Пробуждение Кундалини

Описание: Йога. Цигун. Даосские энергетические практики и многое другое ...

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3911
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 24 марта 2023, 0:59

Связь понятия «канда» с Кундалини.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

«Канда» переводил как "бутончик", который в себе содержит цветок в латентном виде. Т.е. канда – это источник потенциального распускания цветка, цветок раскрывается, а некоторые цветы могут иметь даже несколько рядов лепестков. Первично раскрывшиеся лепестки направляются вверх и в стороны, вслед за ними, поверх них и изнутри, идут другие. Есть цветы, которые распускаются "несколькими уровнями" по вертикали, но это одна система. Цветам обычно нужен баланс солнечного света и влаги для их роста. В тантризме цветок — символ Шакти, чакры часто называют цветками, лотосами. Чакры – это проявления Кула-кундалини, кула – означает "семья", нечто взаимосвязанное, каждый лепесток, каждая чакра – это какой-то из уровней и подуровней, связанный с пробуждением (цветением) энергии Кундалини. Цветок (как вы знаете из биологии) – это ни что иное как половые органы растений, поэтому очень многие тексты йоги говорят, что пока в человеке есть сексуальная энергия — он живет, когда она иссекает или увядает — он умирает. Свет или тепло, а также влага, необходимые для цветения – это то, что в йоге символизируют солнце и луна, если будет избыток влаги и отсутствие света, то растение не будет расти и не зацветет, а если избыток огня и засуха – он погибнет. Поэтому нужно равновесие.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Цветы (чакры с Кундалини) проявляют бинду, она опадает сверху на землю, дает зарождение нового плода и прорастает заново. В человеческом теле, канда – это место, связанное с репродуктивной функцией. Хотя пробуждение Кундалини — это не просто энергия физического роста, а ее сублимированный вид в виде духовного роста, который ведет не к смерти тела, а к смерти в отношении всего иллюзорного, переходящего. Просто одно может быть задействовано в обретении другого, мирское должно стать инструментом для реализации духовного.

Пробуждение кундалини.
Прежде чем перейти к описанию процессов, связанных с пробуждением (подъемом) Кундалини, полезно рассмотреть существующие воззрения на ее природу. Есть много разных определений: кто-то называет Кундалини Богиней всей Вселенной, проявляющейся в каждом человеке в виде микрокосмической психофизической силы, кто-то считает, что Кундалини – это Самвит (Чит-шакти), кто-то – что это высшая форма праны, проявленная в дыхательных циклах, и т.д. Кундалини именуют также Шуддха-видьей (чистым знанием, постижением). Как Дурга или Кали, она способна устранять асуров (личное невежество) и порожденные ими страдания.
Кундалини двояка, она может проявляться, как Махамайя и Махасури либо как Махавидья и Махадеви, приводя как к духовному сну, так и к пробуждению. В духовных системах Индии, в частности в натхизме и Шривидье, часто упоминается, что у Кундалини-шакти есть несколько «витков», или «колец»: Агни-кундалини, Сурья-кундалини и Сома-кундалини.

Существует также деление Кундалини на верхнюю, нижнюю и среднюю. Верхняя – Урдхва-кундалини – соотносится с нисходящей милостью (ануграхой), нижняя – Адхо- или Кула-кундалини – соотносится с восходящей энергией, локализованной в канде, средняя – Мадхьяма-кундалини – соотносится с пространством на уровне пупка (набхи) или груди. Три витка Кундалини могут пониматься как три формы тела (стхула-, сукшма- и карана-шарира), это также состояния бодрствования, сна и глубокого сна. В некоторых системах выделяется четвертое и даже пятое состоянии тела – сознания, поэтому в их описаниях говорится о Пара-кундалини, связанной с самадхи (турьей) или мокшей (турьятитой).

Кундалини-шакти в теле также можно описать как спираль, круг, силу, локализованную в чакрах, имеющих круглую форму. Каждая чакра символизирует своими расходящимися в разные стороны каналами или лепестками творение. Тантрические тексты говорят о том, что в лепестках чакр располагаются Матрики, или женские божества – Йогини, которые являются разными проявлениями Кула-кундалини. Матрики – это буквы санскрита, они представляют формы Кундалини в виде звуковых вибраций, в виде творящих, формирующих реальность биджа-мантр. Кундалини – это творящая сила Брахмана, и в виде Мула-пракрити (изначальной Природы) она разворачивает творение всей Вселенной и множества микрокосмов внутри неё.

Одно из главных качеств Кундалини – пурната (полнота), или многообразие. Распространяясь из изначальной точки (бинду), она проявляет свои «кольца» подобно тому, как образуются круги на воде. Поскольку Кундалини творит пять элементов, в некоторых текстах натхов можно встретить упоминание о Кундалини, свернутой в пять «колец». В других текстах говорится о восьми «кольцах», что означает пять первоэлементов плюс манас, ахамкара и махататтва; есть тексты с упоминанием ещё большего количества «колец» (например, сорока девяти).

Непробужденная и пробуждённая Кундалини
О непробуждённой Кундалини говорится, что «она пребывает в теле как сила сознания», «создаёт многообразие мыслей, видов деятельности, усилия и проявленный мир». Обычно Кундалини изображают как змею, обвившуюся в три с половиной оборота вокруг сваямбху-лингама («сваямбху» означает «самопроявленный»; это эпитет Шивы, который проявился из пустоты сознания), и кусающую свой хвост. «Сгорбленность» Кундалини не случайна – она символизирует возвращение к своей истинной природе. Эта Богиня содержит в себе всё, но при этом является «скрытой», что также подразумевает её свернутое состояние. Данное состояние – метафора интеграции энергетической структуры и сознания человека. Пробуждение Кундалини устраняет все обусловленности и двойственность сознания, благодаря чему мы можем достичь восприятия Высшей реальности и вернуться к изначальному тождеству с Богом.

Кундалини-йога
Кундалини-йога – тот же тантрический ритуал поклонения, только внутренний (манаса-пуджа (мысленная)). Если человек искренне поклоняется какому-то (любому) (тантрическому) божеству, то со временем он отождествляется с ним. Каждое тантрическое Божество имеет множество имен, что позволяет других деват рассматривать как его проявления. Есть пары: Бхайрава – Бхайрави, Вишну – Сарасвати и другие, поэтому призыв, например, мужского Божества способен пробудить Кундалини. Женское Божество пробуждает Кундалини в виде четана-шакти (высшего света сознания). Если Кундалини-йога является упасаной (практикой почитания), то Кундалини пробуждается с помощью бхакти, но поскольку по представлениям натхов мы все являемся единой сущностью, излишнее внешнее поклонение и сложную ритуалистику они как правило заменяют вивекой (различением). В целом, «внешние» тантрические практики и «внутренние» йогические рассматриваются как взаимодополняющие.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Пробуждение Кундалини в контексте внутренних практик начинается с осознавания и подчинения находящейся в теле праны. Относительно целесообразности выполнения шат-карм (очистительных действий), вьяям, асан, мудр, нужно сказать, что если тело не здоровоe, не чистое, то оно не может стать единым с Маха-Шакти, поэтому эти подготовительные методы важны для успешной практики. Подъем Кундалини – это внутренняя «агнихотра» (ритуал огненного подношения Богам), в которой огонь восходящего сознания «поедает» Вселенную, и йогин «пьет» нектар сверхсознания.

Смысл в том, что только при равномерном осознавании сил Вселенной возможно восприятие самарасьи (состояния единовкусия), поэтому прана должна следовать по центральному энергетическому каналу – сушумне. Во многих текстах описывается техника, в которой нужно завести язык за нёбо и делать попеременное дыхание, поочерёдно перекрывая носовые ходы языком. Можно выполнить такое и на исключительно физическом уровне, но суть не в этом. Кундалини, как уже говорилось выше, имеет три витка: солнечный (Сурья), лунный (Сома) и огненный (Агни), т.е. в данном случае подразумеваются каналы ида, пингала и сушумна. Регуляция «дыхания» происходит посредством прохождения «языка» Кундалини через тот или иной канал («огонь» пронзает то левый, то правый каналы, и ему нужно придать ровное положение вдоль сушумны). Ещё два потока идут вверх и вниз, из них также один – лунный, а другой – солнечный. В тантре их называют «анулома» и «вилома». Известная техника анулома-вилома – не только о «равновесии» боковых каналов, как многие считают, но и о «равновесии» верха и низа. Когда йогин поднимает прану и «пьет нектар луны», то называется тантрическая анулома-вилома.

Эффекты пробуждения Кундалини на уровне тела
Когда энергия Кундалини пробуждается и доходит до затылочной области (бхрамара-гуфы, «пещеры пчёл»), то можно услышать звук, который очень сложно описать. Эта практика среди прочих названий имеется «агхочари-мудра».

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

При пробуждении Кундалини практически всегда практик получает опыт света и звука. Вообще, звук и пульсация присутствуют всегда, ведь Кундалини и нада постоянно активны, но «обычный» человек не слышит их всвязи в тем, что его энергии достаточно лишь для поддержания физического тела. И вот, как только энергии становится больше, человек получает возможность и способность воспринимать разные уровни пульсации, и эти пульсации и вибрации уже не «замкнуты» исключительно на теле. Открытые практикой слуховые вибрации чём-то напоминают музыку, только эта музыка настолько оригинальна, что ее просто невозможно воспроизвести с помощью известных нам ныне музыкальных инструментов. Эта музыка — звук пульсирующей Вселенной и каждого находящегося в ней объекта в отдельности. Описывать мистический опыт часто нет смысла. Просто можно сказать, что есть разница между джняной (знанием) и виджняной (опытом, или реализованным знанием). Когда вы видите яблоко – это джяна, когда вы взяли яблоко и начали его есть – это уже виджняна (опыт).

Психофизические изменения в состоянии самадхи
Полноценная йогическая садхана ведет к пробуждению Кундалини и состоянию самадхи, и различные составляющие садханы направлены на одну общую цель. Вот например, бандхи и мудры – это не только то, что действует на апану (мула-бандха), или на прану (джаландхара). Каждая из них воздействует одновременно и на каждую область (аспект) в отдельности, и на всю энергосистему и сознание. Проще говоря, если следовать Тантрам, то этот опыт можно сравнить с ядом, который, проникая в какую-то одну часть тела, моментально распространяется по всем другим (примеры с ядом (виша) часто встречается в Тантрах, потому что йогин, который достигает высоких состояний самадхи, внешне становится подобным трупу; в Тантрах говорится также о черном нектаре).

Все это символические обозначения психофизических процессов в теле йога. Когда Кундалини восходит к сахасрара-чакре, человек обретает сахаджа-самадхи, а его дыхание смолкает (остановка дыхания может быть столь долгой, что, если такого йогина закопать в землю или опустить под воду, то он сможет находится там длительное время без кислорода). Это один из примеров совершенного пробуждения Кундалини.
При достижении нирвикальпа-самадхи сознание йога становится чистым и всепроникающим, и потому он все вещи, явления, процессы, которые происходят в мире, да и сам мир, видит «правильным» образом. Когда человек смотрит на мир из изначального источника, у него появляется способность вести себя совершенным образом.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Препятствия на пути пробуждения Кундалини
Чакры и множество энергетических каналов в непробуждённом состоянии образуют в психоэнергетическом теле сложные переплетения, узлы, которые, связывая материю и дух, усиливают ощущение эго и поддерживают обусловленное «кармическое» видение себя и мира. Для успешной практики пробуждения Кундалини нужно развязать все психические узлы. Узлы эти неразрывно связаны со всем, что привычно считать «своей личностью, своими привычками, качествами, желаниями». Чтобы именно понять, что это значит, нужно обрести мудрость, избавиться от личного невежества. Узлы развяжутся, и карма (воззрение) больше не будет ни белой, ни черной. Иногда говорят, что на эту реализацию может не хватить и множества жизней. Я считаю, что, поставив перед собой цель и двигаясь к достижению реализации намерения, можно добиться всего. Всё-таки важно не вешать нос, не психовать, не бросать начатое и продолжать двигаться к цели.

[quote][spoiler]В "Каула-джняна нирнае" говорится, что каул поедает «плоть всех живых существ». Некоторым людям сложно понять, что не физическим ртом нужно есть мясо, как они и делают, со ссылкой на авторитетные писания. С таким виденьем тантры можно прийти только в миры Адов. В тексте подразумевается, что все тела и объекты мира «поедает» пробуждённое сознание, т.е. сознание Шивы, которое проявляется в йогине. Это сознание «поглощает» (охватывает) все остальные, и тогда больше нет противоречий, вызванных различными истинами. Мы осознаем множество различий в себе и в мире, хотя по сути являемся одним целым. Когда кундалини начинает реально пробуждаться, то власть этих различий над сознанием постепенно ослабевает и происходит высвобождение из «сетей майи». В садхане, ведущей к реальной духовной реализации, параллельно с практикой всегда будут подъемы и падения, но что бы не происходило, ко всему нужно относиться с позиции наблюдателя. Ученичество, решение всего себя посвятить практике – серьезный выбор, и стоит быть готовым к испытаниям. А ещё есть такое мнение, что испытаний нет только у двух категорий живых существ: у тех, кто не развивается, и у тех, кто уже достиг окончательного освобождения и самореализации.

В текстах натхов говорится о наполнении тела «нектаром Луны», и что нельзя допускать нисхождения этого нектара вниз и «поглощения» его Солнцем.
Интерпретация: сначала происходит пробуждение кундалини и она поднимается до сахасрары, потом медленно практик направляет кундалини вниз. Одни и те же методы можно практиковать с разными состояниями. Если первый уровень состояния более внешний и импульсивный, то второй становится более высоким и утончённым, и подход к использованию этого состояния для практики требует максимальной осознанности. На последнем уровне достигается полный контроль над бинду.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Поэтому нисхождение света происходит постепенно. Баланс Солнца и Луны, (именно он достигается посредством наполнения тела «нектаром») — это не одно и то же с поглощением Луны (сознания) раджасом.

Есть ещё одно понятие, которое иногда путают с понятием Кунжалини, но это не одно и то же. Итак, Джатхарагни (пищеварительный огонь) — понятие, используемое для практических методов, усиливающих «огонь» пищеварения (агнисара, наули, уддияна) и концентрации в области пупка. Джатхарагни связан с функционированием физического тела. Когда в теле много праны, то ее резерв активирует сушумну. Если человек способен контролировать свою сексуальную энергию, то прана движется в муладхара-чакру и потом в сушумну, после чего трансформируется все тело. Бандхи и мудры помогают пране не рассеиваться и не покидать пределы тела. Пока прана (осознание) удерживается в нем, человек побеждает смерть. Этапы практики: сначала обретение внутреннего равновесия, потом укрепление своей энергоструктуры, затем ее сущностная трансформация. Бандхи и мудры актуальны тогда, когда полноценно отстроена вся садхана. Не просто в виде стиля из асан, или только вачaка- и упамшу-мантр, или каких-то созерцательных практик, а из всего сразу и в грамотно интегрированном виде. Кундалини же напрямую позволяет переплавлять дуальность ума в недвойственный «нектар».

Можно описать процесс пробуждения Кундалини, связав чакры с железами, сушумну – с центральной нервной системой. Этот подход более понятен современному человеку, но все же таким образом Кундалини рассматривается ограниченно. Кундалини – это весь мир. Весь мир – это Шакти.

Распрямление Кундалини. Шакти может пониматься по-разному, и этот процесс можно упростить, главное помнить, что упрощение не даёт достаточных духовных изменений. Миллионы людей занимаются йогой что-то чувствуя в позвоночнике, в различных областях тела, при этом даже соответствующих чакрам. При этом сложно сказать, что у всех из-за занятий йогой жизнь существенно меняется (к лучшему, естественно). Когда ведётся серьёзная практика с Кундалини и с чакрами, то происходят радикальные изменения между практиком (субъективным миром) и объективным миром. При этом в объективном мире могут возникнуть проблемы. Практиковать какие-либо эффективные методы, которые дают быстрые результаты, живя в социуме, не просто. Стоит помнить о необходимости и предварительной подготовки в виде подробного изучения получившего санньясу, что нужно делать и как и тп. Просто малейшие изменения на психоэнергетическом уровне отражаются на окружающей среде, и если у вас при этом остались какие-то социальные иллюзии, то вся такая садхана может развалиться как карточный домик.

Как бы там ни было, хотите ли вы практиковать йогу в уходе от мира, или как тантру, вам придется изучить много разных деталей. Например, по каким законам происходит взаимодействие микро- и макрокосма, и как сделать так, чтобы это взаимодействие работало в интересах вашей эволюции. Многие учебники по йоге и курсы эту тему игнорируют, поэтому в том, что они называют «процессом пробуждения и поднятия Кундалини», есть, в сущности, одно лишь название. Все дело в том, что их садхана включает ограниченные методы, а те методы, которые нужны на самом деле, никто и никогда не опишет в книжках. Деталей может быть тьма-тьмущая, и их может на практике подробно объяснить лишь тот, кто сам на практике все реализовал и прошел весь путь. Таких Учителей мало, как и учеников, которые на самом деле способны учиться у них чему-то серьезному.

Мантры Кундалини.
Существуют мантры для почитания Богини Кундалини и Кубджики («Кубджика» переводится как «сгорбленная», «свернутая» – это имя Богини в одном из древнейших шактийских культов). Есть также «Кундалини-сахасранама» («тысяча имён Кундалини»).

«Вихангама»
Этот термин используется в ряде йогических текстов, где говорится о том, что есть движение в практике подобно муравью [पिपीलिका «пипилика»], подобно обезьяне (рывками и скачками) [कपि «капи»], и есть подобно птице (полет) [विहङ्गमा «вихангама»].

Кабир описывал эти процессы как йогические мудры:
    1) Движение энергии «пипилика» (подобное муравью) — это бхучари-мудра (движение по земле или в земле), он рекомендовал мысленно сосредотачиваться в манипуре.
    2) «Шеша» — движение подобно змее, сосредоточение на движении вверх в позвоночнике, практика кхечари-мудры.
    3) «Вихангама» (движение подобно птице), подъем энергии в голову он описывал как кхечари- и шамбхави-мудры. Шамбхави от «шам» (покой), отсюда, например, буддийская практика шаматха (покоя).
    4) «Мина» (движение подобно рыбе) — сосредоточение на кончике носа, есть такая практика на осознавание движения вдоха и выдоха. Кабир называл это чанчари-мудрой.
    5) «Капи-марга» — движение подобно обезьяне он называл алакшья-мудра (состояние вне объекта или символа).

Пи пробуждении Кундалини произвольно происходят мудры. Сам термин «мудра» означает саму же Шакти, ту, что дарует «радость», а также нечто связанное со смешением, соединением (сознания и праны). Такие слияния праны и сознания раскрывают потенциал одного и другого, что, как правило, сопровождается состоянием глубокого покоя, трезвости, но при этом и живости.
Мудры — это состояния энергии и сознания. То есть мудры это не просто разнообразные кистевые или телесные положения (махамудра, махабандха и тп). Мудры — это созерцательные процессы наблюдения и трансформации ума. Точно так же со слышанием звуков нады — обычный «материалист» не понимает, что на самом деле это нечто на порядок выше, чем просто звуки (всё-таки «нада» — это пульсация как таковая, сила творения, жизни и разрушения вселенной, это Энергия и Сила).

FDA70928-B4A0-412E-A499-296F5C17BF59.png
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Энергетические практики»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 7 гостей