе целую пятку. Принц по каким-то причинам не замечает этого, но свершиться несправедливости не дают… голуби, проворковавшие:

«Погляди-ка, посмотри,
А башмачок-то весь в крови…»

В довершение всего пернатые блюстители нравственности выклевывают сестрам Золушки глаза.

«Спящая красавица»
Спойлер
Из других экстравагантных первоисточников можно выделить «Спящую красавицу», записанную Базиле. Там красавицу по имени Талия тоже настигло проклятье в виде укола веретена, после которого принцесса заснула беспробудным сном. Безутешный король-отец оставил ее в маленьком домике в лесу. Спустя годы мимо проезжал еще один король, зашел в домик и увидел Спящую Красавицу. Не став размениваться на поцелуи, он перенес Талию на постель и, так сказать, полноценно воспользовался ситуацией. При этом девушка не проснулась, а довольный принц уехал.

Красавица же через девять месяцев родила близнецов — сына по имени Солнце и дочку Луну. Именно они разбудили Талию: мальчик в поисках материнской груди принялся сосать ее палец и случайно высосал отравленный шип.

Непутевый отец же вернулся через несколько лет - исключительно из-за желания снова хорошо провести время. Однако обнаружил в доме потомство и отвертеться не смог. Дальше влюбленным пришлось устраивать личную жизнь, попутно решая вопрос с первой женой главного героя, оказавшейся людоедкой.
красная шапочка
Спойлер
Что же в этих обстоятельствах остается ждать от «Красной шапочки»? Девочка, бабушка, разумное хищное животное - поистине взрывоопасная смесь. Даже в канонической версии братьев Гримм с хорошим концом все выглядит довольно по-живодерски: проходящие мимо дровосеки слышат шум, убивают волка, разрезают ему живот и оттуда достают живых бабушку с внучкой.

Суровое народное творчество здесь проявляет особенную тонкость. Бравым дровосекам не помогло бы все их рвение - из живота волка они могли достать только Красную Шапочку. Потому что бабушка… была в животе у самой девочки.

Согласно сюжету большинства вариантов легенды, волк убивает старушку, готовит из ее тела кушанье, а из крови — напиток, одевается в одежду бабушки и ложится в ее кровать. Когда девочка приходит, волк предлагает ей поесть. Домашняя кошка пытается предупредить девочку о том, что та ест останки бабушки, но злодей кидает в кошку деревянными башмаками и убивает ее.

Потом волк предлагает девочке раздеться и лечь рядом с ним, а одежду бросить в огонь. Та так и делает - ну а дальше следуют сакраментальные вопросы про большие глаза и зубы.
Сказка о Снегурочке
Спойлер
Сказка, в которой бездетные старик со старухой лепят из снега фигуру, превратившуюся в прекрасную живую дочурку.В известной версии девочка прекрасно чувствует себя зимой, но к весне грустнеет и в итоге поэтично тает, уйдя в лес с подружками и прыгая через костер.

Русский народ, правда, произвел и другую, далеко не столь поэтичную версию. В ней девочка Снегурушка особенных проблем весной не испытывала и, пойдя в лес с подружками, таять не собиралась - наоборот, заткнула всех за пояс, набрав полное лукошко ягод. Подружек, очевидно, такое благополучие не устроило - и они совершенно без затей Снегурушку убили.

Тело девушки закопали под кустом и пристегнули прутиком, а старику и старухе сказали, что дочка потерялась. К несчастью для девушек, из искомого куста сделал дудочку один купец, а дудочка вместо обычных звуков начала петь о произошедшем.

В итоге дело дошло до деревни Снегурушки, где подудеть в дудочку предложили одной из виновниц. Та отказалась и, в надежде прекратить обвинения, разбила инструмент о землю. Однако из разбитой дудочки явилась Снегурушка, рассказав о преступлении уже а капелла и в прозе. С виновницами в лучших фольклорных традициях миндальничать не стали - отправили их «в лес зверям на съеденье».
О том, что оригиналы русских народных сказок далеко не всегда были «комильфо», свидетельствует реакция официальной цензуры на центральный отечественный труд в этой области - книгу «Народные русские сказки» литературоведа и историка Александра Афанасьева.
В 1870 году первое издание удостоилось следующего отзыва:

«Чего только не изображается в них, не говоря уже о главной основной идее почти всех этих сказок, то есть торжества хитрости, направленной к достижению какой-либо своекорыстной цели, в некоторых проводятся олицетворенные возмутительные идеи, как, например, в сказке "Правда и кривда", в которой доказывается, что "правдою на свете мудренно жить, какая нынче правда! За правду в Сибирь угодишь"».
Но если одни сказки могли напугать, возмутить и т.д., то другие грозили просто-напросто свести с ума. Особенно ярко здесь проявляет себя первоисточник сказки о репке.
Репка
Спойлер
Казалось бы, уж тут-то что может пойти не так?! «Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку» - а потом приходит мышка и решает вопрос! Вуаля, вот и аллегория пользы совместного труда.Оказывается, пойти не так может все. Поначалу обстановка в тексте штатная - вплоть до жучки, которую назвали «сучкой».

А вот после собаки…

«Пришла нога. Нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!»

Думаете, «ногой» наши предки называли кошку? Навряд ли, ведь дальше…

«Пришла друга нога; друга нога за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не можут!»

Как же они в итоге вытянули репку? На этот вопрос отвечает последняя строчка сказки:

«Пришла пята нога. Пять ног за четыре, четыре ноги за три, три ноги за две, две ноги за ногу, нога за сучку, сучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут: вытянули репку!»Что скрывают эти строчки? Секрет вечной жизни или объяснение, зачем собаке все-таки нужна пятая нога? Ответ неизвестен и специалистам. Журналист Валерий Панюшкин пишет: «Тайна пятой ноги непознаваема. Я спрашивал фольклористов. Они тоже не знают.
курочка ряба
Спойлер
Не менее странна и ситуация с еще одной культовой отечественной сказкой - «Курочка Ряба». Ее современный текст и сам по себе вызывает вопросы у многих читателей и профессионалов:

«Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко, не простое - золотое.

- Дед бил, бил - не разбил

- Баба била, била - не разбила.

Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!»Почему простое яйцо лучше золотого? Почему дед и баба расстроились, что яйцо разбилось, хотя сами пытались его разбить? Возможно, здесь скрыт символ того, что тяга к роскоши развращает? Или обыгрывается мотив смерти?

Интересно, что составивший этот текст педагог Константин Ушинский ориентировал его на детей и заключал, по его мнению, «доступный и понятный» им смысл.
Странность ситуации усиливается, если посмотреть на оригинал сказки. Там разбитое яйцо приводит к длинной череде несчастий. В мягких вариантах жители деревни просто расстраиваются, плачут и устраивают беспорядок. В жестких - изба сгорает, бабка погибает в огне, внучка с горя вешается, отчаявшийся служка сбрасывает церковные колокола с колокольни, а увидевший это поп в исступлении рвет святые книги, ударяется об косяк и умирает. Кое-где деревня сгорает целиком. Есть также варианты, где действо доходит до животного мира - в частности, медведь откусывает себе хвост, поэтому сейчас у медведей хвоста практически нет.Окончание же этих сказок почти одинаковое - «вот, что бывает от простого разбитого яйца».

После такого удивляться странности современного варианта «Курочки Рябы» уже не приходится. Скорее возникает вопрос - почему профессор Ушинский именно из такой сказки решил сделать «доступное и понятное» послание для самых маленьких? Что ж, возможно, ответ на него позволит ближе подойти к разгадке извечной тайны русской души.
Мат и порнография
Спойлер
В своих исследованиях Александр Афанасьев с помощниками собрал много сказок - некоторые из них, пожалуй, даже Ушинский не отважился бы адаптировать для детей. Такие сказки нечего было и надеяться протащить через имперскую цензуру, так что исследователь составил сборник под названием «Народные русские сказки не для печати» и тайно переправил его в Европу. В 1872 году многие из вошедших в сборник текстов были опубликованы в Женеве без имени составителя под названием «Русские заветные сказки».

В России истории, содержащие откровенную порнографию, мат и насмешки над религией, были впервые опубликованы только в 1991 году. Из сборника сказок с красноречивыми названиями «Мой жопу», «Посев ху...в» или «По-собачьи» мы предлагаем вашему вниманию одну из самых пристойных под названием «Жена слепого»:

«Жил-был барин с барыней. Вот барин-то ослеп, а барыня и загуляла с одним подьячим. Стал барин подумывать: не бл...дует ли с кем жена, и шагу не даст ей без себя сделать. Что делать?

Раз пошла она с мужем в сад, и подьячий туда же пришел. Захотелось ей дать подьячему. Вот муж-то слепой у яблони сидит, а жена свое дело справляет, подьячему поддает. А сосед ихний смотрит из своего дома, из окна в сад, увидал, что там строится - подьячий на барыне сидит. И сказывает сосед своей жене:

— Посмотри-ка, душенька, что у яблони-то делается. Ну, что как теперя откроет Бог слепому глаза, да увидит он — что тогда будет? Ведь он ее до смерти убьет.

— И, душенька! Ведь и нашей сестре Бог увертку дает!

— А какая тут увертка?

— Тогда узнаешь.

На тот грех и открыл Господь слепому барину глаза, увидел он, что на его барыне подьячий сидит, и закричал:

— Ах ты, курва! Что ты делаешь, проклятая бл...дь!

А барыня:

— Ах как я рада, милый мой! Ведь сегодня ночью приснилось мне: сделай-де грех с таким-то подьячим и Господь за то откроет твоему мужу глаза. Вот оно и есть правда: за мои труды Бог дал тебе очи!».
источник - сеть.
Большинство клиентов любой гадалки желают лишь одно - получить сверхъестественную санкцию для совершения собственных глупостей!». © Алистер Кроули

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23167
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#2 solp » 12 марта 2019, 11:37

Minerva писал(а):Секрет вечной жизни или объяснение, зачем собаке все-таки нужна пятая нога?
Конечно не совсем сказка в прямом виде, но у Виктора Пелевина в романе "Generation P" упоминается пятипалый пёс П...ц (простите за лексику ,но в романе так и назывется blush ), изображался в виде буквы П с двумя запятыми.
Как большой поклонник его творчества , могу сказать также что во многих его книгах чередой идёт образ богини Иштар . Возможно есть некая связь scratch_one-s_head

Unnr F
Unnr F
Репутация: 6760 (+6952/−192)
Сообщения: 7758
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#3 Unnr » 12 марта 2019, 21:04

solp писал(а):Возможно есть некая связь
Прошу простить, но Пелевин это галлюцинация. Одна такая большая, грибная галлюцинация и сравнивать со сказками немного некорректно. Хотя Дженерейшан П очень люблю.

Vladimir M
Аватара
Vladimir M
Возраст: 42
Репутация: 69 (+73/−4)
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 4 декабря 2017
С нами: 6 лет 3 месяца

#4 Vladimir » 12 марта 2019, 21:16

А конек -горбенок? Как ?

Unnr F
Unnr F
Репутация: 6760 (+6952/−192)
Сообщения: 7758
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#5 Unnr » 12 марта 2019, 22:52

Vladimir писал(а):А конек -горбенок? Как ?
Их там много, смыслов в этой сказке. Начиная от политических и религиозных подтекстах заканчивая магией...Ну там, купание в трех котлах, к примеру.

Alleshtina
Аватара
Alleshtina
Репутация: 3876 (+3916/−40)
Сообщения: 3115
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#6 Alleshtina » 22 ноября 2019, 13:03

я тоже нашла интересные версии:
Для того, чтобы информация доходила до народа, Славяно-Арийские Жрецы все древние, или как сейчас говорят сакрально - Ведические знания, отдавали в народ в виде сказок, где информация была перестроена для образного восприятия. Сказки передавались слово в слово для того, чтобы информация передавалась без искажения. То, что славяне узнавали с детского возраста из сказок - это вся была древняя правдивая информация, с помощью которой ребенок обучался познавать окружающий мир. Сказы, были, былины, небылицы, поговорки, пословицы и т.п. - всё это древняя Мудрость всех Славяно-Арийских народов.

Слово Быль произошло от древнесловенского глагола - "быти", то есть то, что было и происходило в Мире Яви. Небылица (небыль) - то, что не было в Яви, но происходило в Мирах: Нави, Слави или Прави, то есть в другой форме бытия.
В конце каждой сказки была поговорка: "Сказка ложь, да в ней Намёк, кто познает - тем Урок". Позднее христиане эту поговорку исказили: "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок". Почему же только добрым молодцам, разве красным девицам не нужно познавать свой Рок, свою судьбу? Это было сделано в связи с тем, что по христианскому учению женщина - это отрицательный элемент, в отличие от славянской традиции, где женщина олицетворяла Богиню - хранительницу домашнего очага. Кроме того, были искажены такие понятия как Ложь и Правда.

В славянской традиции, слово Правда означало: то, что принадлежит Миру Прави (Мир Богов). Слово неправда - это то, что не принадлежит Миру Прави, но тоже является информацией. Кривда - искаженная информация (искривленная), не принадлежащая Миру Яви. А слово Ложь означало - поверхностную информацию, уходящую образом вглубь.

Христиане не только искажали славянские сказки, но и придумывали свои. В таких сказках главным образом присутствует извечная мечта христианского народа о "халяве". В то время как в славянских сказках главные герои всегда добиваются своей цели только своим трудом.

Одним из примеров искажений является "сказка о репке", известная всем с самого раннего детства.
Репка
Спойлер
каждом герое есть свой скрытый образ.
Репка символизирует достояние Рода, его корни. Она как бы объединяет земное, подземное и надземное. Она посажена Предком, самым древним и мудрым. Без него и Репки бы не было, и совместного, радостного труда на Благо Рода.
Дед символизирует Древнюю Мудрость.
Бабка символизирует традиции дома, хозяйственность. Отец (убран из «современной» сказки вместе с образным значением) символизирует защиту и опору.
Мать (убрана из сказки) символизирует любовь и заботу.
Внучка символизирует потомство.
Жучка символизирует достаток в Роду (собаку заводили для охраны достатка).
Кошка символизирует благостную обстановку в Роду (кошки — гармонизаторы энергии человека).
Мышка символизирует благосостояние семьи (считалось, что мышь живёт там, где есть излишки продуктов).
**
Курочка ряба
Спойлер
Она - кура - снесла золотое яичко, которое дед бил - не разбил, бабка била - не разбила, а мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Когда дед с бабкой начали горевать, то курочка им сказала, что снесёт им не золотое яичко, а простое. Здесь золотое яичко несет в себе образ сокровенной Родовой Мудрости, касающейся Души, которую наскоком не возьмешь - сколько не бей. В то же время, случайно прикоснувшись эту систему можно уничтожить, разбить на осколки, разрушив целостность. Поэтому, если люди не дошли до того уровня, который позволил бы им понимать сокровенное (золотое яичко), то для них сначала необходима простая информация (простое яичко).

А вот как подаёт эту сказку профессор Международной Славянской академии Олег Михайлович Гусев.

1. Жили-были Дед и Баба.
2. Была у них к(ур)ица Ряба.
3. Снесла (он)а яйцо не про(сто)е, а золотое.
4. Дед бил-бил, не разбил, Баба била-била, не разбила.
5. Мышка бежала, хвостиком махнула, яйцо покатилось и разбилось.
6. Дед плачет, Баба плачет.
7. А к(ур)ица им говорит: «Не плачь, Дед, не плачь, баба. Я снесу вам другое яйцо, не золоте, а про(сто)е».
Почему же этой сказке, – спрашивает Олег Михайлович, – так много внимания, и её, пока неосознанно, так любят дети? Если Дед с Бабой и представляются нам этакими стариком и старушкой, сидящими в горнице у горшка с кашей, то, между тем, они относятся к разряду наших добрых домашних берегинь. Дед, согласно мировоззрению наших Пращуров, Прародитель, Предок, который ведёт свой Род от Перуна. Дед, кроме того, второе имя Перуна. Дед – добрый хранитель дома, обычаев, семейного благополучия. Баба – тоже добрая Прародительница.
1. ЖизнеМыслили (когда-то) Ижейные люди Душа в Душу.
2. У Душевных Ижейных людей были Уры-защитники, которые РА БА, то есть души (БА) у них были щедрые, как Солнце (РА).
3. Но однажды ОН (СВЕТОВИТ) послал («снёс») им СТО-мерное (то есть нешуточное, суровое) искушение богатством, золотом и прочими «прелестями».
4. Но Ижейные не поддались этому искушению (БИЛИ-БИЛИ – не разбили).
5. Торжествовали лишь утратившие Со-Весть, то есть «мышки».
6. Тяжело пришлось душевным (БА БА) людям, и плакали они.
7. Уры оставили свой наказ: «Не горюйте, люди. Добро всё равно восторжествует, но сначала вам придётся пройти ещё через одно преображение путём очередного воздействия на планету СТО-мерного («проСТОе») фрагмента 10000-мерной Вселенной».
Яйцо – это ЙАЙЦО, то есть толчок для зарождения духовно и антропологически нового человека.
Информация, заключённая в «Сказке про курицу Рябу», находится в безусловном соответствии с понятием «Армагеддон» и «Апокалипсис» и со смыслосодержащей «начинкой» сказки «Конёк-Горбунок». «Курица Ряба» содержит в себе их очень КРАТКИЙ конспект.
Все мы читали русские сказки, но, как с горечью заметил П.П. Ершов, «…По усам хоть и бежало, в рот НИ КА(п)ЛИ НЕ ПОПАЛО».

БАБА ЙОГА.
Спойлер
Сильно искажён образ одной из героинь славяно-арийских сказок, которую называют бабой Ягой. На самом деле, это баба Йога (Йогиня-Матушка) – покровительница детей и особенно сирот. Она странствовала по Земле на огненной Небесной колеснице, собирая сирот по градам и весям. Её узнавали по сапожкам, украшенным золотом, и называли Бабушкой Йогой – Златой Ногой.
Детей-сирот Она доставляла в свой предгорный Скит (а не в избушку) у подножия Ирийских гор (Алтай), где проводила их через Огненный обряд посвящения Древним Богам.
Для этого имелось специальное Капище, высеченное внутри горы, рядом с которым в скале имелось углубление, которое называлось Пещь Ра (то есть Солнечная Печь). Выдвигался помост, называемый «лапата», в одно углубление которого Йогиня-Матушка укладывала спящих детей-сирот, а в другое накладывала сухой хворост, после чего лапата задвигалась обратно в Пещь, и Йогиня поджигала хворост. Когда лапата задвигалась в Пещь Ра, то специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от огня. Этот обряд означал, что дети-сироты были посвящены Древним Богам и в мирской жизни их никто более не увидит. Когда разгорался огонь, жрецы Рода переносили детей-сирот в помещения Капища Рода и впоследствии воспитывали из них жрецов и жриц.
Образ прекрасной молодой Богини враждебные русской сути и Духу христиане подменили образом старой, злой и горбатой старухи, которая крадёт маленьких детей, жарит их в печи, а потом съедает.

Весь этот мрак по недомыслию, «по инерции» поддерживают русские по рождению невегласы. Может быть, этих беспутных (без Пути), утерявших свою русскую суть, и пожалеть бы, но вред, который они наносят очередному поколению детей (и своих тоже), с младенчества калеча их души, неизмерим.

По искажённым сказкам, «христианизированная» баба Яга живёт в избушке на куриных ножках, окружённой частоколом из черепов. Разумеется, человеческих. На самом деле славяне и арии считали, что череп умершего зверя сохраняет его мудрость и силу. И надевая черепа на тын, создавали как бы обережный круг из силы и мудрости животных для защиты от недугов.
Так делала и Йогиня. А избушка у неё была на курьих ножках, а не на куриных. Курьи – это «дымовые ножки». Это старое понятие: например, вулкан, который курится; раскуренная трубка; Курильские острова, на которых курящиеся гейзеры и вулканы. Так что на самом деле это «домик» на дымовых и огненных основах, то есть летательный аппарат (огненная Небесная колесница). Он ещё имел степень вращения, которая производилась в действие голосом, когда говорили: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом!».
КОЛОБОК.
Спойлер
Попросил Тарх Перунович Дживу: «Создай колобок». И Она по Сварожьим сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела, слепила колобок и положила на окно чертога Рады. И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути. Но недолго он катился, в чертог Вепря прикатился. Отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку. Покатился дальше колобок и докатился до чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в чертоге Ворона – Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя – Медведь колобку бок помял. Волк в своём чертоге почти полколобка обглодал, а когда докатился колобок до чертога Лисы, то Лиса его съела.
Сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию. В чертогах Тарха и Дживы на Сварожьем Круге происходит полнолуние, а после чертога Лисы наступает новолуние. То есть колобок олицетворяет собой Месяц (полную луну), и с прохождением каждого чертога он уменьшается.
С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии, им показывали чертоги (созвездия), и они образно изучали звёздную карту мира.

Чтобы понять древние сказы и смысл, заложенный в них, необходимо отказаться от современного мировосприятия и взглянуть на мир глазами людей, живших в древние времена. А главное, необходимо иметь образное восприятие, которым обладали наши Предки.

Добавлено спустя 3 часа:
в продолжение темы КОЛОБКА:
Сказка ложь да в ней намёк. Кто познал, тому – урок!

Слово «ложь» в славянской традиции означало поверхностную информацию, уходящую образом вглубь. «Ложь» читается по-древнерусски как «ложе». Ложе — это ровная поверхность, на которой лежали. Отсюда образ: ложь — поверхностная, неполная, искажённая информация. В ней есть доля (намёк) правды, но не вся правда. Ложь положена сверху сказки — той устной информации, которую надо осознать, чтобы нырнуть в глубину информационного пространства. А там и ядро знаний.

Чтение неискажённых текстов русских сказок очень познавательно! В них содержится столько любопытных сведений, что можно только восхищаться умением наших мудрых предков передавать потомкам информацию о себе в безхитростных, коротких текстах. Во многих из них почти в каждой фразе обнаруживается более глубокий смысл, чем кажется с первого взгляда.

По славянскому календарю с 392г. по 2012г. человечество живет в Эпоху Лисы под покровительством Богини Марены (Мары), которая сопровождается расцветом лжи, обмана и подмены ценностей. С 2012 года наступает эпоха Волка, санитара природы, под покровительством Бога Велеса. Эти эпохи являются космическим процессом и связаны с движением Солнечной системы (Ярилы Солнца) по Млечному Пути (Сварге Пречистой).

В эпоху Лисы самыми преуспевающими людьми, как правило, становятся лжецы и обманщики, при этом совесть и честь людей проходит самую жёсткую проверку на прочность. Русские народные сказки ясно описывают Энергию Эпохи Лисы в образах и аллегориях. В сказках Лиса выступает как символ хитрости, лжи и обмана. В Эпоху Лисы никакие письменные и устные источники не могут считаться достоВерными. Заметьте, людям не показывают оригиналов Библии, Корана, Махабхараты, Велесовой Книги и Славяно-арийских Вед – только копии. Всё надо проверять лично, т.к. все знания искажены.

Тайный смысл русских народных сказок

Самые известные сказки, воспитавшие многие поколения славян, – это «Колобок», «Волк и Лиса», «Заячья избушка», «Репка», «Курочка Ряба».

КОЛОБОК

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок – это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка про колобка рассказывает нам, как «лисица» провела русский народ. Колобок символизирует интеллект, разум человека – «колобье тело», золотой сияющий шар вокруг головы, которые все видели в церквях на иконах. «Колобок» есть у каждого человека.

На своём Пути Колобок встречает Зайца, Волка, Медведя и Лису, что символизирует разные испытания Колобьего Тела (интеллекта).

Колобок гордится своим умом и ловкостью, полагая, что справится со всеми испытаниями. Вначале он встречается с Зайцем. Заяц в русских народных сказках выступает как трусливое, но, в, тоже время, добросердечное животное (сказка «Заячья избушка»). Встреча с Зайцем – это испытание на трусость, которое русский народ запросто прошёл, и при этом показал себя добросердечным и миролюбивым.

Встреча с медведем, хозяином леса – это испытание на жажду власти и гордыню. И это испытание наш народ тоже прошёл. Никто к власти в русском народе особо не рвался.

Встреча с волком, отрицательные черты которого агрессия и злоба – это испытание на неприятие любой формы рабства. И это испытание наш народ тоже доблестно прошёл — большинство войн, которые он вёл, были оборонительными.

Ну и последняя встреча с лисицей – это испытание на умение отличать правду ото лжи, которое наш народ не прошёл. Наивность и гордость Колобка довели его до глупой самонадеянности, и лисица его съела – интеллект русского народа в Эпоху Лисы был сильно повреждён.
Хотя - возможно- последняя информация просто подогнанна под факты unknown

Добавлено спустя 34 минуты 13 секунд:
Чуть коснёмся «просвещённой» Европы.

Сказку о Снежной Королеве
Спойлер
русским детям надо рассказывать не так, как написал её Ганс Христиан (!) Андерсен, который где-то услышал звон, но, как охристосованный, был уже не в состоянии понять, откуда он.
Мальчик Кай, следуя року своего имени, должен был получить волшебный Ключ и стать одним из великих учителей Земли. Едва ему исполнилось семь лет, Владычица полюса привела его в ледяной чертог, святилище Севера, чтобы показать Камень и подарить Ключ Мудрости и Бессмертия. Но Земля слишком любит своих детей ревнивой любовью матери. Силы Земли, могучей Геи-Нертус, приняли облик маленькой влюблённой девочки Герды. Она разбила хрустальную колыбель и увела Кая из ледяного дворца, где зрел его разум и очищались чувства. Кай учился складывать волшебные буквы, он искал Священный Глагол. Он должен был сложить из осколков льда слово «Вечность» и стать бессмертным. Складывать Священный Глагол, буква за буквой, – удел очень сильных людей. Кай не успел победить свою природу; увидев Герду, он забыл о своём предназначении и был вынужден вернуться в мир людей.
Волшебная роль сказок

При внимательном прочтении и исследовании волшебных сказок выявляются 9 смысловых уровней:

ЗАПРЕТ

В русских народных сказках запрет нарушения законов пяти стихий Природы – огня, воздуха, воды, земли и эфира (мысли представленные в виде запрета, света, взгляда, пищи, соприкосновения с землёй и общения с людьми). Установление запрета – одно из условий сказки: сего нарушения начинается развитие действий.

БЕДА

Вследствие нарушения запрета начинается беда, то есть испытание, заканчивающееся всегда благом. Для того, чтобы беда миновала, необходимо кому-то отправиться в путь, а для этого требуется снаряжение.

СНАРЯЖЕНИЕ ГЕРОЯ В ПУТЬ

Снаряжение состоит из палицы- посоха, пищи и обуви.

ПОЛУЧЕНИЕ ВОЛШЕБНОГО СРЕДСТВА

Достичь цели героя помогают волшебные подарки и помощники. Обычный даритель в сказках – это Баба- Яга («баба» - уважаемый, «ягья» - жертва, «йога» - связь со Всевышним Богом). Существует три разных Яги:


Яга – дарительница, иногда бывает старичок или животное, то есть помощь Предков.

Яга – похитительница, устраивает более серьёзные испытания, после которых герои обретают определённый опыт и становятся лучше, совершеннее.

Яга – воительница, наказывает героя за неправильные действия, то есть направляет на путь истинный. Она служитель Закона Кармы и представитель пограничной силы Слави, Яви и Нави.

ОБРЯД ПОСВЯЩЕНИЯ

Герой должен пройти обряд, который представляет из себя дорогу через «дремучий лес» («дрёма» - сон, « лес» лез), то есть выход в Навьем (астральном) теле в мир Нави. На границе между Навью и Явью – миром мёртвых, стоит сторожевая застава – избушка.

ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ

Вход в избушку только из мира мёртвых – Нави. Развернув её с помощью заклинания. Вошедшего в избушку баба-Яга спрашивает о цели посещения: «Дело пытаешь, или от дела летаешь?», герой сказки не говорит об этом, а требует: «Ты прежде спрашивать, напои-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай». Требуя еды, герой тем самым показывает, что он не боится миров и пищи их, а баня это – и есть русская йога, тем самым герой показывает свою силу своих всех энергетических тел. После чего баба-Яга уважительно относится к герою сказки и начинает помогать ему. Живой человек для бабы Яги невидим, она или выслушивает, или вынюхивает гостя. Узнает живых людей она потому, что они пахнут, смеются, зевают и спят. Отсюда вытекают соответствующие испытания.



ИСПЫТАНИЯ

Оно заключается в выполнении задачи: «Поди, туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Сторона, куда посылается герой, есть «тридевятое царство, тридесятое государство», то есть мир Слави. Находится он в иных пространственно-временных измерениях, а принести нужно то, что невозможно принести из мира Слави, и только нужно обладать всеми духовными качествами человека, что бы показать, что возможность эта существует в памяти только на генном уровне высшего сознания - Мудрости Предков.

Для доказательства своей духовной силы герой должен справиться со сказочными задачами. Чаще всего их бывает три в различных соединениях: за ночь посеять, вырастить и обмолотить хлеб; построить за ночь золотой дворец и мост к нему, насадить чудный сад: «Смотри, чтоб завтра к рассвету на девятой версте (9 x 1066,8 м) на море стояло царство золотое, тот мост устлан дорогим бархатом, а около перил по обеим сторонам росли бы деревья чудные и певчие б птицы разными голосами воспевали. Не сделаешь к завтрему – велю четвертить тебя». Естественно, что справиться с ними может лишь тот, кто владеет законами иных миров, то есть имеет высокоразвитые духовные тела.

Овладения могуществом героя – мистическими способностями духовных тел – есть не цель, а средство для осуществления главного подвига русского героя сказки – змееборства.

ЗMEEБOPCTBO

Все древние русские сказки, описывающие облик змея, говорят о том, что он может летать, крылья его огненные. Постоянной чертой змея является его связь с огнём. В этом смысле змей – узнаётся змей Кундалини – опять духовная сила человека, гармоничная работа всей чакровой системы. В этом случае герой должен быть на энергетическом уровне готов к трём боям: «В огне не сгореть, в воде не утонуть, и выйти из схватки победителем». Угроза змея в сказках постоянна: «Я твоё царство (т.е тело) огнём сожгу, пеплом развею». В русских народных сказках змей является охранителем границы в царство Небесное. Сама граница описывается как огненная река, называемая Смородинка (греч. Стикс и Ахерон и т.п.) («мор» - смерть, «один» - один, то есть смерть одна). Через неё ведёт мост, называемый «калиновый» (на санскрите «кали» - злосчастный), то есть на эту границу может ступить только тот, у кого проявилась духовная сила в действительности во всех мирах. То есть перейти мост тот и сможет, кто убьёт змея, то есть победит все свои недостатки. Змей безсмертен и непобедим для непосвящённых, его может уничтожить только определённый герой. Змей никогда не пытается убить героя оружием, лапами, или зубами – он пытается вбить героя в землю (т.е. грех) и этим уничтожить его. Змея можно уничтожить только отсечением всех его голов, то есть победой над своими чувствами. Но эти головы имеют чудесное свойство вырастать заново, то есть власть чувств увеличивается, при их удовлетворении: «Срубил чуду-юду девять голов: чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем – головы опять приросли» (Чудо-юдо –«уд» - удовольствие, похоть, т.е. главным противником героя сказки является похоть). Только после того, как огненный палец (похоть) отрубается, герою удаётся срубить все головы змею.

РОДОВАЯ НАГРАДА

Во всех русо-арийских родовых сказках герой после прохождения всех испытаний награждается Родом: красавицей, которая становится затем любимой супругой, т.е. сам смысл родового промысла сказки – любовь, а это - есть гармония мужского и женского начала, любящая пара, которая переходит в родовой семейный супружеский союз. Сказка завершается всегда свадьбой. Сва-де-бо – Небесное Деяние Богов (Сва - небесное, Де – деяния, Бо- Богов) и Любовь – Люди Богов Ведающие (Лю-люди, Бо- Богов, ВЪ - Ведающие ), откуда и есть выражение «Все свадьбы свершаются на небесах».


Вот главный смысл сказочных наставлений Наших Мудрых Предков заключается в родовой силе, соблюдения Заповедей Богов, а это есть чистота Рода, чистота помыслов, супружеская верность, честь и совесть, а значит продолжение Рода в рождении детей, кои прибывали бы на Земле для жизни, которую и родили сами Боги Родные.

Поясняя эти волшебные сказки, русо-арийские роды подготавливают своих детей к достижению полного совершенства через обретение духовного, душевного и телесного Триединства в гармонии с Ведическим Мировосприятием.
Источник - из разных уголков сети.
ПЫ.СЫ.
очень многое похоже на путь в СА уэйта.
Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за правое дело

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23167
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#7 solp » 22 ноября 2019, 16:46

Alleshtina писал(а):Никто к власти в русском народе особо не рвался.
Позволю не согласиться. Начиная с времен Ивана Даниловича Калиты служба являлась ключевым, базовым условием жизни верхнего слоя государства - именно Калита начал вводить систему поместий - земля как прокорм в обмен на службу. И чем выше статус и близость к Государю, тем сытнее и лучше поместье, а если повезёт - так и вотчину дадут. Далее это привело к местничеству - когда должности определялись родовитостью и заслугами предков - и бояре очень ревностно эти привелегии отстаивали. Далее когда Пётр Великий местничество упразднил - появилась Табель о рангах - четкий и понятный социальный лифт, люди стремились служить (а дворяне до середины правления Екатерины Великой - обязаны) и чем выше место займут, тем лучше, для простанародья классный чин был Мечтой и Целью. Даже когда Екатерина дала вольности дворянству, служба была всегда в почете - мужчина всегда подписыался в визитках, письмах официальных на приёмах согласно чину, не иметь его было постыдным, к тому же человека без чина обязывали называться и на приёмах представляться - Недоросль - хотя ему могло быть хоть 40 лет. Нет чина - Недоросль и всё. Власть народ всегда уважал и стремился.

Alleshtina
Аватара
Alleshtina
Репутация: 3876 (+3916/−40)
Сообщения: 3115
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#8 Alleshtina » 22 ноября 2019, 16:59

solp писал(а):Даже когда Екатерина дала вольности дворянству, служба была всегда в почете - мужчина всегда подписыался в визитках, письмах официальных на приёмах согласно чину, не иметь его было постыдным, к тому же человека без чина обязывали называться и на приёмах представляться - Недоросль - хотя ему могло быть хоть 40 лет. Нет чина - Недоросль и всё. Власть народ всегда уважал и стремился.
только это вас смущает?? из всей статьи?)))
Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за правое дело

Вълчица
Аватара
Вълчица
Репутация: 2684 (+2688/−4)
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#9 Вълчица » 22 ноября 2019, 17:30

Добавлю красоты)
Очень интересные трактовки.
Получается, Зайчик в лубяной избушке, Лисичка в ледяной и Петух, который с косой (прямо как образ Смерти), который Зайцу избушку вернул, это как обряд изгнания подселенца через кладбище? Петух поет заклинание аж три раза, затем косой убивает Лису (распыление подселенца). Петух как самый сильный колдун. Сделал то, что до него не смогли собака, медведь и бык, которые робко одноразово просили Лису покинуть заячью избушку.


Спойлер
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца — лубяная.

Пришла весна красна — у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

— Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

— Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.

Подошли они к избенке. Собака забрехала:

— Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идет дорогой, плачет. Ему навстречу медведь:

— О чем, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

— Не плачь, я твоему горю помогу.

— Нет, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, и тебе не выгнать.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избенке. Медведь как закричит:

— Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь испугался и убежал.

Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:

— Что, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

— Пойдем, я твоему горю помогу.

— Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.

— Нет выгоню!

Подошли они к избенке. Бык как заревел:

— Поди, лиса, вон!

А лиса им с печи:

— Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бык испугался и убежал.

Идет опять зайчик дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:

— Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

— Пойдем, я твоему горю помогу.

— Нет, петух, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать.

— Нет, выгоню!

Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон!

Лиса услыхала, испугалась и говорит:

— Обуваюсь...

Петух опять:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон!

Лиса опять говорит:

— Одеваюсь...

Петух в третий раз:

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,
Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи,

Поди, лиса, вон!

Лиса без памяти выбежала, петух ее тут и зарубил косой.

И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23167
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#10 solp » 22 ноября 2019, 19:14

Alleshtina писал(а):только это вас смущает?? из всей статьи?)))
Не только. Согласен с тем, что церковь многие сказки переформатировала, но вот связь в Колобке
Славянских мифов и сказок с Египтом вызывает определенное сомнение scratch_one-s_head Слишком разные и далекие народы всё же

Alleshtina
Аватара
Alleshtina
Репутация: 3876 (+3916/−40)
Сообщения: 3115
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#11 Alleshtina » 23 ноября 2019, 10:16

solp писал(а):Слишком разные и далекие народы всё же
на истину не претендую. Но поразмыслить есть над чем .
особенно - взаимосвязь линии развития и уроков в сказках и Таро yes
Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за правое дело

Милана_Я F
Аватара
Милана_Я F
Репутация: 882 (+885/−3)
Сообщения: 960
Зарегистрирован: 30 января 2018
С нами: 6 лет 1 месяц

#12 Милана_Я » 4 ноября 2020, 16:46

Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? За право называться ее прародиной решительно высказывался русский Север. В то же время не раз выдвигались версии об иностранном происхождении лесной ведьмы. Ряд мифологических школ признавал Бабу-Ягу добрым божеством — знахаркой и ведуньей, покровительницей зверей, жрицей леса. В 1990-х годах экстрасенсы дружно увидели в ней «сущность низшего астрала». А историки литературы предлагали «не копать слишком глубоко», оставляя за злой колдуньей роль антагониста герою сказки: Баба-Яга мешает ему выполнить задачу и тем самым способствует развитию сюжета.

С последним мнением согласиться уж никак нельзя. Во-первых, нет таких персонажей в отражающих древние ритуальные действия народных сказках, которые бы несли на себе исключительно литературную нагрузку. Манера поведения, слова и поступки героев и антигероев вращаются вокруг единого стержня, имя которому — обряды языческой религии. Во-вторых, Баба-Яга скорее помогает, чем мешает главному герою, наделяя его волшебными предметами и животными, такими как меч или конь.

Тогда, возможно, правы те, кто признает Ягу добрым божеством славянского пантеона? В какой-то степени, да. Баба-Яга персонаж не отрицательный. Впрочем, и не положительный. Создается впечатление, что у нее свой собственный кодекс чести (совсем как у эпических богов древности) и свои секреты. И эти секреты хорошо известны главному герою. Он без колебаний открывает дверь в избушку лесной колдуньи, с порога упрекает хозяйку в недостатке гостеприимства, рассказывает ей, «с чем пожаловал», и мгновенно заручается ее магической поддержкой.
Иное дело, если вместо Ивана-царевича в гости к Бабе-Яге попадают дети, как в сказках «Гуси-лебеди» и «Терёшечка». Они не произносят сакральных слов, не просят волшебные предметы, лишь пугаются, видя жаркую печь, которую истопила ведьма, чтобы их изжарить и съесть. Может ли людоедка быть добрым божеством? Нет, но ведь Баба-Яга и не людоедка. Сказка доносит до нас древний ритуал перепекания ребенка. Суть его заключалась в следующем: если младенец рождался недоношенным, то его сажали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь, символизирующую женское лоно. Там малыш «допекался», становился сильнее и жизнеспособнее. Подобным образом лечили детей постарше, если они заболевали: их сажали на лопату и осторожно подносили к горящей печи. В этом случае считалось, что болезни сжигаются и вместе с дымом выходят через трубу, а «заново перепеченный» ребенок становится более здоровым. Выполняла этот ритуал деревенская знахарка. Таким образом, версия о Бабе-Яге, ведунье и знахарке, небезосновательна. Сказка лишь исправила знак «плюс» (перепекание ребенка приносит ему пользу), на «минус» (ведьма детей жарит и ест), что могло произойти в период утверждения христианства.
Отрицательная ипостась Баба-Яги легла в основу еще одной теории, согласно которой прототипом этого сказочного персонажа были предводительницы враждебных славянам племен. Лихие амазонки ехали во главе своего отряда в железных чанах, которые тащили лошади, и, указывая перстом на русское войско, восклицали «Яга!», что принято трактовать как «ура!» или «ага». Еще один сравнительно недавно обнаруженный раритет — «Велесова книга» (чья подлинность не доказана!), повествует о племени ягов, возглавляемых шаманами и шаманками (бабами ягов) и воевавших с русскими.

С точки зрения эмоций возникновение теорий об иноземном, «нерусском» происхождении ведьмы понятно: в славянских сказках Баба-Яга — отрицательный персонаж, следовательно, ее прототипом послужил исконный враг. Но подвести к этим теориям научную базу удается далеко не всегда. К тому же, как мы уже выяснили, лесная колдунья не всегда настроена против главного героя. И, кроме того, остается непонятным, отчего это предводительницы или шаманки враждебных племен лишились своего войска, но при этом избежали смерти или плена, мирно поселились в избушках и добровольно помогают Иванам?

Впрочем, мы не станем спорить ни с теорией об амазонках, ни с версией о ягах-шаманках. В этом нет смысла, потому что при ближайшем рассмотрении Баба-Яга теряет свои человеческие (славянские ли, иноземные ли) характеристики и превращается… в существо, принадлежащее тому, а не этому свету, — в мертвеца. Вот доказательства.
Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на «курьих ножках», то есть на пнях, которые можно обнаружить при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы или домовины для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время истлевшие останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника. Помните, какой ужас объял Ивана-царевича, когда он подошел к избушке Баб-Яги? «Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: "Уж не моей ли он головы дожидается?"»
Дальше Иван совершает хорошо знакомый читательской аудитории ритуал. Он вдруг заговаривает с избушкой: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом». Самое удивительное, что все зашедшие в гости к Бабе-Яге Иваны поступают так в ста случаях из ста. Но в тоже время никто из сказочных героев не пытается повернуть «к лесу задом» царские дворцы, замки колдунов и колдуний, дом Кощея Бессмертного. Все это, конечно, не случайно. Стоящий на пнях дом-гроб Бабы-Яги одной стороной, там, где вход, обращен к лесу (в царство мертвых), а другой — к лесной опушке (в царство живых). Невидимая граница между двумя царствами проходит как раз по дому Бабы-Яги. Иван — живой человек — не может переступить границу, поэтому он произносит заклинание, поворачивающее избушку.

Вот незваный гость входит в деревянный сруб и видит, что «Баба-Яга Костяная Нога на печи лежит, нос у ней к потолку прилип, рука в окошке торчит». Немного странно — разве Яга великан? С чего бы ей занимать собой всю избушку… если только эта «избушка» не гроб?! И костяная нога не что иное, как нога покойника с истлевшей плотью.

Иван переступает порог и приносит с собой запах дыма от костров, которые разжигают люди, запах человеческого тела, на что Баба-Яга мгновенно реагирует: «Фу-фу, русским духом пахнет». Слово «русским» здесь употребляется в значении «человеческим» — ведь у бесплотных духов в царстве мертвых нет запахов. Но надо сказать, что выражение «русский дух» часто используется как доказательство «иностранного» происхождения Яги: мол, русские мазали сапоги дегтем, и этот запах учуяла «нерусская» лесная жительница. Только едва ли это так. Скорее дело в том, что покойник Баба-Яга плохо видит (или вообще не видит) и ориентируется с помощью слуха и обоняния, определяя, что перед ней живой человек. Такая особенность потусторонних существ многократно описана (вспомним хотя бы «Вий» Николая Гоголя).

Баба-Яга встречает гостя не слишком дружелюбно, но все же сразу приступает к делу: «С чем пожаловал?» А Иван почему-то не торопится. Он вдруг требует накормить и напоить его, истопить баню, уложить спать. К чему бы это? Дело в том, что таким образом герой иносказательно сообщает Бабе-Яге: «мне тебя нечего бояться». Живые люди не должны пробовать пищу в царстве мертвых, иначе они навсегда останутся в потустороннем мире (этот запрет хорошо отражен в дошедших до нас древнегреческих мифах). Но Иван, видимо, владеет магическими знаниями, позволяющими ему безбоязненно съесть то, что предложит Яга. После этого лесная колдунья, живущая на границе царства мертвых и царства живых, уже беспрекословно помогает собрату-магу. Иногда, впрочем, только до поры до времени.
Наибольший протест у нее может вызывать похищение героем единственной дочери (пусть и с согласия последней). В этом случае Баба-Яга-Костяная Нога пускается в погоню на коне или на ступе. Что это за предмет? Кроме уже упомянутых нами захоронений в деревянных срубах, c Х века славяне заворачивали умерших в бересту, а примерно с ХII века стали хоронить покойников в долбленых дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших). Тогда на смену захоронениям в долбленых колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Следовательно, Баба-Яга передвигается в ступе-гробу, что вполне логично для мифологического покойника.

Возникает вопрос, почему главный герой обращается за помощью к мертвецу? Ответ на него таков: герой обращается за помощью к магии, которой — согласно языческим верованиям — обладали все или некоторые умершие, в том числе и Баба-Яга. Ее избушка-гроб, расположенная на границе двух миров, это ворота в царство мертвых, где есть множество волшебных предметов: живая вода, молодильные яблоки, возвращающие силы и здоровье, могучий конь, меч, делающий его обладателя непобедимым. Стоит добыть их, чтобы вернуть к жизни невесту или брата, отвоевать царство, сокрушить всех врагов.

А как же быть с нашей первоначальной версией о том, что Яга — ведунья и знахарка, лечащая детей? Можно предположить, что с началом христианизации, когда языческие культы пришли в упадок и древние ритуалы у срубов на «курьих ножках» перестали выполняться, в одном из них (или около него) поселилась женщина. Она собирала травы, приручала животных или птиц, возможно (но необязательно), совершала магические обряды, пыталась общаться с потусторонним миром. Именно к ней стали носить нездоровых детей для совершения обряда перепекания, прибегали за помощью в случаях несчастья, просили погадать. Не случайно в более поздних сказках о Бабе-Яге исчезают костяная нога и ступа, зато появляются животные-помощники: кот, волк, гуси-лебеди или ворон. Сама Яга больше не лежит на печи, уткнувшись носом в потолок, а сидит на лавке и прядет кудель. В этих сказках она не одаривает героев мечом или конем, но часто угрожает их «изжарить и съесть».
Существуют сказки, в которых «знахарская» и «потусторонняя» сущность Бабы-Яги переплетаются. Что не удивительно для мифов, зародившихся в эпоху бронзового века, тысячелетия просуществовавших в устном изложении и пересказанных сотнями и сотнями разных рассказчиков. Но даже сегодня сквозь наслоения веков в сказках четко проступают древние ритуалы языческих верований, забытую картину которых можно восстановить по отдельным красочным деталям


Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 28 гостей