Опахивание

Описание: Изучение магического фольклора и древних обычаев предков

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 16 июня 2022, 6:10

Опа́хивание (опахивание ритуальное, пахота обережная) — традиционный ритуал у индоевропейских народов. Восходит к праиндоевропейской древности. Заключается в проведении плугом или сохой борозды вокруг определённого участка земли — чаще всего поселения. Ритуал проводится либо при основании поселения или дома, либо при эпидемиях или падеже скота.

9EDE3A2C-4A2B-40FC-AFD4-51F3CC8AC98D.jpeg


У славян опахивание — это обряд, во время которого сохой проводят замкнутую борозду вокруг села (реже — вокруг отдельной усадьбы или поля) как в профилактических целях для защиты от заразных болезней (особенно от чумы и холеры), мора скота, демонов и стихийных бедствий, так и в очистительных и отгонных целях — для прекращения эпидемии и эпизоотии и изгнания болезни за пределы опахиваемого пространства.

В южнорусской традиции опахивалось место, выбранное для строительства двора или хаты. У западных славян и болгар в ритуале опахивания сохранился вероятно реликт общеиндоевропейской архаики — близнечный культ. Например, опахивание должно проводиться на волах-близнецах, или двумя братьями-близнецами.

На Великую Субботу ещё в XX веке в некоторых деревнях Белоруссии соблюдался следующий обряд: 12 девушек, одевши белые рубашки, брали соху и с молитвою проводили ею борозду вокруг села — этим хотели как бы отгородиться от всего лихого на целый год.

В русской традиции опахивание обычно применялось лишь в экстренных случаях, например при падеже скота, эпизоотии или эпидемии. Для того, чтобы в определённое поселение не зашла «коровья смерть» или любая другая зараза, необходимо реактуализировать его границы. См. Коровья Смерть

Обряд был приурочен к различным праздникам или периодам года: к весеннему Юрию (рус., серб.), к св. Филиппу (чеш.), Ивану Купале (после зажжения ритуального костра) (бел.), к Страстной субботе (бел.), к Петрову дню, дню весеннего выгона скота; опахивание могло совершаться в феврале или ранней весной (рус): обычно накануне отёла — на Агафью Коровницу, иногда на Власьев день. В русских сёлах Харьковской губернии опахивание происходило осенью по окончании жатвы для охраны скота на весь последующий год до нового опахивания. Опахивание в профилактических целях могло производиться раз в три года (рус. москов.). Однако чаще всего оно совершалось по мере необходимости: при угрозе заразного заболевания или для его прекращения. Обычно опахивание проводилось около полуночи, в редких случаях — рано утром до восхода солнца (рус. костром., бел. Полесье) или на утренней заре (рус. нижегород.)

    Опахивание — суеверный обычай, распространенный во многих местах России среди крестьянского населения. Обычай О. («коровьей смерти»), выработавшийся в отдаленную эпоху, представляет смесь язычества с христианством. Состоит он в том, что во время эпидемии или падежа скота местные жители проводят сохой вокруг села, при особой своеобразной обстановке, замкнутый круг, в который якобы не дерзнет вступить народное бедствие. Совершается обряд О. в полночь; участвуют в его совершении одни женщины; главная роль вверяется старухе-повещалке, которая едет на помеле, вслед за несомой впереди св. иконой, в одной рубахе, с распущенными волосами, и клянет смерть. Соху, которой опахивают село, тащит незазорная девушка или баба-неродица, или, наконец, сама повещалка. Животные, попадающиеся процессии, беспощадно истребляются. Подвергается опасности и жизнь мужчины, если бы он встретился толпе во время ее шествия (известен даже случай убийства). Суеверный простолюдин убежден, что во всем встречающемся процессии таится смерть, принявшая вид оборотня и старающаяся перебежать дорогу, чтобы нарушить силу целебного круга, проводимого вокруг села. Существует предание, что в старину приносились человеческие жертвы с умилостивительной целью: женщина, заподозренная в сношении с нечистой силой, обрекалась на смерть и зарывалась живой, вместе с кошкой и петухом.

    Ср. П. П. Сахаров, «Сказания русского народа» (т. II); «Истор. Вестник» (1888, № 7, ст. проф. Белогриц-Котляревского); «Журнал Мин. Юстиции» (1897, I, ст. А. Левенстима).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Наследие предков ( символика славянских обрядов)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 30 гостей