- Русалки и Русалимы
У восточных славян все был персонаж, которого называли «русалкой». В народе эти сказочные существа были известны нам как водяниха, шутовка, щекотиха, а на Украине и Юге России — мавка или навка. Русалки часто упоминались в русских обрядовых песнях и рассказах о встрече с нечистью — быличках и бывальщинах.
По преданиям существовал и обряд проводов русалок, который начинался на троицу и завершался в четверг троицкой недели, либо петровские заговины. Никакими обрядовыми действиями первый день не отмечен не был, хотя о начале русальной недели свидетельствует музыкальный код ритуала, подкрепленный поэтическими текстами песен, который женщины начинали распевать ещё в самом начале дня:
”Русалочки троецкие, троецкие, нямецкие.
А мы их встречаем, хорошо угощаем.
И поют всю русальную неделю”
В отличие от европейских «литературных» русалок русские водянихи не имели хвоста. Их представляли женщинами с длинными распущенными волосами в белых одеждах — или нагих. В некоторых регионах верили, что русалки молоды и красивы. В других считали, что они выглядят, как безобразные старухи.
В представлении русских, украинцев и белорусов русалки были духами девушек, умерших до свадьбы, или детей, которых прокляла мать. В некоторых местах верили, что русалкой становится любая утопленница. По еще одной версии мавками становились дети, умершие некрещеными. Эти духи приходили в мир живых на Русальной неделе, Ивана Купалу или перед Петровым днем. На Русском Севере рассказывали, что русалки являлись и зимой, например, из проруби.
- Спойлер
- По поверьям русалками становятся утопленники либо же люди, похороненные без соблюдения христианского обычая
Приходя на землю, русалки устанавливали контакт с людьми, давая им знать о своем появлении: ”…вот хозяйка доить корову, а она (прим., русалка) сидит на тыну: “Подкоровница, подкоровница, дай молочка!”- так русалки рубах просили, им рубахи кидает, она и заберёт.
Русалкам не всегда приписывали опасные качества, и тем не менее их боялись. Самым верным средством против щекотих считалась полынь. Пучок этой травы носили при себе всю Русальную неделю. Широко бытовало поверье, что русалка, встретив в лесу человека, спрашивала: «Полынь или петрушка?» Если человек отвечал: «Петрушка», русалка с криком: «Ах ты ж моя душка!» — кидалась его щекотать. Знающий человек отвечал: «Полынь!» — тогда щекотиха исчезала со словами: «Сам ты сгинь!»
- Спойлер
- Сохранились многочисленные песни-обереги, которые пели на Троицу и во все Русальные дни:
Русалка-царица,
Красная девица!
Не загуби душки,
Не дай удавиться,
А мы тебе кланяемся!
Местом обитания русалок считались реки также рощи, чаще всего березовые, и поля, где росла рожь.
Поэтому на вопрос о времени появления русалок на земле говорят когда рожь колосится.
Русальная неделя характеризовалась особыми погодными условиями, и ”если холодно становится, так то к появлению покойников на земле”.
- ПЕСНЬ РУСАЛ
Сидела русалка на берёзе,
Делала-рядила себе холодок.
Как мой холодок холодёшенек,
Холодей водицы в крынице,
Холодей дождику сильного,
Холодей ветрику буйного.
Также на русальной неделе существовали запреты на выполнение определенных работ. Особенно это касалось беременных женщин, а также хозяев, у которых была в то время тельная корова:
”На русальной неделе женщины не работають, а празднують. Не мыють, не шиють, чтоб у скотине калекой не рождалися. Сердитая русальная неделя”.
На Духовскую субботу было принято приносить в дом май — ветки деревьев, чаще березы, липы, орешника, клена — и вторкивать их в окна, двери, ставить на дворе. Целую неделю — троецкую, или русальную — этот май находился в хате, а затем его сжигали в печи, относили в лес или кидали в погреб от мышей. Таким образом, месяц май, все майские растения (травы), цветы и деревья, и русалки отожествлялись.
- Раньше становили коло двора, сéкли, например, дерева и становили кругом. И утыкали усюды, усюды. А потом этот май, как проходить русалка, так садятся, ветья кладуть один на одно и вязуть — русалку провожають. Вязуть по сялу, садятся на это вéтье. Эты вязуть, эты сидять, пéють. Ну, всё ветья пособирають, за деревню вывезуть — русалку провожають. И пели русальные песни. Пройдеть две недели, больше эти песни всё — не пéють.
Майский завар, полученный путём процесса сушения, молотьбы и перемешивания майских трав, обладал положительными свойствами и использовался как лечебное средство, и если вдруг заболевала рука, то ее просто намывали листьями мая и всё быстро проходило.
- На русальной неделе русалки появляются в деревне и колышутся на ветках зелени, называемых маем: Клёну принясуть, по окнам стремляють, берез приносять, становять. Русалки будуть, каже, колыхаться
По прошествии русальной недели наступало лето, и к этому времени обязательно надо было завершить ткацкие работы, «в противном случае на кроснах будут качаться русалки:
Кто ня вытке кросны и остаются у лета, они на Троицу приходять и садятся на етыи кросны и колышутся».
Обряд проводов русалок совершался на период «петровских заговин», во время которого создавалось в полный человеческий рост чучело русалки в образе женщины из соломы и тряпок, наряженное в традиционный женский костюм с повязанным на голову платок:
«Не сено, а соломка прямая. Связали вот такой во кулёчик и перевязали голову, как куклу. Мордочку делали, глазки рисовали, как у человека. Платьица всё и хвартучик надели, ну, и носили да пели».
- Спойлер
- В западных и южных областях России существовал обряд «проводов русалки». В конце Русальной недели в щекотиху обряжали чучело, подобное чучелу Масленицы, или «самую бойкую бабу» из деревенских. В некоторых селах «провожали» Русалку и Русалима — мужское воплощение этого духа.
Бывало, что русалке делали и партнера - русалима:
«Русалке тада вянок надевают, а Русалим в штанах будя, рубаха белая, шляпа будя».
Женщины «водили русалку» под пение специальных песен через все село в лог: «сейчас Русалку поведóм. А тады уже после этой русалки — давайтя вянки завивать». В логу куклу втыкали в землю и оставляли до следующего дня, и начинали завивать венки — завязывать узлом ветки на березе по числу членов семьи. Потом на закрученных на березе венках гадали и через несколько дней приходили смотреть: «если венок засох — к смерти, а если остался зеленым — к жизни».
Девушки могли гадать и на венках, сплетенных из цветов. С ними они шли к реке, бросали их в воду и, по тому как поплывет венок, определяли дальнейшую судьбу: «если венок, брошенный девушкой, закружится на месте, то сидеть ей в девках, если же поплывет по течению — к замужеству».
На другой день, откопав чучело русалки, все участницы возвращались с ней в деревню, где в одном из домов накрывали общий стол и кумились: «во свои снáшивали яйцы, хлеба, картошку толкли. В одном дворе сделають и вот тебе — кумются». Смысл обряда кумления заключался в совместной трапезе замужних женщин ради породнения семьями. После обеда с Русалки и Русалима снимали одежду, и чучела рвались на части и уничтожались в костре на дворе.
Музыкальное сопровождение обряда включало в себя обрядовые песни, которые назывались русальными. Они исполнялись во свойственной календарно-обрядовым песням манере использования для напевов зычного напряженного голоса довольно-таки узкого диапазона и в гетерофонной фактуре.
Во время шествия с чучелом по деревне и во время обряда завивания березовых венков можно было услышать звуки хороводных песен, напевы которых имели двухчастную структуру и состояли из медленного запева и быстрого хорового подхвата.
При гадании на венках из цветов, которые пускали по реке, а также во время трапезы кумления, были слышны приуроченные лирические песни, содержание поэтических текстов которых подходило к ситуации и отличие от календарно-обрядовых которых состояло в многоголосной фактуре распева с сольным квинтовым подголоском. Петь надо было громко, в расчете на открытое пространство.