Мифологическая картина мира (МКМ)

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 14 сентября 2022, 7:49

в этнолингвистическом словаре "Славянские древности" представлено современное понимание МКМ древних славян. Иногда описывается славянский языческий пантеон в той последовательности, в которой он представлен в "Повести временных лет":
    За Перуном, верховным богом-громовержцем, следует бог солнца Хорс, который ("по-видимому") дублирует Даждьбога. Стрибог соотнесен с последним как распределитель богатства; одновременно у этого божества были и "атмосферные" функции: ветры в "Слове о полку Игореве" названы "Стрибожьими внуками". Симаргл - полусобака-полуптица - божество иранского происхождения, сведения о котором очень скупы. Последним в "списке богов" стоит имя Мокоши - единственного женского божества древнерусского пантеона. За пределами киевского пантеона находится бог неба и огня Сварог, а также "скотий бог" Велес, занимавший самостоятельную позицию (идол Перуна находился вверху, на горе, а идол Велеса - внизу, на Подоле).
Другие божества (Ярило, Купала, Лель, Троян, Род) по мнению некоторых таковыми в строгом смысле слова не являются.

Схематически иерархию божеств киевского пантеона можно представить в следующем виде:

A4FFA4C2-097D-4880-A16B-D242EF19D45A.gif

Схема 1.

Предлагают "расстановку" богов на святилище с учетом приуроченности каждого из них к определенному дню недели; цифрами в схеме обозначен порядок перечисления богов в летописи:

64AC3E71-6E6F-43C1-89C8-6A7797548B9B.gif

Схема 2.

Давая общую характеристику славянской мифологии, устанавливают три уровня божеств с учетом их функций и степени актуальности для человека:

Высший уровень составляют связанные с официальным культом. Сюда относятся прежде всего два праславянских божества - Перун и Велес, которые связаны между собой как участники грозового мифа. Кроме этой пары в высший уровень включены Сварог, Даждьбог, Ярило и ("по-видимому") Мать-Сыра Земля.

Средний уровень представлен божествами, связанными с хозяйственными циклами и сезонными работами: Род, Чур, Мокошь.

Нижний уровень составляют божества, которые могут быть рассмотрены как персонификация членов основных противопоставлений: Доля - Лихо; Правда - Кривда; Смерть.

Также предлагают двухуровневую систему языческих божеств. Здесь главенствующее место в высшем уровне божественной иерархии отводится Роду - "творцу Вселенной, богу над богами". Аналогичными функциями, судя по всему, наделяется в этой системе Сварог - "прабог, владыка Вселенной, отец украинского олимпа".
Остальные высшие боги - Сварожичи - занимают по отношению к Сварогу-отцу подчиненное положение.

Низший уровень составляют духи и демоны, связанные с человеком и его жизненным пространством (см. схему 3).

По-своему логична и ещё одна МКМ, характерной особенностью которой является отсутствие ярко выраженной иерархической зависимости; вместе с тем на вершину "олимпа" помещается Чур - воплощение культа предков, столь характерного для белорусов. Все остальные божества распределены по трем группам в зависимости от степени их "удаленности" от человека: усадебные, стихийные и солнечные (см. схему 4) .

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Карасий предлагает не "горизонтальную", а "вертикальную", двухуровневую систему божеств:
1) "солнечные" (или личные, т.е. имеющие личные имена)
2) низшие мифологические персонажи. Последние, несомненно, древнее "личных": "Их названия в большинстве случаев неславянского и нерусского происхождения, что указывает на заимствование их извне, может быть, от народов иранских"

На первое место в иерархии солнечных ("личных") божеств Е.Ф.Карский помещает бога неба Сварога, имя которого отсутствует в списке богов киевского пантеона.

На второе место, точнее, рядом со Сварогом, ученый возводит Мать-Сыру Землю - "жену Сварога", ссылаясь на распространенное у древних славян почитание земли как божества (припадание к земле, клятвы с землей во рту, целование земли, обращение к земле при заговорах).

В подтверждение своего мнения Е.Ф.Карский приводит белорусское поверье, согласно которому "
земля, как живое существо, перед наступлением общественных бедствий стонет по утрам"

К сыновьям Сварога отнесены Сварожич (бог огня) и Даждьбог (бог солнца). С оговоркой "по-видимому" с Даждьбогом отождествлен Хорс. Место Перуна как традиционно "верховного" бога не определено, этот персонаж лишь назван "особенно известным божеством в Древней Руси"; на связь Перуна с молнией (небесным огнем) указывает тот факт, что в белорусском языке слово "пярун" (напр., в проклятии каб цябе пярун запалiў) употребляется в значении "молния".

К солнечным божествам отнесен и Велес, "скотий бог", а Мокошь (Мокуша) охарактеризована как "спутница Велеса".

Симаргл вообще не рассматривается в системе языческих персонажей ("Симаргла оставляем в стороне").

Среди персонажей низшей мифологии выделяется тип "стихийных духов", представляющих ветер, воду и растительность.

Самостоятельное место в низшей мифологии занимает Домовой, противопоставляясь таким образом Лешему и Водяному. Прототипом Домового мог быть Род как олицетворение душ предков.

Завершают МКМ Злыдни, Горе, Лихо (олицетворение беды, несчастья) и Оборотни (Волколаки) (см. схему 5).

Таким образом, МКМ в этой трактовке представляет собой довольной стройную, целостную и продуманную систему, которая характеризуется рядом особенностей.

Прежде всего обращает на себя внимание стремление к "гармонизации" отношений между божествами: это выражается в снятии противоречий (вражды) между Перуном и Велесом (оба причислены к солнечным богам), а также в "очеловечивании" отношений между богами (пары "Сварог - Земля", "Велес - Мокошь"; Сварожич-огонь, Даждьбог (и Хорс?) - сыновья Сварога).

Не лишено оснований "развенчание" Стрибога (бога ветров) и помещение его в один ряд с низшими "стихийными" духами.

Объяснимо также "игнорирование" Симаргла - самого загадочного и самого "неславянского" бога языческого пантеона. С другой стороны, на первый взгляд неожиданно возвеличивается "небожество" и тем более "неперсонаж" - Мать-Сыра Земля, культ которой близок и понятен белорусам.

Менее разработаны в этой МКМ низшие мифологические персонажи (вызывает, например, возражение отождествление таких духов, как Домовой, Хлевник и Банник).

835335AC-16EB-4706-A364-9A01D892B6BC.gif

Схема 3.

D4CDE060-8A55-4909-8942-1943F3806C1D.gif

Схема 4.

10700938-6171-4955-BCF1-28D65DFF9765.gif

Схема 5.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23167
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#2 solp » 14 сентября 2022, 9:06

Pixie писал(а):Велес - Мокошь
Почему не Велес-Мара scratch_one-s_head

Добавлено спустя 39 минут 58 секунд:
Мара (Марена, Коровья Смерть, Кикимора, Jambe—akka (саам.), Марцана, Marzyana (польск.), Маржена (польск.), Муриена/Мармуриена (словац.), Мора, Маруха, Марана, Марина, Морена, Мармор (лат.), Мамерс (окс.), Геката/Церера (греч.), Ниррити (инд.), Мария (греч.), Моргана (брит.), Мэрроу (шотл.), Маря (латыш.), Smrtonoska/Morana (чеш.), Smertnica (луж.), Giltine (лит.), Лоухи (?) (фин.), Куга (серб.), Морриган (ирл.), Марыся (белор.), Marica (италий.), Hel (сканд.), Хольда (герм.)) — Богиня Смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, чёрного колдовства, гнева. Дочь Сварога, супруга Кощея, Велеса. Мать Обиды, Мсты, Карны, Жели, Угомона, Сна, Мора, Мороза, Лени.
scratch_one-s_head

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#3 Pixie » 16 сентября 2022, 19:20

Долго думала над ответом, пардон. Мне кажется, что и тот, и тот эпитет подходят для наименования Женской персонификации либо же супруги, партнерши и т.д. Велеса. Все зависит от того, в чем заинтересован рассказчик (пересказчик, переводчик): говорит ли он о семейном благополучии и общинном богатстве в нашем материальном мире, и о том, как их можно всем хороводом получить, либо же он опирается на индивидуальное хладнокровие и полное отсутствие страхов в любой ситуации, что бы с кем ни происходило, и все в этом роде, то есть, на полное взятие ответственности на одну личность по типу «мы одни пришли в этом мир, одни и уйдем».
Надеюсь, высказала свою точку зрения доступно. Если что-то непонятно, если есть какие-либо вопросы, пишите, спрашивайте. Я не всегда сразу отвечаю, и мое молчание означает лишь одно - я все ещё раздумываю над ответом.

Добавлено спустя 29 минут 19 секунд:
Pixie писал(а):Долго думала над ответом, пардон. Мне кажется, что и тот, и тот эпитет подходят для наименования Женской персонификации либо же супруги, партнерши и т.д. Велеса. Все зависит от того, в чем заинтересован рассказчик (пересказчик, переводчик): говорит ли он о семейном благополучии и общинном богатстве в нашем материальном мире, и о том, как их можно всем хороводом получить, либо же он опирается на индивидуальное хладнокровие и полное отсутствие страхов в любой ситуации, что бы с кем ни происходило, и все в этом роде, то есть, на полное взятие ответственности на одну личность по типу «мы одни пришли в этом мир, одни и уйдем».
Надеюсь, высказала свою точку зрения доступно. Если что-то непонятно, если есть какие-либо вопросы, пишите, спрашивайте. Я не всегда сразу отвечаю, и мое молчание означает лишь одно - я все ещё раздумываю над ответом.

solp
:)

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 597 (+605/−8)
Сообщения: 854
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 1 месяц

#4 Clermont » 30 января 2023, 11:13

Мне кажется, что религиозные верования древних славян видоизменялись со временем. Древнейшая категория божеств, на мой взгляд, это божества эпохи матриархата (разные богини-матушки, женские духи, которые были у каждой реки, леса, жилища, природных стихий). Почитание Бабы-Яги как лесной богини, думаю, тоже возникло в это время. При переходе славянского общества к патриархату, женских богинь заменили и дополнили мужские. Началось почитание лешего (лесного божества в мужской ипостаси), Перуна, Велеса. Сформировался культ солнца и культ грома (Перун).
Образ Велеса, мне кажется, лучше понять, если сравнить его с похожими образами соседних народов, балтских и германских. В итоге, образ Велеса рисуется не только как образ скотьего бога, но и как божества подземного мира мертвых, тождественный латышскому богу Велсу, пастуха не только животных, но и человеческих душ загробного мира. Тождественный и латышскому Велнсу ("чёрт").
Образ, связанный с литовским понятием "веле" (душа, дух умершего) и латышским "велю мате" (мать велей, богиня загробного мира мёртвых, жена Велса\Велеса), а также связанный с такими понятиями древнегермано-скандинавской язычской религии, как валькирии, вальхалла, валькнут, вальгринд.

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23167
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#5 solp » 30 января 2023, 11:46

Clermont писал(а):Тождественный и латышскому Велнсу ("чёрт").
Для меня важно наработать контакт именно в таком качестве, через перекрестки и другие локации не погостные. А так как это действительно пастух душ, то и решать возможные проблемы с мертвыми вне границ погоста. Очень глубокий личный и мотивированный интерес. А также мирские дела.

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 597 (+605/−8)
Сообщения: 854
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 1 месяц

#6 Clermont » 30 января 2023, 11:59

solp писал(а):Для меня важно наработать контакт именно в таком качестве, через перекрестки и другие локации не погостные. А так как это действительно пастух душ, то и решать возможные проблемы с мертвыми вне границ погоста. Очень глубокий личный и мотивированный интерес. А также мирские дела.

Главное, чтобы желания исполнялись. А локации для этого выбирать погостные или не погостные - это уже вторично.
Велеса воспринимаю прежде всего как бога кладбищ, загробного мира мёртвых, бога ночи и темноты, которому также и животные (домашний скот) подчинены. Жену Велеса и царицу мёртвых называю Веля (аналог латышской богини Велю- мате" (мать велей)).
А перекрёстки, конечно, имеют магическое значение.

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23167
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#7 solp » 30 января 2023, 12:06

Clermont,
Clermont писал(а):Главное, чтобы желания исполнялись
С этим врать не буде не всегда гладко. Бывает и так , что и до локации можно не дойти и уже в контакт войти (более того, можно даже из дому не выходить) dash1 что не всегда благо.
Мое мнение к погосту неоднозначное, скажу расплывчато. Очень логично и целесообразно получить покровительство хорошее на иных площадках, а потом уже если есть желание большое ходить на погост. Место серьезное во всех отношениях.

Орешек F
Аватара
Орешек F
Репутация: 1846 (+1854/−8)
Сообщения: 1035
Зарегистрирован: 6 июня 2019
С нами: 4 года 9 месяцев

#8 Орешек » 30 января 2023, 13:07

Clermont писал(а):Главное, чтобы желания исполнялись. А локации для этого выбирать погостные или не погостные - это уже вторично.
Велеса воспринимаю прежде всего как бога кладбищ, загробного мира мёртвых, бога ночи и темноты, которому также и животные (домашний скот) подчинены. Жену Велеса и царицу мёртвых называю Веля (аналог латышской богини Велю- мате" (мать велей)).
А перекрёстки, конечно, имеют магическое значение.
Те для вас Велес только в темной ипостаси? Отбросили аспекты плодородия и процветания, материальный достаток для чего, оставив только домашний скот. А ведь это то, что у скандинавов символизирует руна Феху.

Перекрёстки, например, являются центром ритуалов плодородия и других религиозных церемоний во многих частях мира.

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23167
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#9 solp » 30 января 2023, 13:14

Орешек писал(а):Те для вас Велес только в темной ипостаси? Отбросили аспекты плодородия и процветания, материальный достаток для чего, оставив только домашний скот.
Свое мнение скажу по вопросу, для меня все ипостаси важны, добронажить, добро защитить, если надо то и жестко, ну и если деватьбся некуда, что плохо лежит забрать себе, чего уж там


Вернуться в «Славянский Пантеон Богов и обряды»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: Hashman и 23 гостя