Рукобитье (обряд)

Описание: Изучение магического фольклора и древних обычаев предков

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 2 апреля 2022, 21:50

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Старый обычай — хлопание рукой по руке при заключении соглашения, сделки.

Часть старинного свадебного обряда — соглашение отцов жениха и невесты.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


В свадебном обряде после просватания договор между сторонами жениха и невесты подтверждается посещениями партией жениха дома невесты. Эти поездки в различных описаниях обозначены как «богомолье» («мольё»), «рукобитье», «заручéнье». Лексемы «рукобитье» и «зарученье» фигурируют во многих описаниях как названия одного из этапов свадьбы. Однако не всегда понятно, какой именно набор ритуальных действий стоит за обозначением. Проанализировав все доступные источники, можно выделить 2 варианта структуры предсвадебного обряда:

1. Рукобитье и зарученье сводятся к одному посещению. иногда используется исключительно лексема «зарученье», а иногда, наоборот, говорится только о «рукобитье».
К родственникам невесты после богомолья приезжают родственники жениха и сам жених. Невесту, покрытую шалью, родственники выводят к столу в горницу. Жених раскрывал шаль, одаривал невесту. После сажал её рядом с собой, пил вместе с нею вино и угощал родню. Помимо этого, невеста обносила всех гостей чаркой. Последнюю рюмку подносила жениху, получая в ответ в пустой рюмке кольцо или деньги.
В зарученье назначался день свадьбы. В Пылеме сваты, крестные жениха, сам жених ударяли по рукам невесте и её родителям. С этого дня невеста начинала причитать.

«Как её отдают, как рукобИтье идёт, как это, она плачет, плачет очень, все прикладыват: “Да куда люди добрые, откуда едут, да в это... Туда не селятся, мол.” — — “собачье -то там сбегище, воронье-то слетище. В общем, меня отдают не за... с горы-то со своей-то горы Ценогоры” — наша весёла деревня, на горе да, всё да...»

День перед расплетением косы и баней невесты назван зарученьем. Обряд включает в себя выкуп невесты, отнесенный во всех остальных источниках к утру первого свадебного дня.

2. Рукобитье и зарученье — два посещения
Здесь зарученье и рукобитье — разные этапы свадебного обряда. Сначала родители невесты «кладутся со сватом на слово и приглашают чрез него жениха с ближайшими род- ственниками». По приезде званых гостей, на следующий день после просватания, начинается зарученье. В этот день жених и невеста впервые видят друг друга и будущих свойственников, они меняются кольцами. Все гости и хозяева молятся, жених вручает невесте подарок (отрез ткани) и садится рядом с нею. На стол подают кофе, чай и закуски: пироги, рыбу, выпечку. Отцы «бьют по рукам» [Там же] и обговаривают предстоящую свадьбу, жених и невеста сидят рядом и обмениваются подарками, обыкновенно ситцем на сарафан и платком. На следующий день начинаются вечеринки.
Накануне венца днем устраивается поседка (девичник), за которой вечером идет рукобитие.
На рукобитье девушка выходит в богатом наряде: «Невеста одета в “штофную” юбку, полушубок, расшитый шелками, повязку, высаженную бисером».
К столу её выводят сватья и отец. Собираются все родственники невесты, приезжает жених. Невеста с поклоном подносит жениху чарку вина или браги. Жених кладет на поднос отрез ткани либо деньги или кольцо в рюмку.
Невеста угощает спиртным всех гостей, кланяется всем. Когда угощение окончено, жених ведет невесту за стол и целует её. Затем её целуют родственники жениха и вручают подарки. Невеста после поцелуев причитает «пристыдил ты меня, прибесчестил».
Садятся молодые рядом. Девушки поют песни «Сокол», «Не жемчуг по блюду рассыпался», хулу сватье, величание гостям, дружкам. В 20-х годах в рукобитье были включены танцы под плясовые песни: вальс, ту-степ, кадриль. В них участвовала только молодежь, а люди пожилого возраста оставались за столом петь.
После рукобитья идет «последняя ужна». Выкупа мезенский вариант свадьбы не предполагает, сразу после рукобитья жених увозит невесту. Перед поездкой в дом невесты молодец объезжает родственников и приглашает их на рукобитье к невесте.
Стоит отметить, что какого-либо единообразия в употреблении названий «рукобитье» и «зарученье» даже в пределах одной локации не наблюдается.

Причины смешения
Обе лексемы, согласно словарю русских народных говоров, обозначают и действие, и день из свадебного цикла, в который это действие воспроизводится. Для лексем «Заручаться», «Зарученье» в семантический ряд включает значения «обещание», «согласие», «обручение». Для слов «Рукобитки», «Рукобитье» — понятия «пир», «пропить», «договор», «удар руками / по рукам», «плач»
Слово «заручёнье» со значением «обрученье, сговор, праздник с угощением в честь обручения, сговора». «Заручаться». Скорее всего, оба названия соответствуют близким по смыслу и функции явлениям, бытовавшим на разных территориях. Например, «зарученье» пришло посредством новгородской колонизации, а «рукобитье» — ростово-суздальской. Возможно, столкновение двух традиций привело к синонимизации понятий «рукобитье» и «зарученье» на территории одних деревень и к появлению двух идентичных свадебных актов на территории других.

Вернуться в «Наследие предков ( символика славянских обрядов)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 29 гостей