У славян, особенно русских и белорусов, он мог носить также имя лешак, лесовик, лесник, лесной, лисун, перелесник, царь лесной, боровик, моховик. Сходные лесные духи известны и у западных славян. Вера в лешего была распространена в основном у жителей лесной зоны, население безлесной степи имеет о лешем смутное представление.
Леший - хозяин леса и зверей, его местожительство - лес, дремучая чаща, откуда он изредка выходил в поле. Его трудно увидеть, но зато можно услышать: он любит хохотать, аукаться, хлопать в ладоши, свистеть. Лесное эхо означает, что "откликается леший". Иногда можно увидеть лешего: он может предстать в человеческом облике, иногда прикинется даже простым мужиком. Однако по некоторым признакам его можно отличить от человека: у него острая голова, нет бровей и ресниц. В Орловской губернии, напротив, описывают мохнатые брови; бывает без шапки, без пояса. По другим описаниям, леший имеет сплющенное, ребром вперед длинное лицо, длинную клинообразную бороду, один глаз и ногу пяткою вперед. Волосы у него зачесаны налево. Леший может быть одет в звериную шкуру, иногда предстает со звериными атрибутами: рогами, копытами. В других местах описывают лешего как голого волосатого старика. Чаще указывают на другую особенность леших - их рост. Если они ходят по травам, то ростом своим достигают вершин деревьев. Леший мог предстать и в зверином облике: волка, зайца, поросенка, жеребца, красного петуха, филина; мог появиться и в виде гриба.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
Леший
Леший - злой дух, воплощение леса как враждебной человеку части пространства. Он наделен отрицательными атрибутами, связью с левым: у лешего левая пола запахнута за правую, левый лапоть надет на правую ногу (так же делают, когда хотят защититься от лешего).
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
Леший большой проказник и шутник. Он не столько вредит человеку, сколько любит подшутить над ним, но, рассердившись, может наделать и немало вреда. Неосторожного путника, зашедшего в густой лес, пьяного человека, позабывшего защититься крестом, леший собьет с дороги, заведет в непроходимую чащу, напустит туману и заставит кружиться на одном месте. В этих случаях говорили: его леший обошел. Чтобы обмануть путников, леший звал людей в лесу знакомыми голосами. Делает это он обычно под вечер, так что жертва его проказ всю ночь бродит по лесу и лишь к утру находит дорогу. Даль записал поговорку: "Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит".
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
Леший считается хозяином леса. Он стережет лес, зверей, птиц, не позволяет рубить свои любимые деревья. Ему не нравится, когда кто-нибудь долго остается в лесу. Лесные звери у него в подчинении. В рассказе сибирских старожилов о том, как в 1859г. наблюдалось массовое переселение белок из сибирской тайги через Урал в леса европейского Севера, старожилы объясняли: это сибирские лешие, проигравшие в карты северным русским лешим, гнали на запад свой проигрыш. Этому соответствует старинная поговорка: «перегоняет с места на место, как леший зверя».
Деревенские слухи очень настойчиво приписывают лешим страсть к женщинам и обвиняют их в нередких похищениях девушек. Лешим также навязывают жен одинаковой с ними природы (лешачиха, лещуха) и детенышей (лешеня).
Многие наблюдатели отмечали, что с уменьшением площади лесов слабеет и вера в леших. Со временем образ лешего теряет свои специфические черты, приобретая общие признаки "нечистой силы"; это рогатый дьявол с копытами, почти не связанный с лесом. Тот, кто был у лешего и потом возвратился к обычной жизни, становится знахарем и поддерживает отношения с лесовыми, домовыми и всякой нечистью.
Как видим, леший, наряду с домовым, занимал важное место среди низших персонажей славянской мифологической системы.