Майские народные праздники у славян

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 5 апреля 2022, 16:13

Ладо, травник, травный, травец, ярец, кресень, цветень. Укр. – травень, пісенник, місяць-громовик.

1 - 10 мая
Зелёные святки, Семицкая неделя, Русальная неделя. Семицкая неделя бывает на седьмой неделе после Пасхи и получила такое народное название от Семика. Эта неделя в старину известна была под именем Русальной.

1 мая (01.05/14.05)
Пролетье, Еремей-запрягальник. Последняя встреча пролетья – последняя неделя начала сева. Сей неделю после Егорья да другую после Еремея.

1 мая
Майский князь, Зелёный Егор. В эту весеннюю пору Земля и Небо венчаются – наступает пролетье, начинают завязываться семена и плоды. Главным объектом почитания в этот день была берёза. Проводы весны.

2 мая (02.05/15.05)
Соловьиный праздник, Борис и Глеб. В этот день землю нельзя пахать, копать, забивать колья. В средней полосе России соловьи запевают. Третья и последняя встреча пролетья.

3 мая (03.05/16.05)
Зелёные щи, Мавра. Крапива – она в эту пору на подмогу здоровью встаёт, всякую немочь чёрную из тела гонит, чистит кровь, восстанавливает силы мужицкие.

4 мая (04.05/17.05)
День Баклушников, Пелагея. В этот день рубили дерево на выделку ложек. Обучали свою смену те, которые умели «бить баклуши». Ранее к битью баклуш (заготовок для деревянных ложек) допускали лишь особых людей.

5 мая (05.05/18.05)
Рассадница, Арина. Пришла пора высаживать капустную рассаду на гряды. Бабоньки в этот день не плошают, всякая несёт с оглядкой свою рассаду на гряды, подальше от лишнего глаза.

6 мая (06.05/19.05)
Росенник, Иов-огуречник, Денис-горошник. В этот день, по преданиям наших предков, мать – сыра земля даёт и тpaве, и зверю, и птице, и человеку исцеление. Она открывает подземные воды, черпает серебряным ковшом живую влaгy.

7 мая (07.05/20.05)
Купавница, Иван-бражник. Купавница – так назван день в честь гордого цветка, что распускает свои нежные лепестки среди тихой воды, прячась от луговых цветов.

8 мая (08.05/21.05)
Пшеничник, Иван-градобой. В этот день пахали под пшеницу. По древнему обычаю, чтобы пшеница уродилась, пекли в этот день обрядовые пироги на добрый посев и ждали у перекрестка странников.

9 мая (09.05/22.05)
Микула с кормом, Травный день, Никола вешний. Никола-вешний хороводы водит, травой кормит, крестьянину велит ни свет ни заря подниматься, чтобы май пашню не сманил к полынь-куколи, к семени сорному.

Вторник перед 10 мая
Задушные поминки. В народе существует предание о покойниках, что они вспоминают о старой своей жизни, бродят в Семицкую неделю по кладбищам без пристанища.

Четверг перед 10 мая
День громовника. Рано в четверг (день, посвященный громовнику, рукою которого возжигается пламя жизни) на седьмой неделе Великого поста жгли солому и кликали мертвых.

Пятница перед 10 мая
Духова Пятница, «Сёмушныя бабы» (белорус.). «Кто сию пятницу постится, тот человек от страхования бесовскаго во дни и нощи, и в пути от всех злых сохранён будет. Пятница перед Троицей, избавляет от трясучих болезней.»

Суббота перед 10 мая
Клечальная суббота, Летние деды , «Стаўроўскія дзяды» (белорус.). В эту субботу справляют летние поминки-тризны по усопшим предкам. Это главный весенне-летний поминальный день в России и на юго-востоке Белоруссии.

10 мая (10.05/23.05)
Именины Земли, Семик, Симон Зилот. Святодень, когда Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить.

10 мая
Троица. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В одних местах этот процесс к XIX в. полностью завершился: Троица впитала в себя всю обрядность Семика.

10 мая
Духов день. Вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям». Считалось, что в Духов день земля беременна урожаем и поэтому, её нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.

10 мая
Русалин-день, Вилы. На этот день приходились обрядовые шествия с берёзой вокруг или вдоль полей и деревень, трапезы, молодежные гулянья, хороводы, игры, завивание венков.

11 мая (11.05/24.05)
День мокрый, День обновления Царь-града, Мокий. По этому дню судили о лете: Мокро на Мокéя – жди лета ещё мокрее. В этот день не сеяли и не пахали, чтобы посевы градом не побило.

12 мая (12.05/25.05)
Рябиновка, Красный кафтан, Епифан. Если в этот день «утро в красном кафтане», т.е. красная утренняя заря, то это к жаркому, пожарному лету. Заклинали у рябин свои избы от молнии, от пожарного лета.

13 мая (13.05/26.05)
Проводы Русалок. Группа девушек рядила избранную из своей среды «русалку», надевала на неё венок или много венков, и поздно вечером выводила ряженую за село в ржаное поле или к реке.

13 мая (13.05/26.05)
Комарница, Лукерья. Появились комары – пора сеять рожь. Комара нет – овса и травы не будет. Если в день Лукерьи-Комарницы покажутся комары, то ягоды родятся в большом изобильи.


14 мая (14.05/27.05)
Сиверы, Сидоры. До этого дня по земле заморозки ходили да сивера-ветра, что холодом повевали. Сивера – ветры северные, когда отступают, то по-за ними стрижи прилетают.

15 мая (15.05/28.05)
Бокогрей, Пахом. Пришёл Пахом – запахло теплом. С Пахомия устанавливается совершенно летняя погода. На Пахома тепло – всё лето тёплое. Можжевельник зацветает – пора ячмень сеять.

16 мая (16.05/29.05)
Житник, Фёдор. Крестьяне говорили: «У Житника забота – ячменное поле заборонить». Этот день служит самым крайним сроком для яровых посевов.

17 мая (17.05/30.05)
Звездочёт, Андрон – с дождём. По звёздам гадают об урожае и о погоде. Заклинают, чтобы открыл сторож Андрон небесные врата, чтобы пролились дожди на зерно, что в землю легло.

18 мая (18.05/31.05)
Овсяник, Федот, Семь дев. Пришёл Федот – берётся земля за свой род. Сеяли овёс, ячмень. В Белоруссии лён старались сеять не позднее этого дня. Сеяли также и коноплю.

19 мая (19.05/01.06)
Оберег нивы, Иван Долгий. По восходящему солнцу ходили крестьяне к хлебной ниве. Надобно было отвести от поля ветра-суховеи, не дать пустоколосице родиться.

20 мая (20.05/02.06)
Огуречник, Фалалей. До него нет лета, а после него уже не бывает зимы. Пришёл Фаладей – досевай огурцы скорей. Засей поле, а потом хоть на заборе сиди.

21 мая (21.05/03.06)
Лёносейка, Алёна. Алёна-лёносейка напоминает деревне, что пора сеять льны. На сев льна в старину было в обычае не выезжать без выполнения особой обрядности.

22 мая (22.05/04.06)
Василиск, Соловьиный день. Коли соберёшься пахать, сеять, какое дело начинать – погоди, отложи на завтра. В этот день вылупляется из петушиного яйца огненный царь-змей Василиск. Начинается русалочья неделя.

23 мая (23.05/05.06)
Конопляник, Огуречник, Леонтий. «На Леонтия кончай посадку огурцов». Сеют коноплю, считая, что «Лучший срок посева конопли на Леонтия».

24 мая (24.05/06.06)
Свобориное дерево, Симон Столпник. Зацветает шиповник. С этого дня, по мнению русского народа, начиналось настоящее лето: «Шиповник цветёт – румянец года ведёт».

25 мая (25.05/07.06)
Медвяные росы, Иванов день. С Иванова дня пошли медвяные (медовые) росы. Скотину выгоняли в этот день на поскотину после того, как роса сойдёт. Начинали сбор некоторых лекарственных растений.

26 мая (26.05/08.06)
Земля-кудесница, Карп. День нёс весть удильщикам юга: у карпов-де жор, клюют отменно. На Карполова рождаются горшечники, способные отыскать «живую» глину и договориться с Землёй.

27 мая (27.05/09.06)
Домовница, Федора. Полы мести, Боже упаси: веник празднует Федорины именины! В этот день деревенские хозяйки не метут избы, чтобы не быть худу.

28 мая (28.05/10.06)
Гусятник, Полудницы, Никита. Появляются гусята. Золотые облачка летают над землёй, начинает колосится рожь. Почиталось за хорошее бабу на сносях к хлебному колосу подпустить.

29 мая (29.05/11.06)
Колосяница, Гречушница, Федосья. В это время скакать было нельзя: земля была «тяжела», а когда заколосились хлеба, молодежь отправлялась в поле величать рожь: «Расти, трава, к лесу, а рожь к овину».

30 мая (30.05/12.06)
Змеевик, Исаакий. В народном календаре – день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу.

31 мая (31.05/13.06)
Распрягальник, Еремей. Пришёл севу край, и опустив сетево на землю-кормилицу, сеятели и пахари опускались на землю, катались по траве, изымали тем самым надсаду великую, страдную.

Вернуться в «Славянский Пантеон Богов и обряды»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 31 гость