Представителю «помогающей профессии»

Gemini F
Автор темы
Аватара
Gemini F
Автор темы
Репутация: 106 (+106/−0)
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 16 января 2023
С нами: 1 год 3 месяца

#1 Gemini » 10 февраля 2023, 16:22

бывает трудно обратиться за помощью.

Между тем, для того чтобы сохранять способность полноценно работать, необходимо уметь позаботиться о себе в первую очередь. И важно обращаться с самим собой как с бесценным ресурсом/инструментом.

Развитие и совершенствование идет путем подъема на очередную вершину, достижения плато, пребывания на нем и прохождения очередного кризиса. Кризисы, которые переживает специалист, - это очередные инициации, дающие доступ к следующим профессиональным вершинам. Напишу про профессиональное выгорание и вторичную травматизацию при работе с клиентами.

Часто специалисты, особенно начинающие, бывают подвержены «синдрому спасательства». Развивая идеи Эрика Берна, психолог Стефан Карпман показал, что все многообразие ролей, лежащее в основе «игр, в которые играют люди», может быть сведено к трем основным - Спасателя, Агрессора и Жертвы. Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует движение по этому заколдованному треугольнику. Погружаясь в любую из этих ролей, человек начинает игнорировать реальность.

1. Чтобы специалисту не попадать в состояние Жертвы необходимо выходить из состояния Спасателя:
• Понимать собственные ресурсы, помогать тем, кто просит, соизмеряя свой ресурс
• Уметь говорить HET, если нет желания или сил помогать
• Если оказывать помощь, то без ущерба для себя
• Не отвечать за чужие ошибки
• Дать возможность действовать самостоятельно тому, кому помогаете
• И не помогать, если это приводит к бездействию того, кому помогают
• Не принимать решения за других, не считать, что их счастье - в ваших руках
• Убеждение, что необходимо «вылечить» каждого клиента. При таком убеждении невозможно избежать неудачи, так как есть группа клиентов, которым нет «лекарства»
• Заняться, прежде всего, своей жизнью и помочь самому себе.

2. В своей личной жизни важно найти возможность проявить себя в качестве, противоположном тому, которое требуется на работе. Например, если работа требует от вас быть собранным, следовать правилам, важно найти пространство, где вы можете быть спонтанным, бездумным, несерьезным.

3. Для предотвращения выгорания важно не количество наград, а их соотнесение с собственным затраченным трудом, что в данном контексте воспринимается как справедливость. Практически все исследователи отмечают, что недостаточное вознаграждение (денежное и моральное) или его отсутствие способствуют возникновению выгорания.

4. Выход из контакта с клиентом. Снятие телесного резонанса:
• Отсоединение: Поменяйте позу, ритм дыхания, пройдитесь, отведите взгляд, посмотрите в окно и т.п.
• Разотождествление: Напомните себе, что вы - это вы. Полезно сказать себе что-нибудь типа: «Я - (ФИО), я - специалист», причем сказать не про себя, а громко, так, чтобы услышать собственный голос
• Необычные действия: Сделайте пару физических упражнений, и чем страннее они будут - тем лучше: вам нужны новые эмоции. Прыгните со стула, все, что угодно
• Смена тактильных ощущений: Доставьте своему телу новые ощущения: помойте руки, сполосните лицо, выпейте чаю или глотните воды, сходите в туалет, подышите свежим воздухом или понюхайте кофейные зерна. Если есть необходимость - примите душ, вымойте голову и смените полностью всю одежду
• Релаксация/сделать приятно и удобно
• Дыхание.

5. Изучение своего уровня дистресса:
Инструкция: Невозможно прийти к себе не задавая себе много вопросов. Прочитайте каждый абзац отдельно и просто подумайте над вопросами. Отмечайте, какие мысли и чувства появляются:
• Как вы оцениваете свое эмоциональное состояние в конце каждого рабочего дня и рабочей недели?
• Отмечаете ли вы, что какие-то дни для вас более трудные, а какие-то как будто легче?
• Существуют ли определенные клиенты или типы клиентов, отношения с которыми для вас наиболее стрессогенны? Вы осознаете, почему они так сложны для вас? Всегда ли это так?
• Существуют ли определенные рабочие обязанности или задачи, выполнение которых вызывает у вас стресс?
• Как вы используете свободное время? Что помогает вам расслабиться?
• Как долго вы восстанавливаетесь?
• Какие изменения в своем поведении вы отмечаете?
• Делаете ли вы что-нибудь такое, чего обычно не делали раньше?
• Что вы перестали делать из того, что обычно делали раньше?
• Какие изменения в своем теле и своем здоровье вы отмечаете?
• Какие изменения произошли в ваших отношениях с окружающими: коллегами, друзьями, партнерами, детьми и другими членами семьи, соседями, посторонними?
• А как насчет ваших отношений с самим собой? Что изменилось?
• Что вы хотите изменить, но пока не можете?
• Что вам кажется наиболее ценным результатом проделанной сейчас работы?

6. Важно знать в работе свои личные табу:
• Есть ли темы, которые полностью запретны?
• Можете ли вы позволить себе отказаться от работы с данными вопросами?

Люди охотно откликаются на предложение рассказать о своих удачах. Это занимает немного времени. Одно из противоядий в выгорании - осознать, что вы, так же, как и другие люди достаточно хороши для всего, чтобы жить личную жизнь, радоваться и, конечно, быть успешным в профессиональном плане бытия.
Поэтому предлагаю вам рассказать о приятном, запоминающимся случае в работе, или о случае, в котором вы вселенски гордитесь за себя!
Все имена могут быть вымышлены, а вот истории - пусть будут реальны

Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 31 гость