Береза в славянской мифологии

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2684 (+2688/−4)
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#1 Вълчица » 5 июля 2022, 23:03

Береза — одно из самых почитаемых священных деревьев у славян, дерево-дух. Наши предки сравнивали березу с красивой молодой девушкой.

Этимология слова «берёза» – блр. бяроза, укр. береза, болг. бреза, сербохорв. бреза, словен. breza, чеш. briza, польск. brzoza, в.-луж. breza, н.-луж. brjaza. Древняя и.-е. основа, лит. berzas, др.-прусск. berse, лтш. berzs, др.-инд. bhurjas «вид березы», осет. brz «берёза», др.-исл. bjork ж. «берёза», д.-в.-н. birihha «берёза». Далее родственно алб. bardh «белый», гот. bairhts «светлый, блестящий», лит. bersta «белеет».
Все славянские формы восходят к прараславянскому *berza, которое, в свою очередь, возводится к индоевропейской основе *bherэĝos, *bherэĝ
со значением блеск, свет, белый цвет.

222.jpg


Берёза в ряде традиций символизирует свет, сияние, чистоту, нежность, женственность и т. п. В друидической традиции берёза — дерево начала, символ первого месяца года (24 декабря — 21 января).

В Риме атрибуты из берёзы использовались при вступлении консула в правление.

В Шотландии берёза связывалась с представлениями о покойниках.

У скандинавов – берёза атрибут богини земли Нертус.

Кельты надевали на голову умершим погребальные шапки из берёзовой коры. Мотив березы использовался у кельтских друидов в мистерии празднования зимнего солнцестояния (аналог колядок и сатурналий).

Интересно, что культ берёзы был заимствован и тюрками: тюркская богиня Умайя снизошла с неба на землю с двумя берёзами. Берёза в представлении народов Севера шаманское дерево, соединяющее землю и небо. Зарубки, отмечаемые шаманом на берёзе, символизируют лестницу в высшие миры. Камчадалы использовали ветви берёзы в сакральном празднике мётел.

В Западной Европе, в кельтском календаре друидов, характер и судьба человека связывается с определенным деревом. Тем, кто родился под знаком березы, предначертана счастливая доля. Ибо это человек гибкий, с мягким характером, обладающий фантазией и интуицией. Умение творчески мыслить и претворять свою мысль в жизнь, работоспособность» деликатность открывают перед ним все двери.

В устойчивых выражениях "берёза" часто связана со значением «умереть», «похоронить кого-либо» и «быть близким к смерти». Таковы пермcкое «уйти под зеленую березку», псковское «под березки лечь», бел. «пайсцi пад бярозы» (умереть); «под березки положить (кого-либо) / похоронить кого-либо»; в русских говорах Литвы: «под березы пора» (пора умирать). «В березки собирается» — говорили об умирающем в Калужской области. С обычаем сажать на могиле близких березу связаны фразеологизмы «найти последнюю березку», «пойти в березовый сад» (умереть). О сосланных в Сибирь говорили: «услан березки считать».

В народных загадках о березе неизменно подчеркивается та польза, которую приносит человеку это дерево:

Есть древо – об четыре дела:
Первое дело – мир освещает;
Второе дело – крик утишает;
Третье дело – больных исцеляет;
Четвертое дело – чистоту соблюдает


В загадке говорится об основных продуктах, которые поставляет человеку береза – березовых лучинах, дёгте для смазки колес, березовом соке и банном венике.

В славянском фольклоре береза — женский символ, причем нередко — символ именно замужней женщины. Во многих поверьях, обрядах и фольклорных текстах береза символизирует женское начало. Так, о переходе из статуса девушки в статус замужней женщины говорит белорусская пословица:

Была, што чырвоная роза, а стала, што белая бяроза.

111.jpg


В одном из девичьих свадебных причитаний береза выступает как символ замужней жизни: прощаясь с матерью, невеста говорит, что если на месте, где они расстались, вырастет яблоня, значит, житье ее замужем хорошее; если береза — житье среднее, если же осина — «то житье будет последнее».

В славянских легендах береза неизменно связывается с женскими образами. Так, в Речицком Полесье есть легенда о происхождении березы: в наказание за убийство мужа бог превратил женщину в березу:
«иди в поле и стань березой да и плачь, спустивши руки»;
с тех пор береза плачет каждую весну, а её слезы — это березовый сок.
Во многих восточнославянских балладах, легендах, сказках в березу превращается отравившаяся или утонувшая девушка: березовый ствол называется телом девушки-утопленницы, а листья — её волосами. В украинской песне говорится о превращении утонувшей девушки в плакучую березу. Умирая, она просит брата:

Не рубай, братику, билой березоньки, Не коси, братику, шовковой травы, Не зривай, братику, Чорного терну; Билая березонька — то я молоденька, Шовковая трава — то моя руса коса, Чорнiй тёрн — то мои чорни очи.

Березой становится также и мать, проклинающая своих детей: в белорусской легенде дочь в результате проклятия матери превращается в осину, а мать от отчаяния — в березу.

Если береза вырастает, переплетясь с каким-нибудь другим деревом, особенно с ольхой или осиной, то на этом месте когда-то была загублена невинная душа.

В Польше стоящие на пустырях и склонах оврагов плакучие березы народ называет вилами (польск. wiły) — аналог восточнославянских русалок. Верили, что в такие деревья вселяются души умерших девушек, которые по ночам выходят из дерева и затанцовывают насмерть случайных прохожих. При сжигании поленьев слышатся жалобные звуки, издаваемые духом березы (Познанское воеводство).

767.jpg


Береза - дерево, которое бодрствует весь день. Засыпает она перед самым рассветом. Как запоют первые петухи, разогнав своим голосом нечисть, береза погружается на 2 часа в сладкий и глубокий сон, чтобы, проснувшись на рассвете, подарить миру свою чистую силу. Период сна у нее приходится приблизительно на 3-5 утра, а пик бодрости на 6-9 часов утра.

Русалкам не положено было в древние времена при свете дня показываться над озером. Как только первые лучи солнца пробивались над озером - русалка должна была уйти в свой прохладный дом.

666.jpg


И год за годом так и жила себе одна юная русалка. Но однажды заигралась русалка и не успела уйти. Увидела она Бога всемогущего солнца Хорса и полюбила его. И ему полюбилась ее вдумчивая красота.
Потянулся он к ней своими лучами. Сначала согревая, а затем обжигая.. Попыталась было уйти от него русалка, но не отпустил ее Хорс. И Русалка превратилась в дерево.. Зелень волос обернулась листвой, ветвями вверх взметнулись руки, тонкий стан обернулся стволом, а нежная кожа белой корой, с обоженными пятнами на ней от поцелуем-лучей бога Солнца.

Женскую природу березы как правило противопоставляют мужскую природу дуба, но бывают и исключения: например, в литовской традиции (Западная Жемайтия) до недавнего времени мужчинам ставили надгробия (среди прочих деревьев) из березы;
в Латвии колыбель мальчику делали из дуба или березы, а девочке – из липы или ели. При этом в литовском и латышском языках названия березы принадлежат к мужскому грамматическому роду.

Часто береза – это девица-невеста, за которую сватается дуб-жених:
На горе дубочик пошумливает,
Белую березу поколыхивает:
Белая береза, наклонись ко мне!
– Рада-б я, дубочик, наклонулася,
Серые коренья в землю вросли

В русских обрядовых приговорах при сватовстве жениха и невесту также символизировали дуб и береза:
«У тибе, примерно, есть бярёза, а у нас дуб. Не стали б их умести случать?»

Чтобы иметь в браке много мальчиков и одну девочку, невеста при выходе из церкви приговаривала:
«Все в чаще дубы, лишь одна береза» (Карпат.)

В Чехии березки в качестве майских деревьев ставили возле домов по числу живущих в нем девушек, причем старшей ставили березу побольше, а младшим –поменьше. В Словакии при установке общесельского майского деревца на ели укрепляли куклу, изображавшую мужчину, на березе – женщину

Однако береза может противопоставляться не только мужским символам. Так, если калина – символ девичества, то береза обычно обозначает замужнюю женщину, мать:
Вчера была червонная калина,
А теперь стала белая береза

В текстах заговоров, призванных исцелить болезнь путем обмена между заболевшим человеком с одной стороны и мифологическим персонажем — с другой. При этом береза может выступать «посредником», с которым заключается «договор». При этом использовался метод угрозы дереву:
«Наши поселяне… нередко над головою болящего завязывают в лесу две березовых ветки, приговаривая: “коли ты (болезнь) покинешь – отпущу, не покинешь – сама сгинешь!”»
Береза — это и замена человека при болезни. Так, в заговоре грыже предлагается грызть не белое тело, а березу:

Грызь, не грызi белае цела, А грызi дуб цi бярозу, А то я цябе загрызу.

В Мазовии страдающие малярией трясли березу со словами: «Тряси меня, как я тебя, а потом перестань» .

В заговорах береза может
иметь собственное имя:
«Как тебе, дуб Данила, береза Катерина, как тебе на корне не
стоять, ветвями не махать, кореньев не пускать, так у раба божьего младенца зубищу теменнику не бывать…»

Береза, приснившаяся во сне, толкуется либо как просто «к чему-то хорошему», если сон приснился девушке— «всегда говорили, что будет счастье от поклонника, если береза» (польск.).

В словенских и хорватских обычаях дня св. Георгия ряженого «Зеленого Юрия» полностью обвивали ивовыми прутьями, за которые густо затыкали ветки березы; он носил украшенную березку или длинный шест с березовым венком на верхушке. Считалось, что, если заткнуть за стреху дома ветку березы из наряда ряженого, куры будут хорошо нестись. Однако центром ритуальных отношений молодежи с березой было время перехода весны в лето, чему соответствовал богатый событиями цикл троицко-семицких празднеств. Пик ритуального использования березы приходится на Русальную неделю.

Украсив ее лентами и лоскутками, «приглашали» красавицу на общий пир, который готовили вскладчину.
Как отмечал выдающийся исследователь славянского фольклора XIX столетия А.Н.Афанасьев,
«в Малороссии еще теперь в обычае вешать, во время русальной недели, на дубах и других деревьях холсты, полотенца, сорочки и мотки ниток — в дар русалкам»

«Приносили яко жертвы пироги, и каши, и яичницы, поклонялись березам, — писали уже в XVII в. новгородские священники в челобитной грамоте. — Песни сатанинские поют, и в ладоши хлопают, и по-всякому бесятся».

777.jpg


В троицкий период девушки и женщины кумились с березой, просили у неё доли, умывались её соком для красоты и здоровья, навязывали ленточки из своей косы.
Затем с песнями и плясками несли лесную гостью в заранее избранный дом. До самой Троицы приходили сюда ее навещать. А в воскресенье шумной процессией несли ее к реке и бросали в воду. Этот обряд дожил до начала XX в.
Девушка, первой севшая на Троицу в тени заветной березки, первой среди подруг и замуж выйдет. Заткнутые под крышу дома или оставленные на чердаке ветки березы защищали от молнии, грома, града. Считали, что оставленная в поле троицкая березка защитит злаки от градобития; западные славяне втыкали ветки березы посреди посевов накануне дня св. Иоанна с той же целью.

999.jpg


В Семицкий четверг рано утром молодые девушки вскладчину готовят различные яства (яичницу, лапшу, драчену, сочни и т.п.). В середине дня в лучших своих нарядах, украсившись лентами и цветами, они гурьбой идут в лес и, избрав там густую, развесистую березу, начинают ее завивать. У кого-нибудь из девушек находится шелковый поясок, которым перевязывают березку внизу у корня. Все это делается ими втихомолку, без всякого шуму и песен, в особенности же девушки скрывают завитую березу от крестьянских парней, которые зорко поглядывают за ними, и стоит им только увидать завитую березку, как они ее срубают и уносят к себе. По возвращении домой девушки угощаются своей стряпней, а поздно вечером расходятся по домам. Им приходится держать завивание березки в тайне не только от парней, но и от старших, поскольку в народе существует убеждение, что завивать березку большой грех, оттого, что в канун Троицына дня перед ней пляшут шишиги (нечистые). На Троицу девушки в березовых венках снова идут в лес — развивать березку. После развивания березку срубают, украшают лентами и цветами, торжественно обносят вокруг деревни, затем втыкают в землю, водят вокруг нее хороводы и поют песни (уже вместе с парнями). (Владимирская губ.)

Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые!
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные;
Не вам пироги несут,
Лепешки, яичницы,
Ио, ио, семик да троица.
Радуйтесь, березы,
Радуйтесь, зеленые!
К вам девушки идут… и т.д.

Во многих местах девушки завивали березку не только на себя, но и на всех родных — считалось, что если венок завянет, то тот член семьи, на кого он был завит, умрет.

888.jpg


Возвращаясь из леса, девушки пели:

Уж мы, девушки, дело сделали,
Уж мы белу березоньку завили,
Уж мы первый веночек – за батюшку,
Уж второй-то венок – за матушку,
А третий венок – за саму себя

В Белоруссии каждая девушка выбирала две небольшие березки и, связав их вершины в виде венка, проходила под ними. Если венок не засыхал до того времени, когда приходили его «развивать», то это считалось хорошей приметой, а если рано высохнет — плохой. «Развивали» венки обычно в день св. Петра и Павла, веря, что дерево будет проклинать ту, которая не разовьет своего венка.

«До сих пор крестьяне свивают на Троицу ветви двух смежных берез, чтобы, цепляясь за них, могли качаться русалки. Подобно лешим, русалки носятся по рощам и бьют в ладоши или, свернувшись клубком, с громким хохотом катаются по траве и дорогам, и хохот их далеко раздается в глубине лесной чащи; волоса у них обыкновенно зеленые или увенчанные зелеными венками».

По полесским поверьям, русалки появляются на Русальной неделе и качаются на березах. Для них специально вывешивали на ближайших к дому березах сорочки и другую одежду. Березы со свисающими до земли ветвями назывались русальными, и на Троицу к ним старались не приближаться. Согласно быличкам, в лесу на березе можно увидеть колыбель с ребенком русалки (бел.).

Так, в Калужской губ., связывая верхушки берез, женщины пели:

От русалки, от семицкой / Ачиртися, акружися, / От лихова чилавека, / А кто лихо, лихо мыслит.

На Псковщине на Троицу, для поминания Предков, под окнами ставили березки по числу умерших в этом доме. В Белоруссии на Троицу каждый, пришедший на кладбище помянуть родных, отламывал от березы по ветке, передавал старшему в семье, тот связывал их в один «семейный» веник и подметал могилу. В этот же день кое-где соблюдался обычай хлестания могил ветками березы, что называлось «парыць старых». Тот же обычай существовал в Новгородской, Псковской, Петербургской губерниях под названиями «парить могилы / опахивать могилы / глаза опахивать». В тех же местах известна практика украшать могилы троицкими березками.

Накануне Ивана Купалы на рога коровам надевали венки из березовых веток, а у входа в хлев втыкали березовые сучья, чтобы не позволить ведьмам навредить животным.

Почему же берёзы так любимы русалками? Существует легенда по которой русалка, задержавшаяся на суше дольше положенного времени (после рассвета) превращается в берёзу, а в троицкую неделю дерево вновь может общаться с подругами. Кроме того русалки – жительницы царства мёртвых и им очень не хватает энергии, а берёза в эти дни ею просто напитана и не прочь поделиться.

565.jpg


Не равнодушны к этому дереву и другие представители нечисти – лешие. Если вы хотите написать хозяину леса – пишите на кусочке бересты или на берёзовом листочке – послание обязательно будет замечено. Этот способ использовали ещё во 2-й половине 19 века. Естественно, у дерева нельзя брать больше необходимого – леший может и рассердиться.

Береза плакучая считалась деревом особым - ее иногда называли навьим деревом , то есть деревом мертвых. Ее сок, почки, кору, древесину и листья никогда не использовали для лекарственных целей - только для магических. Говорили, что это дерево имеет связь с миром мертвых, что его любят русалки и утопленницы. Поэтому плакучую березу всегда украшали в русалью неделю, чтобы защититься от проказ духов. Это дерево старались не ломать, чтобы не навлечь гнева потусторонних сил. В старину к нему ходили, стараясь заручиться помощью предков в каком-либо важном деле или попросить защиты от беды.

444.jpg


Берёзы часто упоминалась как атрибут нечистой силы в демонологических поверьях и былинках: рассказывали, например, что ведьма могла надоить молоко с березовых ветвей; она же летала по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке; белые кони, подаренные человеку чертом, превращались в кривые березы, а поданный чертом хлеб — в березовую кору; женщину, в которую вселился бес, во время приступа «бросало» на берёзу.

По русским поверьям, чтобы вызвать лешего, нужно было «нарубить молодых березок и сложить их кругом, верхушками в средину; затем снять с себя крест и, ставши в кругу, крикнуть громко: “дедушка!” – и леший тотчас явится».
В украинском Полесье рассказывали, как колдун с помощью девяти березовых розог превращает волка-оборотня обратно в человека, выбив с его кожи всю шерсть.

Согласно чешским поверьям, березовым прутом, освященным в Вербное воскресенье, можно забить до смерти водяного. Вампира пробивали не только осиновым колом, но и березовым (Великопольша).

Лужичане втыкали березовые ветки на ворота и окна, чтобы охранить свой дом от злых чар. По их верованиям, вештицы (ведьмы) особенно боятся березовых ветвей. Такое же верование отмечено и у сербов. Напротив, с помощью новой березовой метлы призывают вил (русалок), чтобы побрататься с ними. Чехи считают, что Дивља жена (женский мифологический персонаж) носит на голове березовый венок. В Сербии, когда сваты идут из дома в церковь, они переступают через березовый веник, чтобы он задержал порчу и злых духов.

В селах Малопольши верили, что с помощью березовой ветки, воткнутой в дно источника, можно наслать порчу, например, вызвать задержание мочи.

Ветка березы, сросшейся с дубом, использовалась в любовной магии: девушка незаметно обходила с ней вокруг парня или поила его отваром коры этой березы.

455.jpg


Девушка незаметно давала парню выпить отвар с трех березовых листочков от трех берез, выросших в одном муравейнике (бел.). Иногда действие сопровождалось обрядом любовной присушки. Так, следовало в полночь пойти к березе, трижды обойти вокруг нее и сказать:
Ты сушись, сушись ко мне,
Как береза по весне, –
а затем вбить новую иголку, которой еще не шили, в березу

Береза сопровождала славян буквально от колыбели до могилы:
В Польше для охраны новорожденного от зморы (польск. zmora ‘кошмар’) на пороге дома выставляли березовую метлу;
в Моравии в люльку клали от злых сил девять прутиков;
чтобы не душила по ночам мара (мифологическое существо, недружелюбно настроенное к человеку), рекомендовалось положить под голову березовое полено (чеш.)
В восточнославянском похоронном обряде известна практика выстилания гроба листьями и прутьями березового веника, набивания ими подушки для умершего. По археологическим данным, у западных и восточных славян был известен обычай выстилания могилы берестой. Березы принято было сажать на могилах (вост.-славянск., польск., сербск.). Сербы сажали березы на могилах специально для душ умерших. В похоронном обряде также проявляется женская символика березы: так, в некоторых полесских селах при похоронах покрывали тело женщины ветками березы, а тело мужчины – ветками тополя.

Из березы изготовляли посуду, игрушки, обувь, мебель, при обогреве березовыми дровами она дает больше тепла, чем другие породы деревьев, и легко горит как высушенная, так и недавно срубленная.

По белорусскому преданию, первый справядлiвы (истинный) огонь был добыт людьми по совету Бога из березы и ясеня.

Нельзя не упомянуть берестяные грамоты, сохранившие до наших дней бесценные свидетельства веков минувших.

1200.jpg


Берёзу берегли, за ней ухаживали, специально высаживали, стараясь окольцевать деревню защитным поясом берез. Украшения, сделанные из березовой древесины, применялись для защиты от нечистой силы. Задолго до появления христианства во время, соответствующее нынешней Троице, веничками, сделанными из свежесрезанных ветвей этого дерева, выметали из избы нечисть. Отваром из прутьев в этот день промывали всю избу от болезней и несчастий. В этот же день женщины мылись в бане с настоем березовых листьев, чтобы снять с себя наносные болезни, восстановить утраченные силы и бодрость духа.

У западных славян надежным средством защиты от злых сил считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или к колыбели новорожденного. Во многих местах верили, что при битье березовым прутом заболевшего ребенка болезнь тут же отступит.

Березовые ветви использовались, чтобы наделить плодородностью не только землю, но и скот и молодоженов. Березовые ветки втыкали в поле, чтобы получить богатый урожай злаков, льна. Березовое полено закапывали под порогом новой конюшни чтобы «велись» кони. После выпечки хлебов в печь бросали березовые поленья, чтобы «ягнята были белыми».

Символически и магически береза фигурирует в качестве защиты против всех несчастий, как физических, так и духовных. Практически все части дерева используются в целительстве. Венички из березовых веток используются в обрядах очищения. Береза нежна и сострадательна, обладает очень мягким, ласковым и в то же время сильным влиянием. К березе стоит обращаться больным, ослабленным, выздоравливающим людям. Она облегчит страдания, поможет вернуть утраченные силы, легче перенести болезнь, ускорит процесс выздоровления. Больную сажают, прислонив к стволу, у корней (берёза – дерево женское, мужчины обращались к дубу). Вещь больной, которого нельзя привести, или принести, к дереву, вешают на ветку березы с просьбой о помощи. В знахарской практике действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей берёзе для «передачи» ей болезни: под берёзу выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. В тексте русского заговора от грудной жабы звучит мотив угрозы по отношению к болезни:
«Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило»

Общение с березой полезно людям с расстроенными нервами, находящимся в состоянии депрессии. Это дерево снимает усталость, нейтрализует негативные последствия повседневных стрессов, способствует восстановлению душевной гармонии. Береза, растущая рядом с домом, отгоняет кошмарные сны.

333.jpg


Воздействие этого дерева продолжительно. Лучше не приходить к нему, а жить рядом, тогда оно сможет исцелить вас.

Береза является ценным лекарственным ресурсом.
Спойлер
В официальной медицине используются кора, листья, почки, соцветия и березовый сок, в которых
содержатся различные биологически активные вещества. В коре березы содержится бетулин, фитостерин, гликозиды, сапонин, танин и эфирное масло; ее препараты используются для лечения малярии, водянки, подагры и легочных заболеваний, а наружно – как ранозаживляющее и дезинфицирующее средство при абсцессах, фурункулах, ожогах и грибковых заболеваниях кожи. В почках и листьях содержится эфирное масло, фитонциды, сапонин, каротин, аскорбиновая кислота и дубильные вещества. В листьях, кроме того, много витамина С и никотиновой кислоты, поэтому их применяют как
мочегонное, желчегонное, дезинфицирующее средство при бронхитах, трахеитах, нефритах; свежие листья помогают при суставном ревматизме в виде компрессов на ночь.
Клейкий бальзам из березовых почек используют для приготовления прополиса, обладающего сильным противомикробным и обезболивающим действием. Березовый сок содержит сахара, микроэлементы и другие вещества, которые повышают сопротивляемость организма, способствуют выделению мочи и заживлению вялотекущих язв. Из мужских соцветий делают настойку, которую применяют при болезни сердца, туберкулезе, гастрите, язве желудка и малокровии, наружно – при экземах и фурункулах.
Отваром листьев и свежим соком полезно мыть голову, при этом улучшается рост волос и исчезает перхоть. При простудных заболеваниях люди с незапамятных времен лечатся в банях березовым веником. Это не случайно. В парилках, при запаривании веника и воздействии горячего воздуха, листья выделяют целебные фитонциды, которые стерилизуют воздух и наполняют легкие высокоактивными природными антисептиками.
При дизентерии, поносе и отравлении применяют березовый активированный уголь в виде таблеток. Диуретические свойства березового сока
используют при лечении мочекаменной болезни. Деготь, получаемый из древесины березы, применяется как противомикробное средство, входя в состав различных мазей, а также дегтярного мыла.
Чага (березовый гриб) применяется для снятия симптомов язвенной болезни, гастрита, рака.
Однако в народной медицине сфера применения березы и ее продуктов гораздо шире. В русской народной медицине используются различные части березы. Так, сок березы в Пермской губ. принимали внутрь от чахотки, а как наружное средство употребляли при язвах кожи. Для приготовления мази брали две бутылки «березовицы» и шкалик винного спирта и выпаривали на легком огне до тех пор, пока жидкость не превращалась в сироп. Полученный экстракт намазывали на тряпку и прикладывали к язвам. В Забайкалье свежесобранный сок березы давали детям в молоке во время
прорезывания зубов. В Свердловской области зафиксировано представление о том, что берёзовка шибко хорошо раны затягивает.
Применялись и березовые почки. Их собирали ранней весной, когда они еще не распустились и липкие от смолистых веществ. Зимой собранные почки считали в народе малоэффективными. Для заготовки почек обычно срезали молодые ветки, сушили на чердаках или даже в печах (например, после выпекания хлеба), и потом обдергивали с веток почки или просто оббивали их. Березовые почки у русских в виде настойки применялись при водянке; настойка на водке считалась в Пермской губ. полезным средством при плохом аппетите, при склонности к поносу, при ревматизме. На Кубани крепкий настой березовых почек на водке пили от холеры, сильного поноса, боли живота, рвоты. В Вологодской, Новгородской, Архангельской и Воронежской
губерниях настой березовых почек на воде, водке или спирте применяли как лекарственное средство при порезах, ушибах, боли в желудке и т.д.
От водянки лечились распаренными молодыми березовыми ветками вместе с почками, которыми обкладывали больного, посаженного над раскаленными кирпичами. Затем его укладывали в постель и давали пить настой из листьев и почек березы.
Водочный настой на внутренней березовой коре тоже применялся при лечении поносов, что отмечено, например, в Забайкалье. В Енисейской губ. с лечебной целью применяли еще так называемые «вихревые гнезда» от белой березы – сросшиеся пучки ветвей, похожие на птичьи гнезда. Такие наросты мелко секли, парили в чугунах и прикладывали к больным местам при параличах. В Забайкалье смолой от зажженной бересты лечили лишаи.
Особенно целебными считались ветки, ранее использованные в календарных обрядах (чаще всего на Троицу) и/или освященные в церкви. Ими били больного с целью изгнания болезни, на них укладывали страдающих ревматическим болями, поили отваром из листьев при лечении ангины, чахотки, малярии и других болезней, окуривали людей, скот, птицу листьями березы, через ветку березы поливали больного водой и т.п.

У других восточных славян береза также пользовалась большой популярностью в качестве лекарственного средства. У украинцев настойка березовых почек считалась хорошим средством при порезах, порубах и т.д. В Полтавской губ. на березовых почках делалась настойка на водке, которая употреблялась внутрь «в судорогах желудка», а снаружи – для заживления «свежих ран, нанесенных острым орудием». Настой из высушенных листьев служил полосканием при расслаблении и порче десен, а отвар – для обмывания застарелых нечистых язв, лишайных, золотушных и цинготных сыпей; ванны употреблялись для детей, страдающих рахитом. Свежие молодые листья использовали как лекарство от ревматизма, ломоты, отеке конечностей, опухании суставов, а также средством от цинги. В настое листьев парят ноги, чтобы снять усталость. Спиртовую настойку березовых почек принимают 3 раза в день по 15-20 капель на ложке воды (или по три стакана отвара почек) при язве желудка, при несварении желудка, при расстройствах и разных болях в желудке, также при водянке (возникшей от воспаления почек) и других видах почечных заболеваний, против мелких круглых глистов (остриц и аскарид), при болезнях кожи, мочевого пузыря; для втираний (а также внутрь) при ревматизме. Зимой употребляют отвар из молодых веток березы.
Такой отвар пьют также и при водянке, воспалении почек, мочевого пузыря и при камнях этих органов. Березовый деготь народ употребляет для уничтожения чесоточных клещей, для натираний, а иногда и внутрь по несколько капель (при заразных болезнях).
Большой популярностью в лечебной практике украинского Полесья пользуется и березовый гриб – чага. Ее использование достаточно широко. Чагу используют при злокачественных опухолях и в виде чая при заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки.
Белорусы свежим березовым соком лечили подагру, ревматизм, артрит, цингу. К тому же сок березы очищает кровь, выгоняет почечные камни, лечит желтуху. В Полесье пили отвар березовой омелы от сухоты, настоем березовых почек лечили порезы, нагноения, заболевания пищевода и печени, а березовый квас пили, чтобы избавиться от лихорадки и бесплодия. Березовым веничком вытягивали ногтоеду.
Отваром из березовых веточек, которыми переплетают заборы, мочили колтун. Его также секли на березовом пне. Чтобы избавиться от радикулита, секли положенные крестом березовые веточки из веника. Эффективным средством от лихорадки считалось окуривание человека листвой с веток, оставшихся после семицко-троицких обрядов. От конвульсий больного стегали розгой из березы, которую первой срубили для использования в весенних
обрядах.
В болгарской народной медицине отвар листьев березы употребляется от водянки, подагры, воспаления мочевого пузыря. Он также служит для очищения крови, от кожных сыпей, лишаев, коросты. Отвар коры молодых веток считается хорошим средством от малярии, малокровия, кашля и подагры. Отвар листьев и коры служит для компрессов и промывания ран, сыпей и лишаев. Настойка сережек на красном вине употребляется против воспаления и болей в желудке и кишечнике.
В Сербии береза является лекарством от водянки – больного купают в отваре березовых листьев.

Проникла береза и «народную косметику» – восточнославянские девушки от веснушек и от загара мазались березовой смолой. В Чехии девушки умывались березовым соком, чтобы быть красивыми и избавиться от веснушек

Берёзовые мётлы используют женщины во время Дня Живы (1 мая), чтобы вымести из избы и подворья все болезни, оставленные Марой.
Берёза обладает целебными качествами: так, березовый сок способствует очищению крови.

Сильным ритуальным предметом является банный веник. На веники обычно брали ветки зеленой здоровой березы, на которой «не сидела кукушка». На Русском Севере банные веники заготавливали в день Аграфены Купальницы (24 июня), причем ветки следовало срывать с дерева без ножа или топора. В этот же день обязательно мылись в бане с первым изготовленным банным веником, в который добавляли различные цветы и травы «для здоровья». Считалось, что связанные до Иванова дня веники вызывают «чёс».

Связь берёзы с потусторонним миром использовалась при магическом лечении: относ под дерево мерки с больного, а также в ритуале заворачивания в бересту «сорочки», в которой рождался ребенок.
В Чехии больные шли к березе, надрезали кору и вкладывали в надрез кусочек полотна с каплей крови; если кора срасталась, болезнь
должна была пройти.
Однако иной мир, мир предков - это и пространство, откуда приходили в этот мир новорожденные:
бесплодным женщинам давали пить настой высушенной коры с трех берез, выросших из середины сгнившего пня.
Березовый веник также служил лекарственным средством от бесплодия, но уже как атрибут, передающий желаемое свойство от одного объекта другому: к морде только что отелившейся коровы надо было поднести березовый веник и произнести соответствующий заговор, а вечером
попариться этим веником в бане.
Впрочем, такой обмен мог быть не только позитивным: так, в Черниговской губ. считали, что береза, посаженная возле дома, вызывает женские болезни у его обитательниц, а наросты на стволах берез образуются якобы от женской ругани.

Береза могла выступать и как магический заместитель человека при лечении болезни:
«Захворал ли кто утином (боль поясницы), знахарка приказывает ему лечь ничком на порог избы, т. е. у растворенных дверей, которыми должна удалиться болезнь; затем кладет ему на поясницу березовый веник и, тихо ударяя обухом топора или косарем по венику, причитывает: “секу-секу, присекаю; рублю-рублю, прирубаю!” – Что, бабушка,
сечешь? – спрашивает больной. “Утин секу!” – Секи да гораздо, чтоб не было его! Эти вопросы и ответы повторяются до трех раз»

Для девочек купель изготовляли из березы, для мальчика – из дуба. При лечении таких детских болезней, как криксы и плаксы (плохой сон, постоянный плач) ребенка несли лечить к деревьям, причем мальчиков к дубу, а девочек – к березе. Там происходила «братание» с деревом, а потом передача ему болезни. Были известны и более сложные способы лечения: на воде из трех колодцев замешивали тесто и пекли три булочки. Затем катали их по телу больного, бросали их в ведро с водой (также из трех колодцев), а воду выливали под березу или грушу (после девочки) либо под ясень или дуб (после мальчика).

Берёза в мифологии славян представляет одну из спутниц Макоши – Долю (ЛадаСчастье, Среча, Жива и др. ипостаси), отвечающую за возобновление и продолжение жизни на Руси, бракосочетание, рождение детей. В этом значении берёза отражает женскую символику, включая символизм русалки. Берёза – символ Руси. Ассоциирует с живой водой.
Береза, как перевёрнутое корнями вверх древо мировое, фигурирует в русских заговорах: «На море на Океяне, на острове Кургане стоит белая берёза, вниз ветвями, вверх кореньями».
Или встречается другой вид заговора: «На море на Окияне, на острове Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями; на той березе Мать Пресвятая Богородица шелковые нитки мотает, кровавые раны зашивает…/либо: ткет-переткет судьбу вещую, судьбу лучшую»
Пресвятая Богородица в данном случае - это древний дохристианский образ Богини-Матери, которая ассоциировалась с мировым деревом.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Красавица F
Аватара
Красавица F
Возраст: 53
Репутация: 117 (+117/−0)
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 5 февраля 2022
С нами: 2 года 1 месяц

#2 Красавица » 7 июля 2022, 12:21

Ещё берёза считается деревом бесов. Под ней хорошо дары оставлять.

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23165
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#3 solp » 7 июля 2022, 12:25

Красавица писал(а):Под ней хорошо дары оставлять.
Т.е. вне перекрестка можно с бесами так поработать scratch_one-s_head


Вернуться в «Использование растений в Магии»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 9 гостей