- За Перуном, верховным богом-громовержцем, следует бог солнца Хорс, который ("по-видимому") дублирует Даждьбога. Стрибог соотнесен с последним как распределитель богатства; одновременно у этого божества были и "атмосферные" функции: ветры в "Слове о полку Игореве" названы "Стрибожьими внуками". Симаргл - полусобака-полуптица - божество иранского происхождения, сведения о котором очень скупы. Последним в "списке богов" стоит имя Мокоши - единственного женского божества древнерусского пантеона. За пределами киевского пантеона находится бог неба и огня Сварог, а также "скотий бог" Велес, занимавший самостоятельную позицию (идол Перуна находился вверху, на горе, а идол Велеса - внизу, на Подоле).
Схематически иерархию божеств киевского пантеона можно представить в следующем виде:
Схема 1.
Предлагают "расстановку" богов на святилище с учетом приуроченности каждого из них к определенному дню недели; цифрами в схеме обозначен порядок перечисления богов в летописи:
Схема 2.
Давая общую характеристику славянской мифологии, устанавливают три уровня божеств с учетом их функций и степени актуальности для человека:
Высший уровень составляют связанные с официальным культом. Сюда относятся прежде всего два праславянских божества - Перун и Велес, которые связаны между собой как участники грозового мифа. Кроме этой пары в высший уровень включены Сварог, Даждьбог, Ярило и ("по-видимому") Мать-Сыра Земля.
Средний уровень представлен божествами, связанными с хозяйственными циклами и сезонными работами: Род, Чур, Мокошь.
Нижний уровень составляют божества, которые могут быть рассмотрены как персонификация членов основных противопоставлений: Доля - Лихо; Правда - Кривда; Смерть.
Также предлагают двухуровневую систему языческих божеств. Здесь главенствующее место в высшем уровне божественной иерархии отводится Роду - "творцу Вселенной, богу над богами". Аналогичными функциями, судя по всему, наделяется в этой системе Сварог - "прабог, владыка Вселенной, отец украинского олимпа".
Остальные высшие боги - Сварожичи - занимают по отношению к Сварогу-отцу подчиненное положение.
Низший уровень составляют духи и демоны, связанные с человеком и его жизненным пространством (см. схему 3).
По-своему логична и ещё одна МКМ, характерной особенностью которой является отсутствие ярко выраженной иерархической зависимости; вместе с тем на вершину "олимпа" помещается Чур - воплощение культа предков, столь характерного для белорусов. Все остальные божества распределены по трем группам в зависимости от степени их "удаленности" от человека: усадебные, стихийные и солнечные (см. схему 4) .
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
Карасий предлагает не "горизонтальную", а "вертикальную", двухуровневую систему божеств:
1) "солнечные" (или личные, т.е. имеющие личные имена)
2) низшие мифологические персонажи. Последние, несомненно, древнее "личных": "Их названия в большинстве случаев неславянского и нерусского происхождения, что указывает на заимствование их извне, может быть, от народов иранских"
На первое место в иерархии солнечных ("личных") божеств Е.Ф.Карский помещает бога неба Сварога, имя которого отсутствует в списке богов киевского пантеона.
На второе место, точнее, рядом со Сварогом, ученый возводит Мать-Сыру Землю - "жену Сварога", ссылаясь на распространенное у древних славян почитание земли как божества (припадание к земле, клятвы с землей во рту, целование земли, обращение к земле при заговорах).
В подтверждение своего мнения Е.Ф.Карский приводит белорусское поверье, согласно которому "
земля, как живое существо, перед наступлением общественных бедствий стонет по утрам"
К сыновьям Сварога отнесены Сварожич (бог огня) и Даждьбог (бог солнца). С оговоркой "по-видимому" с Даждьбогом отождествлен Хорс. Место Перуна как традиционно "верховного" бога не определено, этот персонаж лишь назван "особенно известным божеством в Древней Руси"; на связь Перуна с молнией (небесным огнем) указывает тот факт, что в белорусском языке слово "пярун" (напр., в проклятии каб цябе пярун запалiў) употребляется в значении "молния".
К солнечным божествам отнесен и Велес, "скотий бог", а Мокошь (Мокуша) охарактеризована как "спутница Велеса".
Симаргл вообще не рассматривается в системе языческих персонажей ("Симаргла оставляем в стороне").
Среди персонажей низшей мифологии выделяется тип "стихийных духов", представляющих ветер, воду и растительность.
Самостоятельное место в низшей мифологии занимает Домовой, противопоставляясь таким образом Лешему и Водяному. Прототипом Домового мог быть Род как олицетворение душ предков.
Завершают МКМ Злыдни, Горе, Лихо (олицетворение беды, несчастья) и Оборотни (Волколаки) (см. схему 5).
Таким образом, МКМ в этой трактовке представляет собой довольной стройную, целостную и продуманную систему, которая характеризуется рядом особенностей.
Прежде всего обращает на себя внимание стремление к "гармонизации" отношений между божествами: это выражается в снятии противоречий (вражды) между Перуном и Велесом (оба причислены к солнечным богам), а также в "очеловечивании" отношений между богами (пары "Сварог - Земля", "Велес - Мокошь"; Сварожич-огонь, Даждьбог (и Хорс?) - сыновья Сварога).
Не лишено оснований "развенчание" Стрибога (бога ветров) и помещение его в один ряд с низшими "стихийными" духами.
Объяснимо также "игнорирование" Симаргла - самого загадочного и самого "неславянского" бога языческого пантеона. С другой стороны, на первый взгляд неожиданно возвеличивается "небожество" и тем более "неперсонаж" - Мать-Сыра Земля, культ которой близок и понятен белорусам.
Менее разработаны в этой МКМ низшие мифологические персонажи (вызывает, например, возражение отождествление таких духов, как Домовой, Хлевник и Банник).
Схема 3.
Схема 4.
Схема 5.