ЧЕРНОБОГ и/или ВЕЛЕС

Description: Изучение магического фольклора и древних обычаев предков

Vetur
Topic author
Avatar
Vetur
Topic author
Reputation: 1024 (+1099/−75)
Posts: 925
Joined: 14 Oct 2015
With us: 8 years 5 months

#1by Vetur » 10 Jul 2019, 23:59

ЧЕРНОБОГ и/или ВЕЛЕС
Чернобог – навий, «злой» бог согласно «Славянской хронике» Гельмольда. В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем[xv] (1696) – Czernebog, причем первым в этом пантеоне – противник Черного бога – Свентовит.

Аль-Масуди[xvi] дает описание святилища некоего Черного бога (10 века) на черной горе: «... в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой – пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)».

Петр Альбин в «Миснейской летописи» говорит: «славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда». Гельмолд описывает, что когда на пиру у славян чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения. Впрочем, каждый понимает в меру своего воспитания: «Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова – не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого – несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём языке дьяволом или Чернобогом».

По мифу, приведённому Срезневским, Сатана (читай Чернобог) поганит душу человека, созданного Богом, собственно и по христианским догматам это так. По другому мифу, приведённому Афанасьевым Сатана (Чернобог) создал человека из пота Бога. Похожий миф есть в Лаврентьевской летописи. Чернобог – сотворец Мира.

В мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает «чёрт», «дьявол» – это постоянный противник Громовержца и владелец мира мертвых, шут и трикстер. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не заметить идентичность этого имени и сходства этого образа со славянским Велесом.

Велес, Волос, Власе, Власий – «скотий бог», вероятно, бог богатства (через скот, основное богатство кочевых племен) и бог дикой природы, «скотий», т.е. дикий, лютый, звериный. Это подтверждается тем, что Велес уподоблен Пану, само воплощение Природы: Mater Verborum[xvii] – «Veles: Велесъ – Pan, ymago hircina». Соотнесение Сатаны с козлом в средние века не нуждается в доказательствах.

Русские летописи по договорам Олега и Святослава с греками:

В лето 6415 (911): «Цесарь же Леон с Александрьмь мир сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша мир»

В лето 6479 (971).»...да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна и от Волоса, скотия бога».

Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. «Вторый (идол) Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести» («Густинская летопись» [xviii]), «бог скотов» («О идолах Владимировых»).

Он же бог наук и мудрости. В «Слове о Полку Игореве» находим «Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...». Встречается его имя и в «Веде славян» в изд. Верковича [xix] (см. например IV, 5. 5-13).

Боже ле Власе ле
Жива ма Юда учила
Да си пее Ясна Книга,
Да си пее и да пише.
Учила ма, Боже, научила.
И ты, Боже, да ма учишь
Да си праве кушер-та.
Да ми дадешь триста вола,
Триста вола, триста крави

Он же бог лесов, бог искусств (Mater Verborum, «Слово о Полку Игореве» – «Чи ли воспети было, вещий Бояне, Велесовь внуче...», см. также «Веда славян» в изд. Верковича[xx], IV, 5. 5-13), упомянут также в средневековых поучениях против язычества 14-17 веков, например, в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам»:

Язычники «это те, которые богами называли; солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди.»

Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных «демонов», приносили в жертву ему черных кур и голубей[xxi]. В «Слове св. Григория» сказано о поклонении славян «скотноу богоу и попутникоу и лесну богу». Т.е. Велесу – богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов. В «Житие Владимира» говорится: «А Волоса идола... веле в Почайну реку воврещи» В житие Авраамия Ростовского сказано: «Чудский конец поклонялся идолу каменну, Велесу.»

Одно из его имен Мокос – муж Макоши, богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания Мокоша-Мокоса в мужском роде) – таким образом и сам Велес, выступающий в сказках, как старик с путеводным клубком – бог Удачи. Заметим, что в индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна, индийские Адитьи и т.д.

Велес – посмертный судья, водчий и пастырь мертвых, бог волшебства, магии и сокровенного, хозяин Перекрестков Мироздания, бог Нави. Ближайшие аналоги в других ветвях Традиции – Гермес, Меркурий, Вотан, Один… При православии образ Велеса слился с образом св. Николая, коего на Руси почитали превыше всего.

Возможно, он и есть Чернобог славян, хотя имеет воплощение и в Прави. Велес отождествлен Б.А.Рыбаковым с трехликим изображением на нижнем ярусе Збручского кумира, поддерживающим основание мира.

У словен приильменских, вероятно, выступал также под именем Ящера или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря – Николу Водяного.

Волх, Волхов, Волховец – также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу, вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в «Слове о Полку Игореве», былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок – Серый вещий Волк из русских сказок. Ипостась Велеса. День его отмечают в средней полосе России 2 октября, это начало охотничьего сезона.

Волосыни – жены Велеса, созвездие Плеяд согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение Афанасия Никитина «Хождение за три моря»: «Волосыни да кола въ зорю вошли, а лось головою стоитъ на восток»[xxii]. Волосожары – Млечный Путь – «Велес чесався и волосья разбросал». По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне), Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь – ее молоко. Велес – сын Коровы Вселенной. Лось – Созвездие Большой Медведицы – чертоги Велесовы.

Итак:

«Скотий бог» – хозяин Дикой Природы.
Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников
Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог
Посмертный судья и прижизненный испытатель.
Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.
Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
Податель богатств.
Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому
Бог удачи.
День Велеса – среда, камень – опал или обсидиан, металл – свинец или ртуть, дерево – ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса.

Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит мхи да лишайники, а также грибы, хорошо ставить кумир или класть требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны – отсюда и «заблудиться в трех соснах») и муравейники - тоже знаки Велесовы. Если на равнинной местности – то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем на них.

Черный ворон или филин, кот, полоз или уж – все это предвестники взгляда Велеса во время обряда. На капищах Велеса зачастую висели грамоты с письменами, а также скотьи черепа или рога. Вероятно и сам кумир Велесу увенчивали рогами – еще и отсюда его отождествление с Сатаной.

Велесу жертвовали медью, ибо он – бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а также возливали пивом и квасом – теми напитками, которые он научил людей готовить по одной из легенд.

Изображения кумиров Велеса могут содержать изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Глаза кумира оттеняются, делаются темными и глубокими. Под кривой палкой, что в руке Черного бога на черной горе мы разумеем кочергу – ею, этим фалическим символом, перемешиваются кости-угли мертвой материи в материнском лоне- печи, для нового рождения. Кстати, жезл Гермеса весьма напоминает такую кочергу.

Кумиры Велесу ставили не на вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам, так, в Киеве кумир Велеса стоял отдельно от всего пантеона Владимир на торговой площади.

Его, Велесовы, дни празднуют особо торжественно 22-24 декабря, 31 декабря (в ипостаси Мороза), 2 и 6 января, в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили «скотьего бога» сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Ярилы, Николы Вешнего – 22 мая (Ярилин день, семик). 12 июля - когда ставят первый сноп и начинают косить, заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивают клок на убраном поле «на бородку».

Велес – покровитель зодиакальных Козерогов. ...................................................................................................................................................................
ЯЩЕР, Яша, Ясса, Iassa, Issaya, Йеша
Общеславянский пекельный бог. Мировой змей. Не раз упомянут в польских церковных запрещениях языческих обрядов 1420-х гг. Возможно, является одной из ипостасей Велеса-Чернобога (как сыном Локи был Мидгардский змей, а Ажи- Дахака – сыном Ангхро-Майнью). В западно-славянских средневековых источниках упоминается вместе с Ладо (см. Лад).

Ящер, Яша, Ясса, Iassa, Issaya, Йеша – пекельный бог, впрочем согласно «Хронике Польской» Яна Длугоша[xxxiv] от – Jessa – соотносим с Юпитером. А Фаминцын[xxxv] сравнивает это божество, не имея ничего, кроме имени, с Белобогом, якобы это «ясный» бог.

Мы полагаем, что никакого бога Ясоня нет – это плод фантазии толкователей. В «Mater Verborum» находим, правда такого «тезку»: «Jesen, jasni: Iесень, Ясни – Isis lingua egiptiorum terra dicitur».

Вероятно, есть как раз владелец глубин и/или царства минералов, может быть, морской царь – Иеша, Ящер. Характерно, что именно Посейдон греков назван «колебателем земли». По словам Длугоша «Иессу молили о даровании земных благ». Музыка в мифе о Садко является богослужением Морскому царю, а гусли имели форму ящерообразную. Сохранилась до наших дней белорусская песня:

Сяде Ящер под пирялущем
На ореховом кусте,
Где орехова лусна...
(Жанитися хочу)
Возьми себе девку,
Котораю хочешь...

Нам известны и другие ее варианты:

Сиди-седи Яша
Под ореховым кустом,
Грызи-грызи Яша
Орешки коленые, милою дареные.
Чок-чок, пятачок!
Вставай Яша, дурачок.
Где твоя невеста,
В чем она одета,
Как ее зовут
И откуда привезут...

Записано несколько лет назад в деревне Фролово Московской Области Константином Бегтиным.

Сиде-седе Яшша
У ракитовом кусте,
Грызе-грызе Яшша
Орешки коленые, милою дареные.
Цок-цок, леденец,
Вставай (сигай) Яшша, молодец.
Иде твоя невеста,
У чем она одета,
Как ее зовут
И откеда привезут...

Академик Рыбаков Б. А. в «Язычестве древней Руси» пишет: «...славянский Ящер, женившийся на утопленной девушке, соответствует Аиду, богу подземного мира, супругу Персефоны. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно—подводных сил, содействующих плодородию, т. е. Ящеру, Аиду, Посейдону».

Следами обитания «русских крокодилов» остаются топонимы многих озер и рек Северо-Запада: река Ящера, озеро Ящино, населенные пункты Ящера, Малая Ящера и др. В окрестностях Москвы можно указать на Спас-Крокодильный монастырь близ Клина (ныне село Спас-Крокодилино). На новгородчине возможно существовало капище в районе развалин Рдейского монастыря.

Особо чествовали Ящера на Ореховый Спас и щедро сыпали орехами в пасть кумиров Ящера. Возможно, как поддоному властителю бросали в воду девичью куклу (а то и саму
Я знаю, что ты можешь связать одной ниткой все четыре ветра...

Оля Владимирская
Avatar
Оля Владимирская
Reputation: 225 (+230/−5)
Posts: 565
Joined: 22 Mar 2023
With us: 1 year

#2by Оля Владимирская » 24 Jul 2023, 10:53

[quote="Vetur"]ЧЕРНОБОГ и/или ВЕЛЕС
Чернобог – навий, «злой» бог согласно «Славянской хронике» Гельмольда. В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем[xv] (1696) – Czernebog, причем первым в этом пантеоне – противник Черного бога – Свентовит.

/quote]

Ув.Vetur подскажите Бог Велес и Леший между собой связаны? Леший подчиняется Велесу?

Орешек F
Avatar
Орешек F
Reputation: 1846 (+1854/−8)
Posts: 1035
Joined: 6 Jun 2019
With us: 4 years 10 months

#3by Орешек » 24 Jul 2023, 11:36

Оля Владимирская wrote:Ув.Vetur подскажите Бог Велес и Леший между собой связаны? Леший подчиняется Велесу?
Все духи стихий находятся во власти Велеса. Лешие, болотные, полевые, домовые, навьи духи не исключение. Через него творится любое колдовство, он Отец колдовства, проводник в другие миры. Потому если есть обращение к стихиям, ключом к обрядам будет обращение к Велесу, что в заговорах часто не упоминается.

Clermont
Avatar
Clermont
Reputation: 615 (+623/−8)
Posts: 869
Joined: 30 Jan 2023
With us: 1 year 2 months

#4by Clermont » 24 Jul 2023, 13:03

Орешек wrote:Все духи стихий находятся во власти Велеса. .

А разве Велес и Перун не противоборствуют друг с другом, а стихия грома и грозы разве управляется Велесом, а не Перуном?

Оля Владимирская
Avatar
Оля Владимирская
Reputation: 225 (+230/−5)
Posts: 565
Joined: 22 Mar 2023
With us: 1 year

#5by Оля Владимирская » 24 Jul 2023, 14:44

Clermont wrote:
Орешек wrote:Все духи стихий находятся во власти Велеса. .

А разве Велес и Перун не противоборствуют друг с другом, а стихия грома и грозы разве управляется Велесом, а не Перуном?

причем здесь Перун, когда речь в теме идет о Велесе

Орешек F
Avatar
Орешек F
Reputation: 1846 (+1854/−8)
Posts: 1035
Joined: 6 Jun 2019
With us: 4 years 10 months

#6by Орешек » 26 Jul 2023, 19:19

Clermont wrote:
Орешек wrote:Все духи стихий находятся во власти Велеса. .

А разве Велес и Перун не противоборствуют друг с другом, а стихия грома и грозы разве управляется Велесом, а не Перуном?
Это не стихии в моем понимании . И конфликта нет, это единый эгрегор.

Zed M
Ученик
Zed M
Ученик
Reputation: 297 (+340/−43)
Posts: 2517
Joined: 9 Nov 2020
With us: 3 years 5 months

#7by Zed » 26 Jul 2023, 19:39

Орешек wrote:это единый эгрегор.
как вы эгрегор выбирали с каким иметь дело?
..... сами выбирали? или по знакам смотрели? ... на что обращали внимание?

Орешек F
Avatar
Орешек F
Reputation: 1846 (+1854/−8)
Posts: 1035
Joined: 6 Jun 2019
With us: 4 years 10 months

#8by Орешек » 26 Jul 2023, 19:58

Zed wrote:
Орешек wrote:это единый эгрегор.
как вы эгрегор выбирали с каким иметь дело?
..... сами выбирали? или по знакам смотрели? ... на что обращали внимание?
По отклику после принесения многочисленных даров и результатам обрядов.

Zed M
Ученик
Zed M
Ученик
Reputation: 297 (+340/−43)
Posts: 2517
Joined: 9 Nov 2020
With us: 3 years 5 months

#9by Zed » 26 Jul 2023, 21:45

Орешек wrote:
Zed wrote:как вы эгрегор выбирали с каким иметь дело?
..... сами выбирали? или по знакам смотрели? ... на что обращали внимание?
По отклику после принесения многочисленных даров и результатам обрядов.
т.е. кто откликнулся, с теми и дружим? scratch_one-s_head

Элла F
Avatar
Элла F
Age: 32
Reputation: 994 (+1002/−8)
Posts: 849
Joined: 7 Aug 2019
With us: 4 years 8 months

#10by Элла » 27 Jul 2023, 9:33

Zed wrote:т.е. кто откликнулся, с теми и дружим?
А что, вы считаете должно быть наоборот?

Zed M
Ученик
Zed M
Ученик
Reputation: 297 (+340/−43)
Posts: 2517
Joined: 9 Nov 2020
With us: 3 years 5 months

#11by Zed » 27 Jul 2023, 18:21

Элла wrote:А что, вы считаете должно быть наоборот?
а вы как считаете?

Serhio M
Avatar
Serhio M
Age: 32
Reputation: 15 (+17/−2)
Posts: 83
Joined: 29 Oct 2023
With us: 5 months 14 days

#12by Serhio » 30 Oct 2023, 22:53

Я вообще кое где встречал информацию, что Чернобог и Белобог это две ипостаси Перуна. И что Велес к этому всему никакого отношения не имеет. Отдельное Божество. Очень сложно с учетом современной путаницы в направлении славянского язычества выяснить, кто есть кто.

solp M
Ученик
Avatar
solp M
Ученик
Reputation: 6004 (+6150/−146)
Posts: 23309
Joined: 12 Jul 2018
With us: 5 years 9 months

#13by solp » 31 Oct 2023, 0:07

Serhio wrote:Перуна
Перун ближе к скандинавскому Тору скорее по своим качествам.

Butcher M
Ученик
Avatar
Butcher M
Ученик
Reputation: 52 (+379/−327)
Posts: 969
Joined: 8 Nov 2022
With us: 1 year 5 months

#14by Butcher » 7 Mar 2024, 1:12

Двойственность: Белобог и Чернобог

Если смотреть на мир более обобщённо, все люди могут быть условно разделены на два типа: приверженцы Созидания — последователи Десного пути Белобога, и приверженцы Разрушения — последователи Шуйного пути Чернобога. В этом случае люди-творцы и хранители могут быть отнесены к первому типу, а разрушители — ко второму.
На первый взгляд такое деление представляется довольно ясным и недвусмысленным: есть те, кто ратует за жизнь и процветание, и есть те, кто по каким-то причинам отвергает жизнь. Но при более глубоком взгляде данное положение дел приобретает совершенно другой смысл, который — буквально как гром среди ясного неба — может ошеломить неподготовленного искателя, внезапно прозревшего Истинную Природу вещей.
Обычно люди называют добром деяния Светлых Богов, порождающих и поддерживающих жизнь в Яви, и злом — деяния Тёмных Богов-Разрушителей, прерывающих жизнь плоти, почитая последних Властителями маяты и мороки мира сего, скрывающими за Своими покровами Истинное Знание.
Но если смотреть на мир Вещим Оком (то есть не плотскими очами, но Духовным Оком Мудрости), то можно увидеть, что всякое созидание в Яви есть не что иное, как сокрытие Духа под покровами Материи, вовлечение Духа в маяту и морок Явленного мира. Разрушение же плотских форм есть высвобождение Духа из пут Материи, выход за пределы обусловленности мира форм и возвращение к своей Истинной Природе.
Иными словами, Светлые Боги, созидая и поддерживая жизнь в Яви, заточают Дух в темницу Материи, облекая Его кажимостью существования внешних форм, а Тёмные Боги, разрушая всё созданное Светлыми Богами, освобождают Дух из морочной иллюзии существования во внешних формах.

Baron
Avatar
Baron
Reputation: 256 (+262/−6)
Posts: 912
Joined: 21 Mar 2021
With us: 3 years

#15by Baron » 7 Mar 2024, 21:28

Butcher, а разве Темные Боги не боги материального мира, а Светлые Боги не боги духовного? Опять же - отец Земной и отец Небесный... Ну и другие примеры.

По теме - я так и не понял, Чернобог и Велес это одно и тоже или нет? И если все буквально завязано на Велесе, то за что вообще другие боги славянские отвечают? Перун тот же, Ярило и т.д.
Всё проходит... и это пройдёт.

Pixie F
Ученик
Avatar
Pixie F
Ученик
Reputation: 1644 (+1653/−9)
Posts: 3865
Joined: 16 Jul 2020
With us: 3 years 8 months

#16by Pixie » 7 Mar 2024, 21:59


Butcher M
Ученик
Avatar
Butcher M
Ученик
Reputation: 52 (+379/−327)
Posts: 969
Joined: 8 Nov 2022
With us: 1 year 5 months

#17by Butcher » 7 Mar 2024, 22:05

Baron, hi1
в посте выше всё написано предельно просто,
я не знаю, что ещё тут добавить.
Велес покровитель магии и колдовства,
проводник, мы же с вами не на социальном форуме)
другие Боги отвечают за другое.
Опять таки всё просто.
Есть 2 сущности у каждого Бога : тёмная и светлая.
И ещё..
Следующий Шуйным путём — это не слепой разрушитель всего, что попадается ему под руку; это тот, кто осознанно разрушает собственное невежество, дабы за маятой и морокой мира сего прозреть Самосиянный Свет Вечности, Бессмертного Духа.


Return to “Наследие предков ( символика славянских обрядов)”

Who is online (over the past 180 minutes)

Users browsing this forum: 2 guests