Жаба и лягушка

Описание: Изучение магического фольклора и древних обычаев предков

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1673 (+1682/−9)
Сообщения: 3922
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 20 марта 2023, 16:24

У предков лягушка была связана с дождевой магией и плодородием земли и входила в круг тотемистических представлений, выступая в роли покровительницы чадородия, охранительницы и защитницы дома и хозяйства. Для жизни и продолжения рода лягушке необходима вода, поэтому ее образ и стал тесно связан с дождями, а потом повсеместно появились и даже дошли до наших дней поверия о взаимосвязи между убийством лягушки и дождливой погодой.
С этой целью в засуху убивали прыгающих лягушек и блох, нанизывали их на нитку и вывешивали на кусте, приговаривая: "Как эти блохи и лягушки повисли, чтобы тучи повисли".
Для прекращения засухи производили ритуальное захоронение лягушки: убитую лягушку одевали в одежду из тряпочек, клали в коробок и закапывали.
Если лягушки по суше прыгают – к дождю, квакают – к ненастью, замолкают – жди скорого дождя и др.
Связь лягушек с дождями выражалась не только в предупреждающих их появление "приветствиях", но и в бытовавших представлениях о том, что грозовые тучи, наполнены лягушками, змеями и жабами (их кваканье и шипение воспринимались как гром), которые вместе с дождем выпадали на землю.

Помимо "небесного" существовали представления и о "земном" происхождении этих предвестников дождя. Внешнее сходство с болотной кочкой или побуревшим на солнце камнем способствовали признанию лягушки хтоническим животным: "столь близкое подобие этих животных земле вызвано тем, что они являются ее прямым порождением", что появляются они на свет "прямо из почвы, увлажненной оплодотворяющим дождем". Поэтом происхождение этих милых существ стало восприниматься как символ плодородия в широком смысле слова: плодородия земли, женщины, изобилия всех благ.
Нередко считалось, что в каждом доме есть своя "хозяйка" в виде лягушки, живущая под порогом дома или под печью, оберегающая дом от несчастий, то есть что домовой может проявиться и в облике этого животного. Соблюдался запрет убивать домашних лягушек - тех, что живут в подполье, под печкой, на дворе и тп. - иначе счастье уйдет из дома. Называли лягушку "дворовой" и были убеждены, что тот, кто её прогонит из дома или убьет, умрет сам. Схожее поверье повествовало о домовике-лягушке, кваканьем предвещающей дождь.

Широко были распространены сюжеты о происхождении лягушек от превращенных в них женщин. Изображения лягушки в распластанной позе делали ее образ почти неотличимым от образа рожающей женщины. Кроме того, женскую утробу с лягушкой сопоставляли как имеющих общую хтоническую природу.
В различных культурах существовали представления о женской матке как лягушке ("матка в животе бабы живая, в виде лягушки").
В свадебной обрядности существовал ритуальный танец "жабска", имитирующий спаривание лягушек, а честь чего пекли свадебный калач "радостник" с изображением молодоженов и лягушки.
Отождествление распластанной лягушки с рожающей женщиной объясняет существование представлений о душе в облике лягушки. О забеременевшей вне брака говорили, что она наелась лягушек. Рождение детей порой объясняли тем, что «аист бросает в печную трубу лягушек, которые, пройдя через дымоход, приобретают человеческий облик».
В лягушке часто видели дух умершего, душу ребенка, похороненного некрещеным; иногда при виде лягушки в доме высказывали пожелание вечного упокоения. Существовал любопытный обычай у бездетных женщин: скинув с себя одежду, ночью нужно было садиться на лягушку, стараясь лоном прикоснуться к ее коже, чтобы способствовать скорому зачатию. К этому приему прибегала и старая дева, чтобы выйти замуж.
Другое поверье: если беременная женщина проклинала носимого ею в утробе ребенка, то рождалась лягушка.
Вышитое изображение лягушки было символом счастливого брака и рождения потомства, поэтому стилизованное изображение лягушки вышивалось на подзорах свадебных простыней. Узор в виде ромба с крючками был широко распространен в вышивке, и представлял собой образ распластанной лягушки — это было поверье, связанное с магией плодородия земноводного. Его название – «лягушка» (или «жаба»).
Брачный мотив в символике лягушки обусловил ее использование и в любовной магии: объеденные муравьями косточки двух спаривавшихся лягушек, брошенных живыми в муравейник, использовали с целью «присушивания» избранника.
Однако образ лягушки был амбивалентен и, наряду с положительными, нес и отрицательные характеристики. Прежде всего, это выражалось в связи лягушки с колдовством, с оборотничеством, с вредоносной магией. Не только домовой, охранитель жилища, но и водяной, банник и ведьма могли обращаться в лягушку. Так, ведьма превращалась в «лягушку-коровницу», которая по ночам выходила из воды выдаивать коров. Ведьмы и колдуны могли наслать порчу с помощью лягушки, к примеру «натирали лягушачьим жиром дверь человека, которого хотели ослепить» и т.д. Само обретение колдовского знания тоже происходило через посредство лягушки. На Русском Севере её даже глотали при посвящении, так как к тому же ещё считалось, что сам дьявол принимал образ огромной лягушки во время обряда посвящения в колдуны. Передача знания происходила посредством залезания в ее пасть.
Особенности образа жизни лягушек, зависимых от водной среды, представления об их "рождении" из увлажненной земли, о тесной связи с дождями, земными водоемами и подземными водами, придали образу лягушки черты "повелительницы мировых вод", обусловили ее почитание как символа плодородия и сакральных знаний, мудрости и всеведения, представление о которых сохранилось в русских народных сказках.

С жабой, также как и с лягушкой, было связано много поверий, что говорит о важной роли этого животного в мифологических представлениях. Прежде всего, жаба, благодаря своему наземному образу жизни и зарыванию на зиму в почву, была тесно связана с землей и подземными водами, что делало и ее символом земного и человеческого плодородия. Считалось, что засуха происходит от того, что жаба «закрыла источник».
Связь жабы с плодородием и женским образом, послужила основанием отождествить с ней женскую матку, приписывая последней способность покидать тело своей носительницы, передвигаться и вести себя так, как ведут себя земноводные в природе. Из заговорных текстов следовало, что «матка в виде жабы вылезает изо рта женщины во время сна, чтобы выкупаться, и если во время сна больной она возвращается на свое место — больная выздоравливает. Если же больная в это время держала рот закрытым, то матка не может вернуться, и тогда женщина делается бесплодной». Иногда жабу заменяла лягушка.
Тесная связь с женским образом породила многочисленные приметы, связанные с бесплодием, беременностью и полом будущего ребенка: делали «железные и восковые матки в виде жабы и приносили по обету их в храм для излечения от бесплодия»; ели жаб с этой же целью.
Приснившаяся жаба означала наступление беременности, более конкретно – рождение девочки.
Являясь «маткой», жаба была связана с менструальной кровью. Существовал обычай носить с собой пепел жабы, чтобы «удержать месячные».
У рыбаков существовало поверье, что лягушки попадают в сеть в начале лова по той причине, что через невод прошла «нечистая» женщина.
Было зафиксировано поверье, согласно которому убийство человеком жабы предвещало смерть матери, что отражает представление о связи образа жабы с материнским родом.
Отрицательное отношение к жабам также обязано тому, что их связывали с колдовством и нечистой силой. Сжигали, опаливали, кипятили или закапывали в землю животное, с которым отождествляли ведьму – жабу или рыбу». В день Ивана Купала русалка могла принять вид жабы. В Европе в средние века даже проходили суды над ведьмами, обвиняемыми в том, что для того, чтобы получить возможность летать они мазали свое тело мазью, изготовленной из яда жаб.
И жабьей моче приписывали сверхъестественные свойства: считалось, что под ее воздействием срастаются куски разрубленной ящерицы.
В некоторых местах жабу считали матерью или женой ужа, поэтому неудивительно поверье о том, что земля стоит на черепахе, которая вначале была "бу у уж, бу жаба. Бог ёй накiнуу чэрап".

Личная заметка: как-то, будучи еще малым ребёнком и играя с другими такими малыми дитями в бане в прятки, я решила спрятаться за печкой и своим милым обнаженным мелким задом уселась прямиком на огромную жабу. mocking

Вернуться в «Наследие предков ( символика славянских обрядов)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 16 гостей