Сказкотерапия. Юнгианский анализ сказок

Gemini F
Автор темы
Аватара
Gemini F
Автор темы
Репутация: 105 (+105/−0)
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 16 января 2023
С нами: 1 год 3 месяца

#1 Gemini » 2 марта 2023, 8:56

Однажды... В некотором царстве, в некотором государстве... Жили-были... И начинается сказка

Сказкотерапия – форма познания и лечения души.
Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, то есть универсальны для людей любых культур и времен. Сказка, как зеркало, отражает реальный мир, но обязательно через призму личного восприятия.
Человек, слушающий или пишущий сказку, сопричастен с происходящим и может поставить себя на место любого из персонажей. Это шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении, в котором человек с собой работает.

Важной чертой сказки является трансформация. Некто маленький и слабый в начале к концу превращается в сильного, значимого и самодостаточного. Карл Густав Юнг основным моментом сказки считал процесс индивидуации – обновление и расширение эго - сознания.

Герои сказки:
Волшебные сказки и образ Героя - все они про инициацию и ее обряды, про превращение ребенка во взрослого.

Волшебная сказка:
В самых общих чертах волшебная сказка описывает процесс достижения героем цели, которую может описать только он, с помощью путешествия в тридевятое царство и использования волшебных помощников. Другими словами, человек совершает переход от проблемного состояния к желаемому путем подключения ресурсов. При этом трансформация затрагивает не внешнее окружение, а изменяется сам человек.

Коллективное бессознательное:
В юнгианской психологии считается, что волшебные сказки – это выражение коллективного бессознательного человеческой психики. Будучи продуктом совершенно разных народов, культур, все сказки, тем не менее, повествуют об одном и том же. Практически у всех народов есть сказки о красавице и чудовище, о царевне-лягушке, о доброй падчерице и плохой мачехе. И это делает их универсальным инструментом познания чего-то очень важного и сокровенного внутри себя, а также универсальных законов существования.

Действующие лица:
Наиболее полно структура волшебной сказки была изучена и описана В.Я. Проппом. Он установил, что действующих лиц «всего» 7:
1) герой, 2) царевна, 3) отправитель, 4) даритель, 5) помощник, 6) антагонист и 7) ложный герой.

Можно рассматривать всех персонажей - как части одного человека. Принц – Эго, принцесса – Анима, дракон – агрессия, Баба-яга – своя же мудрость.

Можно работать со сказкой в нескольких направлениях:
1. С уже готовой известной сказкой
2. Со сказкой, придуманной вами для вашего ребенка. другого человека, – это наиболее сложная задача
3. Со сказкой, придуманной вами для себя.

Алгоритм психокоррекционной сказки:
1. В первую очередь надо подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру расказчика» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача – через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» – эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Алгоритм терапевтической сказки:
Должна быть узнаваемая проблема, похожая и созвучная внутреннему конфликту героя. В конце – обязательно разрешение проблемы и желательно несколькими путями. Одна из целей терапии – донести, что ситуации случаются разные, это не конец света, цель - снять тревогу.

Алгоритм медитативной сказки:
Медитативные сказки могут иметь или не иметь сюжета. Основное условие написания такой сказки – надо пройти по всем модальностям: слух, зрение, обоняние, осязание. Например, вы лежите на берегу моря, слышите, как кричат чайки, ноги ласкают волны, слышен шум волн, пахнет солью... В них нет конфликтных персонажей, есть положительные эмоции и чувства. Их цель – расслабить и напитать ресурсами.

Троекратные действия в сказках:
Очень часто человек в своей жизни многократно возвращается к одной и той же проблеме, которая, впрочем, может быть «замаскирована» под различные жизненные ситуации. Так же и Герой сказки часто троекратно совершает определенные действия.

Идентификация с Героем:
Очень важно в сказкотерапии, чтобы человек идентифицировался с Героем, потому что в этом случае человек начинает разделять судьбу своего Героя и меняться вместе с ним.

Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 11 гостей