Двоедушники

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1673 (+1682/−9)
Сообщения: 3922
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 5 июля 2023, 9:16

В словаре «Славянские древности» змора (мара) — польский мифологический персонаж, главной функцией которого является удушение людей во сне. Двоедушник.

В том же словаре имеется определение двоедушников как людей, рожденных с двумя душами (в этом контексте число «два» несёт в себе оттенки сверхъестественного, опасного, бесовского или «нечистого»): человеческой и демонической (или двумя сердцами), и поэтому обладающих демоническими свойствами.

Ключевым мотивом, объединяющим всех двоедушников, является способность второй души покидать спящее тело и вести самостоятельное существование обычно для того, чтобы приносить вред людям. Душа их выходит из тела обычно ночью во время сна, а днем такой человек никак не отличается от обычного. По народным сказаниям в тёмное время он немедленно засыпал особо крепким сном, да так, что его невозможно было разбудить. Во время этого сна он находился вне своего физического тела, при этом — мог сохранять свой внешний облик или принять обличье какого-либо животного (пса, коня, зайца и т. п.) (как кицунэ)у ведьма-двоедушница имела возможность оборачиваться летучей мышью, собакой, мышью, кошкой или каким-либо предметом: кочергой, колесом, валькой и др. Блуждающая по свету неприкаянная душа такого человека наносит вред обычным людям, насылает на них порчу, непогоду, засуху, пить кровь и т. п.

Если двоедушника кто-либо пытается задержать, он может убить либо своей силой, либо такой силой стихии ветра, от которой невозможно спастись.

В народном фольклоре отмечалось, что разрушительный мотив в действиях такой души не зависит от личной воли её обладателя, а сам человек даже не имеет возможности вспомнить то, что с ним происходило во время сна.

Душа такого существа покидает и возвращается в своё тело через рот в виде мыши, мухи и т. п., поэтому двоедушника все-таки можно быстро разбудить, перевернув его головой на место ног. Это приводит его к серьёзной болезни на срок не менее двух недель, так как блуждающая душа не имеет возможности вселиться в тело назад.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

После смерти двоедушники продолжают вредить живым, поскольку их вторая душа (сердце) не умирает, и умерший двоедушник становился причиной сильной бури, ливня или града. Если его душа чистая, то она отправляется на «тот свет», а нечистая душа становится опасным упырём, живущем в могиле, под водой, в зарослях, глухих местах и т. п. Это существо способно пить кровь, вызывать болезни детей, мор, падёж скота, засуху и т. п.

Круг персонажей-двоедушников весьма широк - в него входят, например, «водяний опір», «вітряник» и «той, що гадам розказує». Соответственно, им свойственны не только вышеприведенные мотивы, но множество иных, которые не всегда соотнесены с двоедушниками, особенно если рассматривать различные фольклорные традиции. Мотив двоедушия связан со стригонем (strzygon) или упырем (upiór) — близкими друг к другу и часто функционально эквивалентными персонажами, которые «ходят» после смерти (неупакои). Для зморы мотив двоедушия не всегда настолько же типичен. Спорадически в фольклоре двумя душами обладает также утопленник (topielec). К числу двоедушников могут быть отнесены персонажи, которые притягивают в концепто-сферу двоедушия специфические связанные с ними сюжеты и мотивы.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

При работе с конкретным материалом иногда сложно точно определить, какие именно сюжеты и мотивы являются маркерами двоедушия, а какие нет, если об этом не высказано напрямую .

Если опираться на определение из тех же «Славянских древностей», стригонь и упырь вообще-то не могут быть отнесены к этой категории, так как в качестве основного показателя принадлежности к двоедушникам в словаре по определению указан мотив выхода души из спящего тела, что нехарактерно для стригоня и упыря. В отличие от зморы, эти персонажи обычно начинают вредить людям только после смерти, и даже тогда вторая душа стригоня или упыря, вынуждающая его труп «ходить», как правило, остается в теле.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Более надежным критерием определения двоедушника являются прямо указывающие на двоедушие характеристики (например, наречение ребенка при крещении двумя именами).
Причины рождения двоедушника чаще всего связывают с ненадлежащим поведением его родителей: двоедушниками могут стать люди, зачатые во время месячных, или рождённые женщиной, которая во время беременности позволяет себе посмотреть на священнослужителя с чашей во время «великого выхода». В общем, «неприкаянной», «развратной» и тп. Также, по поверьям, если в семье подряд рождаются одни девочки, то седьмая обязательно становится двоедушником.

Распознать двоедушника также можно по некоторым отличающих его от обычных людей признакам: двоедушники рождаются с зубами, разговаривают сами с собой, обладают красной шеей, на макушке у них два вихра и т. п. Иногда к двоедушникам относят страдающих лунатизмом.

Народная память сберегла целый ряд средств для того, чтобы обезвредить неприкаянную душу: умершего нужно хоронить с определёнными предосторожностями, к месту захоронения нести его надо не по дороге, а по обочине, хоронить на краю кладбища, класть в гроб различные предметы, чтобы он был занят игрой с ними, рассыпать на могиле мак, чтобы он тратил свое время на его сбор.
Если же умерший продолжает вредить, то могилу нужно вскрыть, отрубить голову, тело перевернуть спиной вверх или ногами на место головы, забить в сердце липовый, осиновый или боярышниковый кол и тп.

Вернуться в «Славянский Пантеон Богов и обряды»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 11 гостей