Высший уровень славянской мифологии. Перун

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3916
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 16 сентября 2022, 16:04

Высший уровень славянской мифологии

Высшая мифология возникла гораздо позже низшей, в эпоху перехода к обществам, основанным на социальном неравенстве, и служила идеологией правящего сословия.

В качестве признаков различия высшей и низшей мифологии иногда выделяют сознательное мифотворчество, характерное для высшей мифологии (если жрецы и не создают особых мифов, то систематизируют мифологическое наследие для целей официальной религии), и стихийное характерное для низшей.

Следовательно, в отличие от низшей мифологии сюжеты темы, образы высшей мифологии стройнее, единообразнее, определеннее.

Отнесение мифологических персонажей к высшей или низшей мифологии позволяет определить их социальную роль и значимость.

Однако при исследовании мифологии славян в силу малочисленности, а иногда и противоречивости источников, порой трудно определить, являлся ли данный персонаж божеством или нет. Например, Коляда - это божество или персонаж зимних праздничных обрядов? Поэтому к разряду высшей мифологии обычно относятся только тех, которые большинство летописцев включало в пантеон славян: Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Симаргл. Единственное женское божество пантеона - Мокошь.


Перун - бог грозы, грома и молнии

D2E4EC08-F543-45D0-8C9E-DDE972629432.jpeg

Перун

К мужским божествам славян относятся Перун, Сварог и Сварожичи, божество плодородия Род, Велес, Ярило. Но существует распространённое мнение, что особое место среди них занимает Перун.

Космическое божество, бог грома и молний, бог-податель живительного для природы дождя. Истукан сего божества был сделан не из одного вещества: стан был вырезан из дерева, голова вылита из серебра, уши и усы изваяны из золота, ноги же выкованы из железа. В руке он держал нечто похожее на молнию, которую представляли составленные вместе рубины и карбункулы. Перед ним горел неугасимый пламень, за небрежение коего жрец наказывался смертью, состоящею в сожжении его как врага сего. Из посвященных ему были целые леса и рощи, из них взятие всякого сучка почиталось достойным смерти святотатством.

D6700E39-001A-4752-A67C-4BDEDC1D7FA8.jpeg

"Громовый знак" под коньком крыши. Север.

Чешский ученый Л.Нидерле в своем труде "Славянские древности" начинает обзор известных богов с Перуна, полагая, что он не был богом одних только русских. У полабских славян он отразился в названии дня недели - четверга - "перуновым днем".

Славянский бог Перун тождествен по смыслу литовскому Перкунасу и латышскому Перконсу. Сопоставления эти идут еще дальше: одно из названий бога Индры, повелителя дождя, громов и молний из древнейшего эпоса "Ригведы" - Перджанья.

Этимология слова "Перун", по мнению некоторых, связана со значением "разящий, гром". Языковые данные позволяют предполагать, что истоки культа Перуна относятся еще к индоевропейской эпохе.

Возможно, эпоху Громовержца можно датировать на основании таких специфических черт, как атрибуты героя мифа (конь, колесница, оружие из бронзы и др). В историко- социологическом плане возникновение культа Перуна принято относить к праславянской эпохе, когда обозначились черты военной демократии, появились дружины, вооруженные боевыми топорами.

D8E703BB-6222-41A3-A761-1DE528713E08.jpeg

Громовый знак на матице избы(Словакия)

Указания на то, что Перун был богом грозы, грома видят в том, что в западнославянских глоссах "Mater verborum" слово "Перун" истолковано как Юпитер; кроме того в древнеславянском переводе сочинения об Александре Македонском имя Зевса переведено как Перун.

2526EC9B-F2FB-430A-8F13-74E374000E92.jpeg

Громовый знак на "Полотенцах" избы (Архангельская обл.)

Имя Перуна довольно часто встречается в письменных памятниках.
В "Повести временных лет" имя Перуна упоминается 11 раз.
В известных договорах славян с греками говорится, что предки приносили клятву Перуну.
В записи за 906 г. о договоре Олега с греками указывается, что император клялся евангелием, а Олег с воинами - оружием и богами народа славянского, Перуном и Велесом.
В записи за 945 г. (договор Игоря с Византией) летопись сообщает, что в случае нарушения клятвы греков "да осудит Бог Вседержатель на гибель вечную и временную, а вторые да имуть помощи от Бога Перуна".
Затем в Киев были направлены послы императора. Игорь в присутствии их на священном холме, где стоял Перун, торжественно обязался хранить дружбу с Империею, воины его также, в знак клятвы полагая к ногам идола оружие, щиты и золото.
Имя бога грозы встречается в таких памятниках, как "Житие Григория Чудотворца", "Слово некоего Христолюбца", "Слово Григория Богословца" и др.

Как полагают ученые, культ Перуна - это дружинно- княжеский культ киевских Игоревичей.

34BA9AB9-98EA-4F94-A4D8-57B778791310.jpeg

Донце прялки с громовым знаком

В 988 году, когда князь Игорь принял христианскую веру, он повелел истребить все кумиры, и Перун, как важнейший из богов, получил и большее наказание перед прочими богами. В Киеве привязали его к лошадям и таким образом тащили по городу до реки, а между тем двенадцать молодых людей били его палками, потом бросили в реку. Однако жрецы его долго бежали по берегу с криками:

"Выдыбай (то есть выплывай), боже! Выдыбай!"

Миновав днепровские пороги, Перун оказался на острове (очевидно, на Хортице), где наши древние предки совершали жертвоприношения:

"
    На этом острове они совершают свои жертвоприношения, так как там стоит громадный дуб: приносят в жертву живых петухов, укрепляют они и стрелы вокруг (дуба) и другие - кусочки хлеба, мясо и что имеет каждый, как велит их обычай. Бросают они и жребий о петухах: или зарезать их, или съесть, или отпустить их живыми".


Святилище Перуна было обнаружено археологами и на одном из холмов недалеко от Новгорода.

О низвержении же Перуна в Новгороде рассказывают: процессия была здесь такая же, что и в Киеве; только новгородский Перун отличался от первого тем, что он до глубины сердца проникнут был своею участью; и в то время, как его влекли по городу, не мог он удержаться, чтоб не крикнуть громко: "О горе мне! Вчера еще меня почитали, а нынче посрамляют!" Когда с моста низвергли его в реку, то, говорят, поплыл он против стремления воды, бросил от себя палку и вскричал: "Жители новгородские! Это оставляю вам в память мою!" Наконец, утомясь от плавания, Перун пристал к берегу в некотором удалении от Новгорода. В память сего на том месте построен был монастырь, названный Перунским.

70766B78-533E-4D1D-974A-8D445F5093CF.jpeg

Капище Перуна под Новгородом в роще "Перынья". Условным белым кругом обозначено капище, открытое раскопками В.В.Седова

Миф о Перуне частично восстанавливается по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях, где громовержец соединен с самим Перуном (бел. Пярун - "гром").

Перун, первоначально в виде всадника на коне или колеснице, поражает своим оружием змеевидного врага (сказочный Змей Горыныч и т.п.), последовательно прячущегося от него в дереве, камне, в человеке, в животных, в воде. При дальнейших трансформациях мифа может измениться имя Перуна (но не облик) и его противника, но основная сюжетная линия остается неизменной. После победы Перуна над врагом освобождаются воды, несущие живительную влагу полями, в архаических и боковых трансформациях мифа освобождается скот, женщина, похищенная противником Перуна (ее имена были Додола, Марена, Мокошь). Этот миф был истолкован как этиологический миф о происхождении грома, грозы.

Вероятна связь между богатырем из русских сказок и Перуном.

    "Трудные подвиги богатырей и их битвы с великанами и змеями суть только образные, поэтические изображения естественных явлений, так могущественно влияющих на производительность земли. Солнце, закрываемое темными тучами, в народных сказках представляется девою неописуемой красоты, похищаемой змием, который уносит ее в свои неприступные горы и ограждает крепкими затворами; освободителем красной девицы является богатырь, владетель чудодейственного меча-саморуба, то есть сам Перун, божество грозы и молнии; он проникает в мрачные подземелья, выпивает там всю сильную воду и поражает змия, или, говоря простым обыкновенным языком, он разбивает тучи молнией, проливает на землю дождь и выводит из змеиных пещер деву-солнце".

Главным оружием Перуна были камни, стрелы, топор, палица, дубинка, молот, меч, копья, которые служат богу-громовику для борьбы с великанами туч и зимних туманов; поражая их, он низводит на жаждущую землю дождевые потоки и дает простор ясному солнцу.

Народный эпос дает сказочным героям и мифическим змеям богатырскую палицу. Слово это от понятия простой дубинки-палки перешло в название кованного металлического бранного орудия. Здесь замечательна та же связь между поджигающим огнем (карающей молнией) и побивающим оружием: палица от палити (пламя запалить в кого мячом - ударить), подобно тому как жезл (жьзл) от жегу (жгу) - ожог - деревянная кочерга; глаголы ожечь, жигануть употребляются не только в значении ожога, но и вообще удара и укола.

Сохранилось знаменательное поверье, что Баба-Яга и ведьмы летают на свои сборища по воздуху в железной ступе, погоняя пестом (толкачом, клюкою) и заметая след помелом.
Говорят, Яга погоняет огненною метлою воздушные силы, которые приводят в движение ее ступу; когда она едет - земля стонет, ветры свищут, звери воют, нечистые духи ревут; самой ступе они дают название огненной.
Баба-Яга и ведьмы, как облачные жены, свободно распоряжаются естественными силами природы; их быстрые полеты, обладание волшебными конями и заметание следа помелом указывают на вихри и метели; ступа и пест тождественны с тем мифическим жерновом, на котором разъезжал бог-громовик с его палицей.
Ступа - грозовое облако, а пест или толкач, ударом которого Баба-Яга точно так же побивает недругов, как Перун своею дубинкою, - известная метафора молнии.

Перун - верховный бог восточных славян - повелевал грозами, громами, молнией. М.М.Херасков в поэме "Владимир возрожденный" так представил Перуна:

Боги велики, но страшен Перун!
Ужас наводит тяжела стопа,
Как он, в предшествии страшной грозы,
Мраком одеян, вихрьми повит,
Грозныя тучи ведет за собою.


Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Славянский Пантеон Богов и обряды»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 3 гостя