Рефлексивное управление (технология принятия манипулятивных решений)

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3914
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 26 февраля 2023, 20:52

Испокон веков люди были и остаются объектом манипулятивных воздействий. Первоначально рефлексивное управление определялось как управление решением противника в ситуациях конфликта.
Спойлер
«Процесс передачи оснований для принятия решения одним из противников другому называется рефлексивным управлением. Любые обманные движения, провокации и интриги, маскировки, розыгрыши, создание ложных объектов (и вообще ложь в любом контексте) представляют собой реализации рефлексивного управления»
Любая из техник, применённая сама по себе, может быть легко обнаружена. Но если они применяются в комбинации и делается это так тонко, что методы сменяют друг друга постоянно, а интенсивность все время остается на границе восприятия, достигается практически стопроцентная точность манипулирования при его полной незаметности.
Манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на индивидуальное, групповое и массовое сознание, есть инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения субъектов к решениям и действиям в ущерб собственным интересам в интересах осуществляющих эти воздействия.
Преобладают два основных контекста механизмов манипулятивных воздействий.
Первый — психолого-психиатрический, который базируется на психотерапевтической практике и вглубь механизмов манипуляций особенно не заглядывает.
Второй контекст — политико-идеологический, описывающий, прежде всего, информационно-пропагандистский арсенал; фокусирует внимание на технологиях «промывания мозгов».
В исходном смысле самого термина манипуляции заложен негативный, провокативный смысл из-за ее способности серьезно нарушать нормальное функционирование и жизнедеятельность объектов воздействия.
Спойлер
Эти воздействия можно квалифицировать как негативные, так как они вызывают психо-, эмоционально-, социально-и психологическую напряжённость, искажение восприятия, дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение. Последствия — глубокие трансформации сознания.
Манипулятивные воздействия — это ядро рефлексивного управления.
Рефлексивное управление — это информационное воздействие на объекты через сознание и волю.
Термин «рефлексивное управление» может пониматься в двух смыслах:
• искусство манипуляции людьми и объединениями людей;
• специфический метод контроля.
Рефлексивное управление — это воздействие на субъектов, склоняющее их принять решения, заранее подготовленные управляющей стороной.

Четыре типа рефлексивного управления:
1) манипулирование посредством влияния (прямое воздействие);
2) манипулирование путем изменения отношений людьми;
3) манипулирование порядком значимости;
4) воздействие на неосознанную сферу субъектов.

Спойлер
Рефлексивное управление происходит, когда вы передаёте объекту воздействия побуждения и основания, которые послужат поводом достигнуть желательного решения; его сущность содержится в строгой тайне.
Рефлексия побуждает определенные процессы имитации рассуждений в объектах воздействия или имитации возможного поведения, заставляя принимать неблагоприятные для них решения. Человек приходит к решению, основанному на представлении о ситуации (см. восприятие), которую он сформировал, включая ваше состояние и »истинные» намерения. Исходные идеи для принятия решений формируются на основе диагностики и других факторов, основанных на устойчивом наборе концепций, знаний, идей и опыта [практики].
Рефлексивное управление эксплуатирует понимание о морали, желаниях и тп, и персональные характеристики (личные данные, привычки и психологические различия могут использоваться в манипулятивных (сбивающих с курса) действиях). Сторона с самым высоким качеством «рефлексии» (более способная к имитации мыслей другой стороны или предсказанию ее поведения) имеет отличные возможности для получения высоких результатов. Качество рефлексии зависит от аналитических способностей, общей эрудиции и опыта, сфере знаний об объекте воздействия.
Хотя формальная терминология рефлексивного управления не существовала в прошлом, противодействующие стороны фактически использовали ее интуитивно, идентифицируя и сталкивая мысли друг друга, планируя и изменяя впечатления о себе, побуждая к ошибочному решению.

Рефлексивное управление в случае успешного проведения позволяет влиять на планы другого человека, его представление о ситуации и его действия. Одна сторона может навязывать свои желания другой и заставлять принимать не соответствующее данной ситуации решение, используя различные методы управления, включая маскировку (на всех уровнях), дезинформацию, провокацию, шантаж и компрометацию.
Рефлексивное управление фокусировано скорее на менее ощутимом субъективном элементе искусства манипуляции, нежели более объективных знаниях. Достижение успешного управления требует глубокого изучения «внутренней природы» человека, его идей и концепций — этот тот фильтр, через который проходят все данные человека о внешнем мире. Успешное рефлексивное управление представляет точку кульминации информационного управления.

Спойлер
Рефлексивное управление — это управление человеком.
Четыре основных метода передачи информации объекту воздействия для контролем над ним (служат как контрольный список для принимающих решения):
1. давление: демонстрация силы превосходства, психолог. атаки, ультиматумы, угрозы, фокусировка внимания на вашем «иррациональном» поведении, провокационные маневры, ограничение доступа к каким-то важным для объекта воздействия аспектам жизни, изоляция этих аспектов, «нагнетание» и рекламирование вашего успеха, демонстрация безжалостных действий и демонстрация милосердия в те моменты, когда объект воздействия прекращает его сопротивление.
2. представление мнимой информации о сложившейся ситуации: маскировка (показ слабости в сильном месте и показ силы — в слабом), сокрытие истинных связей создание ложных, поддержание секретности, изменение поведения.
3. провоцирование к поиску новых направлений в общении с вами (объект воздействия всегда думает о том, что он хочет получить от вас и общения с вами): преднамеренная демонстрация неистинного намерения, подрывная деятельность, провокации, оставление открытыми двери для выхода обьекта воздействия из созданной ловушки, принуждение его расходовать свои силы, ресурсы и время на несущественные дела, нейтрализация его оперативного мышления.
4. Изменение времени принятия решения, передача информации об аналогичных конфликтах у других людей — работая над тем, что ему кажется выполнимым и предсказуемым, человек принимает необдуманное решение, которое изменит способ и характер его действий.
Нужно уметь оценивать человеческие цели для рефлексивного управления личностью, психологию, способ мышления и уровень практического знания и опыта.
Необходимо иметь достаточно реалистичной информации о состоянии сил человека, характере их действий и способностях управлять ими; равно как и вам предстоит уметь останавливать или хотя бы задерживать встречное управление обьектом вами, отчетливо, реалистично и критически представлять его возможную реакцию на те условия, которые вы ему навязываете. Реакция может оказаться проблематичной, если ваша манипуляция обнаружена, и против вас могут быть предприняты встречные меры управления.

Спойлер
Рефлексивное управление имеет и другое название, — интеллектуальный методы информационного воздействия:
- отвлечение внимания (создавая реальную или мнимую угрозу какой-то другой особенно важной сфере жизни объекта воздействия, вынуждающих его пересматривать здравый смысл своих решений);
- перегрузка (за счет посылаемой противоречивой информации);
- паралич (создавая восприятие специальных угроз жизненным интересам или наиболее слабым местам);
- истощение (заставляя выполнять бесполезные действия и, таким образом, приводя защиту, силы к истощению ресурсов о.в.);
- обман (провоцируя направлять его силы на самозащиту тогда, когда вы вообще его не трогаете на самом деле);
- раскол (убеждая действовать вопреки привычкам);
- успокоение (заставляя полагать в вашей незаинтересованности в конфликте и уж тем более склонении его поступать по вашему велению, таким образом снижая его бдительность);
- устрашение (создавая восприятие непреодолимого превосходства);
- провокация (навязывая совершение действий выгодных для вашей стороны);
- предложение (предлагая затрагивающую иные личные сферы жизни о.в. информацию);
- давление (предлагая дискредитирующую информацию).
Рефлексивное управление—это процесс умышленной передачи определенной информации, которая окажет влияние на принятия решения, соответствующее переданной информации:
1) ориентированный на цель процесс, требующий полной картины всех необходимых методов рефлексивного управления;
2) «актуализация» планов, обеспечиваемых полной картиной интеллектуального потенциала, основанной на их реальных человека;
3) соответствие целей, действий, места, времени и методов проведения рефлексивного управления;
4) моделирование или прогноз состояния стороны во время выполнения действий;
5) антиципация событий.
Главное — «сделать ложное настоящим, а настоящее ложным».

Для Сунь-цзы победа в битве стоит лишь на третьей ступени по шкале воинского искусства. Второе место он отдает победе дипломатическими средствами, а первое — победе с помощью стратагемы. В 1970-х годах одновременно два ученых-синолога, швейцарец Харро фон Зенгер и русский Владимир Мясников независимо друг от друга «открыли» стратагемы для западной культуры. Первой книгой о стратагемах на русском был перевод Мясниковым работы: Харро фон Зенгера «Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать».

Стратагема (древне-греч. στρατаγημα — военная хитрость) — это некий алгоритм поведения, просчитанная последовательность действий, направленных на достижение скрытой цели или решение какой-либо задачи с обязательным учетом психологии объекта, его положе- ния, обстановки и других особенностей ситуации. Это понятие существует в культуре Китая не менее трех тысяч лет. Другие значения «расчет», «план», «прием», «техника», «уловка».

Например, вот иллюстрирация стратагемы провокации:
«13. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею.»

Задача: Разведка боем, осуществление чего-либо на первый взгляд бесполезного («бить по траве»), провоцируя ответ противника («вспугнуть змею»).
Провокация с целью вынудить объект раскрыть свое местоположение, планы, стратегию и другую информацию, а также с целью мотивировать противника на какие-либо действия или, наоборот, бездействие.

Данная стратагема имеет широкий диапазон применений в различных контекстах.
Провокация, по сути, — это создание конфликтной ситуации («акции») для получения какой-либо, нередко чрезмерной, а отсюда и неосторожной, «реакции». Такой «реакцией» могут стать угрозы, претензии, необоснованные требования или обвинения, невежливость, нахальство, высказывание гнева, равнодушия или пренебрежения, недовольства, противоречивые неясные заявления, двусмысленные намеки и любые другие действия... и т. п. Также эффективными могут быть странные, непривычные или неожиданные действия. Обычно, правильно осуществленная провокация вызывает у объекта высказывания или действия, от которых ему следовало бы воздерживаться. Самоуверенная, неверно проведенная провокация может вызвать еще большую настороженность и закрытость, а иногда и попытку создания ложной «реакции», то есть вброса дезинформации.

Альтернативное название данной стратагемы — уловка «раздразни генерала» или стратагема «подначивания военачальника».
Для успешной реализации этой стратагемы необходимо обладать хорошим знанием психологии и определенным артистизмом. Иметь чувство меры и обоснованной уверенность в том, что объект не осознает, что именно происходит на самом деле.

Собрание тридцати шести стратагем вышло из богатейшей военной традиции Китая. На протяжении нескольких тысячелетий большой опыт войн и конфликтов обрабатывался и осмыслялся, что привело к появлению нескольких трактатов, собраний закономерностей, правил и особенностей ведения военных действий. До появления христианства и, позднее, рыцарства, древние народы Западной Европы, как и китайцы, редко рассматривали моральный аспект ведения войны в отношении неприятеля как значимый элемент стратегии. Во многом романтизированная, рыцарская традиция сводится к нечастым случаям великодушия, проявляемого более сильной стороной к более слабой. («Ведь царь Салтан простил повинившихся и разбежавшихся по углам ткачиху с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.»)

На востоке Европы, в частности в Византии, военная хитрость была обыденным и широко распространенным явлением. Хадис, приписываемый пророку Мухаммаду, вторя Сунь-цзы, также утверждает — «Война — это уловки». Таким образом, и мировой опыт, и китайская практика указывают на то, что стратагемность — неотъемлемая часть военного дела, военной хитрости. В конечном счете, основной целью ведения военных действий является достижение результата любыми способами.

Военная хитрость рассматривалась китайцами, в первую очередь, как способ избежать больших потерь людских и материальных ресурсов. Успешное применение уловки представлялось несомненным благом для народа и государства, а талантливый стратег-генерал имел все основания для осуществления любой хитрости ради победы.

Острая нехватка земли и других ресурсов, враждебное окружение, постоянные войны, природные катаклизмы, сложная социальная иерархия в густо населенной стране с коллективистской моделью общества и ежедневная необходимость задумываться о вопросах выживания за несколько тысяч лет сформировали в китайской картине мира восприятие жизни, как войны, и войны — как модели жизни.

Несмотря на то, что в современном мире условия жизни заметно улучшились, стратагемность остается важной частью культуры общественных отношений, так как вопросы личного успеха и процветания все так же занимают умы людей. И никак не менее, чем вопросы выживания интересовали наших предков.

Отношение к хитрости и обману в межличностных коммуникациях отнюдь не тождественно моральному релятивизму и вседозволенности. Использование стратагемной тактики в низких и недостойных целях осуждалось конфуцианскими учеными еще в древнем Китае. Китайская культура выработала свой надежный набор социальных ритуалов, этических норм и механизмов противодействия антисоциальному поведению. Стратагемы являются одним из таких регулирующих инструментов.

Хорошей иллюстрацией использования стратагем в социальном контексте может служить понятие «лица» и необходимость постоянного его «сохранения». Авторы китайских изданий по стратагемам часто вспоминают об этой стороне применения уловок. В общении нередко возникают ситуации, когда необходимо осуществить что-либо неизбежно затрагивающее личные интересы или чувство собственного достоинства другого человека, что культурологически почти всегда рассматривается отри- цательно. Стратагемы помогают донести до учителя, клиента, делового или личного партнера необходимую для общего дела критику или откорректировать в нужном ключе его поведение, не затронув его достоинства и не принизив его статуса. Это так называемая китайская «ложь во спасение» ради сохранения внешнего «декора», что носителями западных ценностей иногда может восприниматься как прямой обман, тормозящий прогресс.

Многие исследователи отмечают, что важнейшими элементами древнекитайского подхода к стратегии, в отличие от подхода западного, являются принципы непрямых действий, ненасилия и избегания конфликтов, когда прилагаются все усилия для разрешения любой ситуации мирным путем и извлечения выгоды обеими сторонами, даже тогда, когда одна из них остается проигравшей.

Первым в истории специалистом по рефлексивному управлению, видимо, был змей, провокационно задав вопрос о запрете поедания со всех деревьев в саду.

Другие литературные персонажи были не столько легко ведомыми, как Ева. Например, Братец Кролик всё-таки попотел и все же удачно провел рефлексивное управление, умоляя Братца Лиса: «Делай со мной что угодно, только не бросай меня в терновый куст». И добился своего — спасся именно в терновом кусте.

Неприятные исходы тоже не редкость: Яго, ненавидя и Отелло, и Кассио, подбрасывает последнему платок Дездемоны, стремясь вызвать у Отелло неистовую ревность. Когда наивный Кассио показывает платок Дездемоны, Отелло полагает измену Дездемоны доказанной и душит Дездемону, а затем, узнав о своей ошибке, закалывается сам.

Жертвой провокации шикарного Карлсона была не менее шикарная Фрекен Бок, не сумевшая ответить на вопрос: «ты перестала пить коньяк по утрам? Да или нет?»

Ситуация с бесконечным увеличением ставок — бытовой пример рефлексивного управления.

Моральный аспект рефлексивного управления
Как показывают практика, манипулятивные технологии чаще всего базируются на лжи и обмане, на стремлении оставить другую сторону «в дураках», естественно встал вопрос о моральной оценке манипулятивного воздействия.
Стали обращать внимание на необходимость фиксировать моральное измерение человека в точных научных терминах, отказываясь при этом от представлений о человеке как чисто рациональном, прагматическом существе. Со временем была развёрнута концепция морального сознания, включающего в оценку ситуации оценивающий механизм решений «добро — зло». Именно посредством этого механизма порождаются психологические феномены, которые мы осознаем как чувство вины, сострадание, осуждение и т. п., а тем самым и важные источники внутренней мотивации человеческих поступков. Но это уже другая история…

Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 16 гостей