Изба

Описание: Изучение магического фольклора и древних обычаев предков

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1673 (+1682/−9)
Сообщения: 3922
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 2 апреля 2022, 6:06

Здесь поговорить о семиотике внутреннего пространства в деревенских (и не только) традициях наших народностей, о символичности его описания, его мифологическом изображении, о том, как внутреннее пространство влияет на жизнь людей, и вообще на изменения в человеческой жизни, о влиянии личного пространства на модель нашего поведения, наши практики, то есть именно наше прошлое, настоящее и будущее рутинизированное поведение, как предмет рефлексии.

Этимология слова «изба»: происхождение от слова «исток» - то место, которое отопляется печью. Например, поэтому «сени» в традиционном понимании- это уже не изба (дом), а «мост», соединяющий внутреннее пространство домашнего очага с внешним, уличным пространством.

Итак, изба - это: дом, хоромы, очаг, домашний очаг, покои и тп. А «покои» - это состояние относительной неподвижности, отсутствие шума, отсутствие сильных эмоций и резких движений. То есть, говоря научным языком, энергосберегающий режим, позволяющий сохранить состояние памяти. Это гаммада,

Изба (дом) - это концентрация культуры человека, то место, где находится все самое важное и сакральное в его понимании; это структурированное пространство, построенное обязательно на счастливом месте при помощи использования неких ритуальных действий. Выбор места для будущего дома очень важен, ведь и тогда, и сейчас (уже давно научно доказано) люди знали и знают, что вообще пространство вокруг нас совершенно негомогенно.

Возведение дома сопровождалось обрядовыми действиями. Они оберегали будущее жилище, обеспечивая достаток и благополучную семейную жизнь. Сооружение жилища происходило в локусе, соответствующем особенностям ландшафта и отвечающем мировоззрению семьи, клана. Достаток в доме и долгая семейная жизнь зависели от правильного закладывания фундамента. Например, у некоторых народов благополучие в семье олицетворяли монеты, рябиновые ветви и шерсть домашних животных. Заканчивали обычно возведение дома, укладывая матицу на сруб. Матица (потолочная балка) определяла домашний центр. Выбор места для постройки, начало строительства и завершение одного из этапов были важными событиями в традиции домостроительства. Для наилучшей реконструкции я буду приводить разные этнокультурные параллели.

Итак, внутреннее жилище как максимально освоенное человеком круговое пространство Вселенной имело свой центральный локус (очаг), от которого в противоположную от входа сторону располагалось самое почетное и священное место (tör). Там хранились изображения духов предков рода и племени, а также находился столб, символизировавший вертикальное пространство Вселенной. В результате эволюции форм хозяйственной деятельности и типов жилища его центр переместился ближе к двери. К печке был привязан и столб, символ вертикального пространства и место временного пребывания душ умерших родственников.

Спойлер
См. «По своей сути двигатель этот ничего интересного из себя не представляет: четыре его цилиндра, расположенных рядно, имеют 16 клапанов и один верхний распределительный вал, приводимый в движение зубчатым ремнем.»

К избе пристраивали некапитальные сени. Известна конструкция изба + сени + изба. Число оконных проемов было различным. Однокамерную постройку освещали от двух до четырех окон. Количество окон зависело от проемов в каждом срубе и от наличия или отсутствия окна в сенях. Например, в некоторых зажиточных имениях в каждом срубе было вырублены по четыре окна и ещё по два в сенях.

Строительству жилого дома предшествовал тщательный выбор места. Традиционная гнездовая (кучевая) планировка дворов на определённом этапе была заменена уличной, внесшей изменения в расположение домов и построек. Гнездовая форма поселения предоставляла возможность занять наиболее пригодный для строительства участок: учитывали расстояние до другого дома, наличие природного водоема, колодцев, качество почвы. Наиболее весомым критерием служило поведение домашних животных. Выбранное коровой (тут припоминаем все сказания о священной корове у различных народов мира) место для отдыха считалось наиболее приемлемым. Изба, построенная здесь, будет теплой, полагалось. А места, куда садились гуси, наоборот, считались непригодными. Согласно легендам, при выборе места для строительства наблюдали за поведением быка и следовали за быком: где он остановится – там и основали новую деревню.

Из практических соображений следили за солнцем, выбирая хорошо освещаемую сторону. Весной наблюдали за спадом воды и первыми ручьями на предполагаемом месте возведения дома. Быстрый сход снега, просохшую землю считали хорошим знаком. Выбор участка определял и жребий. Переселенцы на новой территории под руководством старых людей собирались вместе для жеребьевки. Старики выбирали длинный шест или посох и попарно выводили будущих домохозяев, которые переставляли по длине шеста ладони от верха до земли. Первый коснувшийся земли выбирал участок.
Детальное изучение места под будущий дом свойственно и восточнославянской традиции, в соответствии с которой из всего реально пригодного необходимо было выбрать только то, что может считаться таковым с ритуально-мифологической точки зрения. В данном случае устанавливалось равновесие сакрального и профанического, космического и земного. Доверять выбор места дома крупнорогатому скоту характерно для восточных славян. Животные выступают как объекты, с поведением которых связывали точку осваиваемого пространства.

Удачным локусам противоположны непригодные участки земли, к которым относили территорию погоревших домов, заброшенных бань, перекрестков и старых дорог. Границы и размеры нового жилища не должны были совпадать с прежним домом. Сгоревшие дома старались вывезти за пределы поселения. Строительство нового жилища, если отсутствовала возможность перехода на другой участок, начинали в стороне от произошедшего пожара.

Если говорить о запретах, то можно привести в пример еще и такие как:
- запрет на постройку дома на (старой, заброшенной) дороге (дорога вообще отождествляется с антитезисом дома, как чего-то родного, защищающего и близкого). Вятские жители избегали строительства на лесной дороге, проходившей по деревне. Запреты были связаны с пребыванием на дорогах, пе- рекрестках и других неблагополучных локусах потусторонней силы, имевшей возмож ность причинить вред. Например, дорога часто использовалась колдунами и знахарями, связывала мир живых людей и умерших предков.

Место, неверно подобранное для строительства жилища, служило причиной неудач и семейного разлада. Раньше верили, что человек, переночевав на планируемом для дома участке, определит его свойства. Крепкий, хороший сон считали добрым знаком. Поднимали избу и на месте старой муравьиной кучи, как на более сухом и удобном. К помощи муравьев прибегали коми-зыряне. В берестяном коробе из леса приносили муравьев и небольшое количество сора из муравейника. Короб ставили на месте будущей постройки. Если место удачное, то муравьи обоснуются на нем, в противном случае они покидали короб.

Примером изменения традиции при улично-квартальном расположении домов в поселении служит сюжет о наблюдении за животными:

«Следовало их пригнать и подождать, как они устроятся, успокоятся. Но нам, переселенцам, нужно было выдержать ряд по линии улицы, соблюсти границы участков, расстояние между домами. Так что при желании мы не смогли бы следить за этими приметами».

Отказ от строительства на месте, облюбованном гусями, подтверждает и другое требование – от начала возведения до переезда в избу, в нее не запускали голоногих птиц, поскольку они притягивали бедность к новому дому.

Определившись с местом будущей избы, закладывали фундамент. Действие сопровождал обряд «каша божеству фундамента». Серебряную монету и шерсть укладывали в «угол Тора» (юго-восточная сторона), или на столбе фундамента, или после первого, третьего венца. В центре основания новой избы варили кашу и читали молитву о благополучии семьи. Серебро должно было наполнить дом достатком, шерсть – теплом. Иногда, закладывая фундамент, в углах раскладывали медные крестики, оберегавшие от злых духов. Произнося молитву, оборачивались лицом на восток.

Серебряную монету посвящали «хранителю домашнего очага».

До начала возведения сруба начинали рыть подпол. Вокруг него собирали венец, внутри которого варили кашу. На кашу приглашали соседей и старика, возглавлявшего обряд. Обернувшись на восток, говорили слова молитвы. Старик бросал в огонь ложку каши, после чего приступали к трапезе, угощению пивом. Также, помимо монет по углам закладывали по горсти ржи. Если монета олицетворяла богатство, шерсть – тепло будущего здания, то рожь, естественно, подразумевала сытную жизнь и достаток в доме.

В подпол опускали выкопанный куст молодой рябины вместе с корнями. Объясняют действо тем, что семья, как и куст с корнями, должна прочно закрепиться на новом месте. Рябина охраняла домочадцев и жилище. А куст рябины в данной ситуации выступал одной из форм домашнего божества. Неслучайно дерево использовали как оберег и хранили в доме, на усадьбе или сажали во дворе. Например, ставя новые ворота, в пустоту металлических столбов бросали рябиновые ветви. Закладывали их и в фундамент наряду с монетами и шерстью.

Поскольку для народной культуры свойственна вариативность, в разных поселениях известны разные вещи, используемые при закладывании дома, и разные углы, пригодные для этого. Характерно и разнообразие названий, иногда обрядовые действия обозначали одним словом – «фундамент, основание». Вариация встречается и в выборе человека, закладывающего предметы. В этой роли выступали будущий хозяин, старший в роду мужчина, старшая женщина или беременная женщина. В случае неимения при строительстве среди родных беременной женщины, еѐ приглашали из числа соседей и близких друзей. При отсутствии в семье мужчины, старшая женщина накидывала на себя пиджак и, держа под левой подмышкой мужскую шапку либо рукавицу, проговаривала молитву и слова благопожелания строящемуся зданию и жителям.

Закладывание монет, шерсти или крупы практикуется и сейчас. В срубе их помещают под венцы, при кирпичной стройке – под первый ряд, следующий за фундаментом. Согласно преданиям, помимо монеты и шерсти жертвовали собаку или волка, которых закладывали под фундамент. При основании новых поселений они также зарывали в землю труп собаки или дикого волка.

Жертва предметами на благо нового дома и проведение моления встречается повсеместно. На избранном для строительства месте укладывали белый камень – «камень фундамента», а в углы закладывали монеты. Совершали жертвоприношение и устраивали общее угощение всех присутствующих и встречавшихся на улице. Заложив фундамент, приглашали человека, произносившего молитву, желавшего достатка и счастья. Иногда, перед возведением фундамента в честь богини земли проводили моление. Под передний угол будущего дома зарывали хлеб, куриную голову, оставляли монету, рассыпали зерно либо сбрызгивали кровью пожертвованной курицы бревна. Процедуры приносили богатство и благополучие.

Закончив работу с основанием жилища, приступали к возведению стен. Срубы поднимали, укладывая поочередно венцы согласно тому, как их рубили, в соответствии с нумерацией. Стены обозначали словом, одновременно означающим и бревно. Подобное совпадение подтверждает развитие, прежде всего, срубного домостроительства по отношению к иным типам жилищ в столбовой, каркасно-столбовой и др. технике.

На возведенном срубе за один-два завершающих ряда водружали «матицу». Небольшие избы имели одну матицу, в более крупных срубах врубали по две. Под матицу использовали крепкое бревно или брус. Располагали еѐ перпендикулярно входной двери. Из качественного хвойного дерева укладывали одну матицу, из лиственных пород, например, осины, две. Число зависело от размеров и конструкции дома.

Несомненно, установка матицы символизировала окончание работы над срубом, поскольку стены были возведены, и, одновременно, начинался новый этап работы над кровлей дома. Уникальность матицы в пространстве избы, по отношению к другим строительным элементам, раскрывают фольклорные материалы.

Матица разграничивала территорию жилого дома. Она являлась рубежом «внутренней», «передней» части и «внешней», «задней», связанной с входом/выходом.
Посторонний человек, посетив дом, не должен преодолевать границу и заходить за матицу без приглашения хозяев. И сваты, пришедшие в дом невесты, располагались на лавке у двери или под потолочной матицей. Только переговорив с хозяевами, получив приглашение к столу, они переступали границу и переходили в другую часть дома, находящуюся за матицей. При лечении больного знахарь сажал его под матицу, перечисляя варианты болезни. Справедлива идея о том, что место под матицей и еѐ центром необходимо считать серединой дома, топографическим центром, на котором совершали значительное число обрядов, не связанных с сидением за столом или с печью.

Поднятие матицы всегда сопровождалось проведением обрядовых действий. Бревно, предназначенное для матицы, заворачивали в шубу и поднимали в таком виде. Таким приемом выражали пожелание, чтобы дом сохранял тепло. «При подъеме матицы, как бы ни было тяжело, ни один из рабочих не должен ни охнуть, ни крикнуть. Когда кладут на место матицу, по ней не стучат ни топором, ни каким-либо другим предметом... Если не соблюдать этих требований, то, по мнению строителей, изба будет вонючей, угарной, сырой и дымной». Украинские плотники также старались не стучать по матице, поскольку в таком случае у хозяев будет постоянная головная боль.

Известны разные приемы подъема матицы. Помимо укрывания шубой, подвешивали кувшин с пивом, хлеб либо пирог хуплу, на концах матицы раскладывали по ложке каши. Подняв матицу, шнур перерезали. Каравай подхватывали или следили за падением и стороной, на которую падал хлеб. От этого зависела судьба домочадцев. У русских в скатерть или мех заворачивали хлеб, иногда водку и соль, подвешивали к матице. Один из строителей рассыпал у дома зерно и хмель. Наверху веревку, державшую скатерть, перерубали. То есть, в одних населенных пунктах подхватывали сверток, а в других селениях следили за манерой падения. Положение на земле предсказывало будущее.

Уверенно связывают установку матицы с окончанием одного из этапов строительства. Перед подъемом на срубе рассаживались два, четыре либо шесть мастеров, задействованных в работе с матицей. При недостаточном количестве мужчин наверх поднимались взрослые женщины. Перед подъемом в игровой форме объявляли: «Матка водку просит!». К матице веревкой привязывали хлеб или хуплу и бутылку с самогоном, водкой, домашним пивом. Поднимали очень осторожно, проявляя взаимоуважение и соблюдая тишину. Плотники, сидящие на срубе, пили по рюмке и спускали бутылку вниз. К матице помимо бутылки привязывали угощение, которое, попробовав, также спускали вниз. Иногда под уложенной матицей в центре дома хозяева накрывали стол для строителей. Иногда за недостаточное угощение мастера прятали пустую бутылку с матицы на крыше дома горлышком к ветреной стороне, чтобы она гудела при сильных порывах.

Веревку с подвешенным хлебом обрубали. Каравай, упавший плоской стороной вниз был хорошим признаком, округлая сторона хлеба предвещала несчастье.

Помимо пирога, хлеба, бутылки и закусок с установкой матицы связано закладывание монет и шерсти, т.е. повторяли те же действия, что и при закладке фундамента. Монета и шерсть символизировали достаток и тепло будущего здания. Иногда в комок с шерстью скатывали муку, пшено и другие крупы, также оборачивали платком матицу и подкладывали под нее зерно и монеты, что гарантировало счастливую жизнь. Позже деньги матице заменила шерсть, «символ счастья и благополучия у скотоводческих народов». Использование монет и шерсти подтверждает роль матицы как локуса сосредоточения материального благосостояния семьи.
Обрядовые действия под матицей дома в свадебных торжествах, проводах рекрута и других ситуациях подтверждают «решительность событий, происходящих в жизни индивида, семьи и рода... решается судьбоносная задача: быть за матицей или удержаться на этой стороне».

Естественно, домашняя обрядность многообразна, содержит большое количество разного рода процедур.

Спойлер
Вот некоторые определения мест и вещей, располагавшихся в избах. Читая, обратите внимание на отождествление с происходящими в жизни людей событиях, о том, как понятия менялись и мутировали, и попробуйте сопоставить с тем, как вы думаете и какие слова и фразы часто произносите:

Суть - жилое помещение в избе (куть - кухня). См. Не суть была. Не судьба, ничего не поделаешь. «Когда сватовство не удалось, «дело рассох- лось», говорят: «видно, не суть бы- ла» или «не наша была» жен. сущность, существо, самость, основанье, самое главное, важное в деле; зерно, ядро, нутро. Дойти до сути. Самая суть бытия от нас сокрыта. Суди по сути. (тут, скорее всего, мутирование от «кути» - кухни, очага, печи, женского кузнечества, те творчества)

Сутки - углы в избе; ныне: день и ночь, пространство в 24 часа (νυχθήμερον - от νυχθήμερος (nukhthḗmeros, “lasting a day and night”), от νύξ (núx, “ночь”) + ἡμέρα (hēméra, “день”)); пространство 2 на 4 - срубная постройка, первоначально она состояла из однокамерной четырехстенной избы).

Очаг - место в печи где разводятся огонь, определённое место, через котороа печь кормится, домашняя жизнь и семейные ценности, а ещё и бронхи, язычок, петелька, горло, трахея, носоглотка. Отождествление очевидно.

EAA1D26C-FC69-4008-BB49-5AFE77686F5B.jpeg


И так можно продолжать до бесконечности.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 634 (+642/−8)
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 3 месяца

#2 Clermont » 7 июня 2023, 22:20

Pixie писал(а):Этимология слова «изба»: происхождение от слова «исток» - то место, которое отопляется печью.

Возможно, вы правы, а я ничего не понимаю в избах.
Но , хочу заметить, что слово "изба" восходит к тем временам, когда был единый балтославянский язык, до его разделения на балтский и славянский языки, примерно 3500 лет тому назад. И что русское слово "изба"- это прямой родственник латышского слова "istaba"(истаба), означающего "комната". К "истоку", мне кажется, слово "изба" отношения мало имеет. Кстати , на латышском, исток, источник- это "avots", к "истабе" слово совсем не родственное.
А ещё, хочу заметить, что первая славянская культура на территории России - это культура псковских длинных курганов, 5-11 веков.
Культура совсем не местного происхождения (предыдущие здесь балто-финские на неё совсем не похожи), а на это место, вероятно, люди этой культуры прибыли морем с южного берега Балтийского моря, из нынешних Польши и Германии, их культура весьма похожа на тамошнюю культуру подклёшевых погребений.

Могу и рассказать (если это кому-то интересно), какие избушки были в 5 веке у культуры псковских длинных курганов.
Строили на высоких берегах (боялись наводнений) однокомнатные деревянные домики метражом примерно 20-40 м2, с пристройкой-сенями. Это были домики-полуземлянки, заглубленные в землю на 5-20 см. Домики с земляным полом, без фундамента. Отапливались они иногда очагом-каменкой (без свода), а иногда печкой-каменкой. В роли зажигалки было кресало. У финнов и балтов, вероятно, псковские славяне-мореходы заимствовали культуру париться вениками, и этот жилой домик был одновременно и баней. Труб не было, топили по-чёрному, потолок покрывался густой чёрной сажей, дым выпускался через дверь. Семьи были многодетные, но продолжительность жизни низкая, так что, в домах было очень тесно, но строить второй дом было дорого и трудоёмко. Гигиена была на высоком уровне, были даже специальные туалетные пинцеты.

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 634 (+642/−8)
Сообщения: 895
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 3 месяца

#3 Clermont » 8 июня 2023, 22:06

Что ещё хочу добавить к поднятому вами вопросу этимологии и происхождения избы.
Мне думается, что 4000 лет тому назад сооружение для жилья звалось "изтба". А потом, со временем, за четыре тысячелетия, это слово волшебным образом превратилось в слово "изба" в русском языке и в слово "истаба" в латышском языке. Я ошибаюсь?


Вернуться в «Наследие предков ( символика славянских обрядов)»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 15 гостей