Про Бога Велеса/Чернобога в исторических источниках

Deva F
Автор темы, Практик
Аватара
Deva F
Автор темы, Практик
Репутация: 16973 (+16992/−19)
Сообщения: 4110
Зарегистрирован: 29 сентября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#1 Deva » 30 декабря 2015, 9:16

Велес / Чернобог - навий, "злой" бог согласно "Славянской хронике" Гельмольда. В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1696) - Czernebog, причем первым в этом пантеоне - противник Черного бога - Свентовит. Аль-Масуди в десятом веке дает описание святилища некоего бога на черной горе: "... в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)".

Петр Альбин в "Миснейской хронике" говорит: "славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда". Гельмолд описывает, что когда на пиру у славян чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения. Впрочем, каждый понимает в меру своего воспитания: "Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова - не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого - несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём языке дьяволом или Чернобогом". По мифу, приведённому Срезневским, Сатана (читай Чернобог) поганит душу человека, созданного Богом, собственно и по христианским догматам это так. По другому мифу, приведённому Афанасьевым Сатана (Чернобог) создал человека из пота Бога. Похожий миф есть в Лаврентьевской летописи. Чернобог - сотворец Мира.

В мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает "чёрт", "дьявол" - это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не заметить идентичность этого имени и сходства этого образа со славянским Велесом.

Имя его варьируется в списках летописи и поучениях против язычества - Велес, Волос, Власе, Власий, Влас - "скотий бог" , "скотий", т.е. дикий, лютый, звериный. Это подтверждается тем, что Велес уподоблен Пану - богу Дикой природы (Мater Verborum - "Veles: Велесъ - Pan, ymago hircina").

Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками: В лето 6415 (911): "Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир". В лето 6479 (971). "...да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога".

Вероятно, Велес и податель богатства (через скот, основное богатство кочевых племен - "бог скотов" ("О идолах Владимировых"), а позднее и просто бог достатка, который зарабатывается трудом на протяжении всей жизни. Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. Потому "Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести" ("Густинская летопись" ).

Упоминание Велеса в договоре, рядом с Перуном - покровителем князя и дружины, не случайно. Меркурия германцы также призывали в паре с воинственным Марсом. И не случайна здесь сакральная пара - мудрый, старый, не совсем положительный в христианском смысле этого слова "скотий бог" и сильный, молодой воин-властитель.

Несмотря на явные атрибуты черноты Велес, как Один, Меркурий и Гермес - бог наук и мудрости. В "Слове о Полку Игореве" находим "Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...". Встречается его имя и в позднем по записи обрядовом тексте македонских болгар-помаков, так называемой "Веде славян" в изд. Верковича (см. например IV, 5. 5-13).

Боже ле Власе ле
Жива ма Юда учила
Да си пее Ясна Книга,
да си пее и да пише.
Учила ма, Боже, научила.
И ты, Боже, да ма учишь

Да си праве кушер-та.
Да ми дадешь триста вола,
Триста вола, триста крави

В апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" Велес прямо назван бесом, но еще он назван и "злым богом", почти как Чернобог у Гельмолда в "Славянской Хронике" (подразумевается, что были и добрые боги, обращаем внимание на множественное число): язычники "это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди".

Дословно по другому списку: "вероваша, юже ны бе тварь Бог на работоу створил, то то они все богы прозваша солнце и месяц землю и водоу, звери и гады, то сетьнее и члвчь окамента оутрия трояна хрса велеса пероуна на Богы обратиня бесом злым вероваша, доселе мракмь злым одержими соуть, того ради сде тако моучаться".

Рядом с ним, Велесом, в перечне стоят Троян, согласно сербским легендам опасающийся солнечного света и имеющий козлиные уши великан, а также Хорс. "Слово о полку Игореве" свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав рыскал в образе волка именно ночью:
"Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше".

Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных "демонов", приносили в жертву ему черных кур и голубей . В "Слове св. Григория" сказано о поклонении славян "скотноу богоу и попутникоу и лесну богу". Т.е. Велесу - богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.

О черноте Велеса свидетельствует отсутствие его столпа в пантеоне князя Владимира, столп Велеса стоял отдельно, не на холме, а на Подоле. Между тем и разделываются с Велесом в Киеве при Владимире, отправляя в загробным мир по реке, т.е. не уродуют, а хоронят старого бога. В "Житие Владимира" говорится: "А Волоса идола... веле в Почайну реку воврещи" Этим, якобы Владимир отправил Велеса, как доселе и Перуна, в плавание в царство мертвых. Упокоил, стало быть, двух самых известных славянских богов.

Впрочем, в Ростове много позже каменный кумир Велесу рушат. В житие Авраамия Ростовского сказано: "Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу." Обращаем внимание на сакральное местоположение кумира - Чудский конец. С Велесом сравнивается непосредственно бес, владеющий знанием о спрятанных кладах. И Авраамий, уничтоживший "идолу камену" Волоса в Ростове, "едва не стал жертвой беса", преобразившегося в свою противоположность - "в образ воина, который возвел на него навет "царю" Владимиру..". Бес "обвинил Авраамия в том, что тот занимается волхвованием, что он утаил от князя найденный им в земле медный котел с деньгами". Это поистине дьявольская издевка достойна трикстера Локи и навьего бога - Одина.

В "Сказании о построении града Ярославля", источнике XVIII века, восходящем к древней записи, "которая хотя и подновлялась позднее, но тем не менее в достаточной степени отразила истинный ход событий", прямо говориться, что волхвы были жрецами "скотьего бога": "Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури". Жрец гадал по дыму костра, и если гадал плохо, а огонь угасал, то жреца казнили. "И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только не хотели креститься… При засухе язычники молили слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю… На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался… Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь".

Н.М. Карамзин пересказывает (без ссылки на источник, но это по сути один из вариантов "Великопольской Хроники") "для любопытных" "басни", в одной из которых находим: "Словено-Русские князья, обрадованные такою грамотою (от Александра Македонского), повесили оную в своем капище с правой стороны идола Велеса... Чрез несколько времени восстали от их рода два князя Лях (Мамох, Лалох) и Лахерн, воевали землю Греческую и ходили под самый царствующий град: там, близ моря, положил свою голову Князь Лахерн (где создан был после монастырь Влахернский...)"

С большой долей вероятности можно говорить, что Велес - водчий и пастырь мертвых как его балтские аналоги, как и св. Николай. "Бежит река огненная, чрез огненну реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко... сбавляет с раба божьего семьдесят болезней".

Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог, как нами было показано в нашей предыдущей книге , где про водился функциональный анализ образов Тота, Гермеса, Меркурия, Одина, Велеса. Одно из его имен Мокос - муж Макоши, богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) - таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком - бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т.д.

Возможно, он и есть Чернобог славян, хотя имеет воплощение и в Прави. Велес отождествлен Б.А.Рыбаковым с трехликим изображением на нижнем ярусе Збручского кумира, поддерживающим основание мира.

У словен приильменских, Волос-Велес, выступал также под именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря - Николу Водяного, Волх, Волхов, Волховец - также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в "Слове о Полку Игореве", былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок - Серый вещий Волк из русских сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2 октября, это начало охотничьего сезона. Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина "Хождение за три моря": "Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток" . Волосожары - Млечный Путь - "Велес чесався и волосья разбросал". По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь - ее молоко. Велес - сын Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы - чертоги Велесовы.

Итак:

1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы.
2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников
3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог
4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.
6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
7. Податель богатств.
8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому
9. Бог удачи.

День Велеса - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть, дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной Традиции. Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему кумир или клали требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны - отсюда и "заблудиться в трех соснах") и муравейники - тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности - то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.

Черный ворон или филин, кот, змея- все это предвестники взгляда Велеса во время обряда.

На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами - еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой.

Велесу жертвовали медью, ибо он - бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом - теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Кумиры Велесу, согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам. Его, Велесовы, дни праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря, 2 и 6 января - в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили "скотьего бога" сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Николы Вешнего - 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля - когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивали клок на убраном поле "на бородку" - Николина борода.



На протяжении всех веков языческая традиция противостояния Черного и Белого бога продолжается и проявляет себя на всех уровнях. Первый - Старый - умиротворяет природу, второй - Молодой - ее возрождает, а с ней и восстает сам, полный сил. Весной молодой сменяет старого, а Новый меняет Прежнего. Затем цикл повторяется, и так будет вечно.
По всем вопросам диагностики пишите в личные сообщения на сайте.

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23165
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#2 solp » 5 июня 2022, 12:22

Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники
Т.е. если посажен дуб, траву (сорняки и дикорастущее прочее) - нецелесообразно косить и чистить scratch_one-s_head или для удобства вокруг чуток лучше очистить пространство scratch_one-s_head

Добавлено спустя 1 минуту 16 секунд:
Мхов правда с лишайниками нет, но рядом непролазные заросли - канава заросшая деревьями, кустарниками и склад сухих вето тоже есть scratch_one-s_head Там разве что собка пролезет, и то не везде scratch_one-s_head

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23165
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#3 solp » 13 июня 2022, 22:36

4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
Можно ли просить заменить испытания scratch_one-s_head Иногда лучше чтоб ребра переломали чем что-то более неприятное scratch_one-s_head
6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
give_rose
Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому
Значит допустимо на Аларе с Велесом делать расклады с рунами scratch_one-s_head

Glamour
Аватара
Glamour
Репутация: 874 (+901/−27)
Сообщения: 2448
Зарегистрирован: 5 мая 2022
С нами: 1 год 10 месяцев

#4 Glamour » 29 августа 2022, 8:10

solp писал(а):
4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
Можно ли просить заменить испытания scratch_one-s_head Иногда лучше чтоб ребра переломали чем что-то более неприятное scratch_one-s_head
6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
give_rose
Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому
Значит допустимо на Аларе с Велесом делать расклады с рунами scratch_one-s_head

Думаю что да, он же славянское лицо Одина

Pixie F
Ученик
Аватара
Pixie F
Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#5 Pixie » 7 февраля 2023, 1:51

Цероклис (Coracle), в латышской мифологии бог полей и злаков. В сообщении кардинала Валенти (1604) Coracle идентифицируется с чёртом-велнсом (Велняс). Согласно автору нач. 17 в. Стрибиньшу, Ц. жертвуют в лесу чёрных быка, курицу и поросёнка; упоминается также хмельной напиток в бочках. С культом Ц. связывается большой хлеб в форме змеи с раскрытой пастью и поднятым хвостом, хлебные изделия в форме собаки и свиньи, два яйца, приносимые к дубу, и т. п. В отчёте иезуитов от 1619 сообщается, что при еде на землю для Ц. бросают первый кусок и проливают глоток питья. Автор 18 в. Ростовский называет Ц. богом гостеприимства. Имя Ц. производят от латыш, cerot, «куститься» (связь Ц. со злаками), что подтверждается наличием в фольклоре (где Ц. отсутствует) Церу мате, «матери кустов», Юмиса и Лауку мате, «мать полей».

Pixie F
Ученик
Аватара
Pixie F
Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#6 Pixie » 7 февраля 2023, 22:36

ВЕЛНЯС.
В русском языке Велнясу соответствует чёрт. Образ велняса восходит к представлениям о древнем божестве загробного мира и скота Велсе, с наложением более позднего христианского представления, что все языческие божества являются демонами и олицетворяют злое начало. Связан с водой, животными, лесом, умершими и загробным миром, обладает мудростью, покровительствует музыке и танцам, строит каменные мосты и водные плотины.

Часто в сказках является как пан и выглядит как немецкий землевладелец. Но иногда имеет другой облик — торчащие из под шляпы рожки, копыта, покрыт шерстью. Это, сюжет игры на дудке, в сочетании с частым присутствием домашнего скота в сюжетах о Велнясе, делает его одним из пасторальных индоевропейского божеств — покровителей домашних животных, таких как Фавн, Пушан, греческий Пан, и славянский Велес, с которым он имеет общий корень *vol- *vel-.

В литовских дуалистических преданиях Велняс сам творит скот, а бог — человека, птиц; в других вариантах велняс создаёт «нечистый скот» (лошадь, козу), бог — «чистый». В ряде сюжетов Велес (в позднейших трансформациях мужик, барин, поп, немец) владеет большими стадами. В основном персонаж связан с лошадьми и рогатым скотом, включая коз. О связи Велеса со свиньёй почти не упоминается, её чаще связывают с другим родственным ему мифическим существом — ведьмой, хотя есть единичные варианты о превращении велняса в свинью.

Н. Велюс связывал Вяльняса с божественным кузнецом Телявелем из литовского дохристианского пантеона. Кузнец в мифах может являться помощником Перкуна-громовержцем или им самим, и у него велнясы крадут оружие. Также есть единичный сюжет повествующий, что некогда кузнецами были только велнясы, а также сюжет об обучении велнясом кузнечному делу в обмен на душу кузнеца.

Велняс похищает у Перкунаса скот, прячется от преследования, оборачиваясь камнем, деревом, змеем, животным, человеком, иногда сам подобно домашним животным имеет рога и копыта. В ответ громовержец поражает Велняса молнией.

В латвийской фольклоре имеется сюжет о сокрытии Велнсом Солнца и Луны, когда «Бог и Велнс ещё жили дружно».

В латышских сказках и легендах Велняс изображается с коровьим хвостом, козлиными ногами и рогами. Ему часто приписывают огромную силу, но его самый большой недостаток — честность и глупость. Он беспокоит людей, но в результате всегда оказывается в проигрыше, потому что его легко перехитрить. В фольклоре Велняс ассоциируется с влажными местами, а также большими деревьями, камнями, пещерами и пнями.

Также Велняс мог превращаться в ребёнка и вступал в состязания с пастухами, бросая диск. Считалось, что Велняс имел детей от союза с земными женщинами, которые были наделены огромной силой. У них была отметина на животе в виде лука со стрелами. И многие женщины зная о этих признаках убивали своих детей.

В мифологических сюжетах посеянное велнясом или по его совету даёт хороший урожай, велняс может призывать дождь, что сближает его с ведийским Варуной.

***
Аналогии с растениями. — Деревья, которые часто встречаются в сюжетах о велнясе, растут в сырых местах: ель, берёза, ольха. Ольха считается красной от того, что велняс её окрасил своей кровью. Ель и берёза указывают на связь с миром мёртвых, так как эти деревья использовались в погребальных и поминальных обрядах. Реже в сюжетах встречаются тополь, липа, сосна. При этом лён, рябина ему противопоставляются. Часто в сюжетах о Велнясе встречается и пень дерева, так в одной из сказок Велняс похищает деву-лебедь, а его жизнь находится в яйце, «яйцо — в утке, утка — в свинье, свинья — в волке, волк — в пне». Велюс также отмечает связь велняса с корнеплодами, горохом, ячменём, бобами, овсом, гречихой, табаком.

***
• Iedod Velnam mazo pirkstiņu, viņš tev paņems visu roku. — —«Дай чёрту палец, он и всю руку откусит»
• Melns kā Velns. — «Чёрный как чёрт»
• Bīstas kā Velns no krusta. — «Бежать, как чёрт от ладана» (букв. «Бояться, как чёрт креста»)
• Velns nav tik melns, kā mālē. — «Не так страшен чёрт, как его малюют»
• Ko vels nezin, to babas zin. — «Куда черт не поспеет, туда бабу пошлёт» (букв. «Что чёрт не знает — то баба знает»)

***
ВЕЛС. Виелoна, в балтийской мифологии бог загробного мира и скота. Польский автор 16 в. Я. Ласицкий упоминает Виелону (Vielona) как бога душ, которому приносят жертвы, чтобы он охранял («пас») души умерших. В 17 в. Г. Стендер сообщает о Велсе (Wels) - боге мёртвых, которому были посвящены дни мёртвых (Welli; ср. литов. véle, «душа», veles, «тени усопших», слова того же корня, что и В.); В. связан со скотом и др. животными (у Стендера - «божьи кони», «божьи быки» и «божьи птицы»). По сообщению автора 17 в. Эйнхорна, В. был посвящён месяц октябрь - Wälla-Mänes (ср. латыш. Велю мате, «мать мёртвых», их заступницу). Связь В. со скотом очевидна в ритуале литовского праздника скерстувес, когда совершалось заклание свиньи и произносилось приглашение Виелоне - Езагулису (Ezagulis у Ласицкого) прийти за стол с мёртвыми и принять участие в трапезе (ср. белорусский обычай осенью приглашать дедов - предков к столу). Достоверность этого свидетельства подтверждается сведениями об обряде кормления мёртвых в день поминовения усопших - литов. vellnës, veliat; латыш. Velu laiks, «время В.». На том же празднике сжигались кости животных (ср. восточнославянский обряд сжигания «коровьей смерти» в день св. Власия, покровителя скота, см. Велес). В балтийской традиции существуют особые приметы и поверья о т. н. «мёртвой кости»: латыш. vela kauls, литов. navikaulis, ср. рус. навья косточка, хетт. uallaš haštai; само название и ритуальное использование этой кости связывают божество мёртвых, покойника и скот. Мифологические реконструкции позволяют утверждать, что некогда B. входил в схему основного мифа восточнобалтийской традиции как противник громовержца Перкунаса (см. Балтийская мифология) и обладатель похищенного скота (см. также Велняс). Наиболее надёжные мифологические соответствия образу В. - славянский «скотий бог» Велес (позже - св. Власий), древнеиндийские демоны Вала, Вритра - противники громовержца - и др. (см. Индоевропейская мифология). Связь «скотьего бога» с царством мёртвых объясняется древним индоевропейским представлением о загробном мире как о пастбище (ср. др.-греч. название его -Нλύσιος λειμών- Елисейские поля с тем же корнем uel-, а также тохарск. A wäl, «умирать», walu и лувийск. ulant, «мёртвый»).

***
ВЕЛУНД - Вёлюнд (др.-исл. Volunðr), зап.-герм. Виланд, в скандинавской героической мифологии («Песнь о Вёлюнде» в «Старшей Эдде») чудесный кузнец, властитель альвов, женатый на «лебединой деве» - валькирии. В., захваченный во сне в плен королём ньяров Нидудом (который заставляет В. только для него изготовлять искусные изделия), освобождается из плена, улетев чудесным образом по воздуху, предварительно убив сыновей Нидуда и изнасиловав его дочь. Английский фрагмент «Вальдера» (10-11 вв.) знает В. как отца Witga (Witege), известного из «Гетики» Иордана и немецких сказаний о Дитрихе Бернском; развёрнутое изложение сюжета о В. (Веленте) фигурирует в норвежской «Тидрексаге» (кон. 13 в.), составленной преимущественно на основании нижненемецких источников. В некоторых вариантах сказания о В. он улетает на летательном аппарате, изготовленном из перьев птиц; в этом обнаруживается сходство с греческим мифом о Дедале (греческое влияние могло проникнуть через готов). Иллюстрации к сказанию о В. принято видеть в изображениях на т. н. Клермонском ларце, хранящемся в Британском музее и датируемом 7-9 вв.

***
ВЕЙОВИС. Ведиовис, Ведиус (Veiovis, от ve - отрицание и lovis - Юпитер), в римской мифологии бог подземного мира, противопоставлявшийся светлому небесному богу Дионису (равнозначному Юпитеру); иногда интерпретировался как Юпитер подземного царства. Культ В. пришёл из Альбы; в период конца республики ему был посвящён членами рода Юлиев, покровителем которого он считался, алтарь «по альбанскому ритуалу» (CIL I 807). В роще, предназначенной для убежища, Ромул основал храм В. (Ovid. Fast. Ill 429 сл.). Статуя В. в храме изображала вооружённого стрелами юношу с козой (хтоническим животным) у ног. По иконографическим признакам отождествлялся иногда с Аполлоном (Aul. Gell. V 12). Широкого распространения культ В. не имел и был вытеснен культом Диспатера.

***
Телявель, Телявелик, в литовской (или ятвяжской) мифологии божественный кузнец. В Волынской летописи (1252) упомянут среди богов, которым втайне поклоняются литовцы: «первому Нънадею, и Телявелю, и Диверикъзу».

Во вставке (1261) западнорусского переписчика перевода «Хроники» Иоанна Малалы перечисляются «скверные» боги, которым язычники приносили жертву: «Андаю и Перкунасу… и Телявелю-кузнецу, сковавшему ему солнце и установившему ему на небе солнце». Т. дважды оказывается в непосредственном соседстве с верховным богом Диевсом-Диевасом (его эпитеты — Нънадей, Андай) и однажды с громовержцем Перкунасом, для которого он, видимо, и выковал солнце (другой вариант — для Совия).

Справедливо заключение, что Т. был кузнецом — помощником Перкунаса (связь кузнецов с громовержцем: их объединяет отношение к воде и огню, наиболее громкие акусмы — гром и ковка металла и т. п.; в древнем Вильнюсе кузнецы работали в соседстве с культовым центром Перкунаса), подобно тому, как сам Перкунас нередко выступает как кузнец Диевса: ср. «Перкунас — старый кузнец», «Когда гремит гром, это кузнец Брузгулис (эпитет Перкунаса) из пушек стреляет чертей» и т. п. речения в литовской традиции. Т. аналогичен небесному кузнецу Кальвису латышских народных песен, финскому Ильмаринену и трём братьям-исполинам белорусской сказки, укрепившим месяц на дубе — мировом дереве.

Учитывая распространённость сказочных мотивов, связывающих безымянного кузнеца с громовником и нечистой силой в Прибалтике, Белоруссии и Скандинавии, можно полагать, что образ Т. — реликт старой мифологемы, включающей, по крайней мере, три мотива: кузнец на службе у громовника; кузнец выковывает чудесный предмет (оружие, солнце и т. п.); кузнец участвует в схватке с чудовищем, змеем, великаном и т. п. Т. может быть соотнесён и по своему имени, и по своим функциям с древнескандинавским помощником и слугой громовержца Тора Тьяльви: вероятно заимствование образа Т. из скандинавской традиции.

Т. мог также входить в мотив воровства противником бога грома его оружия, к изготовлению которого был причастен кузнец [ср. кражу чёртом топора Перкунаса и сходные мотивы в Скандинавии (Тор), Финляндии, Эстонии и т. п.]. Существует предположение, что с Т. связан упоминаемый Я. Ласицким (XVI в.) Таввалс, бог — творец богатств.

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 597 (+605/−8)
Сообщения: 854
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 1 месяц

#7 Clermont » 8 февраля 2023, 0:10

Можно заметить сходство славянского образа Велеса с латышским Велсом, Велнсом, балтским образом царства велей ("веле"- это душа, на литовском), Велю-мате (латышская "матушка велей", богиня загробного мира) и германскими образами вальхаллы, валькирий, вальгринда и валькнута. А также тождество велей со славянским образом вилы (ундины, русалки).
У всех этих образов разных народов есть общее происхождение: связь с велями- душами, загробными духами, миром мёртвых.
Можно заметить и сходство противостояний: как у славян Велес (загробный бог подземного мира) противостоит Перуну (небесный громовержец), так и у латышей Велс(Велнс) противостоит Перконсу, который громами и молниями пытается поразить Велнса в образе Змея.

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23165
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#8 solp » 12 февраля 2023, 11:57

Clermont писал(а):У всех этих образов разных народов есть общее происхождение: связь с велями- душами, загробными духами, миром мёртвых.
Мне еще интересен такой момент. Свева во Славу Сил ( и Бога в том числе) вещь годная. У Велеса две ипостаси. Он везде и всегда. Целесообразно ли зажигать свечу и в светлое и в темное время суток. Пусть немного, но в улучшение контакта в логике процесса scratch_one-s_head

Silence F
Ученик
Аватара
Silence F
Ученик
Репутация: 569 (+571/−2)
Сообщения: 894
Зарегистрирован: 16 сентября 2020
С нами: 3 года 6 месяцев

#9 Silence » 12 февраля 2023, 12:20

Славления Велесу.

ВО СВЕТЕ ЕСЕ РАДЕЕМ ДНЕСЕ:

ВОССЛАВИСЯ ВОЛОСЕ ВО ЯРЕ КОЛОСЕ
ВО СВЯТОМ ЗАРОДЕ ВО ВСЯКОМ ПРИПЛОДЕ
ВО ДОЛЬНИХ ВОДАХ ВО ПЕРВЫХ ВСХОДАХ
ВО ЯРЕ ЖИВЕ В МОГУТНОЙ СИЛЕ
ВО ПОЛЕ В ЛЕСЕ ВО ВСЯКОЙ ВЕСЕ
ВО ЧЕСТНОМ СНОПЕ ВО МУДРОМ СЛОВЕ
ВО ПРАВДЕ В ДОЛЕ ВО ДОБРОЙ ВОЛЕ
БО В РОДУ НАШЕМ ВЕДОЙ УКРАШЕН!
ГОЙ! СЛАВА!

Велесе рогий, млечны дороги,
Звёзды частые, снопы ярые,
Зори рудяны, котлы медяны,
Вещие ночи, ясные очи,
Клады заветны, силы несметны,
Серебро-злато, небесно стадо.
Светом во ночи самосиянным,
Холодом лютым в зиме ледяным,
Стражем у моста иновой сути,
Прахом погоста на перепутье,
Памятью древней, Духом не стылым,
Что есть, что будет, что от веку было,
Вразуми, направи, просвети, освяти,
Отверзни в сердце родову память,
Во Нави стезёю, во Яви звездою,
Исконом во Прави Велеса славим!
Гой! Славим!

Велес возвелик, Велес многолик!
Боже тайных врат, Боже святых крад,
Ты наш дед честной, пастырь небесной,
Дар твой житный сноп, перекрестье троп,
Благо во дому, звёзды в терему,
Серп во небесах, духи в деревах,
Рощенья дя скот, здрава да живот,
Сладких снов услада, погребальна крада,
Веда древняя, память верная,
Сила дивия во тремирии,
Яви нави Бог, Велес велерог!
Гой! Слава!
Размети, Велесе, ты все преграды,
Всполыми, Велесе, во сердцах крады,
Вознеси, Велесе, наши возрады,
Радения ради, а не награды,
Пребуде, Велесе, со нами днесе,
Во мудрости есе, гой, ты, Велесе!
Гой! Слава!
Велесе-диде, за краем иде,
Во старе младе, а предков раде,
Во в яви дети отцам радети,
Дидам да бабкам воздать достатком,
А лихо заплечь уноси напрочь,
А всяко горе уноси в море,
Во сед окиян, за остров Буян,
За камень алАтырь, за Марин пустырь,
Где навии есте, а Живы несте,
Где ино берег, а нам оберег,
Животу здрава, а Велесу слава!
Гой! Слава!

Гой, ты Велесе, судия вещий,

Владыче в ино закрадном.
Где луги твои иной жизнью исполнены,
Бо живы вечно Души из-родны,
Не дажди свернуть с пути истого,
Не дажди забыть сродства Божского,
Нам ладом Души возлади,
Да правью Божской справи,
В Роду небесном возроди,
Где ратуя други за други
Ста Боги за люди, а люди за Боги!
Гой! Слава!
Гой, Велесе, серебряны роги!
Гой, Велесе, белы дороги,
Гой, Велесе, звёздны чертоги,
Гой, Велесе, млечны пороги,
Гой, Велесе, гусельны лады,
Гой, Велесе, подгорны клады,
Гой, Велесе, пречисты крады,
Гой, Велесе, исты возрады,
Гой, Велесе, тайные сути,
Гой, Велесе, на перепутье,
Гой, Велесе, огнь не остуди,
Гой, Велесе, с нами пребуди!
Гой! Слава!
Велесе велике, сам тайнолике,
Кощный во нощи, отверзший очи,
Серебряны роги, звёздны дороги,
Во зорях красных, как утро ясный,
Во дне пресветлый, ведою ведный,
В вечеру скрытной, с силой несметной,
Духов водящий, до нас сходящий,
Восславися днесе Диве-Велесе!
Гой! Слава!
Велесе Боже, Роду пригоже!
Сам коло яри, а нам воздари,
До Предков ходи, нам силу води,
От веку ввек людям оберег!
Гой! Слава!

Веле-Веле-Велесе во страсе, а не во красе
Ходи ко иншим, карай неправых,
За кривду воздай, а правых спаси!
Гой!

Велесе Боже, сам тьмы преможе,
Ставь коло ны высоки тыны,
Чтобы кощны рати не могли яти,
Во людях живу, а в родах силу!
Гой! Слава!
Колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уже его ничем не остановишь.

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 597 (+605/−8)
Сообщения: 854
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 1 месяц

#10 Clermont » 12 февраля 2023, 12:28

solp писал(а):Он везде и всегда. Целесообразно ли зажигать свечу и в светлое и в темное время суток. Пусть немного, но в улучшение контакта в логике процесса

Насколько помню, даже в 19 веке свечи днём в доме зажигали только во время похорон. В остальное время- лишь в тёмное время суток, без нужды свечами не пользовались. Так что, мне кажется, что если нет ритуальной, гадальной или иной нужды в зажжении свечей днём, то излишний почин зажигать свечу без причин. ) Но, конечно, вы можете поступать по -своему. )

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23165
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#11 solp » 12 февраля 2023, 12:55

Clermont писал(а):нет ритуальной
Clermont писал(а):иной нужды в зажжении свечей днём
Во Славу Сил конечно не есть обряд, но в какой-то степени риулаьная нужда. Тут логика какая - безусловно умением брать важнее в разы, но брать числом (тех же свечей) со счетов я бы не списывал scratch_one-s_head Удвоить дары (а ведь свеча это дар и энрегия). Влить в эгрегор.

Pixie F
Ученик
Аватара
Pixie F
Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#12 Pixie » 12 февраля 2023, 21:29

Я зажигаю. Диагностируйте.

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23165
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#13 solp » 13 февраля 2023, 10:50

Clermont писал(а):днём в доме зажигали только во время похорон
для предков кстати я тоже днем чаще зажигаю

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23165
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#14 solp » 1 марта 2023, 9:05

Deva писал(а):дерево
Если есть шикарное дерево, чтоб там копать, и оно в долгосрок нужно, сколко метров от него можно использовать scratch_one-s_head ЧТобы надолго хватило места. Сегодня часть прикопал, спустя время еще по другой надобности, и т.д.

Лунная
Аватара
Лунная
Репутация: 4666 (+4699/−33)
Сообщения: 2740
Зарегистрирован: 10 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#15 Лунная » 1 марта 2023, 9:33

solp писал(а):
Deva писал(а):дерево
Если есть шикарное дерево, чтоб там копать, и оно в долгосрок нужно, сколко метров от него можно использовать scratch_one-s_head ЧТобы надолго хватило места. Сегодня часть прикопал, спустя время еще по другой надобности, и т.д.
Для обряда защиты ? Максимально близко к стволу и корням.
Я- ведьма, танец колдовской,
Я- чары темноты ночной,
Гекаты горький поцелуй...
танцуй, о ночь! луна, колдуй!

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23165
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#16 solp » 1 марта 2023, 10:28

Лунная, для скидов скорее.

Добавлено спустя 5 минут 41 секунду:
Лунная писал(а):Максимально близко к стволу и корням
Есть мысли сейчас скоро снежок сойдет, почистить от травы у забора и купить ели. Штук три-пять думаю влезет. По кругу можно как минимум копнуть 4 раза.

Unnr F
Unnr F
Репутация: 6760 (+6952/−192)
Сообщения: 7758
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#17 Unnr » 1 марта 2023, 11:54

solp писал(а):Штук три-пять думаю влезет. По кругу можно как минимум копнуть 4 раза.
для скидов? shok

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23165
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#18 solp » 1 марта 2023, 12:20

Unnr писал(а):для скидов?
по мере необходимости, возникла нужда, пошел и оформил unknown

Unnr F
Unnr F
Репутация: 6760 (+6952/−192)
Сообщения: 7758
Зарегистрирован: 2 октября 2015
С нами: 8 лет 5 месяцев

#19 Unnr » 1 марта 2023, 15:17

solp писал(а):
Unnr писал(а):для скидов?
по мере необходимости, возникла нужда, пошел и оформил unknown
эээ, это там, где вы живете/работаете/практикуете?

solp M
Ученик
Аватара
solp M
Ученик
Репутация: 5980 (+6124/−144)
Сообщения: 23165
Зарегистрирован: 12 июля 2018
С нами: 5 лет 8 месяцев

#20 solp » 1 марта 2023, 15:43

Unnr писал(а):где вы живете/
не живу


Вернуться в «Славянский Пантеон Богов и обряды»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 24 гостя