Минимизация отрицательных переживаний это естественная потребность любого живого организма (в частности, человека) и с некоторым допущением любой психический процесс можно признать направленным на достижение этой цели. Необходимость в выделении отдельных защитных механизмов связана лишь с практической потребностью личности и в дальнейшем выделении и описании самых универсальных и результативных из защитных процессов.
Человек, применяющий защиту, бессознательно стремится справиться с мощными угрожающими чувствами и эмоциональными переживаниями, либо использует защитные механизмы для поддержания самооценки. У любого человека есть предпочитаемые, по той или иной причине, защиты, и это связано с опытом переживания последствий использования конкретных защит, детскими стрессовыми факторами, навязанными защитами, личностями ценностями и тп.
В общем, поехали. Этот лист нужно будет дополнять, здесь только его маленький кусочек. Кстати, конкретной классификации механизмов не существует.
• всемогущий контроль — защищает от ощущения беззащитности и неспособности контролировать свою жизнь; может проявляться в виде всевозможных суеверий и ритуалов, создающих впечатление способности предсказать или изменить своё будущее там, где реального контроля нет. Возможны и более «прямолинейные» попытки контролировать свою жизнь, оказывая давление на людей или даже совершая вполне рациональные поступки. Человек придерживается нереалистичной и неосознаваемой фантазии о своей (по крайней мере потенциальной) способности полностью контролировать свою жизнь и всё, что её касается, и, рано или поздно, сталкивается с тем, что что-то произошло не так, как планировалось. Тогда проявляется деструктивная сторона этого механизма — человек необоснованно считает себя виноватым в том, что произошло;
• примитивная идеализация — бессознательное представлении о ком-либо как об идеальном и всемогущем защитнике; одним из «побочных эффектов» механизма является примити́вное обесце́нивание человека, если его дальнейшая идеализация невозможна;
• расщепление эго (расщепление) — мышление «в чёрно-белом цвете», иначе говоря в терминах крайностей: «хороший» или «плохой», «всемогущий» или «беспомощный» и др; человек обычно прибегает к этой защите тогда, когда у него не получается привести в единое целое свой разрозненный, противоречивый внутренний опыт; предположение о том, что есть конкретные «плохие» люди, олицетворяющие «зло» и, соответственно (чаще всего, по крайней мере, на начальных этапах), восприятие себя как «хорошего» человека — обладает значительной привлекательностью для большинства людей; защита и повышение собственной самооценки — одна из причин такой привлекательности;
это «расщепление» объекта на «только хорошего» и «только плохого» является главной характеристикой работы данной защиты
- Спойлер
- Например, сосед, разрешающий одолжить свою дрель, может восприниматься как очень хороший, чуткий человек. При этом тот же самый, но «вчерашний» сосед, устраивавший у себя ремонт, мог быть врагом № 1 — этот опыт игнорируется, словно бы не имеющий отношения к хорошему «сегодняшнему» соседу.
• примитивная изоляция— уход от напряжения в другое психическое состояние; защитное или артистическое фантазировавшие может пониматься как форма примитивной изоляции; одна из самых первых защит, которыми начинает пользоваться человек в своей жизни; человек, применяющий для защиты примитивную изоляцию, может производить впечатление погружённого в себя и не реагирующего на внешние воздействия; важная особенность этой защиты — практически не требует от человека искажения воспринимаемой им реальности, человек просто психологически изолируется от неё; зачастую восприятие реальности теми, кто чрезмерно полагаются на примитивную изоляцию, оказывается значительно более тонким и чувствительным, чем у других людей, из чего некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что склонность к примитивной изоляции есть следствие врождённой сверхчувствительности; негативным следствием применения этой защиты являются проблемы в социальных контактах, так как появляется склонность к самоисключению из межличностных контактов ради сохранения внутреннего спокойствия, что особенно вредит взаимоотношениям с любимыми людьми, которые не получают необходимой им обратной реакции;
• интеллектуализация — бессознательная попытка абстрагироваться от своих чувств; это абстрактное умствование вместо признания и переживания своих аффектов; если при изоляции человек обычно считает, что не испытывает изолированных им чувств, то при интеллектуализации он признаёт за собой некоторые эмоции, хотя часто недооценивает их силу и значение, и как бы переводит их на абстрактный, интеллектуальный уровень, рассуждая о личных эмоциях как о неких теоретических понятиях, имеющих к нему некоторое отношение; полноценное переживание при этом отсутствует; эта защита чрезвычайно эффективна, так как позволяет снижать зависимость собственного поведения от эмоций без полной потери информации об этих эмоциях; ещё один плюс — интеллектуализирующего человека в эмоционально насыщенной ситуации часто воспринимают с одобрением в социуме; это одна из излюбленных защит многих; минусы — интеллектуализация искажает восприятие реальности из-за недооценивания силы и значения эмоциональных переживаний, теряется возможность полноценного переживания и способность адекватного ответа.
- Спойлер
- Если человек имеет склонность использовать эту защиту повсеместно, во всех или почти всех эмоционально насыщенных ситуациях, у него, несомненно, возникают проблемы в близком межличностном взаимодействии, когда он блокирует таким образом проявления любви, нежности, симпатии, не может полноценно обсудить свои обиды, страхи и разочарования
• рационализация — отличается от интеллектуализации тем, что здесь человек даёт своим эмоциям искусственное рациональное объяснение, недопускающее принятия бессознательных мотивов мышления и поведения; состоит в попытке post factum создать гармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения; попытка объяснить поведение, не объяснимое с помощью объективного анализа ситуации, или попытка оправдать неудачу или ошибку
- Спойлер
- Например, пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное — самозащитой, а равнодушное — желанием сделать окружающих более самостоятельными. Во всех этих случаях решение, как поступить, принимается бессознательно и человек не осознаёт лежащей за ним мотивации. Если вдруг встаёт вопрос о причине принятого решения, и причина оказывается неблаговидной, часто человек вместо её осознания ищет рационально выглядящее оправдание, призванное убедить его и окружающих в разумных и благовидных причинах принятого решения. При этом человек и сам искренне верит в свои рационализации.
• морализация — механизм , сходный с рационализацией и выражающийся в бессознательном поиске способа убедить себя в моральной необходимости происходящего; рационализирующий старается найти логическое обоснование, морализирующий — морально-этическую необходимость; искажением реальности, является то, что, как и в случае рационализации, обоснование ищется post factum, когда решение уже принято, событие произошло, поступок совершён; применяется для защиты чувства собственного достоинства, веры в свою способность контролировать ситуацию и принимать правильные решения; направлена на сохранение восприятия себя как «хорошего» объекта, способного совершать только «хорошие» поступки;
• изоляция аффекта — удаляет из сознания лишь эмоциональную составляющую, сохраняя полное понимание происходящего; процесс может запускаться в психике для защиты от чрезмерного поглощения сознания эмоциями, и, когда эмоции захлёстывают человека, он может пытаться сохранить холодный рассудок путём изоляции когнитивной составляющей от эмоциональной; адекватно оценивается значение произошедшего, но не замечаются собственных переживания по этому поводу; лежит в основе таких защит как интеллектуализация, рационализация и морализация;
• диссоциация — человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним, что защищает от избыточных, непереносимых эмоций; комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания (но может быть возвращён в сознание с помощью гипноза и тп); в некоторых случаях человек может настолько диссоциироваться от себя, что начинает как бы видеть себя со стороны, вплоть до ощущения выхода из тела;
• интрое́кция (intro — ‛внутрь’, iacio — ‛бросаю, кладу’) — включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и прочего (интрое́ктов), из-за чего нечто приходящее извне воспринимается человеком как происходящее из него самого; в отличие от идентификации не осознаётся; играет важную роль в процессе формирования Истинного Я, совести, привязанностей, взглядов, мотивов, особенностей поведения и эмоциональных реакций; человек начинает осознавать себя как всемогущего за счёт «присвоения» себе возможностей и качеств значимых ему обтянутов-субъектов-явлений-и тп.; защищает человека от потери самоуважения в ситуациях зависимости от других людей (у меня есть защитник/помощник, и поэтому Я не беззащитный и не беспомощный); со временем начинает осознаваться и превращается в идентификацию; интроекция искажает восприятие реальности человеком, аставляя его ощущать нечто внешнее как нечто внутреннее, — исчезновение этого внешнего может быть воспринято как исчезновение чего-то внутреннего, что имеет непосредственное отношение к природе депрессии и процессу горевания — пытаясь сохранить внутреннюю целостность, человек может предаться бессознательной фантазии о том, что это он виноват в потере и что он может как-то загладить свою вину, вернув то, чего ему не хватает; иначе говоря — бессознательное отождествление человека с тем (теми), кто угрожает его безопасности; если человека не устраивает положение подвергающегося агрессии, он может попытаться сам занять позицию агрессора, интроецируя его черты;
• вымещение — это психологический механизм удовлетворения, разрешения побуждений личности за счёт «нейтрального» объекта, если по каким-либо причинам прямое удовлетворение невозможно; проявляется в разнообразных вербальных, эмоциональных, двигательных реакциях личности, которые направлены не на объект, вызвавший напряжение, а на совершенно нейтральный, случайный объект;
• реверсия (reversio — возврат, обращение) — проигрывание жизненного сценария с переменой в нём мест субъекта и объекта; в основе лежат защитные механизмы проекции и идентификации; механизм срабатывает в тех случаях, когда потребность быть объектом чьих-то действий (заботы, внимания и т. п.) велика, но воспринимается постыдной или опасной, в таких случаях человек может попытаться удовлетворить свою потребность, став субъектом деятельности (заботясь о ком-то, проявляя внимание и т. п.) и одновременно идентифицируясь с её объектом; замена пассивной позиции на активную является преимуществом этой защиты, а недостатками являются отсутствие реального удовлетворения и отсутствие осознания своей истинной потребности; защита интерпретируется окружающими как альтруизм в самой бескорыстной форме, что в какой-то степени верно, хотя и не учитывается внутренняя мотивации личности.