तालुचक्र, tālucakra
Талу-чакра (небная чакра) расположена в районе мягкого неба (tālu-mula). Ее также называют Лалана-чакра. Там надлежит созерцать пустоту, в которой растворяется ум (читта). Это место, где происходит соединение вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Когда йогин достигает состояния кевала-кумбхаки, прана сужается и останавливается именно в пространстве талу. Вместе с праной прекращается и колебание ума. Считается что талу-чакра связана с лайя-йогой и практикой кхечари. Талу-чакра тесно связанная с Бинду и Вишуддха-чакрой. После того как нектар оставляет Бинду и перед тем как достичь Вишуддхи, он сохраняется в Талу-чакре.
Кхечари
(санскр. – движение в пространстве) одна из самых важных практик в йоге, с помощью которой обретаются йогические сверхспособности и освобождение. Многие тексты йоги и тантры описывают кхечари-мудру как наилучшую. Она соединяет луну и солнце, они поглощаются огнем сушумны, что дарует лишенное опоры состояние пространства и раскрывает сознание. Кхечари-мудра останавливает поток нектара из Сома-чакры вниз, где он «поедается» солнцем. И благодаря этому, успешный в кхечари йогин не страдает от болезней, не стареет и не растрачивает бинду даже в объятиях женщин.
Существует два уровня понимания (реализации) и практики кхечари:
- физический. Это практика заведения языка назад за небо и далее вверх в носовую полость. Для достижения такой подвижности языка рекомендуется постепенно подрезать уздечку либо выполнять специальные упражнения для растягивания языка. Этот подготовительный этап может занимать полгода или более
- связанный с состоянием сознания, когда садхака непрерывно осознает все изменения (движения) в пространстве своего сознания. Такая практика используется в тантре, а также это то состояние, к которому должна вести физическая практика кхечари (с языком).
Это упражнение представляет собой одну из древнейших йогических практик. Относится к разделу мудр, главная цель которых — перенаправление энергетических потоков в теле. Благодаря практике мудр человек учится удерживать своё внимание на определённом участке тела.
Если говорить упрощённо, то кхечари-мудра представляет собой языковой замок. Сделать его несложно: необходимо загнуть язык так, чтобы кончик упирался в верхнее нёбо. Во время выполнения мудры рот практикующего закрыт.
Описанная техника подходит новичкам, тем кто освоил описанную технику и может удерживать язык в таком положении длительное время, следует медленно продвигать язык вглубь, к гортани, как бы пытаясь сглотнуть. Согласно трактатам, йоги прошлого были способны проникнуть языком в своё горло, и цель этой практики была не в сохранении и приумножении здоровья.
В горле находится источник, дарующий бессмертие. Кроме того, йоги прошлого, «проглотив» язык, были способны перекрывать им правую и левую ноздрю для выполнения попеременного дыхания. Но не стоит проверять этот факт на практике, особенно на начальном этапе.
На обратной стороне нёба есть определённые точки, нажимая на которые язык способствует выделению секреций, что приводит к общему оздоровлению. В ротовой полости образуется слюна, вследствие чего устраняется жажда и чувство голода.Тот, кто знает Кхечари-мудру, не подвержен болезням, не подвержен законам причины и следствия (кармы) и свободен от уз времени (смерти)
Йоги прошлого верили в то, что тот, кто в совершенстве освоит эту мудру, «ускорит наступление глубоких состояний». Речь идёт о возможности при помощи практики изменять сознание, направляя энергию к верхним чакрам. Также к эффектам от практики кхечари-мудры можно отнести то, что разум приходит в равновесие, также мудра дарует человеку чувство спокойствия. Йогам прошлого подражать не надо. Для освоения техники нет необходимости подрезать язык в области перемычки. Если выполняете кхечари-мудру вместе с асанами, то обратите внимание на вкус слюны: если она горька, это знак того, что необходимо прекратить выполнение мудры немедленно. Если во время практики вы чувствуете боль в языке или дискомфорт, прекратите выполнять упражнение.
В данном вопросе стоит ориентироваться на самочувствие. Начинайте с небольшого временного интервала в 3–5 минут, но делайте практику регулярно, выделите такое время, когда вас ничто не будет отвлекать, так как прерывать практику нельзя. Постепенно увеличивайте время, доведя его до 1–1,5 часов.
Оптимальным будет удерживать кончик языка у верхнего нёба во время всего занятия хатха-йогой, если у вас не получится это с первого раза, не огорчайтесь, возьмите себе этот временной интервал за ориентир и двигайтесь к нему. Считалось, что практикующий йогу должен всегда удерживать язык в описанном положении для того, чтобы не заниматься пустыми разговорами.
Как осваивать кхечари-мудру
Сделайте сейчас несложное подводящее упражнение: заверните язык вовнутрь и затем расслабьте его, повторите несколько раз.
Когда привыкните к выполнению этой несложной техники, можно приступать к освоению кхечари-мудры. Рот во время практики держите закрытым. Сверните язык и постарайтесь коснуться кончиком верхнего нёба, после выполнения верните язык назад, в прежнее положение, и расслабьте.
Лучше всего сочетать выполнение мудры с другими техниками: подойдёт удджайи-пранаяма, также рекомендуется удерживать мудру при выполнении анулома-виломы. Сочетание мудр и пранаям усиливает эффект последних. Также кхечари-мудра отлично сочетается с различными йогическими техниками, в частности с замкáми и медитациями.
Медитация
При выполнении мудры выполняйте горловой замок (джаландхара-бандху) или выполняйте кхечари-мудру во время медитации, чтобы улучшить свою концентрацию.
Древние писания о кхечари-мудре
О том, как делать кхечари-мудру, читаем в «Шива Самхите» (шлоки 4.31–4.37):
Пользу практики для нашего ума и тела раскрывает «Хатха-йога прадипика» (шлоки 3.39–3.42):«Сидя в Ваджрасане, взгляд устреми между бровями, а язык помести в углублении над горлом, в устье источника нектара. Йогин, ежедневно пьющий этот нектар, достигнет Виграха-сиддха (власть над своим телом) подобно льву, побеждающему слона смерти. Кхечари даже самого нечистого делает чистым. В одно мгновение он пересекает океан грехов и, испытав блаженство мира богов, рождается в благородной семье. Для практикующего Кхечари-мудру настойчиво сотни периодов Брахмы — как несколько минут. Благодаря Кхечари-мудре достигается высочайшая цель (Йоги), и все грехи побеждаются. Храни её в тайне и не открывай никому».
«Нет болезни, нет смерти, нет Нидры (сна без сновидений), нет помрачения ума, нет ни аппетита, ни голода, ни жажды у того, кто практикует Кхечари-мудру.
Тот, кто практикует Кхечари-мудру, не подвержен болезням, карме и действию времени. Мудрецы назвали эту мудру „Кхечари“, так как ум и язык, достигнув Кха, выходит за пределы времени..Кхечари-Мудра закрывает отверстие нёба, и семя не покидает человека, даже если он держит в объятиях желанную женщину».
- Спойлер
- („Кха“ обозначает одновременно и пространство Брахмана, эфир, и небо, и нёбо в верхней части рта, которого касается язык, повёрнутый назад)
2. Бхрамара-гуха
भ्रमरगुहा, bhramaraguhā
«пещера пчел»
Бхрамара-гуха (санскрит.), или бхрамара-гуфа (хинди गुफा — «пещера») — одна из чакр, находящихся в области головы ниже сахасрара-чакры, в затылочной части ближе к центру головы. Носит название также бинду-стханы, то есть места бинду. Жизненная сила представляется там в форме пчелы красного цвета, ее созерцание помогает обрести бинду-стамбхану.
Она также называется «А-лекха» или «А-лакшья» — непостижимая. При сосредоточении на ней прекращается движение праны и ума (манаса). Эта область головы используется для сосредоточения при практике наданусандханы.
- Спойлер
- Бинду-стамбхана
बिन्दुस्तम्भन, bindu-stambhana
Бинду-стамбханой называется сдерживание (стамбхана) «капли» или «семени» (бинду), результатом чего является сохранение жизненной силы (праны). Близкое по смыслу понятие – прана-самьяма.
Тексты по йоге и тантре указывают, что достижение состояния бинду-стамбханы, т.е. полного прекращения хаотичного движения праны и ума (манаса) может быть достигнуто созерцанием области расположения бинду – бинду-стханы, находящейся ниже сахасрара-чакры, в затылочной части ближе к центру головы.
Также контроль праны в теле обретается благодаря почитанию Багаламукхи. Мантра Богини учит садхаку управлять энергией, тормозя ее избыточный расход на уровне тела, речи и ума, приводя к целостности всей структуры. Подобной практикой реализуется прана-самьяма (равновесие праны), поэтому развитие связи с Багаламукхи очень важно для целей хатха-йоги.
Наданусандхана (नादा, nāda означает «звук», अनुसन्धान, anusandhāna – «исследование», «поиск») – созерцательная практика сосредоточения на внутреннем звуке.
Наданусандхана связана с поглощением ума звуком анахата-нады. Ученик (натха-йогин аугхар) через звук (анахата-наду) получает знания от Гуру, и через погружение в этот звук он постигает Брахман. Практика также называется нaда-упасаной – поклонение посредством звука, культивирование внутреннего звука, или нада-йога.
Сосредоточение на внутреннем звуке позволяет отстранить сознание от внешних объектов чувств и перенаправить его внутрь себя – на Атман, который является пустотным и вездесущим по своей природе и тождественным вселенской душе – Параматме. Таким образом, нада – это инструмент для реализации (самарасатвы) и недвойственности.
«Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньей (Чистое сознание), мысль поглощается (Паравайрагья) и прекращается, лишенная своих объектов. Это растворение – лайя, ведущее к высшему состоянию Вишну (Вишну Парампада)».
Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика», 4.99
Лайя-йога - раздел йогических практик, связанных с растворением ума в звуке, свете, пустоте. Согласно текстам натхов, лучшая практика лайя-йоги - сосредоточение на звуке нада - наданусандхана - благодаря чему сознание достигает чистоты, путем растворения колебаний ума (мано-лайя). Ум растворяется в звуке нада. Звук - это ни что иное, как Кундалини-шакти, проявленная в чакрах в виде матрики (звуков санскрита).
3. Брахмарандхра
ब्रह्मरन्ध्र, brahmarandhra
«отверстие Брахмы»
Брахмарандхра — чакра, которую также называют нирвана-чакрой, отверстием Брахмы, расположена в области родничковой кости на темени головы. Иногда брахмарандхрой называют сахасрара-чакру. Чакра имеет тысячелепестковый лотос, там находится Гуру Йоги Горакшанатха джи, Анупама-шакти. Брахмарандхра – это место, соединяющее человека и миры Вселенной, поэтому оно считается отверстием, где Джива соединяется с макрокосмом посредством восхождения внутреннего огня Кундалини-шакти.
В Сиддха-сиддханта паддхати описан способ медитации на эту чакру:
«Восьмая – брахмарандра, нирвана-чакра. В ней надлежит созерцать образ струйки дыма, тонкой, как кончик иглы. Там – Джаландхара-питха, дарующая освобождение.»
Сиддха-сиддханта паддхати. Часть 2. Шлока 8
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
Также существует брахмарандхра-адхара, которая находится на уровне акаша-чакры (также в этой области, но выше нирвана-чакры):
«Оставшаяся шестнадцатая — брахмарандхра, акаша-чакра. Там всегда следует созерцать лотосные стопы благого Гуру. [Тогда садхака] становится полным (пурна), подобно пространству.»
Сиддха-сиддханта паддхати. Часть 2. Шлока 25
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться