Коляда

Описание: Изучение магического фольклора и древних обычаев предков

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3914
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 14 января 2024, 4:34

Коляда - канун Нового года, приходился на 31 декабря по ст. ст. Название праздничного вечера связано с воплощением новогоднего цикла и одноименным мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов. У некоторых славян еще в ХIХ веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесенный в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на рожлество в красный угол сноп ржи существовал у русских. У хорватов было принято изготавливать куклу "колед", которую колядующие носили с собой из дома в дом. Упоминания о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках.

Помимо того, что этот вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "рождеств. вечера" и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов ("еретиков" и "еретиц", "волхиток" и под.). Например, верили, что в этот вечер ведьмы скрадывают месяц. Потому ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер.

Домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить”. С этой же целью на дверях домов и хлевов “писали” смолой кресты. Хозяйки трижды "ездили" на "ожоге"-палке вместо кочерги, то есть, по всей видимости, "объезжали" дом, обращаясь при этом к Велесу с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в «чистый четверг».

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
.
Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Велесовым вечером и с Велесовым днем были связаны представления о магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Например, чтобы хорошо одеваться круглый год, в этот вечер для встречи года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно существовало убеждение в том, что, если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо.

В новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру. Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Велесов вечер.

Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в этот вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья, кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т.д., относящихся ко времени встречи года, на весь год, сохраняют свою актуальность и в современном обществе.

В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Велесов день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "Велесову кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции (о символике проруби как границе между "этим" и "иным" мирами).

Восприятие в традиционном сознании Велесова вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Например, в Енисейской губ. замечали: "На новый гот сильной мороз и маленький снежок - к урожаю хлеба и здоровью людей и скота; а если тепло и без снега - к неурожаю и болезням людей и скота". Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека.

С этими же проблемами связаны магические обряды вечера и первого дня нового года, направленные на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом.

Обряд посевания, который производился по большей части утром в Велесов день, осмыслялся как необходимая акция для получения хорошего урожая в новом году. Ритуальное съедание кесаретского поросенка во время новогодней трапезы связывалось с обеспечением прежде всего плодовитости скота, а также урожая и, следовательно, изобилия и благополучия в хозяйстве.

Продуцирующий характер носил также обряд встряхивания в полночь яблонь - "для урожая". Правильное, то есть предписанное традицией, поведение хозяев во время обходного обряда колядования: проявление радушия и доброжелательности к исполнителям колядок (овсеней, виноградий), щедрое их одаривание, - сулили все те блага, о которых пелось в величальных песнях: богатый урожай, приплод скота, хорошее замужество для девушки и т.п.

Как канун нового года и конкретная граница между прошлым и будущим Велесов вечер считался в народе временем самых точных и верных гаданий, которые производились в течение всего святочного периода. Наиболее характерными новогодними гаданиями, а в некоторых местных традициях производимыми только в Велесов вечер, были гадания на урожай, семейные гадания о судьбе и подблюдные гадания.

Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "Велесов огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне нового года (отсюда название - "Велесов") особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу.

А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась огарком, обводя вокруг себя круг супротив солнца, а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу". Отсутствие при гадании Велесова огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым.

Для небоящихся нечистой силы, вечер мог стать моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", т.е. неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под новый год. Особенность неразменного рубля состоит в следующем: что бы на него ни покупали, он, едва владелец выйдет из лавки, будет опять у него в кармане; только каждый раз при покупке у продавца надо брать сдачу, хоть бы и одну копейку. Если владелец рубля забудет это сделать, то рубль вновь вернется к сатане.

Чтобы добыть неразменный рубль, по поверьям, нужно в ночь на новый год посадить в мешок черного кота и крепко завязать мешок на семь узлов, но не веревкой, а концами самого мешка и выйти в полночь на перекресток. К искателю удачи должен подойти посланник сатаны и просить у него продать кота, предлагая баснословные суммы, на что продавцу соглашаться не стоит. Нужно просить только неразменный рубль, и когда дьявол даст монету, продавцу дoлжно бежать домой как можно быстрее и не оглядываться. В это время дьявол старается развязать узлы мешка, и если это ему удастся прежде, чем продавец дотронется до двери своего дома, хотя бы пальцем, то разорвет человека на куски. В противном случае продавец кота становится обладателем неразменного рубля.

Первый день нового года знаменовался обходным обрядом посевания ранним утром; днем устраивали конские бега, а на улицах царило оживление. Заходя в гости, крестьяне поздравляли соседей. Войдя в избу, гость обращался сначала к хозяину, а затем к хозяйке и другим домочадцам: "С новым годом вас, с новым счастьем!" Хозяин поздравлял гостей в ответ теми же словами. Вечером устраивались игрища, гадания, ряженье. Однако в Велесов день вечерки с игрищами старались завершить пораньше - до полуночи, "до первых петухов", опасаясь посещения «нечистой силы», начинающей во второй половине святок свой разгул.

(архивы сети)

Вернуться в «Наследие предков ( символика славянских обрядов)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 10 гостей