Чакры и медитации: талу, бхрамара-гуха и брахмарандра

Описание: Йога. Цигун. Даосские энергетические практики и многое другое ...

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3914
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 24 марта 2023, 3:37

1. Талу-чакра
तालुचक्र, tālucakra
Талу-чакра (небная чакра) расположена в районе мягкого неба (tālu-mula). Ее также называют Лалана-чакра. Там надлежит созерцать пустоту, в которой растворяется ум (читта). Это место, где происходит соединение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Когда йогин достигает состояния кевала-кумбхаки, прана сужается и останавливается именно в пространстве талу. Вместе с праной прекращается и колебание ума. Считается что талу-чакра связана с лайя-йогой и практикой кхечари. Талу-чакра тесно связанная с Бинду и Вишуддха-чакрой. После того как нектар оставляет Бинду и перед тем как достичь Вишуддхи, он сохраняется в Талу-чакре.

Кхечари
(санскр. – движение в пространстве) одна из самых важных практик в йоге, с помощью которой обретаются йогические сверхспособности и освобождение. Многие тексты йоги и тантры описывают кхечари-мудру как наилучшую. Она соединяет луну и солнце, они поглощаются огнем сушумны, что дарует лишенное опоры состояние пространства и раскрывает сознание. Кхечари-мудра останавливает поток нектара из Сома-чакры вниз, где он «поедается» солнцем. И благодаря этому, успешный в кхечари йогин не страдает от болезней, не стареет и не растрачивает бинду даже в объятиях женщин.

Существует два уровня понимания (реализации) и практики кхечари:

- физический. Это практика заведения языка назад за небо и далее вверх в носовую полость. Для достижения такой подвижности языка рекомендуется постепенно подрезать уздечку либо выполнять специальные упражнения для растягивания языка. Этот подготовительный этап может занимать полгода или более
- связанный с состоянием сознания, когда садхака непрерывно осознает все изменения (движения) в пространстве своего сознания. Такая практика используется в тантре, а также это то состояние, к которому должна вести физическая практика кхечари (с языком).

Это упражнение представляет собой одну из древнейших йогических практик. Относится к разделу мудр, главная цель которых — перенаправление энергетических потоков в теле. Благодаря практике мудр человек учится удерживать своё внимание на определённом участке тела.
Если говорить упрощённо, то кхечари-мудра представляет собой языковой замок. Сделать его несложно: необходимо загнуть язык так, чтобы кончик упирался в верхнее нёбо. Во время выполнения мудры рот практикующего закрыт.
Описанная техника подходит новичкам, тем кто освоил описанную технику и может удерживать язык в таком положении длительное время, следует медленно продвигать язык вглубь, к гортани, как бы пытаясь сглотнуть. Согласно трактатам, йоги прошлого были способны проникнуть языком в своё горло, и цель этой практики была не в сохранении и приумножении здоровья.
В горле находится источник, дарующий бессмертие. Кроме того, йоги прошлого, «проглотив» язык, были способны перекрывать им правую и левую ноздрю для выполнения попеременного дыхания. Но не стоит проверять этот факт на практике, особенно на начальном этапе.
Тот, кто знает Кхечари-мудру, не подвержен болезням, не подвержен законам причины и следствия (кармы) и свободен от уз времени (смерти)
На обратной стороне нёба есть определённые точки, нажимая на которые язык способствует выделению секреций, что приводит к общему оздоровлению. В ротовой полости образуется слюна, вследствие чего устраняется жажда и чувство голода.
Йоги прошлого верили в то, что тот, кто в совершенстве освоит эту мудру, «ускорит наступление глубоких состояний». Речь идёт о возможности при помощи практики изменять сознание, направляя энергию к верхним чакрам. Также к эффектам от практики кхечари-мудры можно отнести то, что разум приходит в равновесие, также мудра дарует человеку чувство спокойствия. Йогам прошлого подражать не надо. Для освоения техники нет необходимости подрезать язык в области перемычки. Если выполняете кхечари-мудру вместе с асанами, то обратите внимание на вкус слюны: если она горька, это знак того, что необходимо прекратить выполнение мудры немедленно. Если во время практики вы чувствуете боль в языке или дискомфорт, прекратите выполнять упражнение.
В данном вопросе стоит ориентироваться на самочувствие. Начинайте с небольшого временного интервала в 3–5 минут, но делайте практику регулярно, выделите такое время, когда вас ничто не будет отвлекать, так как прерывать практику нельзя. Постепенно увеличивайте время, доведя его до 1–1,5 часов.
Оптимальным будет удерживать кончик языка у верхнего нёба во время всего занятия хатха-йогой, если у вас не получится это с первого раза, не огорчайтесь, возьмите себе этот временной интервал за ориентир и двигайтесь к нему. Считалось, что практикующий йогу должен всегда удерживать язык в описанном положении для того, чтобы не заниматься пустыми разговорами.

Как осваивать кхечари-мудру
Сделайте сейчас несложное подводящее упражнение: заверните язык вовнутрь и затем расслабьте его, повторите несколько раз.
Когда привыкните к выполнению этой несложной техники, можно приступать к освоению кхечари-мудры. Рот во время практики держите закрытым. Сверните язык и постарайтесь коснуться кончиком верхнего нёба, после выполнения верните язык назад, в прежнее положение, и расслабьте.
Лучше всего сочетать выполнение мудры с другими техниками: подойдёт удджайи-пранаяма, также рекомендуется удерживать мудру при выполнении анулома-виломы. Сочетание мудр и пранаям усиливает эффект последних. Также кхечари-мудра отлично сочетается с различными йогическими техниками, в частности с замкáми и медитациями.

Медитация
При выполнении мудры выполняйте горловой замок (джаландхара-бандху) или выполняйте кхечари-мудру во время медитации, чтобы улучшить свою концентрацию.

Древние писания о кхечари-мудре
О том, как делать кхечари-мудру, читаем в «Шива Самхите» (шлоки 4.31–4.37):
«Сидя в Ваджрасане, взгляд устреми между бровями, а язык помести в углублении над горлом, в устье источника нектара. Йогин, ежедневно пьющий этот нектар, достигнет Виграха-сиддха (власть над своим телом) подобно льву, побеждающему слона смерти. Кхечари даже самого нечистого делает чистым. В одно мгновение он пересекает океан грехов и, испытав блаженство мира богов, рождается в благородной семье. Для практикующего Кхечари-мудру настойчиво сотни периодов Брахмы — как несколько минут. Благодаря Кхечари-мудре достигается высочайшая цель (Йоги), и все грехи побеждаются. Храни её в тайне и не открывай никому».
Пользу практики для нашего ума и тела раскрывает «Хатха-йога прадипика» (шлоки 3.39–3.42):
«Нет болезни, нет смерти, нет Нидры (сна без сновидений), нет помрачения ума, нет ни аппетита, ни голода, ни жажды у того, кто практикует Кхечари-мудру.
Тот, кто практикует Кхечари-мудру, не подвержен болезням, карме и действию времени. Мудрецы назвали эту мудру „Кхечари“, так как ум и язык, достигнув Кха, выходит за пределы времени.
Спойлер
(„Кха“ обозначает одновременно и пространство Брахмана, эфир, и небо, и нёбо в верхней части рта, которого касается язык, повёрнутый назад)
.Кхечари-Мудра закрывает отверстие нёба, и семя не покидает человека, даже если он держит в объятиях желанную женщину».

2. Бхрамара-гуха
भ्रमरगुहा, bhramaraguhā
«пещера пчел»
Бхрамара-гуха (санскрит.), или бхрамара-гуфа (хинди गुफा — «пещера») — одна из чакр, находящихся в области головы ниже сахасрара-чакры, в затылочной части ближе к центру головы. Носит название также бинду-стханы, то есть места бинду. Жизненная сила представляется там в форме пчелы красного цвета, ее созерцание помогает обрести бинду-стамбхану.
Она также называется «А-лекха» или «А-лакшья» — непостижимая. При сосредоточении на ней прекращается движение праны и ума (манаса). Эта область головы используется для сосредоточения при практике наданусандханы.

Спойлер
Бинду-стамбхана
बिन्दुस्तम्भन, bindu-stambhana
Бинду-стамбханой называется сдерживание (стамбхана) «капли» или «семени» (бинду), результатом чего является сохранение жизненной силы (праны). Близкое по смыслу понятие – прана-самьяма.
Тексты по йоге и тантре указывают, что достижение состояния бинду-стамбханы, т.е. полного прекращения хаотичного движения праны и ума (манаса) может быть достигнуто созерцанием области расположения бинду – бинду-стханы, находящейся ниже сахасрара-чакры, в затылочной части ближе к центру головы.
Также контроль праны в теле обретается благодаря почитанию Багаламукхи. Мантра Богини учит садхаку управлять энергией, тормозя ее избыточный расход на уровне тела, речи и ума, приводя к целостности всей структуры. Подобной практикой реализуется прана-самьяма (равновесие праны), поэтому развитие связи с Багаламукхи очень важно для целей хатха-йоги.

Наданусандхана (नादा, nāda означает «звук», अनुसन्धान, anusandhāna – «исследование», «поиск») – созерцательная практика сосредоточения на внутреннем звуке.

Наданусандхана связана с поглощением ума звуком анахата-нады. Ученик (натха-йогин аугхар) через звук (анахата-наду) получает знания от Гуру, и через погружение в этот звук он постигает Брахман. Практика также называется нaда-упасаной – поклонение посредством звука, культивирование внутреннего звука, или нада-йога.

Сосредоточение на внутреннем звуке позволяет отстранить сознание от внешних объектов чувств и перенаправить его внутрь себя – на Атман, который является пустотным и вездесущим по своей природе и тождественным вселенской душе – Параматме. Таким образом, нада – это инструмент для реализации (самарасатвы) и недвойственности.

«Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньей (Чистое сознание), мысль поглощается (Паравайрагья) и прекращается, лишенная своих объектов. Это растворение – лайя, ведущее к высшему состоянию Вишну (Вишну Парампада)».
Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика», 4.99

Лайя-йога - раздел йогических практик, связанных с растворением ума в звуке, свете, пустоте. Согласно текстам натхов, лучшая практика лайя-йоги - сосредоточение на звуке нада - наданусандхана - благодаря чему сознание достигает чистоты, путем растворения колебаний ума (мано-лайя). Ум растворяется в звуке нада. Звук - это ни что иное, как Кундалини-шакти, проявленная в чакрах в виде матрики (звуков санскрита).

3. Брахмарандхра
ब्रह्मरन्ध्र, brahmarandhra
«отверстие Брахмы»
Брахмарандхра — чакра, которую также называют нирвана-чакрой, отверстием Брахмы, расположена в области родничковой кости на темени головы. Иногда брахмарандхрой называют сахасрара-чакру. Чакра имеет тысячелепестковый лотос, там находится Гуру Йоги Горакшанатха джи, Анупама-шакти. Брахмарандхра – это место, соединяющее человека и миры Вселенной, поэтому оно считается отверстием, где Джива соединяется с макрокосмом посредством восхождения внутреннего огня Кундалини-шакти.
В Сиддха-сиддханта паддхати описан способ медитации на эту чакру:
«Восьмая – брахмарандра, нирвана-чакра. В ней надлежит созерцать образ струйки дыма, тонкой, как кончик иглы. Там – Джаландхара-питха, дарующая освобождение.»
Сиддха-сиддханта паддхати. Часть 2. Шлока 8

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Также существует брахмарандхра-адхара, которая находится на уровне акаша-чакры (также в этой области, но выше нирвана-чакры):
«Оставшаяся шестнадцатая — брахмарандхра, акаша-чакра. Там всегда следует созерцать лотосные стопы благого Гуру. [Тогда садхака] становится полным (пурна), подобно пространству.»
Сиддха-сиддханта паддхати. Часть 2. Шлока 25

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Вернуться в «Энергетические практики»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 15 гостей