Высший уровень славянской мифологии- Род и рожаницы. Лада и Леля (Лель) – женские божества плодородия

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 14 сентября 2022, 7:13

Самым загадочным и наименее изученным из всех славянских божеств является Род - божество, известное только восточным славянам и не уцелевшее в этнографическом материале. Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Трудность определения места Рода в мифологической системе славян заключается в том, что почитался он только восточными славянами и к тому же следы этого почитания не уцелели в этнографическом материале. Тем не менее, на существование данного божества и сильную укорененность верований в него у восточных славян указывают древнерусские поучения против «язычества»:
"Вас же, покинувших меня, забывших мою святую гору, готовящих пир в честь Рода и двух рожаниц, наполняющих ковш свои на потребу бесам, - вас я предам мечу, и все вы падете пронзенными".
Культ Рода и рожаниц был живуч: до середины XIV в. слышны были сетования русских православных книжников по поводу треб Роду и рожаницам.

Кто-то считает Рода наиглавнейшим божеством восточных славян до утверждения дружинного культа Перуна, богом всей Вселенной. На основании изучения средневековых поучений против язычества и семантики древнерусских слов, имеющих корень -род- ,Род:

- является творцом Вселенной;
- вдувает жизнь в людей;
- является богом неба и земли;
- связан с земной водой (родники, родии);
- связан с огнем;
- связан с подземным пеклом (родство огненное);
- связан с красным (рдяным, родрым) цветом;
- связан с шаровой молнией (радиа).

На то, что Род - творец Вселенной, указывают сопоставления Рода, производимые средневековыми авторами, с Ваалом, Осирисом, Саваофом, "Атремидом", косвенно с Иисусом Христом.

Итак, по некоторым источникам и мнениям, Род - главный бог восточных славян до утверждения верховенства Перуна, бога князей и дружинников, один из богов небесной сферы, творец всего сущего, функционально связан с водой земной и небесной (дождем), каким-то образом связан с небесным и подземным огнем.

У западных славян почитался "бог богов" (Световид, Свентовид). По свидетельству древних, в богатом Арконском храме стоял огромный идол Святовида, выше роста человеческого, с четырьмя бородатыми головами на отдельных шеях, обращенными в четыре разные стороны; в правой руке держал он турий рог, наполненный вином. Тут же висели принадлежащие богу седло, мундштук и огромный меч. Атрибуты этого божества указывают на его основные функции: рог, наполненный вином, символизирует плодородие, а узда, седло и меч - воинские функции. Четырехликость божества означает его вездесущность во Вселенной.

B119AB2A-20C8-41EB-AA93-5E17646EDFC2.jpeg
394B7DB8-1D8B-417D-BD02-7012B6F18886.jpeg

Збручский идол. Святовит - род. IX в. до н.э.

Это описание находит свое подтверждение в так называемом Збручском идоле. В середине XIX в. на р. Збруч был обнаружен каменный идол Святовита. Фаллический по форме идол был окрашен в красный цвет. Его верхняя часть имеет вид округлой шапки, под которой высечены четыре лица. Дальше, книзу, он имеет четырехгранную форму, каждая грань разделена на три яруса. На них изображены ростовые фигуры антропоморфных существ. Многие ученые соглашаются с тем, что збручский идол является скульптурным изображением бога Святовита и представляет собой фиксацию языческой космологии славян (четыре стороны света, связываемые с ними четыре времени года и т.д.).

Предполагаемое значение отдельных изображений збручского идола: отождествление восточнославянского Рода с западнославянским Святовитом + збручский идол называется идолом Святовита Рода. Основания для такого отождествления имеются. Во-первых, идол божества рождающего должен быть фаллической формы. Во-вторых, идол Рода должен был иметь красный (рдяный) цвет. В-третьих, принадлежностью Рода мог быть рог - "рог изобилия", символизирующий урожайность, плодородие.

Род в известных нам документах постоянно упоминается вместе с двумя рожаницами - женскими божествами плодородия, родительницами жизни. Культ рожаниц восходит к эпохе матриархата, т.е. ко времени, когда такое универсальное божество, каким представляется Род, не мыслилось. Духи и боги олицетворяли определенные стихии, явления, процессы. Рождение, размножение зависят от слияния двух начал: мужского и женского. Этот процесс (для древнего человека, пожалуй, самый важный) олицетворялся божествами мужскими и женскими с подчеркнуто выраженными органами деторождения и вскармливания. Боги производства новой жизни почитались не только больше всех, но и дольше всех. Спустя не одно десятилетие после крещения Руси, авторы поучений против язычества сетовали, что их современники "чтут срамные уды и в образ сотворены и кланяются им и требы им кладуть".

Во времена матриархата лидирующее место занимали женские божества плодородия - рожаницы. При переходе к патриархату они уступили место мужским божествам плодородия, одним из которых был Род. Не один род являлся божеством плодородия. Известны такие божества мужской оплодотворяющей силы, как Ярило и Купала (иногда Купала предстает как женское божество; это, видимо, наиболее ахраичные представления, а позднее произошла маскулинизация данного божества). К тому же культ Рода был локализован в землях поднепровских славян, в северорусских землях следов его почитания не найдено.

Как бы то ни было, можно определенно утверждать, что Род - божество плодородия, родящей силы. Его основная функция - рождение новой жизни. Само его имя, входящее в группу однокоренных слов, таких, как род, родня, родичи, народ, родина, родить, природа, урожай и др., указывает на принадлежность Рода к кругу генетивных божеств. Одной из функций Рода как генетивного божества была функция мужского родительного начала в воспроизводстве родоплеменной общины. Поэтому можно говорить о Роде и как о совокупности мужских членов племени, и как и о персонификации совокупности предков семьи, и даже как о божестве мужской судьбы.

433C877C-2CE9-40F7-9554-8F8C1F8B4922.jpeg

Изображение рожаниц в позе рожающей женщины в русской вышивке

То обстоятельство, что на определенном этапе культ Рода вытесняется культом Перуна, определяется изменением социальных отношений у восточных славян, а именно становлением государственности. Когда война стала носить более или менее выраженный характер источника доходов и власть все более сосредоточивалась в руках княжеско-дружинной верхушки, божества войны и воинов вытесняли богов плодородия с первых мест языческого пантеона. Почитание Перуна выдвинулось на первый план в среде воинской аристократии, в среде же простых людей, земледельцев и скотоводов, Род и рожаницы (может быть, под другими именами и в измененном виде) продолжали почитаться, даже когда языческая реформа заменилась реформой христианской и место Перуна как главного бога заняла Троица, а функии Перуна-громовика перешли к Илье-пророку. Культ Рода и рожаниц остался чисто языческим и потому всячески преследуемым христианской церковью. Род с рожаницами умножали этот мир, размножая все в нем, а значит, с точки зрения христианства, множили грех и зло. А если вспомнить фаллические изображения Рода, то понятна вся его "непотребность", поэтому мы и не находим сведений о Роде в этнографических материалах, хотя в письменных источниках вплоть до XIV в. имеются проклятия в адрес кладущих требы Роду и рожаницам.

Имена Лады и Лели, божеств, связанных с плодородием, встречаются в различных письменных памятниках старины и хорошо известны в фольклоре. В народных песнях "ладо" до сих пор означает нежно любимого друга, любовника, жениха, мужа, а в женской форме ("лада") - любовницу, невесту и жену; с тем же значением слово это встречается и в известном причитании Ярославны и в другом месте сказания о походе северских князей: "Жены руския въсплакались, аркучи: уже нам своих милых лад (мужей) ни мыслию смыслити, ни думаю сдумати, ни очима съглядати". В областных говорах: ладить - жить-либо с кем согласно, любовно, "в ладу"; лад - супружеское согласие, любовь к музыке, гармония; ладковать - сватать, примирять; лады - помолвка; ладило - сват; ладники - уговор о приданом; ладканя (галицк.) - свадебная песня; ладный - хороший. Приведенные свидетельства языка убеждают в тождестве Фреи, Прии, Лады (в мужском олицетворении Фрейр, Лад или Ладо): это была богиня весны. Как Фрея у немцев, так и сама Лада у славян и литовцев почиталась покровительницею любви и браков, богинею юности, красоты и плодородия, всещедрою матерью. Закликая весну, обращались к ней с таким приветом:
Благослови мати,
Ой мати Лада, мати!
Весну закликати...


Обрядовые песни с именем Лады имеются и у восточнославянских народов, и у поляков, и у словаков, и у южных славян. Кроме того, в литовском фольклоре можно заметить и имя Лели. Это дает основание полагать, что персонажи Лада и Леля (Лель) принадлежат древнейшему слою балто-славянской мифологии.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Лада.

7D6DD83E-77C3-4A39-BCA5-264CB41874DF.jpeg


Лада почиталась в качестве покровительницы браков. Именно как богиню любви и красоты, изображающуюся в виде молодой прекрасной женщины с золотоцветными волосами в розовом венке, рассматривали Ладу авторы самых ранних работ по языческой мифологии славян. Однако прежде всего Лада являлась рожаницей. Она, как и Ярило, олицетворяла весенние вегетативные силы. Песни в честь Лады исполнялись в основном весной и в начале лета.

Первые песни с обращением к Ладе пелись в начале марта в ходе обряда "заклинания весны". В более поздние сроки к Ладе обращаются с молениями о дожде, с просьбами о сохранении, защите первых восходов, молодых колосьев. А.С.Фаминицын в своей книге приводит сербохорватскую песню-молитву о дожде:
Да подует Лада,
Да подует тихий ветер,
Ой, Лада, ой!
Да ударит Лада
Да ударит урожайный дождь,
Ой, Лада, ой!


Таким образом, Лада играла в славянской мифологии немаловажную роль. Богиня-рожаница Лада изображена на одной из граней Збручского идола: божество с кольцом в руке и есть Лада - богиня брака, семейной жизни, покровительница девушек и женщин. Известно также святилище Лады на Лысой горе недалеко от польского города Кельце. Согласно легенде, на этой горе был построен храм трех идолов: Лады, Боды и Лели. Каждый год в первый день мая им приносили обильные жертвы.

Спойлер
CAEC224E-C355-439F-A06C-AD73397777F1.jpeg

0EB45027-B236-4D22-A716-11D0855CA412.jpeg

1D1CEEF1-BFE9-4C8C-A730-E9B27746BDC3.jpeg

C742108F-248D-44DE-9456-E95495F6E0F2.jpeg

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


533BA94B-82BA-4C02-AB1F-840C40BC1568.jpeg

Фигура рожаницы иногда заменяет центральную женскую фигуру в трехчастной композиции

В прошлом веке этнографы зафиксировали у белорусов и украинцев праздник под названием "Ляльник", который проводился 25 апреля по старому стилю. В этот праздник девушки выбирали из своего круга самую красивую на роль Ляли. Украшенная венком, она усаживалась на специально приготовленную из дерева скамью (подчеркивающую растительные силы Ляли); рядом с ней укладывались приношения: хлеб, яйца, сыр, масло, сметана, кувшин с молоком, у ног ее лежали венки. Девушки водили хоровод вокруг Ляли, прославляя ее как кормилицу и подательницу урожая:
Дай нам житцу да пшаницу,
Ляля, Ляля, наша Ляля!
В агародзе, сенажаце,
Ляля, Ляля, наша Ляля!
Ровны гряды, ровны зряды,
Ляля, Ляля, наша Ляля!


По окончании хоровода Ляля раздавала девушкам венки.

Превращение женских божеств в мужские в ходе эволюции мифологических систем случалось часто, а вот переход божества из разряда мужских в женские - явление весьма необычное. Поэтому все-таки вернее будет полагать, что изначально Лель (Леля) была женским божеством, дочерью Лады, олицетворением весны, весенних растительных сил, молодых всходов, а позднее и молодости вообще. Как покровительница юности, покровительница девушек, она была включена в любовную обрядность и являлась, наряду с Ладой, частым персонажем свадебных песен. В воскресенье, следующее воскресенье после Пасхи, новобрачных окликали такой песней:
О Лелю, о Лелю,
Ты вьюная, о Лелю,
Ты по горнице пройди, о Лелю,
Покажи свое лицо, о Лелю,
Да в окошечко, о Лелю.


CB6825F9-17BE-45FD-874B-0532533AF309.jpeg
154AE535-86C7-4673-892C-C15E4665BF4A.jpeg


Лада и Леля в славянской мифологии изначально выступали как богини плодородия, вегетативных сил, причем между ними существовала мифическая родственная связь: Леля - дочь Лады. На более позднем этапе развития мифологических представлений наших предков Лада и Лель, богини-покровительницы размножения, стали основными персонажами любовно-свадебных обрядов.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Славянский Пантеон Богов и обряды»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 27 гостей