Высший уровень славянской мифологии- Божества огня и солнца: Сварог, Сварожичи, Дажьбог

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3914
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 14 сентября 2022, 6:01

Сварог.
692768C6-9990-4DC5-86D3-1059EE1536DE.jpeg


Одним из божеств небесного пантеона славян был Сварог. Функционально Сварог связан с огнем и небесной сферой, следовательно, с небесным огнем. В древности люди верили, что земной огонь порождается огнем небесным. И действительно, в восточнославянской мифологии дух земного огня назван Сварожичем - сыном Сварога. Бог, или дух огня, почитался у всех славян. Эквивалентами древнерусского Сварожича являются западнославянский Suarisici, Радигост у балтийских славян, кашубский Twarog, Рарог у чехов, словаков, украинцев.

По данным древнерусских поучений против язычества, культ Сварога был связан в славянском переводе хроники Иоанна Малалы (XII в.) с древнегреческим богом Гефестом.

6849ABF6-A03B-4554-BC5E-A2317328FC55.jpeg


Согласно верованиям славян, Сварог первый начал ковать железо и научил этому людей, сбросив им с неба клещи; установил законы моногамной семьи; сделал первый шаг и научил людей плужному земледелию; победил змея; построил мощные укрепления - Змиевы валы. Этимология имени Сварога неясна: одни связывают его со словом свара, т.е. "спорящий, наказующий", другие устанавливают родство с древнеиндийским svargas - "небо", некоторые высказывают предположение, что в этом слове представлен корень "вар" - горение, жар. Б.А.Рыбаков считает имя "Сварог" одним из эпитетов Сварога с греческим Ураном, оставляя за Стрибогом равенство с Юпитером. Отсутствие идола Сварога на капище Владимира можно объяснить тем, что при наличии Перуна, небесного бога, пускающего огненные стрелы-молнии, изменен бог небесного огня Сварог.

Сварог как олицетворение неба во мраке туч возжигал пламя молний и, таким образом, являлся творцом небесного огня; земной же огонь, по древнему преданию, был божественным даром, низведенным на землю в виде молний; отсюда понятно, почему славянин молился огню как сыну Сварога. Сварог, разбивая громовыми стрелами тучи, выводил из них ясное солнце. Плодотворная сила солнечных лучей и дождевых ливней, ниспадающих с небесного свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и увлажненная, растит травы, цветы, деревья и дает пищу человеку и животным. Это послужило источником древнейшего мифа о брачном союзе Неба и Земли. Летнее небо обнимает Землю в своих горячих объятиях, как невесту или супругу, рассыпает на нее сокровища своих вод и лучей, и земля становится чреватою и несет плод. В зимнюю пору она каменеет от стужи и делается неплодною. "Не Земля родит, а Небо", говорится в пословице.

Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление своим детям Дажьбогу и Сварожичу. В древнерусском пантеоне особо тесные связи соединяли Сварога с Дажьбогом, названным в летописи сыном Сварога: "...Сего ради прозваша и богъ Сварогъ... и по семь царствова сынъ его именем Солнце, его же наричють Дажьбог... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбог" (Ипат. лет., 1114 г.). Итак, одним их сыновей Сварога был Дажьбог - бог солнца. Характерно, что в русском переводе византийской хроники Иоанна Мамалы словом "Дажьбог" поясняется греческое "солнце" - гелиос.

Солнечные колесницы западных праславянСуществовала легенда о происхождении солнца. Когда-то солнца не было, и люди жили в полутьме. Но Сварогу нужно было наблюдать за землей и людьми, и он выпустил солнце из-за пазухи. Все ему очень обрадовались, особенно женщины. Вынесли они из домов решета, чтобы набрать в них солнца, осветить им помещение. Долго они трудились, но так и не набрали в решета солнца. Тогда они рассердились на него, стали плевать в сторону небесного светила, оскорбляли его бранными словами. Солнце обрушило свой гнев на этих женщин и превратило их в камни.

DD486F90-FB4F-4F06-A0EE-B07B30049A8F.jpeg

Солнечная колесница южных праславян (Штреттверг.Австрия).
Найдено в жреческой могиле VI в. до н.э. Внизу деталь - двое мужчин держатся за рога статуи священного оленя.

Славяне верили, что Дажьбог живет далеко на востоке, где находится страна вечного лета. Каждое утро он выезжает на своей колеснице из золотого дворца и совершает круговой объезд по небу. В его колесницу впряжены белые огнедышащие кони. Появлению на небе Дажьбога предшествует появление его сестры - Утренней зари, которая выводит на небосклон его белых коней; другая сестра - Вечерняя Заря- заводит коней на конюшню после того, как бог закончит свой объезд. У Дажьбога-солнца есть прислужницы, разгоняющие тучи и с помощью дождей очищающие его лицо. Славяне полагали, что осенью Дажьбог умирает, а 24 декабря рождается новый, молодой.

Многие исследователи сравнивают Дажьбога с древнегреческим Аполлоном. И тот и другой были богами солнечного света, создающими условия для жизни на земле.


Дажьбог.
Предполагается, что имя это образовано сочетанием слов "дать" и "бог" (в древнерусском дай было дажь).

F8E964BB-37EF-4EF9-B958-276CF2E2784E.jpeg

Восточнославянскому Дажьбогу соответствуют Дабог и Даjбог у южных славян и Дас'вод у западных. У всех славян он выступает как "дающий бог" - deus clator. Среди идолов различных богов, поставленных Владимиром в Киеве, не было Сварога и Сварожича, но стоял идол Дажьбога. Это подтверждает мысль о том, что культ Сварога позднее был вытеснен культом Дажьбога.

Второй сын Сварога - Сварожич - олицетворение огня. Неизвестный Христолюбец писал в древнерусском поучении: "И огневи молятся, зовут его Сварожичем". Сварожичем называли огонь, которому молились под овином и приносили жертвы (овин - строение для сушки снопов перед молотьбой). Дух овинного огня, действительно, очень был почитаем крестьянами. Огонь в овине нужен для того, чтобы сушить снопы, духа огня нужно почитать и задабривать, чтобы он был милостив и сушил хлеб, а не сжег его вместе с овином, обрекая тем самым крестьянскую семью на голод.

Вообще, славяне, как и другие древние народы, почитали огонь. Нельзя было на огонь плевать, бросать в него нечистоты, топтать его ногами, в противном случае, считали они, он может отомстить. Огню приписывались очистительные и целебные свойства. В древности больных проносили через огонь; существовал обычай провозить жениха и невесту между кострами.

Множество обрядов связано с печью и овином. На границе Украины и Белоруссии был известен обряд первого зажигания света осенью (1 сентября), он назывался "женитьба комина". "Комин" белили, увивали спелым хмелем, цветами. В Киеве устраивали "свадьбу свечи": ставили срубленное деревце, обвешанное фруктами, дынями, украшенное свечками.

В тех случаях, когда требовалось добыть "живой" огонь, который, по народным представлениям, имел свойства предохранять человека от несчастья, прибегали к особым приемам, которые передавались из рода в род. При переходе в новый дом огонь из старого очага торжественно переносили на новое место. Видное место занимает огонь в заговорах и заклинаниях.

В Сибири был записан заговор от всех болезней, который следует произносить в бане на горячие угли:
"Батюшко ты, Царь-огонь, всемя ты царями царь, всеми ты огнями огонь. Будь ты кроток, будь ты милостив! Как ты жарок и пылок, как ты жгешь и палишь в чистом поле травы и муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья... Тако же я молюся и кроюся тебе-ка, батюшко, Царь-огонь, - жги и спали с раба божия (имярек) всяки скорби и болези... страхи и переполохи..."

Обожествление огня, таким образом, дошло до наших дней, исчезло только именование его Сварожичем, и, очевидно, это произошло давно, так как нигде почти больше нет следов этого имени. Действительно, имя Сварога не обнаруживается ни в каких географических названиях, однако имя его сына Сварожича сохранилось в некоторых местных названиях (как, например, Сваружево, Сварыжь в бывшей Новгородской губернии).

После крещения Руси Сварог как покровитель кузнечного дела постепенно вытесняется христианскими святыми Кузьмой и Демьяном. На Руси народ связывал по созвучию имя Кузьма со словом кузнь и таким образом Кузьма стал кузнецом. А так как кузнецы обычно работают в паре - мастер и подручный, - то Демьян, брат Кузьмы, тоже оказался кузнецом. На тот факт, что под именами Кузьмы и Демьяна почитался Сварог, указывает слияние в народном сознании имен святых братьев в одно - Кузьмодемьян.

Характерны в этой связи легенды, собранные украинскими исследователями: "Кузьма - Дем'ян, кажуць старi люди, що вiн був первый чоловiк у бога як свiт очинявся".

Кузьмодемьян являлся божественным кузнецом и покровителем брака, а кое-где ему приписывались все те культурные подвиги, которые совершил Сварог.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 627 (+635/−8)
Сообщения: 886
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 2 месяца

#2 Clermont » 11 февраля 2023, 19:10

Pixie писал(а):Славяне верили, что Дажьбог живет далеко на востоке, где находится страна вечного лета. Каждое утро он выезжает на своей колеснице из золотого дворца и совершает круговой объезд по небу. В его колесницу впряжены белые огнедышащие кони. Появлению на небе Дажьбога предшествует появление его сестры - Утренней зари, которая выводит на небосклон его белых коней; другая сестра - Вечерняя Заря- заводит коней на конюшню после того, как бог закончит свой объезд. У Дажьбога-солнца есть прислужницы, разгоняющие тучи и с помощью дождей очищающие его лицо. Славяне полагали, что осенью Дажьбог умирает, а 24 декабря рождается новый, молодой.

Многие исследователи сравнивают Дажьбога с древнегреческим Аполлоном.

Ну почему же с Аполлоном. Почти всё то же самое, что пишете про Дажьбога, рассказывается о древнегреческом боге солнца Гелиосе, кто едет по небу на золотой колеснице, его сестре Эос (богине утренней зари). Лишь вечером у греков коней Гелиоса встречает мужской бог Геспер, божество "вечерней звезды" (вечерней Венеры).

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3914
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#3 Pixie » 11 февраля 2023, 22:30

Если кратко, то
Clermont писал(а):
Pixie писал(а):Многие исследователи сравнивают Дажьбога с древнегреческим Аполлоном.
Ну почему же с Аполлоном.

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 627 (+635/−8)
Сообщения: 886
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 2 месяца

#4 Clermont » 12 февраля 2023, 12:51

Pixie писал(а):В Сибири был записан заговор от всех болезней, который следует произносить в бане на горячие угли:
"Батюшко ты, Царь-огонь, всемя ты царями царь, всеми ты огнями огонь.

Интересный заговор. Спасибо.
Можно определить примерное время возникновения этого заговора: не старше 16 века.
Ведь до 16 века на Руси не было царей и термин "царь" до 16 века на Руси почти не использовался.
******************************
Pixie писал(а):Второй сын Сварога - Сварожич - олицетворение огня. Неизвестный Христолюбец писал в древнерусском поучении: "И огневи молятся, зовут его Сварожичем". Сварожичем называли огонь, которому молились под овином и приносили жертвы

Да, конечно, на Руси был культ огня, вспоминаются и купальские костры.
Любопытно, что имя Сварога и Сварожича звучат тождественно индийскому термину Сварга (небо Индры, место пребывания полубогов и блаженных смертных). А ещё, меня удивляло, что имя Огня и богов Огня часто звучат похоже у самых разных народов, от России до Индии и тропической Африки, примеры: Агни (бог огня в индийской религии), Огонь (название огня в русском языке), Огун (имя бога огня в религии йоруба, Нигерия, тропическая Африка), угунс (название огня на латышском), итд..
А ещё, у славян было обожествление не только Огня и Солнца, но и исходящего от них света, от слова "свет" произошли термины "святой" в русском языке и "свенты" в польском языке. А ещё, мне кажется, что подобно Индии, был в языческой Древней Руси и бог огня с именем Огонь.


Вернуться в «Славянский Пантеон Богов и обряды»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 8 гостей