Природа в воображении славян не была безликой и пустой. Каждый ее уголок был населен фантастическими таинственными существами. Пытливый ум не оставлял без внимания ни одного явления, стремился проникнуть в самые отдаленные точки мироздания и дать всему увиденному свою оценку. По мере освоения мира славяне заселяли его духами, бесами, лешими, чертями. Они воспринимались реально существующими, каждому из них человек определил место обитания, обязанности и забавы. В воде поселил берегинь, русалок, водяных; в лесу - Бабу Ягу, лешего, вовкуна; в доме и вокруг него - домового, кикимору, банника, чертей, овинника, упырей; в поле - полевика. Вокруг самого человека жили и поджидали его Доля, Недоля, Горе, Злосчастие, Беда, а у порога караулили Карачун, Навья, Смерть. Природа виделась людям огромной родовитой общиной, населенной существами человеческого типа, находящимися с ними в тех или иных родственных отношениях.
Персонажами низшей мифологии являются различные духи природы (домовые, полевые, водяные, лесные и т.д.), не имеющие божественного статуса. Верования наших предков в повсеместную населенность природы разными духами приводили к тому, что в повседневной жизни человек зависел от них больше, чем от богов высшей мифологии. Связь персонажей низшей мифологии с бытовой магией способствовала сохранению представлений о них, после принятия христианства перешедших в разряд суеверий. Кроме того, они стали главными персонажами многих сказок и быличек, составив бесчисленный сонм "нечистой силы".
Домовой и другие домашние духи
Следы низшей мифологии сохранились в народных верованиях. Поверья о домовом как покровителе дома распространены и сейчас в русской деревне. Наиболее распространенные названия домового - хозяин, хозяинушко, дедко, дедушка; в некоторых местах его зовут иносказательно: доброхот, доброжил, жировик, лизун, суседко, сысой, батанушка, скотный, кормилец, постен, карнаухий, некошный, другая половина, или просто - он, сам, тот-то. Белорусские названия - хатник, господарь; украинские - хатный дидко, домовык, домовой, дидко. Сходные поверья о духах дома известны у западных славян и многих других народов. Образ домового довольно устойчиво сохраняется у русских и белорусов, у украинцев он сильно побледнел и утратил свою определенность и значение в верованиях.
Домовой
Считалось, что домовой находился в каждом доме. Домовой - дух-хранитель и обидчик дома. Он стучит и возится по ночам, проказит. Душит ради шутки сонного, гладит мохнатой рукой. Он особенно хозяйничает на конюшне, заплетает любимой лошади гриву в колтун, а нелюбимую вгоняет в мыло, разбивает параличом, даже протаскивает в подворотню. Местонахождение домового указывают по-разному: под печкой и за печкой, под порогом, в подполье, на чердаке, в чулане, в печной трубе, на полатях, в углу; по ночам он навещает конюшню и хлев, за пределы дома или усадьбы не выходит. За печь надо было бросать мусор, чтобы домовой не перевелся.
Домовой покровительствует рачительным, трудолюбивым хозяевам, которые его уважают и умеют ему угодить. Ленивых и беспутных хозяев, которые не оказывают ему почтения, домовой не любит и может довести до разорения. Чаще всего милость или немилость домового проявляется в его отношении к скоту, особенно к лошадям. У каждого домового есть любимая масть лошади: один любит гнедых, другой - чалых и т.п. В этом случае домовой ухаживает за ней, заплетает ей ночью гриву; если же лошадь нелюбимой масти, то домовой замучает ее или заставит хозяина переменить лошадь.
Домовой. Резное дерево, X в.
Рассердившийся на что-либо домовой вымещает свой гнев не только на лошадях. Он не дает хозяину покоя, возится за печкой, ночью наваливается на спящих и душит их. Согласно другим поверьям, эти проделки домового вызваны не гневом, а желанием пошутить. Умилостивить домового можно было, оставляя ему хлеб и соль, иногда горшок каши, табак. Отмечался обычай закармливать на Ефрема Сирина (28 января) домового, давая ему каши на загнетке. Жертвы домовому (немного еды) приносили в хлев.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
Верили в то, что домовой может предсказать счастливые и несчастливые события. Он предупреждает о них разными звуками, плачем, оханьем, стонами (к горю), песнями, прыжками (к радости), чаще же - прикосновением к ночной темноте: если прикоснется домовой мохнатой или теплой своей лапой, - это к добру, если голой или холодной, - не к добру. Он может ответить и просто человеческим голосом.
Домовые. Деревянные фигурки домашних божеств. (Новгород. Раскопки А.В.Арциховского)
При переезде в новый дом надлежало совершить обычные обряды, чтобы уговорить домового переехать вместе с хозяевами. Без необходимого приглашения он не пойдет, так как очень привыкает к старому жилью.
Для перевода домового на новое жилье применялись разные способы: его переносили в горшке с углями, на хлебной лопате, в мешке, заманивали горшком каши, сопровождая этот обряд приглашениями:
- - "Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье",
- "Домовой, домовой, пошли домой"
- "Кланяюсь тебе, хозяин батюшка, и прошу пожаловать в новые хоромы"
- "Кормильчик, приходи в новый дом хлеба здесь кушать и молодых хозяев слушать".
Домовой вообще невидим и обнаруживает себя лишь звуками. Существует поверье, согласно которому домового можно увидеть в ночь на Светлое воскресенье в хлеву; он космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память. Домовой может показаться кому-нибудь из домашних и по своей воле , предупреждая их о беде.
Домовой. Резное дерево, XIII в.
Домовой представлялся человеком на одно лицо с хозяином дома или небольшим стариком с лицом, покрытым шерстью. Крестьяне различных областей России по-разному описывали домового.
- иногда домовой одет в свитку, всегда носит большую лохматую шапку, волосы на голове и бороде у него длинные.
- иногда это был маленький старичок, словно обрубок или кряж, но с большой седой бородой.
- порой Домовой - здоровый, как медведь, на голове шапка.
Во многих местах рассказывают, что домовой имеет вид умершего хозяина дома, а иногда живого; хозяин спит, например, в избе, а его в то же время видят в конюшне среди лошадей. По поверьям, домовой мог превращаться в кошку, собаку, корову, иногда змею, крысу или лягушку.
Сущность и происхождение образа домового обычно связывают с культом предков. Домовой - дух-покровитель семьи. Пишут о связи духа дома со "скотьим богом" Велесом. Они считают, что некоторые обряды, относящиеся к домовому, раньше были связаны с Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на домового.
Вера в домового тесно связана с поклонением огню и культом умерших предков. Человек, обожествляя силу света и тепла как условие всякой жизни, естественно, должен был перенести поклонение этой силе в домашнюю сферу, в круг семьи. Огонь необходим в домашнем очаге для тепла и приготовления пищи. Сначала, возможно, наши предки поклонялись самому очагу, но потом пришли новые верования, - они олицетворялись в пластическом и наглядном образе домового. Об этом свидетельствуют многие сохранившиеся обряды.
Столь широкое распространение веры в домового в народе нашло отражение в художественной литературе. Домовому посвятили свои стихотворения А.С.Пушкин, Д.В.Веневитинов и другие поэты.
В повести М.Горького "Детство" дано описание обращения к домовому в связи с переездом в новую квартиру:
- "Когда переезжали на квартиру, бабушка взяла старый лапоть на длинном оборе, закинула его в подпечник и, присев на корточки, начала вызывать домового: "Домовик-родовик, вот тебе сани, поезжай-ка с нами на новое место, на иное счастье..."
От домового как главного хранителя дома и хозяйства отдифференцировались в народных поверьях другие духи - покровители отдельных частей крестьянского двора-усадьбы: запечник, подпечник, клецник, дворовой, гуменный (гуменник), сарайчик (или сараяшник), конюшник, овинник (или подовинник), рижный хозяин, банник (или баенник), кикимора. Эти духи отмечены главным образом в поверьях северных великороссов, хозяйственные постройки которых были сложны и разнообразны.
Банник.
Местопребывание и сущность дворового, банника, овинника, полевика и других сходных духов легко определяются из названия. Дворовой - фигура очень близкая к домовому. Главное его занятие - уход за скотом. Дворовому иногда приписывается недобрый нрав сравнительно с домовым. Домовой обычно доброжелателен к человеку, дворовый обычно недоброжелателен к домашним животным, которых он мучает (исключение составляют собака и козел).
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
.Банник (его еще называют баянник, банный байник, баинник) известен в основном на Севере.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
Это проказливый, опасный, злой дух. Считалось, что в бане нельзя стучать и говорить громко, иначе байнушка рассердится и напугает; нельзя мыться в бане в третий пар, "третий пар" оставляется для самого банника. Четвертого пара все боятся: в эту пору моются черти, лешие, овинники, русалки.
Сунется неосторожно человек, - "он" накинется, начнет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком, может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек.
Пар выживает банника из его бани временно, а в нетопленной бане он живет всегда. Банник не любит родильниц (как известно, на Руси роды принимали в бане), поэтому их нельзя было оставлять в бане одних. Баня издревле считается нечистым местом, а баннище и вовсе поганым.
Очень сходен с ним образ гуменного (овинника, рижного хозяина). Из-за пожаров, которые нередко случались в овинах и ригах, гуменника считали самым злым из домашних духов. Ему приносили в жертву петуха, пироги. Овинного домового можно было увидеть в заутреню Светлого воскресенья.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться